Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Базовые национальные ценности и ценностные ориентации:
философский и психолого-педагогический аспекты 6
1.2. Ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир» 14
1.3. Методы, средства, условия формирования ценностей и ценностных
ориентаций у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1. Содержание и организация опытно-поисковой работы 36
2.2. Реализация условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Базовые национальные ценности и ценностные ориентации:
философский и психолого-педагогический аспекты 6
1.2. Ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир» 14
1.3. Методы, средства, условия формирования ценностей и ценностных
ориентаций у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 36
2.1. Содержание и организация опытно-поисковой работы 36
2.2. Реализация условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, связанные с распадом старого уклада жизни, являются причинами нестабильности в социальной сфере, пошатнувшихся идеалов и норм. Ценностные ориентации молодого поколения в последние годы резко изменились, на первое место у многих молодых людей выходят материальные ценности.
В связи с этим исследователи (А. Г. Асмолов, И. В. Бабурова, В. Я. Лыкова, Ю. С. Репринцева, Е. А. Столбова и др.) говорят о необходимости смены акцентов в образовании. По мнению А. Г. Асмолова, «...образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм» [2, с. 66]. Особое внимание в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [15] (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) уделяется формированию в школьном возрасте базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству), семья (здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость).
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на «.формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [56]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на «.духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [55].
Поскольку понятие «ценности» является междисциплинарным, исследования ценностных ориентаций личности проводились в философии (В. Г. Алексеева, Г. М. Андреева, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, А. А. Кроник, В. П. Тугаринов и др.), социологии (Д. К. Беляев, И. В. Блауберг, Ю. М. Жуков, В. В. Ольшанский, Э. Г. Юдин, В. А. Ядов и др.), психологии (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомняшая и др.) [52].
Проблемы особенностей и классификации базовых национальных ценностей в современной отечественной науке рассматриваются в работах И. П. Дымова, А. Н. Кохичко, Л. Л. Крившенко, М. Ю. Новицкой и др. По мнению ученых, такие ценности, как семья, Отечество, патриотизм, русский язык, гражданственность, должны занимать особое место в системе культуры.
В современных исследованиях рассматривается проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций у младших школьников: Г. А. Лобанова, С. И. Маслов, Т. М. Маслова, А. Д. Чиплиева, Н. П. Шитякова и др.
Все исследования содержат продуктивные идеи и подходы к формированию ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Однако ощущается потребность в исследовании педагогических условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира?
Актуальность данной проблемы определила тему исследования: «Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
процесс формирования базовых национальных ценностей у учащихся начальных классов.
Предмет исследования - условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования,
2. Определить ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир».
3. Разработать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников.
4. Определить и реализовать условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: анализ литературы, стандартов, программ, учебников; метод наблюдения за деятельностью детей, анкетирование; качественный и количественный анализ полученных данных.
Базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ № 67 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 30 учащихся 4-Г класса.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы - 85 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (6).
В связи с этим исследователи (А. Г. Асмолов, И. В. Бабурова, В. Я. Лыкова, Ю. С. Репринцева, Е. А. Столбова и др.) говорят о необходимости смены акцентов в образовании. По мнению А. Г. Асмолова, «...образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм» [2, с. 66]. Особое внимание в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [15] (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) уделяется формированию в школьном возрасте базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству), семья (здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость).
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на «.формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [56]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на «.духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [55].
Поскольку понятие «ценности» является междисциплинарным, исследования ценностных ориентаций личности проводились в философии (В. Г. Алексеева, Г. М. Андреева, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, А. А. Кроник, В. П. Тугаринов и др.), социологии (Д. К. Беляев, И. В. Блауберг, Ю. М. Жуков, В. В. Ольшанский, Э. Г. Юдин, В. А. Ядов и др.), психологии (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомняшая и др.) [52].
Проблемы особенностей и классификации базовых национальных ценностей в современной отечественной науке рассматриваются в работах И. П. Дымова, А. Н. Кохичко, Л. Л. Крившенко, М. Ю. Новицкой и др. По мнению ученых, такие ценности, как семья, Отечество, патриотизм, русский язык, гражданственность, должны занимать особое место в системе культуры.
В современных исследованиях рассматривается проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций у младших школьников: Г. А. Лобанова, С. И. Маслов, Т. М. Маслова, А. Д. Чиплиева, Н. П. Шитякова и др.
Все исследования содержат продуктивные идеи и подходы к формированию ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Однако ощущается потребность в исследовании педагогических условий формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира?
Актуальность данной проблемы определила тему исследования: «Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
процесс формирования базовых национальных ценностей у учащихся начальных классов.
Предмет исследования - условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования,
2. Определить ценностный компонент содержания курса «Окружающий мир».
3. Разработать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников.
4. Определить и реализовать условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: анализ литературы, стандартов, программ, учебников; метод наблюдения за деятельностью детей, анкетирование; качественный и количественный анализ полученных данных.
Базой исследования явилось Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ № 67 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 30 учащихся 4-Г класса.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Объем работы - 85 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (6).
В ходе проведенного исследования была рассмотрена проблема формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что понятие «ценность» в педагогике рассматривается как личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает на базе знания человека о мире, усвоенных культурных смыслов. Базовые национальные ценности - это основополагающие нравственно-этические, моральные образцы и нормы, аккумулирующие в себе своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России, сложившиеся под влиянием геополитического положения страны, в результате длительного исторического процесса и передаваемые из поколения в поколение.
Ценностный компонент содержания образования - это система норм и отношений к миру, к деятельности, к людям, т.е. система ценностных ориентиров, которая предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом и эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Круг базовых национальных ценностей в содержании курса «Окружающий мир» охватывает ценности патриотизма (любовь к родине, уважение традиций, желание служить Отечеству), человечества (многообразие культур и народов, мир во всем мире, международное сотрудничество), природы, семьи, труда и творчества, культуры и науки (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, знания), здорового образа жизни.
В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников, подобраны
На формирующем этапе опытно-поисковой работы определялись педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В качестве условий были определены следующие:
• целенаправленное использование методов формирования ценностей;
• использование заданий на осознание ценностей (задания проблемного характера на оценку ценностных объектов; задания на выбор ценностей; ценностно-ориентированные задания практической направленности);
• использование метода проектов как средства формирования ценностей.
В работе приведены фрагменты уроков, на которых данные условия были реализованы; примеры использованных методов, приемов и заданий.
Повторная диагностика подтвердила эффективность созданных педагогических условий для формирования базовых национальных ценностей на уроках окружающего мира.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что понятие «ценность» в педагогике рассматривается как личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает на базе знания человека о мире, усвоенных культурных смыслов. Базовые национальные ценности - это основополагающие нравственно-этические, моральные образцы и нормы, аккумулирующие в себе своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России, сложившиеся под влиянием геополитического положения страны, в результате длительного исторического процесса и передаваемые из поколения в поколение.
Ценностный компонент содержания образования - это система норм и отношений к миру, к деятельности, к людям, т.е. система ценностных ориентиров, которая предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом и эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Круг базовых национальных ценностей в содержании курса «Окружающий мир» охватывает ценности патриотизма (любовь к родине, уважение традиций, желание служить Отечеству), человечества (многообразие культур и народов, мир во всем мире, международное сотрудничество), природы, семьи, труда и творчества, культуры и науки (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, знания), здорового образа жизни.
В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников, подобраны
На формирующем этапе опытно-поисковой работы определялись педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
В качестве условий были определены следующие:
• целенаправленное использование методов формирования ценностей;
• использование заданий на осознание ценностей (задания проблемного характера на оценку ценностных объектов; задания на выбор ценностей; ценностно-ориентированные задания практической направленности);
• использование метода проектов как средства формирования ценностей.
В работе приведены фрагменты уроков, на которых данные условия были реализованы; примеры использованных методов, приемов и заданий.
Повторная диагностика подтвердила эффективность созданных педагогических условий для формирования базовых национальных ценностей на уроках окружающего мира.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.
Подобные работы
- Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в третьем классе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников посредством восприятия детской художественной литературы на уроках литературного чтения (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



