Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 8
1.1. Определение понятий «навык», «коммуникация»,
«коммуникативный навык» 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков у
нормально развивающихся обучающихся 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 25
2.3. Условия формирования коммуникативных навыков у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
3.1. Процесс составления программы олигофренопедагога по
формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 35
3.2. Процесс апробации программы олигофренопедагога по
формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности 39
3.3. Анализ динамики формирования коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 8
1.1. Определение понятий «навык», «коммуникация»,
«коммуникативный навык» 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков у
нормально развивающихся обучающихся 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 25
2.3. Условия формирования коммуникативных навыков у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
3.1. Процесс составления программы олигофренопедагога по
формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 35
3.2. Процесс апробации программы олигофренопедагога по
формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности 39
3.3. Анализ динамики формирования коммуникативных навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
В современном мире людям приходится приспосабливаться к окружающей социальной среде, им необходима способность к общению друг с другом. Кроме того, очень важно подготовить квалифицированных специалистов, способных, а главное готовых к разносторонней деятельности. Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении. Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума.
Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.
Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.
Развитие коммуникативных навыков обучающихся младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств
Анализ теории и практики формирования коммуникативных навыков свидетельствует о его существенных недостатках. В меньшей степени уделяется внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирования коммуникативных навыков при наличии индивидуального развития (возрастные особенности, отклонения, уровень базовых коммуникативных навыков); в полной мере не используется внеурочная деятельность.
Следовательно, актуальность данной работы подтверждается рядом положений:
1) требуется тщательная работа по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) выявлена потребность в определении инструментов формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) выявлен большой объем практического материала, с одной стороны, и недостаточностью применения материала по формированию коммуникативных навыков, с другой стороны.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов, психологов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных навыков, влияющих на процесс социализации и развития личности в целом.
Объект исследования: коммуникативные навыки у обучающихся: нормально развивающихся и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования: процесс составления и апробации программы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности.
Цель исследования: составление и апробация программы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности.
На основе данных теоретического изучения проблемы и анализа практического применения проблем, поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические источников по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) провести анализ формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального школьного образования;
3) составить и апробировать программу формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и определить её эффективность в процессе апробации.
Методологическая основа исследования. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочной деятельности рассматривались в трудах таких авторов, как Е. В. Архипова, O. Е. Баксанский, В. М. Самойлова, С. Ю. Бенилова,, С. Б. Болевич, Е. В. Силина, А.С. Орлова, Л.С. Выготский, Г.И. Колесникова, P. С. Петушенко, Е. О. Смирнова, С. Течнер, Х. Мартинсен и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных навыков и сформулированы способы их формирования. Однако учеными не затронуты проблемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
База исследования: Государственное казённое общеобразовательное учреждении Свердловской области «Екатеринбургская школа №1», расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, д. 78.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение теоретических источников по изучаемой проблеме, наблюдение, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и содержит 3 таблицы, 5 рисунков, список источников и литературы из 50 источников, 6 приложений.
Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.
Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.
Развитие коммуникативных навыков обучающихся младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств
Анализ теории и практики формирования коммуникативных навыков свидетельствует о его существенных недостатках. В меньшей степени уделяется внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирования коммуникативных навыков при наличии индивидуального развития (возрастные особенности, отклонения, уровень базовых коммуникативных навыков); в полной мере не используется внеурочная деятельность.
Следовательно, актуальность данной работы подтверждается рядом положений:
1) требуется тщательная работа по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) выявлена потребность в определении инструментов формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) выявлен большой объем практического материала, с одной стороны, и недостаточностью применения материала по формированию коммуникативных навыков, с другой стороны.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов, психологов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных навыков, влияющих на процесс социализации и развития личности в целом.
Объект исследования: коммуникативные навыки у обучающихся: нормально развивающихся и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования: процесс составления и апробации программы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности.
Цель исследования: составление и апробация программы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности.
На основе данных теоретического изучения проблемы и анализа практического применения проблем, поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические источников по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) провести анализ формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального школьного образования;
3) составить и апробировать программу формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и определить её эффективность в процессе апробации.
Методологическая основа исследования. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочной деятельности рассматривались в трудах таких авторов, как Е. В. Архипова, O. Е. Баксанский, В. М. Самойлова, С. Ю. Бенилова,, С. Б. Болевич, Е. В. Силина, А.С. Орлова, Л.С. Выготский, Г.И. Колесникова, P. С. Петушенко, Е. О. Смирнова, С. Течнер, Х. Мартинсен и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных навыков и сформулированы способы их формирования. Однако учеными не затронуты проблемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
База исследования: Государственное казённое общеобразовательное учреждении Свердловской области «Екатеринбургская школа №1», расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, д. 78.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение теоретических источников по изучаемой проблеме, наблюдение, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и содержит 3 таблицы, 5 рисунков, список источников и литературы из 50 источников, 6 приложений.
Проведенный согласно цели и задачам исследования теоретический анализ показал, что коммуникативные навыки у умственно отсталых обучающихся младшего школьного возраста развиваются по такому же пути, что и у их сверстников с нормальным развитием интеллекта, но со значительным отставанием и имеют ряд существенных особенностей. У младших школьников с легкой умственной отсталостью можно отметить недоразвитие практически всех компонентов коммуникативных навыков: знаний и умений в области межличностных отношений, представлений об индивидуальных особенностях людей, произвольной регуляции поведения и эмоциональной сферы, развития коммуникативных качеств личности.
Низкий уровень развития коммуникативных навыков обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью связан также с тем, что речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта осуществляется своеобразно и с запозданием. Для обучающихся с данной патологией характерно снижение потребности в речевом общении, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, слабость речевых контактов, что является значимыми факторами, которые обусловливают аномальное и замедленное развитие коммуникативных навыков. Речь младшего школьника с интеллектуальным недоразвитием не может достаточно качественно обеспечить ее коммуникативную функцию, не способна полноценно формировать навыки общения.
У обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечаются замедленное развитие различных форм коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками.
Большинство обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости не могут самостоятельно развить у себя коммуникативные навыки на уровне, достаточном для успешной социальной адаптации. Этим детям необходимо специальная психолого-педагогическая помощь в формировании указанных способностей, их целенаправленное развитие различными приемами и средствами.
Проведенный нами теоретический анализ также позволил нам разработать критерии оценки особенностей развития коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью и подобрать методы и методики педагогической диагностики этих особенностей соответственно целям исследования.
Проведенное нами первичное психодиагностическое исследование показало недостаточность развития всех компонентов коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, что подтвердило необходимость проведения коррекционно-развивающей работы согласно разработанной нами программы.
Также исследование показало, что обучающимся младшего школьного возраста было затруднительно использовать свой собственный опыт межличностного взаимодействия. По всей видимости, этот опыт недостаточен для того, чтобы правильно понимать и оценивать коммуникативные ситуации.
Обучающиеся также неправильно определяли настроение и состояние участников ситуации взаимодействия. Чаще всего правильно определяли, когда участник ситуации радуется и когда персонаж злится. Такие чувства, как обида, удивление, печаль, легкое раздражение обучающиеся определяли с трудом.
Испытуемые не только затруднялись определять состояние и настроение другого человека, но и не понимали зачастую свое собственное состояние, какие чувства они испытывают в конкретной ситуации общения.
Анализ коммуникативно-личностного компонента коммуникативных навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости показал наличие у обучающихся таких качеств личности, как агрессивность, импульсивность, эгоцентризм или наоборот неуверенность в себе, зависимость, скрытность, осторожность, тревогу, наличие чувства одиночества. Все эти личностные качества не способствуют конструктивному межличностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Относительно деятельностного компонента коммуникативных навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости наше исследование выявило, что все 100% младших школьников в целом владеют некоторым репертуаром невербального взаимодействия, однако этот репертуар однообразен и неиндивидуализирован: у них не всегда гармонично сочетаются между собой жесты, мимика, интонации в разных ситуациях общения; жесты, мимика, интонации не всегда соответствуют словам, не дополняют содержание речи ребенка; для них зачастую характерны непривлекательные позы и движения; детям трудно передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций при помощи различных неречевых средств и т.п.
Также наше исследование показало, что для всех испытуемых характерно недостаточно адекватное понимание различных компонентов невербального поведения партнера.
Кроме того, обучающиеся недостаточно способны управлять, целенаправленно использовать невербальные средства в общении: не умеют без слов, только взглядом привлечь внимание, выразить поддержку; не могут мимикой, позой продемонстрировать, желают или нет общаться, поддерживать контакт; не могут сдерживать внешнее проявление гнева, недовольства, обиды, если это необходимо; не умеют достаточно тонко и понятно показать свое доброжелательное отношение к другим: приветливость, симпатию, заинтересованность; бывают скованны в движениях, в жестах, когда попадают в непривычную, незнакомую ситуацию и т.п.
Также мы выяснили, что практически все испытуемые испытывают затруднения в организации взаимодействия (беседы, игры и т.п.) с другими людьми, в поддержании беседы или игры с ними, что связано, в том числе, и с недостатками речевого развития школьников экспериментальной группы.
Затем нами была составлена программа, направленная на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью, принявших участие в эксперименте.
Проведенная нами повторная психодиагностика особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников - участников экспериментальной группы - показала эффективность разработанной нами программы. Диагностика выявила позитивную динамику развития таких компонентов указанных способностей, как потребностный, когнитивный, частично рефлексивно-оценочный и частично деятельностный. Выявленная динамика связана с полученным детьми опытом позитивных обучающих и развивающих коммуникаций со сверстниками и взрослыми, полученным во время участия в коррекционно-развивающей программе.
Вместе с тем повторная психодиагностика показала незначительную динамику следующих компонентов: способности обучающихся оценивать свое собственное состояние, коммуникативно-личностного компонента коммуникативных навыков, а также умений и навыков вербальной коммуникации. Это связано с характером имеющегося у испытуемых интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
Таким образом, полученный нами результат говорит о том, что работа по развитию коммуникативных навыков младших школьников с умственной отсталостью должна продолжаться, и в этой работе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся с детьми (логопед, дефектолог и др.).
Низкий уровень развития коммуникативных навыков обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью связан также с тем, что речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта осуществляется своеобразно и с запозданием. Для обучающихся с данной патологией характерно снижение потребности в речевом общении, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, слабость речевых контактов, что является значимыми факторами, которые обусловливают аномальное и замедленное развитие коммуникативных навыков. Речь младшего школьника с интеллектуальным недоразвитием не может достаточно качественно обеспечить ее коммуникативную функцию, не способна полноценно формировать навыки общения.
У обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечаются замедленное развитие различных форм коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками.
Большинство обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости не могут самостоятельно развить у себя коммуникативные навыки на уровне, достаточном для успешной социальной адаптации. Этим детям необходимо специальная психолого-педагогическая помощь в формировании указанных способностей, их целенаправленное развитие различными приемами и средствами.
Проведенный нами теоретический анализ также позволил нам разработать критерии оценки особенностей развития коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью и подобрать методы и методики педагогической диагностики этих особенностей соответственно целям исследования.
Проведенное нами первичное психодиагностическое исследование показало недостаточность развития всех компонентов коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, что подтвердило необходимость проведения коррекционно-развивающей работы согласно разработанной нами программы.
Также исследование показало, что обучающимся младшего школьного возраста было затруднительно использовать свой собственный опыт межличностного взаимодействия. По всей видимости, этот опыт недостаточен для того, чтобы правильно понимать и оценивать коммуникативные ситуации.
Обучающиеся также неправильно определяли настроение и состояние участников ситуации взаимодействия. Чаще всего правильно определяли, когда участник ситуации радуется и когда персонаж злится. Такие чувства, как обида, удивление, печаль, легкое раздражение обучающиеся определяли с трудом.
Испытуемые не только затруднялись определять состояние и настроение другого человека, но и не понимали зачастую свое собственное состояние, какие чувства они испытывают в конкретной ситуации общения.
Анализ коммуникативно-личностного компонента коммуникативных навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости показал наличие у обучающихся таких качеств личности, как агрессивность, импульсивность, эгоцентризм или наоборот неуверенность в себе, зависимость, скрытность, осторожность, тревогу, наличие чувства одиночества. Все эти личностные качества не способствуют конструктивному межличностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Относительно деятельностного компонента коммуникативных навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости наше исследование выявило, что все 100% младших школьников в целом владеют некоторым репертуаром невербального взаимодействия, однако этот репертуар однообразен и неиндивидуализирован: у них не всегда гармонично сочетаются между собой жесты, мимика, интонации в разных ситуациях общения; жесты, мимика, интонации не всегда соответствуют словам, не дополняют содержание речи ребенка; для них зачастую характерны непривлекательные позы и движения; детям трудно передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций при помощи различных неречевых средств и т.п.
Также наше исследование показало, что для всех испытуемых характерно недостаточно адекватное понимание различных компонентов невербального поведения партнера.
Кроме того, обучающиеся недостаточно способны управлять, целенаправленно использовать невербальные средства в общении: не умеют без слов, только взглядом привлечь внимание, выразить поддержку; не могут мимикой, позой продемонстрировать, желают или нет общаться, поддерживать контакт; не могут сдерживать внешнее проявление гнева, недовольства, обиды, если это необходимо; не умеют достаточно тонко и понятно показать свое доброжелательное отношение к другим: приветливость, симпатию, заинтересованность; бывают скованны в движениях, в жестах, когда попадают в непривычную, незнакомую ситуацию и т.п.
Также мы выяснили, что практически все испытуемые испытывают затруднения в организации взаимодействия (беседы, игры и т.п.) с другими людьми, в поддержании беседы или игры с ними, что связано, в том числе, и с недостатками речевого развития школьников экспериментальной группы.
Затем нами была составлена программа, направленная на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью, принявших участие в эксперименте.
Проведенная нами повторная психодиагностика особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников - участников экспериментальной группы - показала эффективность разработанной нами программы. Диагностика выявила позитивную динамику развития таких компонентов указанных способностей, как потребностный, когнитивный, частично рефлексивно-оценочный и частично деятельностный. Выявленная динамика связана с полученным детьми опытом позитивных обучающих и развивающих коммуникаций со сверстниками и взрослыми, полученным во время участия в коррекционно-развивающей программе.
Вместе с тем повторная психодиагностика показала незначительную динамику следующих компонентов: способности обучающихся оценивать свое собственное состояние, коммуникативно-личностного компонента коммуникативных навыков, а также умений и навыков вербальной коммуникации. Это связано с характером имеющегося у испытуемых интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
Таким образом, полученный нами результат говорит о том, что работа по развитию коммуникативных навыков младших школьников с умственной отсталостью должна продолжаться, и в этой работе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся с детьми (логопед, дефектолог и др.).
Подобные работы
- Обогащение бытового словаря у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
уровне начального образования во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Технологии формирования коммуникативных базовых учебных действий в условиях психолого-педагогической реабилитации у обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Технологии формирования коммуникативных базовых учебных
действий в условиях психолого-педагогической реабилитации у
обучающихся младших классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Работа олигофренопедагога по развитию коммуникативных учебных
действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени, находящихся в разных образовательных условиях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - Формирование личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия формирования познавательной активности у
обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



