ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации 7
1.1 Анализ понятия «межличностные отношения подростков» в научной
литературе 7
1.2 Особенности проявления межличностных отношений подростков в
условиях образовательной организации 13
1.3 Методы, формы, приемы оптимизации межличностных отношений
подростков в условиях образовательной организации 17
Глава 2. Практические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Программа оптимизации межличностных отношений подростков в
условиях образовательной организации 37
2.4 Эффективность предложенной программы 42
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации 7
1.1 Анализ понятия «межличностные отношения подростков» в научной
литературе 7
1.2 Особенности проявления межличностных отношений подростков в
условиях образовательной организации 13
1.3 Методы, формы, приемы оптимизации межличностных отношений
подростков в условиях образовательной организации 17
Глава 2. Практические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Программа оптимизации межличностных отношений подростков в
условиях образовательной организации 37
2.4 Эффективность предложенной программы 42
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Актуальность исследования. Подростковый возраст является очень сложным и важным периодом жизни для человека. В этот период подросток переосмысливает себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками особенно актуален. Так как группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть свои способности, реализовать свои потребности. У каждого подростка свои ориентиры в общении между сверстниками: один ищет признания и реализации своих лидерских качеств, другой получает недостающую информацию и повышает коммуникативную компетентность, третьему нужна эмоциональная сопричастность с группой.
Именно с наступлением подросткового возраста начинают активно закладываться нравственные и моральные основы, формируется отношение к себе, окружающим людям и к целому обществу. Также в период подросткового возраста формируются основные черты характера, личности ребёнка и закладываются основные формы межличностного поведения. На все эти психические процессы. Происходящие в подростковом возрасте огромное влияние оказывает межличностное общение со сверстниками. Задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного общения.
Межличностное общение является неотъемлемым условием совместного бытия людей. Без него невозможно полноценного формирования психических процессов развивающейся личности, также невозможна полноценная социализация в современном обществе. Поэтому проблемой межличностного общения занимаются такие науки как философия, социальная психология, психология, социология и педагогика. С каждым годом всё больше исследователей посвящают свои работы проблеме межличностных отношений, так как эта проблема является актуальной и ключевой в проблемной социальной психологии.
Б.Д. Парыгина считает, что межличностное общение, в которое вступают люди при осуществлении совместной деятельности представляет собой сложный и многогранный процесс, который может выполнять несколько функций, это и обмен информацией, и процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс творческого взаимодействия двух и более индивидов.
Каждый подросток воспринимает межличностные отношения со сверстниками как очень важный фактор для развития своей личности. И здесь очень важно отметить, что важны не только взаимоотношения с определенными людьми, но и положение подростка в группе (классе, временном коллективе). Неблагополучная обстановка в системе межличностных отношений влияет на психологический комфорт подростка, его самооценку и вызывает тревожность и дискомфорт. Такая ситуация влияет на негативное развитие личности в целом и на формирование самосознание, становление Я-концепции в частности.
Цель: составить и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков в образовательной организации.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: оптимизация межличностных отношений подростков.
Гипотеза: программа оптимизации межличностных отношений подростков, построенная на основе метода самопознания и самовыражения в группе, будет эффективной, так как использование метода самовыражения будет способствовать:
- формированию положительной самооценки за счет осознания участником ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте;
- повышению уровня межличностных отношений, так как в коллективе каждый участник может экспериментировать в рамках тренинга с различными стилями взаимоотношений;
- снижению внутренней конфликтности и самообвинения за счет знаний о чувствах, эмоциях, конструктивных способах оптимизации межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению феномена межличностных отношений подростков в современной психологии.
2. Изучить особенности межличностных отношений современных подростков.
3. Проанализировать возможности оптимизации межличностных отношений подростков.
4. Составить и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков, проанализировать ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения и эмпирические результаты, отражающие возрастные особенности подростков в контексте становления их самоотношения (А.А. Аверин, Е.Н. Андреева, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Ремшмидт и др.);
- теоретические положения о специфических условиях, повышающих или снижающих эффективность межличностных отношений (И.С. Кук, Г. Олпорт, К. Стефан);
- теоретические положения и эмпирические результаты межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой (У. Дуаз, Г. Джерард и М. Хойт, Г. Тэжфел, Д. Тернер);
- проблемы межличностных отношений (Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А.
Бодалева, Л.С. Выготского, Л.Я. Гозмана, И.Н. Горелова, В.В. Занкова, И.С. Кона, Е.А. Климова, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.А. Реан, Л.С. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, Д.Б. Эльконина)
Методы исследования:
- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
- комплекс психодиагностических методик: методика
социометрического исследования Дж. Морено; Тестовая диагностика взаимоотношений Т. Лири;
- формирующий эксперимент в форме психологического тренинга;
- методы математической статистики (метод случайной выборки).
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа оптимизации самоотношения может быть использована психологами в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, психологических центрах, службах и консультациях для подростков с целью формирования положительной самооценки, повышения самоценности и самопринятия, снижению внутренней конфликтности и самообвинения.
База исследования: МОУ Лицей №6 г.Качканар Свердловской области, 7 классы.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 7 пунктов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 71 страницу. В работе результаты исследования отражены в 13 диаграммах, 6 таблицах.
Именно с наступлением подросткового возраста начинают активно закладываться нравственные и моральные основы, формируется отношение к себе, окружающим людям и к целому обществу. Также в период подросткового возраста формируются основные черты характера, личности ребёнка и закладываются основные формы межличностного поведения. На все эти психические процессы. Происходящие в подростковом возрасте огромное влияние оказывает межличностное общение со сверстниками. Задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного общения.
Межличностное общение является неотъемлемым условием совместного бытия людей. Без него невозможно полноценного формирования психических процессов развивающейся личности, также невозможна полноценная социализация в современном обществе. Поэтому проблемой межличностного общения занимаются такие науки как философия, социальная психология, психология, социология и педагогика. С каждым годом всё больше исследователей посвящают свои работы проблеме межличностных отношений, так как эта проблема является актуальной и ключевой в проблемной социальной психологии.
Б.Д. Парыгина считает, что межличностное общение, в которое вступают люди при осуществлении совместной деятельности представляет собой сложный и многогранный процесс, который может выполнять несколько функций, это и обмен информацией, и процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс творческого взаимодействия двух и более индивидов.
Каждый подросток воспринимает межличностные отношения со сверстниками как очень важный фактор для развития своей личности. И здесь очень важно отметить, что важны не только взаимоотношения с определенными людьми, но и положение подростка в группе (классе, временном коллективе). Неблагополучная обстановка в системе межличностных отношений влияет на психологический комфорт подростка, его самооценку и вызывает тревожность и дискомфорт. Такая ситуация влияет на негативное развитие личности в целом и на формирование самосознание, становление Я-концепции в частности.
Цель: составить и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков в образовательной организации.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: оптимизация межличностных отношений подростков.
Гипотеза: программа оптимизации межличностных отношений подростков, построенная на основе метода самопознания и самовыражения в группе, будет эффективной, так как использование метода самовыражения будет способствовать:
- формированию положительной самооценки за счет осознания участником ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте;
- повышению уровня межличностных отношений, так как в коллективе каждый участник может экспериментировать в рамках тренинга с различными стилями взаимоотношений;
- снижению внутренней конфликтности и самообвинения за счет знаний о чувствах, эмоциях, конструктивных способах оптимизации межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению феномена межличностных отношений подростков в современной психологии.
2. Изучить особенности межличностных отношений современных подростков.
3. Проанализировать возможности оптимизации межличностных отношений подростков.
4. Составить и апробировать программу оптимизации межличностных отношений подростков, проанализировать ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения и эмпирические результаты, отражающие возрастные особенности подростков в контексте становления их самоотношения (А.А. Аверин, Е.Н. Андреева, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Ремшмидт и др.);
- теоретические положения о специфических условиях, повышающих или снижающих эффективность межличностных отношений (И.С. Кук, Г. Олпорт, К. Стефан);
- теоретические положения и эмпирические результаты межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой (У. Дуаз, Г. Джерард и М. Хойт, Г. Тэжфел, Д. Тернер);
- проблемы межличностных отношений (Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А.
Бодалева, Л.С. Выготского, Л.Я. Гозмана, И.Н. Горелова, В.В. Занкова, И.С. Кона, Е.А. Климова, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.А. Реан, Л.С. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, Д.Б. Эльконина)
Методы исследования:
- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
- комплекс психодиагностических методик: методика
социометрического исследования Дж. Морено; Тестовая диагностика взаимоотношений Т. Лири;
- формирующий эксперимент в форме психологического тренинга;
- методы математической статистики (метод случайной выборки).
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа оптимизации самоотношения может быть использована психологами в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, психологических центрах, службах и консультациях для подростков с целью формирования положительной самооценки, повышения самоценности и самопринятия, снижению внутренней конфликтности и самообвинения.
База исследования: МОУ Лицей №6 г.Качканар Свердловской области, 7 классы.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 7 пунктов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 71 страницу. В работе результаты исследования отражены в 13 диаграммах, 6 таблицах.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам сделать вывод о том, что межличностные отношения являются именной той формой взаимодействие людей, в которой формируется взаимопонимание между ними, и устанавливаются те или иные взаимоотношения друг с другом для общения и совместного решения каких- либо задач.
Межличностные отношения подростков являются важным вопросом психологического исследования многих педагогов и психологов как в нашей стране, так и за рубежом. Подростковые межличностные отношения имеют сложную структуру и пронизывают разные уровни формирования личности подростка, выступая в качестве основы её жизнедеятельности.
Прослеживается два вида межличностных отношений между подростками в образовательной организации. Первый - это товарищеские отношения, которые способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками, а второй вид - дружеские связи, которые помогают подростку решать многие эмоционально-личностные проблемы. Подростки в
межличностном общении ценят отзывчивость, открытость, умение хранить тайны. Зарождение межличностных отношений начинается с предпочтения внешних данных, а затем уже прослеживается единство интересов и тем для общения.
Существует много форм и методов оптимизации работы с подростками по развитию межличностного общения в образовательной организации. Это могут быть как коллективные и творческие дела, так и психологические тренинги, работа в микрогруппах и другие. Но при организации работы с подростками необходимо помнить, что каждую деятельность должны сопровождать определенные цели данной работы, результат решения которых необходимо периодически анализировать через наблюдение, диагностику межличностных отношений подростков.
Проведение констатирующего этапа исследования среди подростков 14-15 лет (7 «А» и 7 «Б» классы) позволило нам выявить что среди подростков в каждом классе наблюдается наличие трех микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы наличие отрицательных выборов не наблюдается, так же как и не наблюдается положительных выборов между микрогруппами. Подростки общаются только в ореоле своей микрогруппы, где ярко выражен лидер. Наличие отрицательных выборов между мирокгруппами говорит о неблагополучном и конфликтном отношении в коллективе. Во взаимоотношениях подростков наблюдается равнодушие, игнорирование некоторых детей (3 человека в экспериментальной группе и 4 человека в контрольной группе).
Наличие же взаимных отрицательных выборов между группами говорит нам о том, что подростки живут в своих микрогруппах и практически не общаются друг с другом. Наблюдается неприязненное отношение некоторых подростков друг к другу. На первый взгляд можно говорить о благоприятном климате в классе, так как не наблюдается яркого негатива. Нет травли друг друга подростками. Но при более тщательном изучении мы увидели, что не все так благополучно, как хотелось бы. Классы фактически разобщены, о чем свидетельствует наличие изолированных. Дети разобщены, их взаимодействие происходит только в сложившихся микрогруппах, объединенных вокруг определенных лидеров. Но нельзя не отметить, что эти лидеры не всегда имеют адекватные взгляды на жизнь. В каждом классе есть микрогруппа. Лидер которой проявляет высокий уровень доминирования, доходящий до агрессивных взаимоотношений.
На формирующем этапе исследования нами была разработана программа занятий с подростками для оптимизации межличностных отношений в условиях образовательной организации.
С подростками необходимо проводить работу по оптимизации межличностных отношений в условиях образовательной организации. Как показало исследование, наша работа изменила уровень взаимоотношений среди участников экспериментальной группы. Они стали более терпимыми по отношению к одноклассниками, не проявляют враждебности и агрессии, тогда как подростки из контрольной группы остались при тех же формах общения. Также присутствует наличие микрогрупп по интересам, где подростки общаются обобщенные своим лидером. В экспериментальной же группе подростки ищут новые пути взаимодействия с одноклассниками. Как мы видим, нам удалось подтвердить гипотезу исследования, что только целенаправленная и систематическая работа поможет оптимизировать межличностные отношения среди подростков в условиях образовательной организации.
Межличностные отношения подростков являются важным вопросом психологического исследования многих педагогов и психологов как в нашей стране, так и за рубежом. Подростковые межличностные отношения имеют сложную структуру и пронизывают разные уровни формирования личности подростка, выступая в качестве основы её жизнедеятельности.
Прослеживается два вида межличностных отношений между подростками в образовательной организации. Первый - это товарищеские отношения, которые способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками, а второй вид - дружеские связи, которые помогают подростку решать многие эмоционально-личностные проблемы. Подростки в
межличностном общении ценят отзывчивость, открытость, умение хранить тайны. Зарождение межличностных отношений начинается с предпочтения внешних данных, а затем уже прослеживается единство интересов и тем для общения.
Существует много форм и методов оптимизации работы с подростками по развитию межличностного общения в образовательной организации. Это могут быть как коллективные и творческие дела, так и психологические тренинги, работа в микрогруппах и другие. Но при организации работы с подростками необходимо помнить, что каждую деятельность должны сопровождать определенные цели данной работы, результат решения которых необходимо периодически анализировать через наблюдение, диагностику межличностных отношений подростков.
Проведение констатирующего этапа исследования среди подростков 14-15 лет (7 «А» и 7 «Б» классы) позволило нам выявить что среди подростков в каждом классе наблюдается наличие трех микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы наличие отрицательных выборов не наблюдается, так же как и не наблюдается положительных выборов между микрогруппами. Подростки общаются только в ореоле своей микрогруппы, где ярко выражен лидер. Наличие отрицательных выборов между мирокгруппами говорит о неблагополучном и конфликтном отношении в коллективе. Во взаимоотношениях подростков наблюдается равнодушие, игнорирование некоторых детей (3 человека в экспериментальной группе и 4 человека в контрольной группе).
Наличие же взаимных отрицательных выборов между группами говорит нам о том, что подростки живут в своих микрогруппах и практически не общаются друг с другом. Наблюдается неприязненное отношение некоторых подростков друг к другу. На первый взгляд можно говорить о благоприятном климате в классе, так как не наблюдается яркого негатива. Нет травли друг друга подростками. Но при более тщательном изучении мы увидели, что не все так благополучно, как хотелось бы. Классы фактически разобщены, о чем свидетельствует наличие изолированных. Дети разобщены, их взаимодействие происходит только в сложившихся микрогруппах, объединенных вокруг определенных лидеров. Но нельзя не отметить, что эти лидеры не всегда имеют адекватные взгляды на жизнь. В каждом классе есть микрогруппа. Лидер которой проявляет высокий уровень доминирования, доходящий до агрессивных взаимоотношений.
На формирующем этапе исследования нами была разработана программа занятий с подростками для оптимизации межличностных отношений в условиях образовательной организации.
С подростками необходимо проводить работу по оптимизации межличностных отношений в условиях образовательной организации. Как показало исследование, наша работа изменила уровень взаимоотношений среди участников экспериментальной группы. Они стали более терпимыми по отношению к одноклассниками, не проявляют враждебности и агрессии, тогда как подростки из контрольной группы остались при тех же формах общения. Также присутствует наличие микрогрупп по интересам, где подростки общаются обобщенные своим лидером. В экспериментальной же группе подростки ищут новые пути взаимодействия с одноклассниками. Как мы видим, нам удалось подтвердить гипотезу исследования, что только целенаправленная и систематическая работа поможет оптимизировать межличностные отношения среди подростков в условиях образовательной организации.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Особенности межличностных отношений у сельских и городских подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ФАКТОР ЭСКАЛАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМЫ АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ С РАЗЛИЧНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЙТИНГОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности коммуникативного творчества младших школьников в различных типах образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021



