Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ

Работа №97855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы изучения причин возникновения и особенностей протекания конфликтов в студенческих общежитиях 7
1.1. Студенческое общежитие как социально-педагогическая система 7
1.2. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов 14
1.3. Диагностика и пути урегулирования конфликтов в студенческой
среде 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование причин возникновения и особенностей протекания конфликтов в студенческих общежитиях 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Практические рекомендации, занятия для студентов 40
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения 59


Одним из условий, определяющих эффективность учебно-профессиональной деятельности студента в высшем учебном заведении, является благоприятный климат в пределах его академической группы, дружеские отношения с одногруппниками, преподавателями. Становление атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки в группе, как, собственно, и развитие самой группы, является длительным процессом, растянутым во времени. Его отсчет связан с моментом вступления вчерашних старшеклассников в образовательную организацию, а финал - с завершением ими обучения в Вузе. Однако на каком бы этапе своей профессионализации в университете не находилась студенческая молодежь, каждый ее представитель для обеспечения конструктивного взаимодействия со своими сверстниками, наставниками должен уметь перестраивать свое поведение в соответствии с конкретными ситуациями обучения, воспитания, общения. В случае, если человек не отличается гибкостью своего поведения, это может стать причиной возникновения межличностных конфликтов, прежде всего, в студенческой среде, отрицательно сказывающихся на учебной успешности будущих специалистов, их физическом состоянии и психическом здоровье.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов или взглядов, что определяет содержание конфликтной ситуации. При этом последняя является типичным явлением для процесса, участники которого работают для достижения единой цели. Она обычно возникает через разные точки зрения, разные взгляды на решение проблемы и достижение наилучшего результата. Межличностный конфликт - это значимая психологическая проблема, которая требует решения. Обе стороны конфликта пытаются вести себя активно, чтобы разрешить противоречия, возникшие в интересах одной или обеих сторон.
Студенческая среда не лишена конфликтных ситуаций, поскольку здесь возникает множество разнообразных проблем. Они могут происходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемные ситуации студентов достаточно разнообразные и масштабные по своим проявлениям. Однако стоит отметить, что больше всего они связаны с обучением и с личными причинами психологического и социального характеров. Люди не реагируют на все ситуации, с нашей точки зрения, каждый руководствуется собственными принципами, идеалами и убеждениями. Это связано с тем, что мотивирующая сила в мировоззрении студентов принадлежит их идеалам, которые качественно отличаются от идеалов подростков. Этот этап в развитии личности имеет название «формирование обобщенного идеала». Человек имеет идеалы и убеждения и требует от окружающих их соблюдения - это явление юношеского максимализма. В то же время в студенческой среде возникает потребность в переживании новых впечатлений, получении нового опыта, создании образа для успешного общения с окружающими, а также потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить все эти потребности, студент должен пройти этапы глубокого внутреннего переживания. Молодые люди ищут благоприятные психологические условия для общения, ожидают от окружающих искренности, сопереживания и сочувствия, ищут единомышленников - людей, которые способны с ними разделить проблемы студенческой жизни. Однако такое общение молодежи довольно часто бывает эгоцентричным, потому что стремление самовыразиться, донести свои проблемы преобладает над интересами и чувствами другого человека. Это приводит к напряженности в отношениях и, как следствие, возникновение межличностных конфликтов в студенческой среде.
Общежитие - это весьма специфическая организация, в которой длительное время одновременно находится большое число людей разного социального статуса. В связи с этим не редко возникают различные конфликты. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме изучения конфликтов в межличностной среде, проблема причин возникновения и особенности протекания конфликтов в студенческих общежитиях изучена недостаточно, что требует дополнительных научных исследований в этом направлении.
Объект исследования - межличностные конфликты в студенческой среде.
Предмет исследования - специфика протекания конфликтов в студенческих общежитиях.
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития конфликтов в студенческих общежитиях, определении основных путей их предупреждения.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что частота конфликтов между студентами, проживающими в одной комнате общежития, неодинакова на разных курсах, и чем старше студенты, тем реже они серьезно конфликтуют друг с другом. Причины серьезных и несерьезных конфликтов также варьируются на разных курсах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности студенческого общежития как особой коммуникативной среды для современного студента;
2. Рассмотреть и охарактеризовать специфику межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов;
3. Провести анализ сущности диагностики и путей урегулирования конфликтов в студенческой среде;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование причин возникновения и особенностей протекания конфликтов в студенческих общежитиях.
Теоретико-методологическая база исследования являются: работы Козера Л., Михайловой Г.В., Титковой Л.С., Фернхем А.П., Хейвен П., Черкасовой Т.В., в которых глубоко освещена проблема конфликтных ситуаций в разных сферах жизнедеятельности.
Методы исследования для достижения цели и решения поставленных задач: в теоретическом исследовании был использован метод
теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Основным эмпирическим методом выступило тестирование по методикам: Анкета «Конфликты в общежитии» авторов Мещеряковой И.А., Погодиной Е.Н., методика «Календарь конфликтов» авторов Мещеряковой И.А., Погодиной Е.Н., также были использованы методы количественного и качественного анализа данных, методы математической статистики. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерных программ SPSS 13.0, Microsoft Excel XP. Достоверность результатов исследования - не ниже 5% уровня значимости.
База исследования - Уральский государственный педагогический университет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - теоретический анализ научных источников по исследуемой проблеме, выявление психологических особенностей развития конфликтов в студенческих общежитиях, определение основных путей их предупреждения. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи исследования: проанализировали особенности студенческого общежития как особой коммуникативной среды для современного студента, рассмотрели и охарактеризовали специфику межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов, провели анализ сущности диагностики и путей урегулирования конфликтов в студенческой среде, организовали и провели эмпирическое исследование причин возникновения и особенностей протекания конфликтов в студенческих общежитиях.
Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что в многогранной системе воспитательной деятельности общежития главное внимание уделяется личности студента со сложной биосоциальной природой, психофизическими особенностями, спецификой личных проявлений и создания благоприятных условий для развития. Изучение социально-психологических особенностей студентов позволяет воспитателю более эффективно осуществлять воспитательный процесс, который в условиях общежития предполагает вмешательство в свободное время, быт, личную жизнь юношей и девушек. В своей деятельности воспитатель общежития помогает студентам в их личностном развитии, в усвоении и соблюдению общественных норм и ценностей, основ нравственного и духовного полноценного бытия. Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя со своими воспитанниками, в процессе которых происходят качественные изменения в развитии личности. Студенческое общежитие является перспективной социально - педагогической системой, которая обладает неограниченными возможностями дополнительной воспитательной работы во внеучебное время.
Межличностные отношения студентов трактуются нами как личностно-профессиональные связи между будущими специалистами, которые сопровождаются гуманным отношением к другому человеку в учебно-воспитательном процессе, в условиях осуществления профессиональной деятельности и в бытовых-социальных отношениях на основе взаимоуважения, эмпатии, толерантности в процессе общения, что позволит избегать конфликтных ситуаций. Учеными выделены причины возникновения межличностных конфликтов в молодежном коллективе, которые обусловлены: выявлением негативных качеств отдельных студентов, неслаженности в отношениях между личностью и студенческим коллективом, слабым развитием коллектива.
Диагностика уровня конфликтности - это процесс оценки состояния конфликтных ситуаций в коллективе, тенденций их течения и прогнозирования наступления потенциальных конфликтов с целью обеспечения стабильного функционирования и развития коллектива. Основные методы диагностики конфликтов: 1.Описательные и аналитические методы: описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций по предложенным исследователем схемам (сравнительно-исторический, системный подход, логический анализ и т.п.), 2.
Экспериментальные исследования конфликта. Для исследования конфликтного взаимодействия в лабораторных условиях используются деловые игры-задания, связанные с распределением общих ресурсов или необходимостью совместной заботы о них. 3. Опросные методы.
Урегулирование конфликтов заключается в создании объективных условий, обусловливающих предотвращение деструктивных конфликтов в учебных заведениях, предусматривает справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ, наград, премий, поощрений и тому подобное; разработку правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Одним из важных способов предотвращения конфликтов является учет особенностей поведения конфликтных личностей. Весомым аспектом предотвращения конфликтов является выбор людьми стиля поведения в процессе конфликтного взаимодействия, что является серией взаимонаправленных интеракций.
В эмпирической части исследования нами была поставлена цель исследования - в рамках исследовательской гипотезы выявить причины возникновения и особенности протекания конфликтов в студенческих общежитиях. Всего в исследовании приняли участие 140 студентов. Анкета «Конфликты в общежитии» авторов Мещеряковой И.А., Погодиной Е.Н. Методика «Календарь конфликтов» авторов Мещеряковой И.А., Погодиной Е.Н.
Проведенная нами диагностика студентов показала, что конфликты случаются еженедельно на протяжении всего периода наблюдения, однако их количество распределено неравномерно, наименьшее количество конфликтов наблюдается в первую неделю, когда соседи по комнате только знакомятся друг с другом, далее происходит увеличение количества конфликтов, затем количество конфликтов снова снижается.
Результаты анкетирования показали, что большая часть серьезных конфликтов вызвана неспособностью студентов прийти к единому мнению в решении бытовых вопросов. Причинами несерьезных конфликтов или же «недоразумений», как их называют сами студенты, также зачастую являются бытовые вопросы. На старших курсах серьезные конфликты бывают реже. Полученные данные указывают на то, что все без исключения опрошенные студенты-первокурсники в первые 2 месяца проживания в студенческом общежитии являются участниками конфликтов. Гендерных различий в количестве конфликтов у первокурсников не выявлено.
В целом мы установили, что частота конфликтов между студентами, которые проживают в одной комнате общежития, на разных курсах неодинакова. Чем выше курс, тем реже между студентами возникают серьезные конфликты. Причины несерьезных и серьезных конфликтов также могут отличаться на разных курсах, но на первый план постоянно выходят бытовые проблемы.
В рамках данной работы была разработана программа, направленная на профилактическую работу по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций между студентами в общежитии. Программа включает в себя 16 практических занятий, позволяющих сформировать позитивные взаимоотношения среди студентов, формировать позитивное взаимоотношение, развивать умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения.



1. Абрамчук А. В. Патриотическое воспитание студентов высших технических учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Оксана Владимировна Абрамчук; ТНПУ. - Терноп., 2006. - 20 с. Вестник ЛНУ имени ТарасаШевченка№5 (288), Ч. ИИ, 2014
2. Авдеева, Л. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи: автореф. дис ... канд. пед. р .: 13.00.08 / Л.Авдеева. - Астрахань, 2009. - 25 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2012. - 241 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Второе изд., Перераб. и доп. - М .: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. - 59 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2012. - 310 с.
6. Багаутдинов, А. Н. Современная студенческая семья как объект социологического исследования / А. Н. Багаутдинов, Л. С. Сафина // Вестник Башкирского университета - 2013. - Т. 15.- С. 1282-1284.
7. Баздырев К.А. Рынок и жизненные планы студентов (некоторые результаты исследования ценностных ориентаций студентов МГУ им. М.В. Ломоносова) / К.А. Баздырев // Вестник Московского университета. - Сэр. 6, Экономка. - М., 2014. - № 1. - С. 93-102.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2014. - 415 с.
9. Бех И. Д. Закономерности современного воспитательного процесса [Текст] / Д. Бех // Педагогика и психология. - 2004. - № 1 (42). - С. 33- 40.
10. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений (К 100- летию со дня рождения В.Н. Мясищева) [Текст] // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 86-91.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 2012. - 130 с.
12. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н. Н. Васильев. - СПб. Речь, 2002. - 174 с.
13. Ващенко И.В. Конфликты: современное состояние, проблемы и направления их решения в органах внутренних дел: монография / И.В. Ващенко. - Харьков: ОВД, 2002. - 256 с.
14. Веревкина Т. А. Межличностные отношения педагогов и студентов [Текст] / Т. А. Веревкина // Среднее профессиональное образование. - 1997. - № 9. - С. 29-32.
15. Волчкова В.М. Некоторые аспекты адаптации студентов
высшего учебного заведения в условиях формирования сплоченного коллектива в общежитии. Вестник ЛНУ имени ТарасаШевченка№5 (288),
Ч. ИИ, 2014 С. 17-23
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика- Пресс, 1999. - 536 с.
ГАРККиИ, 2010. - 273 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ