ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА МАССМЕДИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Имидж современного учителя 8
1.2. Специфика языка СМИ 19
1.3. Язык художественной литературы XX-XXI вв 21
1.4. А. Иванов как писатель, личность, особенности слова 31
1.5. Речевой портрет как характеристика личности героя 36
Выводы по 1 главе 44
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ И РОМАНЕ «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» 48
2.1. Имидж учителя в Российских СМИ 48
2.2. Образ учителя, формируемый RIA новости 53
2.3. Языковые средства 57
2.4. Время создания романа «Географ глобус пропил» и отражение в нем
языка 61
2.5. Характеристика героя как учителя и его речевой портрет 63
2.6. Учитель - эталон. Учитель - географ. Учитель - мой! 71
Выводы по 2 главе 83
ГЛАВА III. ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 86
3.1. Портретная характеристика на уроках русского языка 86
3.2. Строение урока по русскому языку на тему: «Портретная
характеристика» 88
3.3. Конспекты уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус
пропил» 90
Выводы по 3 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Последние годы характеризуются стремительным ростом роли средств массовой информации. СМИ называют «четвёртой властью». На практике так и есть. От того как СМИ представят ту или иную новость, зависит как народ, а за частую и само правительство, воспримет эту новость. Некоторые известия проходят по телевидению или в газетах бесследно, а некоторые вызывают бурные обсуждения.
Язык художественной литературы также играет немаловажную роль в восприятии информации. Многие примеры, представленные в текстах, нередко являются канонами и остаются таковыми на протяжении долгого времени.
Существует множество исследований в области языковой репрезентации людей, представляющих интерес для общества. Одной из социально значимых личностей является педагог.
Современный педагог должен обладать качествами лидера, быть эрудированным, добрым и тактичным наставником. Преподаватель направляет, помогает не оступиться, поддерживает, сопереживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание, желание продолжать идти вместе с педагогом в царство знаний и в этом ему помогает имидж. Речь педагога и его внешний вид, манера поведения являются основными составляющими образа учителя.
В своем исследовании мы рассмотрим, как российские СМИ и художественная литература представляют личность учителя и формируют его язык. Этим и определяется актуальность данной работы.
Важно изучать язык, наблюдать за его становлением и изменением - так обуславливается выбор темы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней с позиций теорий, предложенных в работах Ю. Н. Караулова, Крысина, Земской и др., предлагается анализ языковой репрезентации образа Учителя в ленте Интернет РИА-новости и романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил». А также, разработка конспектов уроков по русскому языку и литературе, основной аспект которых направлен на портретную характеристику персонажа.
Объект: Образ учителя, формируемый СМИ и художественной литературой.
Предмет: Характер языковой репрезентации образа учителя в современных СМИ и художественной литературе.
Цель: Рассмотреть специфику языковых средств, которая создается средствами массовой информации и языком художественной литературы.
Для реализации поставленной цели был выдвинут ряд задач:
1. Обозначить понятие имидж и его составляющие (теоретическая база);
2. Обозначить понятие «учитель» как представитель одной из социальных групп;
3. Выявить образ современного учителя в Российской школе через средства массовой информации и художественную литературу;
4. Рассмотреть имидж учителя по материалам RIA новости и исследовать языковые средства, используемые в статьях;
5. Познакомиться с языковыми особенностями романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил»;
6. Рассмотреть речевой портрет главного героя произведения;
7. Дать характеристику;
8. Разработать конспекты уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Методы:
- научное описание (классификация, анализ, синтез, сравнение);
- контент-анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в ходе изучения произведений современной прозы на уроках литературы, обучения сочинению «портретная характеристика» на уроках русского языка, в курсе преподавания методики педагогики и на специальном курсе по изучению языковой личности.
Методическая значимость заключается в разработке конспектов уроков по произведению Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Источник: информационное агентство «RIA новости» (обзор 50 статей) и роман А. Иванова «Географ глобус пропил».
Успех деятельности преподавателя во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - индивидуального воздействия на окружающих и принятии на себя ответственности за результаты данного воздействия. Позитивный имидж учителя важен не только для учеников, но и для самого учителя, потому что, если имидж грамотно выстроен - залог успеха, как профессионального, так и личного.
Безусловно, для того, чтобы сформировать имидж важны многие составляющие: это и визуальный компонент (например, культура одежды, голос, манеры, походка, ухоженность, внешняя привлекательность); и стиль общения (педагогический такт и этика поведения), и педагогический авторитет, а также внутренний мир педагога, и даже его душевный баланс.
Несомненно, для формирования имиджа учителя необходимы его деловые качества и профессиональные манеры: социальная компетентность, деловитость, пунктуальность и точность, уважение к чужому труду и к чужому времени, а также соблюдение делового этикета и субординации в общении с учащимися, родителями школьников, коллегами и администрацией школы.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека. Они формируют отношение к нему окружающих людей.
Обобщим, кто же в итоге создает имидж. В первую очередь, это сам человек, он придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения и факты о себе представить. Во-вторых, это имиджмейкеры- профессионалы, которые трудятся над созданием имиджа для известных личностей. К примеру, это могут быть: политики, государственные деятели, артисты и т. д. В-третьих, огромную роль в создании имиджа играют средства массовой информации, а именно: печать, радио, телевидение. В- четвертых, имидж создают и окружающие нас люди - родные друзья, коллеги.
В своей дипломной работе, мы будем рассматривать, как СМИ и язык художественной литературы формируют образ учителя.
Имидж — это образ, который состоит из внутренних и внешних характеристик. Это и духовные ценности, и коммуникативная значимость, и внешнее впечатление, и, конечно же, профессиональные качества.
Специфика языка СМИ показала, что на сегодняшний день средства массовой информации уже настолько прочно вошли в жизнь человеческого общества, что являются мощным средством воздействия на человеческий разум. Будучи динамичным по своей сути, этот язык наиболее быстро реагирует на все изменения в общественном сознании, отражая состояние общественного сознания, влияя на его формирование и даже развитие. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике.
На формирование образа учителя СМИ оказывает большое влияние. Общество, так или иначе, приписывает учителю те черты, что носит педагог, показанный по ТВ, о котором пишут в газетах. Это может иметь и негативную, и позитивную окраску.
В настоящее время функция личности учителя в ее нравственно-воспитательном и обучающем воздействии остается незаменимой. Однако, как показывает социально-педагогическая практика, существует проблема формирования у современной молодежи уважения к персоне учителя, признания его авторитета только по формальной принадлежности к профессиональному педагогическому статусу.
Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования личности 21 века, ее конкурентоспособности, готовности к современным социально-коммуникационным и инновационным технологиям. СМИ влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно объективно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.
Эффект от воздействия СМИ не прямолинейный. Насмотревшись на ужасающие или смехотворные картинки якобы российской школьной действительности, дети и родители, по контрасту, спокойнее воспринимают неизбежные неточности своих учителей. Нужно помнить, что реальные образы намного привлекательней экранных!
Работая над главой «Образ учителя, формируемый RIA новости» мы выяснили, что информационное агентство отражает:
- Масштабы профессиональной и компетентной деятельности педагога;
- Особый талант, желание в подготовке учеников;
- Маленькую заработную плату;
- Энергию и преподавательский опыт;
- Роль мультимедийных и интерактивных технологий (как отрицательную, так и положительную);
- Ответственность профессии педагог и стремление к успеху.
В анализе языковых средств, мы узнали, что процессуальная составляющая образа учителя в информационном агентстве «RIA Новости» представлена различными лексемами, называющими действие или состояние как процесс.
Авторский язык, предъявленный в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» без каких бы то ни было диалектных «подпорок», обладает такой образно-созидательной силой, лексической емкостью и стилистической устойчивостью, что оказывается способен выдержать даже очень существенные перегрузки.
А. Иванов обогащает наш обуженный до минимально необходимого язык не только за счет оживления-актуализации забытых слов, которые, обязательно и неоднократно объясняет, но и за счет собственных неологизмов. Они обладают такой смысловой емкостью и звуковой выразительностью, что могут, кажется, не просто войти в сферу общего употребления, но стать одним из колоритных и самобытных терминов.
Человеческая природа главного героя произведения Виктора Сергеевича Служкина не принимает официоз и стереотипность, признавая лишь самое главное - умение любить и принимать жизнь в ее данности.
Алексею Иванову удалось создать яркий образ, чья незаурядность помогла отразить и изменить школьный мир. В отличие от многих строгих преподавателей «старой закалки» Виктор Служкин оказался тем учителем, который, несмотря на все свои непедагогические способности и отсутствие специального образования, сумел найти к ребятам подход, который сдружил их и научил «не для школы, а для жизни».
На основании проделанной работы мы сделали вывод: книги о школе представляют ценность как в социально - нравственном, так и в художественном плане, а потому читателям - подросткам нужно и важно с ними знакомиться.
Таким образом, действия учителя достаточно разнообразны и носят различный характер: интеллектуальная деятельность, речевая, социальная, созидательная и др. В статьях «RIA Новости» учитель репрезентируется как человек, занимающийся в первую очередь умственной, интеллектуальной деятельностью и передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).
Художественная литература показывает нам пример учителя, который ведет себя не по правилам «дисциплинированного пространства», а как живой человек. И этот человек, несомненно, талантлив. Присказки, прибаутки Служкина обнаруживают его чуткость к языку.
И в заключении, хочется сказать что, учитель - это не работа, не профессия, а призвание, образ жизни. Это удовольствие от общения в кругу детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему ученику, радость достижений и больших побед в воспитании Человека.
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Просто нам, учащимся, нужно с большим уважением относиться к своим педагогам. Ведь они этого заслуживают!
1. Ангел О.Ю. Деловой и социальный имидж - фиктивный атрибут успешной профессиональной карьеры // Юристъ-правоведъ, 2015, N 3, 106-109 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Архитектура/ СПб.: 2007, 326 с.
3. Бароло Э. ТВ и компьютеры - угроза интеллекту /Литературная газета/ 1983, №35.
4. Беляков С. Географ и боги/ Вопросы литературы, 2010, №2, 41с.
5. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 576 с.
6. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ /Дж. Брайант, С. Томпсон/Москва; Санкт-Петербург; Киев; Вильямс, 2004, 43 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник /О.С. Виханский. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. Гардарики, 1999, 296 с.
8 Гельмгольц Г. Теория воспитания. URL: http://www.dslib.net/teoria- vospitania/, дата обращения: 20.04.18.
9 Гибсон Д.Д., Гибсон Э.Д. Экологический подход к зрительному восприятию. URL: http://www.decoder.ru/list/all/topic/, дата обращения: 14.04.18.
10. Гинзбург Э. Когда компьютеры приносят беду // Обучение в России, 2006, № 11. 42- 46 с.
11. Глембоцкая Я.О. Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине/Вестник Новосибирского государственного театрального института: Статьи. Материалы/Новосибирск, 2012, №4.
12. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 -М., 2008, 38с.
13. Горький А. М. URL: https://bib.social/lingvistika_1038/yazyik- literaturyi-64560.html, дата обращения 13.03.18.
14. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть, 2007, № 9.
15. Гринберг, Т.Э. Коммуникации в управлении имиджем и репутацией: корреляция понятий/ Т.Э. Гринберг // Медиаальманах, 2013, № 2 (55), 6-12 с.
...