Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция негативных эмоциональных состояний посредством музыкотерапии у детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Работа №97807

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 7
1.1. Определение основных понятий «эмоции», «эмоциональные
состояния». Виды эмоциональных состояний 7
1.2. Особенности эмоциональной сферы лиц с нарушением
эмоционально-волевой сферы 13
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ 23
2.1. Обзор методов диагностики эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста 23
2.2. Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями и нормально развивающихся детей 25
2.3. Обработка и анализ полученных результатов психологической диагностики негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями и нормально развивающихся детей 33
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО¬ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКОТЕРАПИИ 35
3.1. Обзор психологических методов коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста
с эмоционально-волевыми нарушениями 35
3.2. Организация и проведение коррекционной работы по снижению
негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями.... 43
3.3. Определение эффективности коррекционной работы по снижению негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Контрольный этап эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ

В психологической сфере жизни ребёнка есть процессы, которые заряжают и регулируют все остальные функции, такие как, память, мышление, воображение и др. Всё это есть эмоциональные процессы. Творением воспитания являются контроль эмоций и эмоциональные образы. Один из показателей психологической готовности ребёнка к обучению в школе, является возможность управлять своим поведением.
На выбор и развитие жизненной дороги ребёнка, очень влияет уровень сформированности эмоциональной сферы. Результатом общения является умение считывать эмоции других. А также понятно выражать собственные эмоции.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения число лиц с психическими нарушениями неуклонно растёт. Всё чаще в детских садах слышатся жалобы от педагогов, что нервных детей становится с каждым годом всё больше и больше.
Существуют разные точки зрения на значение и природу эмоций. Некоторые учёные высказывают, что можно вообще обойтись без понятия «эмоция» в науке. Джозеф Даффи, и другие учёные (напр., Джейк Линдслей), предлагают то, что проблемы с поведением можно объяснить с понятием «возбуждение», которое не такое бесформенное, как определения, которые относят к эмоциональной сфере. К. Э. Изард и другие, доказывают, что эмоции это основа первичной мотивационной системы человека. Одни исследователи считают эмоции как состояния краткие по времени, другие утверждают то, что на людей всё время влияют те или иные эмоции, что поведение и аффект - неразрывны (Шехтер). Также есть теория, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они основной источник психосоматических заболеваний (Лазарус, К. Г. Юнг).
Проблемой детей с эмоционально-волевыми нарушениями в нашей стране занимались многие ученые: Л. С. Выготский, А. И. Захаров, В. С. Мерлин, И. М. Соловьёв и другие.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т. е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы.
В данной работе было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей эмоциональных состояний детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Актуальность темы исследования. Необходимость изучения эмоциональной сферы детей с эмоционально-волевыми нарушениями обусловлена тем, что данная особенность - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространённости детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Исследованиями, посвящёнными вопросу эмоциональной сферы, занимались многие ученые. Однако исследования эмоциональных состояний нами не обнаружено. В связи с этим эта проблема исследования является актуальным и необходимым.
Объект - проявления негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
Предмет - процесс психологической коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Цель работы - коррекция выявленных негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по изучаемой проблеме у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальные исследования по выявлению негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями и их нормально развивающихся сверстников.
4. Составить и частично апробировать программу коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями.
5. Определить эффективность коррекционной работы по минимизации проявлений негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями.
В работе применялись следующие теоретические и практические методы исследования: изучение и анализ литературы по данной проблеме исследования; обобщение материала по проблеме исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента; изучение документации; наблюдение; беседа; изучение особенностей эмоциональных состояний при помощи различных методик диагностики; коррекция выявленных негативных проявлений эмоциональных состояний; проведение контрольного этапа эксперимента.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 563, города Екатеринбурга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос эмоционально-волевых нарушений у детей волнует учёных уже давно. Педагоги и родители также стараются повысить свою компетентность в этом вопросе. Негативные эмоциональные состояния подрывают здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный период - важный этап становления личности ребенка, именно в этом возрасте необходима ранняя диагностика и коррекция эмоционально-волевых нарушений. Оценка психолого-педагогической литературы показала, что в современное время становится актуальной проблема эмоционального благополучия ребенка. Владение знаниями психического развития детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями помогает наметить направление коррекционной работы.
В ходе проведенного исследования детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями было выявлено, что явными признаками проявлений негативных эмоциональных состояний в окружающей действительности детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями являются высокий уровень тревожности, агрессивность, трудности общения с окружающими и другие негативные эмоциональные проявления.
Благотворное воздействие музыки на организм человека люди заметили ещё во времена Пифагора. Но более тщательное и детальное изучение музыки на человеческий организм началось совсем недавно. В данном исследовании были апробирована система коррекционной работы посредством музыки в работе с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями. Были даны рекомендации родителям и педагогам детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями. В результате проведения коррекционной работы снизились негативные проявления эмоциональных состояний детей, но для улучшения результата важно продолжать работу с семьями детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Практическая значимость исследования:
1. Апробирована подобранная программа коррекции негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с эмоционально-волевыми нарушениями.
2. Результаты исследования могут быть адресованы широкому кругу специалистов, работающих с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями.



1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образовани ; учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Медведева [и др.]. - М. : Академия, 2001. - 248 с.
2. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2012. - 238 с.
3. Балашова, Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика: классич. стимул. материалы [Текст] / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина. - М. : Генезис, 2016. - 170 с.
4. Белецкая, Е. А. Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Белецкая, Т. И. Иванова // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 2996-3000.
5. Белецкая, Е. А. Развитие творческих способностей дошкольников в учреждениях дополнительного образования (на примере Белгородской области) [Текст] / Е. А. Белецкая, Т. И. Иванова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ. - 2012. - № 1. - Т. 21. - С. 175-181.
6. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие /
С. В. Велиева. - СПб. : Речь, 2007. - 240 с.
7. Велиева, С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста [Текст] : дис. канд. психол. наук / С. В. Велиева. - Казанский технический ун-т. - Казань, 2001. - 231 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1989. - 270 с.
9. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюанс. - СПб. : Питер, 2004. - 496 с.
10. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 288 с.
11. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюанс. - М. : МГУ, 1976. - 143 с.
12. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учебник для баклавров / П. С. Гуревич. - М. : Изд-во «Юрайт», 2015. - 273 с.
13. Декарт, Р. Страсти души [Текст] / Р. Декарт. - М. : Мысль, 1989. - 572 с.
14. Долгова, А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте [Текст] / А. Г. Долгова. - М. : Генезис, 2009. - 211 с.
15. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - М., 1993. - 192 с.
16. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с.
17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
18. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста [Текст] : учеб. для студентов вузов / Д. Н. Исаев. - СПб. : СпецЛит, 2007. - 463 с.
19. Кант, И. Сочинения в 6-ти томах [Текст] / И. Кант. - М. : Мысль, 1965 - 3352 с.
20. Карелина, И. О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция [Текст] / И. О. Карелина // Журнал «Ярославский педагогический вестник». - 2004.- № 2.
21. Клиническая психология. Словарь [Текст] / под. ред. Н. Д. Твороговой. - М. : Изд-во «Практическая Медицина», 2016.
22. Корниенко А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребёнка [Текст] / А. Корниенко. - М. : Рама Паблишинг, 2012. - 240 с.
23. Косини, Р. Психологическая энциклопедия [Текст] / Р. Косини,
A. Ауэрбах. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с.
24. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л. П. Костина. - СПб. : Речь, 2009. - 198 с.
25. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 208 с.
26. Куликов, Л. В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. - Спб. : СПбГУ, 1997. - 228 с.
27. Курбатова, Т. Н. Проективная методика исследования личности «HAND-TEST». Рук-во по использованию [Текст] / Т. Н. Курбатова, О. И. Мусляр. - СПб. : ИМАТОН, 1995. - 120 с.
28. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Московский университет, 1971. - 18 с.
29. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] /
B. И. Лубовский. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
30. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова. - СПб. : Речь, 2001. - 190 с.
31. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2001. - 220 с.
32. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] /
A. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.
33. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] /
B. М. Минаева. - М. : АРКТИ, 1999. - 48 с.
34. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М. А. Михайлова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
35. Мясищев, В. Н. Введение в медицинскую психологию [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Медицина, 1996. - 430 с.
36. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] / Н. М. Назарова. - М. : Академия, 2007. - 352 с.
37. Налбандьян, М. А. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике [Текст] / М. А. Налбандьян, М. Г. Мигунова // Kant. - 2012. - № 2.- С. 113-116.
38. Немов, Р. С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Владос, 1999. - 688 с.
39. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. / Р. С. Немов. - М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1995.
Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 1995. - 512 с.
40. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. - М. : Независимая фирма «Класс», 2005. - 214 с.
41. Осипова, А. А. Основы психокоррекции [Текст] / А. А. Осипова.
-М. : Сфера, 2000. - 512 с.
42. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов дет. дошкол. образоват. учреждений [Текст] / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. - М. : Генезис, 2015. - 124 с.
43. Петровский, А. В. Психология: Словарь [Текст] /
А. В. Петровский ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
44. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] : учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. - Москва : Юрайт, 2018.
45. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] : учеб. пособие для сред. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 84 с.
46. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. - М. : ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
47. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред.
Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Изд-во «Питер», 2006. - 382 с.
48. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А. А. Раен. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
49. Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1995. - 448 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
51. Саенко, Ю. В. Специальная психология [Текст] / Ю. В. Саенко. - М. : Академический проект, 2006. - 182 с.
52. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1982. - 124 с.
53. Семаго, Н. Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка [Текст] / Н. Я. Семаго // Вестник практической психологии образования. - 2004. - № 1. - С. 58-64.
54. Семаго, Н. Я. Теория и практика углублённой психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Изд-во «Аркти», 2016. - 290 с.
55. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] : учебное пособие / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2007. - 474 с.
56. Слюсарева, Е. С. Методы психологической коррекции [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева, Г. Ю. Козловская. - Ставрополь, 2008. - 240 с.
57. Смирнова, Е. О. Агрессивные дети: психологические
особенности и индивидуальные варианты [Текст] / Е. О. Смирнова // Современное дошкольное образование. - 2009. - № 2. - С. 76-80.
58. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Владос, 2003. - 169 с.
59. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
60. Сухарев, А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию [Текст] : учебное пособие / А. В. Сухарев. - М. : ГАСК, 2002. - 240 с.
61. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст] : практическое пособие для педагогов и психологов / К. Фопель. - М. : Генезис, 2011. - 240 с.
62. Царева, Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр [Текст] / Ю. В. Царева. - М. : Книголюб, 2008. - 48 с.
63. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психол. тестов [Текст] / Т. В. Чередникова. - СПб. : Речь, 2004. - 304 с.
64. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
65. Шейдер, Р. Учебник по психиатрии [Текст] / Р. Шнейдер. - М. : Издательство «Практика», 1990. - 485 с.
66. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] : учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб. : Издательство «Речь», 2003. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ