Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема формирования образа учителя в современных СМИ и художественной литературе

Работа №97869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА МАССМЕДИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Имидж современного учителя 8
1.2. Специфика языка СМИ 19
1.3. Язык художественной литературы XX-XXI вв 21
1.4. А. Иванов как писатель, личность, особенности слова 31
1.5. Речевой портрет как характеристика личности героя 36
Выводы по 1 главе 44
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ И РОМАНЕ «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» 48
2.1. Имидж учителя в Российских СМИ 48
2.2. Образ учителя, формируемый RIA новости 53
2.3. Языковые средства 57
2.4. Время создания романа «Географ глобус пропил» и отражение в нем
языка 61
2.5. Характеристика героя как учителя и его речевой портрет 63
2.6. Учитель - эталон. Учитель - географ. Учитель - мой! 71
Выводы по 2 главе 83
ГЛАВА III. ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 86
3.1. Портретная характеристика на уроках русского языка 86
3.2. Строение урока по русскому языку на тему: «Портретная
характеристика» 88
3.3. Конспекты уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус
пропил» 90
Выводы по 3 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Последние годы характеризуются стремительным ростом роли средств массовой информации. СМИ называют «четвёртой властью». На практике так и есть. От того как СМИ представят ту или иную новость, зависит как народ, а за частую и само правительство, воспримет эту новость. Некоторые известия проходят по телевидению или в газетах бесследно, а некоторые вызывают бурные обсуждения.
Язык художественной литературы также играет немаловажную роль в восприятии информации. Многие примеры, представленные в текстах, нередко являются канонами и остаются таковыми на протяжении долгого времени.
Существует множество исследований в области языковой репрезентации людей, представляющих интерес для общества. Одной из социально значимых личностей является педагог.
Современный педагог должен обладать качествами лидера, быть эрудированным, добрым и тактичным наставником. Преподаватель направляет, помогает не оступиться, поддерживает, сопереживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание, желание продолжать идти вместе с педагогом в царство знаний и в этом ему помогает имидж. Речь педагога и его внешний вид, манера поведения являются основными составляющими образа учителя.
В своем исследовании мы рассмотрим, как российские СМИ и художественная литература представляют личность учителя и формируют его язык. Этим и определяется актуальность данной работы.
Важно изучать язык, наблюдать за его становлением и изменением - так обуславливается выбор темы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней с позиций теорий, предложенных в работах Ю. Н. Караулова, Крысина, Земской и др., предлагается анализ языковой репрезентации образа Учителя в ленте Интернет РИА-новости и романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил». А также, разработка конспектов уроков по русскому языку и литературе, основной аспект которых направлен на портретную характеристику персонажа.
Объект: Образ учителя, формируемый СМИ и художественной литературой.
Предмет: Характер языковой репрезентации образа учителя в современных СМИ и художественной литературе.
Цель: Рассмотреть специфику языковых средств, которая создается средствами массовой информации и языком художественной литературы.
Для реализации поставленной цели был выдвинут ряд задач:
1. Обозначить понятие имидж и его составляющие (теоретическая база);
2. Обозначить понятие «учитель» как представитель одной из социальных групп;
3. Выявить образ современного учителя в Российской школе через средства массовой информации и художественную литературу;
4. Рассмотреть имидж учителя по материалам RIA новости и исследовать языковые средства, используемые в статьях;
5. Познакомиться с языковыми особенностями романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил»;
6. Рассмотреть речевой портрет главного героя произведения;
7. Дать характеристику;
8. Разработать конспекты уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Методы:
- научное описание (классификация, анализ, синтез, сравнение);
- контент-анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в ходе изучения произведений современной прозы на уроках литературы, обучения сочинению «портретная характеристика» на уроках русского языка, в курсе преподавания методики педагогики и на специальном курсе по изучению языковой личности.
Методическая значимость заключается в разработке конспектов уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Источник: информационное агентство «RIA новости» (обзор 50 статей) и роман А. Иванова «Географ глобус пропил».
Успех деятельности преподавателя во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - индивидуального воздействия на окружающих и принятии на себя ответственности за результаты данного воздействия. Позитивный имидж учителя важен не только для учеников, но и для самого учителя, потому что, если имидж грамотно выстроен - залог успеха, как профессионального, так и личного.
Безусловно, для того, чтобы сформировать имидж важны многие составляющие: это и визуальный компонент (например, культура одежды, голос, манеры, походка, ухоженность, внешняя привлекательность); и стиль общения (педагогический такт и этика поведения), и педагогический авторитет, а также внутренний мир педагога, и даже его душевный баланс.
Несомненно, для формирования имиджа учителя необходимы его деловые качества и профессиональные манеры: социальная компетентность, деловитость, пунктуальность и точность, уважение к чужому труду и к чужому времени, а также соблюдение делового этикета и субординации в общении с учащимися, родителями школьников, коллегами и администрацией школы.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека. Они формируют отношение к нему окружающих людей.
Обобщим, кто же в итоге создает имидж. В первую очередь, это сам человек, он придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения и факты о себе представить. Во-вторых, это имиджмейкеры- профессионалы, которые трудятся над созданием имиджа для известных личностей. К примеру, это могут быть: политики, государственные деятели, артисты и т. д. В-третьих, огромную роль в создании имиджа играют средства массовой информации, а именно: печать, радио, телевидение. В- четвертых, имидж создают и окружающие нас люди - родные друзья, коллеги.
В своей дипломной работе, мы будем рассматривать, как СМИ и язык художественной литературы формируют образ учителя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Имидж — это образ, который состоит из внутренних и внешних характеристик. Это и духовные ценности, и коммуникативная значимость, и внешнее впечатление, и, конечно же, профессиональные качества.
Специфика языка СМИ показала, что на сегодняшний день средства массовой информации уже настолько прочно вошли в жизнь человеческого общества, что являются мощным средством воздействия на человеческий разум. Будучи динамичным по своей сути, этот язык наиболее быстро реагирует на все изменения в общественном сознании, отражая состояние общественного сознания, влияя на его формирование и даже развитие. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике.
На формирование образа учителя СМИ оказывает большое влияние. Общество, так или иначе, приписывает учителю те черты, что носит педагог, показанный по ТВ, о котором пишут в газетах. Это может иметь и негативную, и позитивную окраску.
В настоящее время функция личности учителя в ее нравственно-воспитательном и обучающем воздействии остается незаменимой. Однако, как показывает социально-педагогическая практика, существует проблема формирования у современной молодежи уважения к персоне учителя, признания его авторитета только по формальной принадлежности к профессиональному педагогическому статусу.
Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования личности 21 века, ее конкурентоспособности, готовности к современным социально-коммуникационным и инновационным технологиям. СМИ влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно объективно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.
Эффект от воздействия СМИ не прямолинейный. Насмотревшись на ужасающие или смехотворные картинки якобы российской школьной действительности, дети и родители, по контрасту, спокойнее воспринимают неизбежные неточности своих учителей. Нужно помнить, что реальные образы намного привлекательней экранных!
Работая над главой «Образ учителя, формируемый RIA новости» мы выяснили, что информационное агентство отражает:
- Масштабы профессиональной и компетентной деятельности педагога;
- Особый талант, желание в подготовке учеников;
- Маленькую заработную плату;
- Энергию и преподавательский опыт;
- Роль мультимедийных и интерактивных технологий (как отрицательную, так и положительную);
- Ответственность профессии педагог и стремление к успеху.
В анализе языковых средств, мы узнали, что процессуальная составляющая образа учителя в информационном агентстве «RIA Новости» представлена различными лексемами, называющими действие или состояние как процесс.
Авторский язык, предъявленный в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» без каких бы то ни было диалектных «подпорок», обладает такой образно-созидательной силой, лексической емкостью и стилистической устойчивостью, что оказывается способен выдержать даже очень существенные перегрузки.
А. Иванов обогащает наш обуженный до минимально необходимого язык не только за счет оживления-актуализации забытых слов, которые, обязательно и неоднократно объясняет, но и за счет собственных неологизмов. Они обладают такой смысловой емкостью и звуковой выразительностью, что могут, кажется, не просто войти в сферу общего употребления, но стать одним из колоритных и самобытных терминов.
Человеческая природа главного героя произведения Виктора Сергеевича Служкина не принимает официоз и стереотипность, признавая лишь самое главное - умение любить и принимать жизнь в ее данности.
Алексею Иванову удалось создать яркий образ, чья незаурядность помогла отразить и изменить школьный мир. В отличие от многих строгих преподавателей «старой закалки» Виктор Служкин оказался тем учителем, который, несмотря на все свои непедагогические способности и отсутствие специального образования, сумел найти к ребятам подход, который сдружил их и научил «не для школы, а для жизни».
На основании проделанной работы мы сделали вывод: книги о школе представляют ценность как в социально - нравственном, так и в художественном плане, а потому читателям - подросткам нужно и важно с ними знакомиться.
Таким образом, действия учителя достаточно разнообразны и носят различный характер: интеллектуальная деятельность, речевая, социальная, созидательная и др. В статьях «RIA Новости» учитель репрезентируется как человек, занимающийся в первую очередь умственной, интеллектуальной деятельностью и передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).
Художественная литература показывает нам пример учителя, который ведет себя не по правилам «дисциплинированного пространства», а как живой человек. И этот человек, несомненно, талантлив. Присказки, прибаутки Служкина обнаруживают его чуткость к языку.
И в заключении, хочется сказать что, учитель - это не работа, не профессия, а призвание, образ жизни. Это удовольствие от общения в кругу детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему ученику, радость достижений и больших побед в воспитании Человека.
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Просто нам, учащимся, нужно с большим уважением относиться к своим педагогам. Ведь они этого заслуживают!



1. Ангел О.Ю. Деловой и социальный имидж - фиктивный атрибут успешной профессиональной карьеры // Юристъ-правоведъ, 2015, N 3, 106-109 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Архитектура/ СПб.: 2007, 326 с.
3. Бароло Э. ТВ и компьютеры - угроза интеллекту /Литературная газета/ 1983, №35.
4. Беляков С. Географ и боги/ Вопросы литературы, 2010, №2, 41с.
5. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 576 с.
6. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ /Дж. Брайант, С. Томпсон/Москва; Санкт-Петербург; Киев; Вильямс, 2004, 43 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник /О.С. Виханский. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. Гардарики, 1999, 296 с.
8 Гельмгольц Г. Теория воспитания. URL: http://www.dslib.net/teoria- vospitania/, дата обращения: 20.04.18.
9 Гибсон Д.Д., Гибсон Э.Д. Экологический подход к зрительному восприятию. URL: http://www.decoder.ru/list/all/topic/, дата обращения: 14.04.18.
10. Гинзбург Э. Когда компьютеры приносят беду // Обучение в России, 2006, № 11. 42- 46 с.
11. Глембоцкая Я.О. Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине/Вестник Новосибирского государственного театрального института: Статьи. Материалы/Новосибирск, 2012, №4.
12. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 -М., 2008, 38с.
13. Горький А. М. URL: https://bib.social/lingvistika_1038/yazyik- literaturyi-64560.html, дата обращения 13.03.18.
14. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть, 2007, № 9.
15. Гринберг, Т.Э. Коммуникации в управлении имиджем и репутацией: корреляция понятий/ Т.Э. Гринберг // Медиаальманах, 2013, № 2 (55), 6-12 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ