Введение 3
Глава 1. Теоретические основы продвижения образовательных услуг вуза 6
1.1. Образовательные услуги вуза как объект продвижения 6
1.2. Средства рекламы в продвижении образовательных услуг вуза ... 12
1.3. Инструменты PR в продвижении образовательных услуг вуза 17
Глава 2. Практика продвижения образовательных услуг ФГБОУ
ВО «Уральский государственный педагогический университет» ... 28
2.1. Анализ деятельности и конкурентов Института социального
образования 28
2.2. Анализ продвижения образовательных услуг Института
социального образования 36
2.3. Разработка средств рекламы и PR в продвижении услуг Института
социального образования 50
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 76
Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими во внешней среде. В частности, современный рынок образовательных услуг отличается высоким уровнем конкуренции, как среди государственных, так и среди негосударственных вузов. Качество оказываемой услуги стало определяющим при выборе учебного заведения. При этом специфика рынка высшего образования определяется, прежде всего, сложившейся негативной демографической ситуацией, возрастанием дефицита абитуриентов из-за уменьшения количества выпускников школ и усилением межвузовской конкуренции. Еще одной причиной повышения активности рекламы и PR вузов является введение единого государственного экзамена, т.к. у абитуриентов появилась возможность подавать документы в разные вузы и на разные формы обучения.
Государственные вузы, по-прежнему, остаются активными субъектами образовательного рынка, однако, для упрочения их позиций актуализируется необходимость разработки грамотного стратегического и тактического плана по продвижению образовательных услуг. Данная задача осуществима с помощью средств и инструментов рекламы и PR.
Разработанность проблемы в науке. Область рекламы и PR исследуется многими российскими и зарубежными учеными. Вопросам рекламы и PR посвящены работы таких отечественных ученых, как Вернадской Ю.С., Завалько Н.А., Левиной С.А., Феофанова О.А. и многих других. Среди зарубежных ученых следует выделить работы Котлера Ф., Харриса Р. и ряда других исследователей.
Специфике маркетинга услуг в целом посвящены работы таких авторов, как Амблера Т., Кривцовой М.Н., Синяевой И.М. и др.
Вопросы особенностей образовательных услуг и их маркетинга представлены в работах Арташиной И.А., Баталовой О.С., Белого Е.М., Кардановой К.А., Макеевой М.Е., Марковой В.Д., Мушкетовой Н.С., Неретиной Е.А., Панкрухина А.П., Сударкиной Х.В. и др.
Проблема исследования заключается в том, что для повышения эффективности деятельности института необходимо успешно конкурировать с другими учебными заведениями.
Противоречие состоит между необходимостью продвижения образовательных услуг УрГПУ, в том числе за счет разработки средств рекламы и PR, и недостаточным применением этих технологий в деятельности университета.
Объект исследования - продвижение образовательных услуг Института социального образования.
Предмет исследования - средства рекламы и PR в продвижении услуг Института социального образования Уральского государственного педагогического университета.
Цель исследования - проанализировать способы продвижения образовательных услуг Института социального образования УрГПУ, и разработать средства рекламы и PR для продвижения услуг данного института.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть образовательные услуги вуза как объект продвижения;
2) исследовать средства рекламы в продвижении образовательных услуг вуза;
3) исследовать инструменты PR в продвижении образовательных услуг вуза;
4) проанализировать деятельность и конкурентов института социального образования УрГПУ;
5) проанализировать продвижение образовательных услуг института социального образования УрГПУ;
6) разработать средства рекламы и PR в продвижении услуг института социального образования УрГПУ.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ и синтез литературы, обобщение, описание, сравнение;
- эмпирические: анализ документов, SWOT-анализ, конкурентный анализ, описание, аналогия, систематизация.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные рекомендации по продвижению института можно использовать в общей практике вуза.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 61 источник, и 8 приложений.
В первой главе «Теоретические основы продвижения образовательных услуг вуза» дается рекламы и PR, образовательные услуги вуза рассмотрены как объект продвижения, исследованы и описаны средства рекламы и инструменты PR в продвижении образовательных услуг вуза.
Во второй главе «Практика продвижения образовательных услуг ВО «Уральский государственный педагогический университет» охарактеризована деятельность университета и Института социального образования, представлены результаты анализа конкурентов УрГПУ, а также представлены результаты анализа продвижения образовательных услуг Института социального образования УрГПУ, даны рекомендации и разработаны средства рекламы и PR в продвижении услуг
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Сфера образовательных услуг на сегодняшний день активно принимает участие в системе рыночных отношений. В ее рамках реализуется механизм согласования интересов всех субъектов рынка образовательных услуг: физических лиц, работодателей, органов управления государства.
В ходе решения первой задачи исследования образовательные услуги вуза рассмотрены как объект продвижения. Наличие различных субъектов рынка образовательных услуг вуза и рассогласованность интересов его потребителей и заказчиков приводит к необходимости формирования эффективных систем управления продвижением образовательных услуг для завоевания своей доли на рынке. В настоящее время на рынке образовательных услуг существует огромное количество предложений по подготовке кадров в различных сферах. Зачастую, человек, желающий получить образование, испытывает затруднение при выборе образовательного учреждения, направления подготовки и программы обсечения. В связи с этим появилась необходимость продвижения образовательных услуг, как источника информирования целевой аудитории о предложениях, существующих на рынке образовательных услуг, а также как способ формирования бренда и имиджа учебного заведения.
Что касается маркетинга в образовательной сфере, то он определяется спецификой образовательных услуг, представляющих собой конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде удовлетворения определенной потребности в образовательном продукте или услуге, либо непосредственно в виде деятельности, приводящей к обновлению или восстановлению потребительских свойств образовательных услуг. Образовательным услугам присущ ряд характеристик: неосязаемость (невозможно попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до их получения); неразрывность производства и потребления образовательной услуги (в отличие от товара услугу нельзя произвести впрок; качество услуг; неспособность образовательных услуг к хранению), т.е. важной отличительной чертой услуг является сиюминутность.
Реклама и PR являются наиболее важными элементами маркетинговых коммуникаций для продвижения образовательных услуг вуза.
В ходе решения второй задачи работы исследованы средства рекламы в продвижении образовательных услуг вуза. Сделан вывод о том, что реклама является наиболее традиционным (привычным) каналом продвижения и «понятным» как для администрации вузов, так порой и для целевых аудиторий. Традиционная реклама обеспечивает присутствие объекта продвижения в рекламно-информационном поле, но не является фактором, определяющим выбор целевой аудитории. Это своего рода «первая» подготовительная линия продвижения. В поисках вуза целевые аудитории ищут информацию в специализированных и основных информационных справочниках и, безусловно, информация о вузе там должна присутствовать.
В ходе решения третьей задачи работы исследованы инструменты PR в продвижении образовательных услуг вуза. Инструментами PR, которые применяются в вузе наиболее часто, поскольку подтвердили свою высокую эффективность, являются специальные события (дни открытых дверей, мастер-классы, экскурсия по вузу).
В ходе решения четвертой задачи исследования проанализирована деятельность и конкуренты факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций УрГПУ. На рынке образовательных услуг Екатеринбурга по специальностям ИСОбр можно выделить несколько учебных заведений, способных конкурировать между собой: УрГПУ, УрФУ, РГППУ, Гуманитарный университет, Институт международных связей, Уральский международный институт туризма и др. Конкурентными преимуществами ИСОбр УрГПУ являются оригинальные учебные программы, специализации, факультативы, не имеющие аналогов в вузах России, учитывающие особенности социальной сферы и запросы современного рынка труда; техническое и информационное обеспечение учреждения, качество преподавательского состава; стажировки за рубежом; возможность изучения китайского языка (по направлению «Международные отношения»).
В ходе решения пятой задачи исследования проанализировано продвижение образовательных услуг ИСОбр УрГПУ. Сделан вывод, что коммуникационная политика вуза в целом и факультета в частности ведется достаточно активно, однако существует ряд недостатков. В связи с этим необходима разработка средств рекламы и PR в продвижении услуг ИСОбр УрГПУ. Рекомендуется активно задействовать социальные сети, в частности Вконтакте, регулярно и оперативно публиковать информацию на сайте.
Эффективность продвижения зависит от того, насколько успешно проводится рекламная кампания факультета и насколько доступна информация о нем, направлениях подготовки, чем лучше представлена информация о факультете в Интернет, тем больше абитуриентов проявят интерес. Именно поэтому нами рекомендуется расширить деятельность в сфере продвижения в Интернете.
В ходе решения шестой задачи исследования разработаны средства рекламы и PR в продвижении услуг ИСОбр УрГПУ. Средствами рекламы и PR факультета, которые рекомендуется использовать: печатный буклет, видеоролики с ответами заведующих кафедрами факультета на интересующие абитуриентов вопросы, с размещением видеороликов на официальном сайте, в группах социальных сетей, на канале YouTube; телефонная связь (мероприятие «Прямая линия» с заведующими кафедр факультета).
Разработан макет печатного буклета, в котором представлен перечень специальностей (направлений подготовки) и акцент на будущую профессию, а также контактные данные. Буклет может использоваться в качестве раздатного материала на днях открытых дверей и других специальных мероприятиях.
Так же разработан контент-план, который включает в себя все необходимые виды постов, чтобы информировать все целевых группы (от абитуриентов, студентов и их родителей до сотрудников и выпускников).
Реклама должна соответствовать потребностям целевой аудитории, а в данном случае это активная, современная молодёжь, которая большую часть времени проводят в Интернет и постоянно пользуются социальными сетями. Соответственно с этим и необходимо обеспечить продвижение факультета на ресурсах, интересных именно этой аудитории.
1. Амблер Т. Практический маркетинг. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
2. Арташина И.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие. - Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2015. - 111 с.
3. Баталова О.С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. 2012. С.110-114.
4. Белый Е.М., Романова И.Б. Маркетинг-микс образовательных услуг вуза // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 2 (42). С.10-12.
5. Бернадская Ю.С., Марочкина С.С., Смотрова Л.Ф. Основы рекламы: Учебник / Под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: Наука, 2013. - 281 с.
6. Блюм М.А., Молоткова Н.В. PR-технологии в коммерческой деятельности: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. - 104 с.
7. Бородин В.А., Бородина О.П., Болховитина Е.Н. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (рынки предприятий): Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. - 140 с.
8. Букина Ю. PR вузов: сравнительный опыт России и Израиля. Режим доступа: http://pr-club.com/assets/files/pr_lib/pr_raboty/2009/04.doc(дата обращения 15.04.2017).
9. Завалько Н.А. Проблемы маркетинга образования в аспекте продвижения образовательных услуг // Вестник Омского университета. 2011. № 3. С.119-123.
10. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. - Уфа: Изд-во УГАТУ, 2011. - 226 с.
11. Зундэ В.В. Концепция формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций: Монография. - М.: Экон.науки, 2015. - 180 с.
12. Калужский М.Л. Четыре вида продвижения товара в маркетинге. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/prodazhi-prodvizhenie-tovar-marketing- reklama-sponsorstvo-torgovlja/(дата обращения: 20.10.2017).
13. Карданова К.А. Технологии продвижения образовательных услуг высших учебных заведений // Научный альманах. 2016. № 12-1 (26). С.151¬154.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012. - 736c.
15. Кривцова М.Н. Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 1274-1276.
16. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 302 с.
17. Левина С.А. Продвижение учебного заведения на рынке образовательных услуг с помощью технологий интегрированных маркетинговых коммуникаций // Управленческое консультирование. 2015. № 6 (78). С.173-181.
18. Макеева М.Е. Эффективность рекламных кампаний вузов в оценке старшеклассников (по материалам эмпирических исследований) // Альманах современной науки и образования. 2014. № 3 (82). С.114-117.
19. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 272 с.
20. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 128 с.
21. Мезенцев Е.А. Реклама в коммуникационном процессе: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. - 64 с.
22. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ,
2013. - 526 с.
23. Морозова Н.С. Этапы планирования рекламной кампании. Режим
доступа: http://www.elitarium.ru/planirovanie-reklamnaya-kampaniya-
razmeshchenie-informaciya-celevaya-auditoriya-potrebitel-potrebnost-produkt- vybor-ehffektivnost-plan/ (дата обращения 15.08.2017).
24. Мочалова Ю.В., Сорокина О.А. Маркетинг образовательных услуг вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67649(дата обращения: 19.04.2017).
25. Мудров А.Н. Основы рекламы: Учебник. - М.: Магистр, 2014. - 397 с.
26. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг. - М.: Эксмо, 2014. - 368 с.
27. Мушкетова Н.С., Федорова С.В., Беликеева А.С. Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг вузов // Известия Волгоградского государственного технического университета.
2014. № 17 (144). Т. 20. С.62-70.
28. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Возможности и ограничения использования маркетинга в социальных медиа для продвижения образовательных услуг вуза // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2013. № 1 (25). С.126-135.
29. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении образовательных услуг вуза // Интеграция образования. 2013. № 1 (70). С.3-12.
30. Никитин М.И. Современная реклама российских вузов: содержание, эффективность, методология. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? level1=main&level2=articles&textid=1937 (дата обращения 15.04.2017).
31. Николаева М.А. Управление репутацией компании в сети // Вестник Социально-гуманитарного образования и науки: научно-практ. журнал. ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург. 2015. № 1. С.24-30.
32. Новое о цифровой грамотности или россияне осваиваются в сети. Пресс-выпуск №3084. Режим доступа: http://wciom.ru/(дата обращения: 02.09.2017)
33. Официальный сайт УрГПУ. Режим доступа: https://uspu.ru/(дата обращения: 10.09.2017).
34. Паничкина Г.Г., Носова Н.С. Как провести успешную рекламную кампанию - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 160 с.
35. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2014. - 364 с.
36. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. - М.: Омега- Л, 2014. - 646 с.
37. Положение о факультете международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций от 01.02.2016.
38. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл-бук, 2015. - 624 с.
39. Программа внутренней гарантии качества образования и развития интегрированной системы менеджмента УрГПУ на период 2016-2020 годы, утв. 16 мая 2016 г. 16 с.
40. Программа развития ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» на период 2016-2020 годы / Урал. гос. пед. ун¬т. - Екатеринбург, 2016. - 47 с.
41. Разработка и технологии производства в рекламе / М.Б. Щепакин, В.И. Петровский, А.Н. Капитонов. - М.: Изд-во МИР, 2014. - 272 с.
42. Ромат Е.В. Реклама: Учебник. - СПб.: Питер, 2015. - 560 с.
43. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. - СПб.: Студцентр,
2015. - 608 с.
44. Сайт «Мое образование». Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/specialities rating vuz/(дата обращения: 29.08.2017).
45. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в малом бизнесе: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 с.
46. Спиридонова И.А. Организация рекламной кампании. - М.: Аст, 2015. - 67 с.
47. Стратегия развития Уральского государственного педагогического университета. 2010-2020 гг. - Екатеринбург, 2012. - 43 с.
48. Сударкина Х.В. Маркетинг образовательных услуг вуза: особенности, возможности, перспективы // Известия Южного федерального ун-та. 2012. № 8. С.138-142.
49. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно- методический комплекс / Под ред. А.В. Чечулина, А.Ю. Дорского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 206 с.
50. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. - М.: Эксмо, 2015. - 368 с.
51. Федотова Л.М. Социология рекламной деятельности. - М.: Прогресс, 2014. - 558 с.
52. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 376 с.
53. Фурсик С.Н. Маркетинг образовательных услуг как фактор
совершенствования качества образования и снижения риска неконкурентоспособности вуза. Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/06/53339(дата обращения: 20.04.2017).
54. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: Олма- Пресс, 2012. - 321 с.
55. Цвик В.Л. Реклама как вид журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд-во ИСИ, 2015. - 135 с.
56. Чечулин А.В. Коммуникационные технологии в социальной сфере: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2014. - 120 с.
57. Шомели Ж. Связи с общественностью. - СПб.: Нева, 2015. - 128с.
58. Шуванов В.И. Психология рекламы: Учебное пособие. - М.: Ростов-н-Д: РГТЭУ: Феникс, 2014. - 314 с.
59. Шульц Д.Е., Танненбаум С.И., Лауреборн Р.Ф. Новая парадигма маркетинга: Интегрированные Маркетинговые Коммуникации. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 234 с.
60. Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков. - М.: Изд-во СО РАН, 2013. - 210 с.
61. Яненко Я.В. Настольная книга менеджера по рекламе. - М.: ЛитРес, 2015. - 113 с.
62. V Форум ведущих ВУЗов России. Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017(дата обращения: 29.08.2017).