ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Базовые национальные ценности и ценностные ориентации:
философский и психолого-педагогический аспекты 6
1.2. Ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир» 14
1.3. Методы, средства, условия формирования ценностей и ценностных
ориентаций у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1. Содержание и организация опытно-поисковой работы 36
2.2. Реализация условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, связанные с распадом старого уклада жизни, являются причинами нестабильности в социальной сфере, пошатнувшихся идеалов и норм. Ценностные ориентации молодого поколения в последние годы резко изменились, на первое место у многих молодых людей выходят материальные ценности.
В связи с этим исследователи (А. Г. Асмолов, И. В. Бабурова, В. Я. Лыкова, Ю. С. Репринцева, Е. А. Столбова и др.) говорят о необходимости смены акцентов в образовании. По мнению А. Г. Асмолова, «...образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм» [2, с. 66]. Особое внимание в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [15] (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) уделяется формированию в школьном возрасте базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству), семья (здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость).
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на «.формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [56]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на «.духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [55].
Поскольку понятие «ценности» является междисциплинарным, исследования ценностных ориентаций личности проводились в философии (В. Г. Алексеева, Г. М. Андреева, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, А. А. Кроник, В. П. Тугаринов и др.), социологии (Д. К. Беляев, И. В. Блауберг, Ю. М. Жуков, В. В. Ольшанский, Э. Г. Юдин, В. А. Ядов и др.), психологии (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомняшая и др.) [52].
Проблемы особенностей и классификации базовых национальных ценностей в современной отечественной науке рассматриваются в работах И. П. Дымова, А. Н. Кохичко, Л. Л. Крившенко, М. Ю. Новицкой и др. По мнению ученых, такие ценности, как семья, Отечество, патриотизм, русский язык, гражданственность, должны занимать особое место в системе культуры.
В современных исследованиях рассматривается проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций у младших школьников: Г. А. Лобанова, С. И. Маслов, Т. М. Маслова, А. Д. Чиплиева, Н. П. Шитякова и др.
Все исследования содержат продуктивные идеи и подходы к формированию ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Однако ощущается потребность в исследовании педагогических условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира?
Актуальность данной проблемы определила тему исследования: «Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
процесс формирования базовых национальных ценностей у учащихся начальных классов.
Предмет исследования - условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования,
2. Определить ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир».
3. Разработать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников.
4. Определить и реализовать условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: анализ литературы, стандартов, программ, учебников; метод наблюдения за деятельностью детей, анкетирование; качественный и количественный анализ полученных данных.
Базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ № 67 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 30 учащихся 4-Г класса.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы - 85 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (6).
В ходе проведенного исследования была рассмотрена проблема формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что понятие «ценность» в педагогике рассматривается как личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает на базе знания человека о мире, усвоенных культурных смыслов. Базовые национальные ценности - это основополагающие нравственно-этические, моральные образцы и нормы, аккумулирующие в себе своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России, сложившиеся под влиянием геополитического положения страны, в результате длительного исторического процесса и передаваемые из поколения в поколение.
Ценностный компонент содержания образования - это система норм и отношений к миру, к деятельности, к людям, т.е. система ценностных ориентиров, которая предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом и эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Круг базовых национальных ценностей в содержании курса «Окружающий мир» охватывает ценности патриотизма (любовь к родине, уважение традиций, желание служить Отечеству), человечества (многообразие культур и народов, мир во всем мире, международное сотрудничество), природы, семьи, труда и творчества, культуры и науки (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, знания), здорового образа жизни.
В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников, подобраны
На формирующем этапе опытно-поисковой работы определялись педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В качестве условий были определены следующие:
• целенаправленное использование методов формирования ценностей;
• использование заданий на осознание ценностей (задания проблемного характера на оценку ценностных объектов; задания на выбор ценностей; ценностно-ориентированные задания практической направленности);
• использование метода проектов как средства формирования ценностей.
В работе приведены фрагменты уроков, на которых данные условия были реализованы; примеры использованных методов, приемов и заданий.
Повторная диагностика подтвердила эффективность созданных педагогических условий для формирования базовых национальных ценностей на уроках окружающего мира.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.
1. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения [Текст] / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вестник образования. - 2008. - №1. - С. 65-85.
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
4. Бабурова, И. В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников [Текст] : монография / И. В. Бабурова. - Смоленск : СмолГУ, 2008. - 320 с.
5. Белянкова, Н. М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» [Текст] / Н. М. Белянкова // Начальная школа. -2014.- № 4. - С. 76-81.
6. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы [Текст] / В. А. Блюмкин. - Воронеж : ВГУ, 1990. - 142 с.
7. Бобровская, Г. В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.
8. Братчикова, Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ю. В. Братчикова ; Уральск. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
9. Быков, А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла [Текст] / А. Быков // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С. 2-6.
10. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения [Текст] : 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Программа [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 192 с.
12. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник / Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 667 с.
13. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
14. Гусева, Т. В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира [Текст] / Т. В. Гусева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 63-67.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 30 с.
16. Дидактика средней школы : Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1982. - 319 с.
17. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: ИД Федоров, 2012. - С. 158-181.
18. Дымова, И. П. Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. П. Дымова ; Горно-Алтайс. гос. ун-т. - Горно-Алтайск, 2004. - 23 с.
19. Елишев, С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте [Текст] / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. - 2011. - № 2 (11). - С. 82-96.
20. Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности [Текст] / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1965. - Т. 2. - С. 198-221.
21. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
22. Калинина, Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст] / Л. В. Калинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 46¬50.
23. Кохичко, А. Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей [Текст] / А. Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 3-7.
24. Крайник, В. Л. Сущность национальных ценностей в российской федерации [Текст] / В. Л. Крайник // Мир науки, культуры, образования. -
2015.- № 4. - С. 151-153.
25. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
26. Крившенко, Л. Л. Формирование базовых национальных ценностей в системе общего образования [Текст] / Л. Л. Крившенко // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 16-23.
27. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь [Текст] /
В. Г. Крысько. - М. : МПСИ, 1999. - 343 с.
28. Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры [Текст] / М. Л. Кусова, И. А. Чиликова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - С. 30-33.
29. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 392 с.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt(дата обращения: 20.04.2018).
31. Лобанова, Г. А. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования (на материале курса «Природоведение» в начальной школе) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Лобанова ; Владимир.. гос. пед. ун-т. - Владимир, 2008. - 230 с.
32. Лыкова, В. Я. Ценностные ориентиры в современном воспитании
[Текст] / В. Я. Лыкова // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования : материалы международной научно¬
практической конференции. В 2ч. - Смоленск : СГПУ, 2004. - Ч 1. - С.75-86.
33. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И. С. Марьенко. - М. : Просвещение, 1990. - 475 с.
34. Маслов, С. И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / С. И. Маслов ; Рос. Академ. образ. - М., 2000. - 25 с.
35. Маслов, С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С. И. Маслов. - Тула : Изд.-во Тул. Гос. пед. ун-та, 1999. - 130 с.
36. Маслова, Т. М. Возможности национально-регионального
компонента начального общего образования в патриотическом воспитании младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Т. М. Маслова ; Дальнев. гос. соц-гум. акад. - Биробиджан, 2009. - 172 с.
37. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. - М. : Линка-Пресс, 2013. - 200 с.
38. Педагогика школы [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Г. И. Щукиной. - М. : Просвещение, 1977. - 384 с.
39. Пизов, А. В. Использование литературных текстов на уроках окружающего мира [Текст] / А. В. Пизов // Начальная школа. - 2014. - № 8. -
С. 63-67.
40. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2015. - 208 с.
41. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» [Текст] / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2016. - 205 с.
42. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы [Текст] / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 304 с.
43. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] : В 2 ч. Ч. 1. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.
44. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4-х классов : руководство / сост. Д. В. Лубовский ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 80 с.
45. Репринцева, Ю. С. Методика формирования ценностных ориентаций старших подростков в процессе изучения регионального курса географии [Текст] : монография / Ю. С. Репринцева. - Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2013. - 190 с.
46. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 330 с.
47. Рокич, М. Природа человеческих ценностей [Текст] / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. - № 5. - С. 20-28.
48. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]. - М. : Педагогика, 1973. - 424 с.
49. Саяпина, Н. Г. Ознакомление младших школьников с родным краем [Текст] / Н. Г. Саяпина // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С. 74-80.
50. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Испев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
51. Соколова, И. И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника [Текст] / И. И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 82-85.
52. Столбова, Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. А. Столбова ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2015. - 176 с.
53. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М. : Педагогика, 1983. - 352 с.
54. Файзуллин, Ф. С. Национальные ценности и ценностные ориентации [Текст] / Ф. С. Файзуллин // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 1. - С. 685-688.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Мин. образования и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. URL: http://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 26.10.2018).
56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:
http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 07.10.2018).
57. Федотова, О. Н. Окружающий мир [Текст] : Методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова. - М.: Академкнига, 2012. - 128 с.
58. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
59. Холодкова, О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника [Текст] : монография / О. Г. Холодкова. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 167 с.
60. Чиплиева, А. Д. Содержание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Д. Чиплиева // Наука, образование и культура. - 2016. - № 12 (15). - С. 128-130.
61. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. Программа. [Электронный
ресурс] / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. URL: http://www.vita-
press.ru/fileadmin/files/programs/ChudinovaBukvareva.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
62. Шитякова, Н. П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 11. - С. 63-66.
63. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2000. - С. 416¬432.