Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки в начальных классах

Работа №97808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы124
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 8
1.1. Эстетическое восприятие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современной психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальных классов 13
1.3. Особенности эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальных классах 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 30
2.1. База исследования. Характеристика контингента
обучающихся принявших участие в экспериментальной работе... 30
2.2. Организация и методика экспериментального изучения
эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 33
2.3. Анализ экспериментального исследования по изучению
эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на музыкальных занятиях 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 44
3.1. Цикл коррекционных занятий по развитию эстетического
восприятия на музыкальных занятиях 44
3.2. Анализ формирующего экспериментирования по развитию
эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 49
3.3. Методические рекомендации по организации работы для
развития эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 119


Эстетическое восприятие личности является важной частью составляющей образовательной программы организации, которая включает в себя образование и воспитание всесторонней личности. Таким образом, эстетическое восприятие - отражение определенного эстетического отношения человека к окружающему миру. Оно включает в себя находить, воспринимать и адекватно оценивать красоту, что находится в повседневной жизни, природе, искусстве. А также самостоятельно создавать эстетические ценности для окружающих.
Одной из задач эстетического восприятия - привить эстетическое отношение к окружающему миру. Это необходимо для того, чтобы человек мог гармонично развиваться, и совершенствоваться как личность, а также для развития эстетического вкуса и творческих способностей.
Проблема исследования эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами музыки уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.
Актуальность темы, заключается в том, что в настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так, как музыка содержит эмоциональный пласт для развития и воспитания качеств личности и доставляет слушателям эстетическое наслаждение при прослушивании. С особенной яркостью и контрастностью музыка раскрывает внутренний мир человека, раскрывает его внутренний потенциал, способности, чтобы творить. Ведь музыка передает движение чувств и мыслей во всех ее смыслах. Эмоциональная насыщенность музыки исключительно воздействует на личность намного больше, чем другие виды искусства.
Таким образом, она действует на ребенка, вызывает огромные эмоции, а так же и различные переживания через виды изобразительного, музыкального, хореографического, театрального и других видов искусств. Многие ученые такие как, Э. Б. Абдуллин, Д. Н. Зарин, Д. Б. Кабалевский, Л. Н. Толстой, обращали на эстетическое восприятие особое внимание, которое формируется с помощью музыки.
Так же к эстетическому восприятию средствами музыки обращались ученые (Д. Н. Зарин, Б. Т. Лихачев, Л. Н. Толстой) и рассматривали этот феномен как музыкально - эстетическое. Основой музыкально - эстетического восприятия является урок музыки. На уроках музыки предполагается разностороннее музыкальное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых закладываются фундамент их музыкальной культуры и развитие личности.
Первыми кто начал изучать эстетическое восприятие, являлись советские педагоги-теоретики П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Именно они стали основоположниками для поддержания и развития идеи эстетического восприятия.
А педагоги такие как, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, а так же деятели культуры и искусства Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. Н. Толстой, подчеркивали, что становление эстетической культуры важно складывается, если проводить работу в младшем дошкольном возрасте.
За последние годы вопрос об эстетическом восприятии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) привлек наибольшее внимание деятелей культуры. Раскрывая данную проблему, отмечается, что эстетическое восприятие является не только средством развитие всесторонней личности, но и способом становления адекватного отношения к окружающему миру, но так, же средством нравственного и умственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специальная образовательная организация, как институт эстетического восприятия, решает важные задачи, как развитие и формировании высоконравственной личности, подготовка его к самостоятельной жизни в процессе коррекции психофизического недостатка развития, так и в познавательной деятельности обучающихся. Формирование эстетического восприятия обучающегося, происходит через обогащение его опыта, приучение к эстетическим впечатлениям и к нравственно-эстетическим ценностям. Так же одной из важнейших задач эстетического восприятия является непосредственное развитие и совершенствование обучающегося его эмоциональной сферы, а так же привитие обучающимся элементарных творческих способностей, которые будут доступны только данной категории детей.
Цель исследования: изучение особенностей эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие эстетическое восприятие;
3. Выявить особенности эстетического восприятия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Проанализировать роль музыкальных произведений в развитии эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объектом исследования является эстетическое восприятие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметом исследования является эстетическое восприятие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки в начальных классах.
Так же были использованы методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические - наблюдение, беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема эстетического восприятия разработана в отечественной литературе. Рассматривая тему «Развитие эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки в начальных классах», ученые огромное внимание уделяли на эстетическое восприятие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью коррекции недостатков, и формирование эстетического вкуса, которые будут формировать личность.
Ведь эстетическое восприятие занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений.
Эстетическое восприятие в образовательной организации является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего перед собой цель при подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к значимому труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под этим влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, так же повышается качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становиться внимание, обогащается воображение. Все это положительным образом складывается на развитии нравственных качеств личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Поставленная цель работы изучить особенности эстетического восприятия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках музыки в начальных классах. Решалось в следующих задачах, которые были раскрыты в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В достижении поставленной цели было знакомство и слушание обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произведения П. И. Чайковского «Детский альбом» для формировании у них отклика на музыку, и развития адекватной реакции на прослушанное.
Далее раскрывая понятие эстетического восприятия, можно сказать, что это понятие содержит в себе разные стороны приобщения к культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для того чтобы выявить у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особенности восприятия музыки, были проведены наблюдения и беседы на основе прослушанных произведений П. И. Чайковского «Детский альбом». Полученные результаты были зафиксированы, и на основе их был разработан цикл занятий по восприятию музыкальных произведений композитора П. И. Чайковского «Детский альбом».
Таким образом, реализуя полноценное эстетическое восприятие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и нравственную чистоту.
Важностью изучения этой темы является правильность воспитания и коррекции у них эстетической направленности на протяжении всей жизни.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи, а цель исследования достигнуты.



1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / О. А. Апраксина - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Ахметова, М. Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников [Текст] / под ред. М. Н. Ахметова // «Молодой ученый», 2015. - № 2. - С. 4-8.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский : учебное пособие для студентов педагогических институтов. - 2-е изд., доп. и перераб.
- М. : Просвещение, 1988. - 479 с.
4. Бодина, Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности [Текст] / Е. А. Бодина // Педагогика. - 1992. - № 5, 6. - С. 24-26.
5. Бондаренко, Г. И. Социально-эстетическая абиллитация аномальных детей [Текст] / Г. И. Бондаренко // Дефектология. - 1998. - № 3.- С. 15-16.
6. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] : учебное пособие для студентов / Б. П. Брунов - Красноярск, 2006. - 156 с.
7. Буров, А. И. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / А. А. Буров, Б. Т. Лихачев. - М., 1974. - 56 с.
8. Буя, Т. А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника [Текст] / Т. А. Буя // Начальная школа. - 1997. - № 2. - С. 15-16.
9. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова ; сост. А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Виноградова, Л. В. «Поле чудес» - дидактическая игра для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Виноградова // Дефектология. - 1999. - № 5. - С. 40-42.
11. Власенко, О. П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах [Текст] / О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2007. - 111 с.
12. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
13. Воронов, В. А. Воспитание красотой: «Об эстетической воспитанности школьников» [Текст] / В. А. Воронов // Начальная школа. - 1992. - № 5. - С. 52-54.
14. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст] : учебное пособие для студентов / Л. С. Выготский. - М., 1956. - 480 с.
15. Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст] / К. В. Гавриловец. - Минск, 1988. - 126 с.
16. Гембицкая, Е. Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся [Текст] / Е. Я. Гембицкая. - М. : Музыка, 1970. - С. 36-38.
17. Герасимова, С. А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С. А. Герасимова ; под. ред. С. А. Герасимовой. - М., 1983. - 264 с.
18. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И. Ф. Гончаров. - М. : Педагогика, 1986. - 126 с.
19. Евтушенко, Н. В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот [Текст] / Н. В. Евтушенко. - М. : ИЦ «Академия», 2003. - 352 с.
20. Еланцева, Н. Д. Организация развивающейся сферы как условие художественно-эстетического воспитания школьников [Текст] / Н. Д. Еланцева // Начальная школа плюс. - М., 2008. - № 12. - С. 45-47.
21. Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] / И. Н. Ефимова // Начальная школа: плюс - минус. - М., 2000. - № 1. - С. 26-33.
22. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - С. 50-56.
23. Зверев, И. Д. Эстетическое образование школьников [Текст] / И. Д. Зверев. - М. : Педагогика, 1984. - 140 с.
24. Ильинская, И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И. П. Ильинская // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 20-25.
25. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь. - 2007. - 390 с.
26. Исупова, Л. С. Как прекрасен этот мир, посмотри...: Эстетическое воспитание в младших классах [Текст] / Л. С. Исупова // Начальная школа. - 1996. - № 2. - С. 4-9.
27. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн. для учителей / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
28. Казанская, В. Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия [Текст] / В. Л. Казанская, Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М., 2010. - № 6. - С. 23-31.
29. Кнященко, Н. И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] : кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган. - М. : Просвещение, 1983. - 303 с.
30. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст] / Г. Н. Кудина. - М. : Знание, 1988. - 79 с.
31. Кушаева, Н. А. Основы эстетического воспитания [Текст] /
Н. А. Кушаева. - М., 1986. - 238 с.
32. Лихачев, Б. Г. Теория эстетического воспитания [Текст] /
Б. Г. Лихачев. - М., 1985. - 175 с.
33. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 2000. - 431 с.
34. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Р. Маллер ; под ред. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : ИЦ «Академия», 2003. - 352 с.
35. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М., 2002. - 863 с.
36. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В. Г. Петрова. - М. : Академия, 2004. - 160 с.
37. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / Е. В. Квятковский, А. И. Буров, Л. П. Печко ; под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. - М. : Педагогика, 1987. - 96 с.
38. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1979. - 192 с.
39. Русова, Н. Ю. Терминологический словарь - тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба [Текст] / Н. Ю. Русова. - М. : Флинта, наука, 2004. - 500 с.
40. Сметанкина, И. П. Об эстетическом воспитании школьников [Текст] / И. П. Сметанкина // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С. 48-51.
41. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А. А. Смирнов. - М., 1966. - 375 с.
42. Смольянинов, И. Ф. Система эстетического воспитания [Текст] / И. Ф. Смольянинов. - М. : Просвещение, 1984. - 218 с.
43. Специальная психология [Текст] / под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2007. - 464 с.
44. Таборидзе, М. Д. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы
теории и методики [Текст] / М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, Д. К. Алавидзе, О. Г. Бусурамвили ; под ред. М. Д. Таборидзе. - М. :
Педагогика, 1988. - 101 с.
45. Толчилина, Л. Н. Нравственно-этическое воспитание в специальной (коррекционной) школе [Текст] / Л. Н. Толчилина // Дефектология. - 2003. - № 2. - С. 40-44.
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2018 [Электронный ресурс]. - URL : http://zakon-ob-obrazovanii.ru(дата обращения 28.12.2018).
47. Шапалова, О. Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников [Текст] / О. Е. Шапалова // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 20-25.
48. Шапалова, О. Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников [Текст] / О. Е. Шапалова // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19¬20.
49. Шаповалова, О. Е. Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 27-30.
50. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н. И. Шевандрин. - М. : Владос, 2004. - 467 с.
51. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж. И. Шиф ; под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - 343 с.
52. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] : кн. для учителя / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган. - М. : Просвещение, 1993. - 303 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ