ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Особенности государственной гражданской службы в России 7
1.2. Требования к кандидатам на государственную службу 11
1.3. Адаптация государственных гражданских служащих 18
1.4. Мотивирование государственных гражданских служащих 22
1.5. Современные тенденции снижения количества кадров в системе
государственной гражданской службы 27
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВОВ ВЫБОРА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ
КУРСОВ 33
2.1. Организация и методы исследования мотивов выбора гражданской
службы в качестве будущей профессии у студентов четвертого курса по направлению «государственная муниципальная служба» 33
2.2. Результаты исследования и анализ 39
2.3. Рекомендации по совершенствованию мотивирования учащихся
направления «Государственная и муниципальная служба» 53
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
Нарастание общественных противоречий, усложнение экономической и политической ситуации в стране обуславливает необходимость повышения эффективности государственного управления в целом, и государственного аппарата, в частности. Достижение данных целей невозможно без повышения эффективности труда государственных гражданских служащих, что в свою очередь невозможно без создания эффективной и стройной системы мотивации работников государственного аппарата.
Для эффективной работы органа государственного управления необходимо максимально полно использовать ресурсы, которые имеются в организации. Люди являются одним из основных ресурсов и главным ее капиталом. Но сотрудники неодинаково выполняют свои профессиональные обязанности и могут работать с максимальной отдачей только при определенных условиях [20, с. 30]. Готовность людей вносить свой вклад в работу определяется их психологической зрелостью и желанием трудиться в полную силу. Руководство организации может разработать прекрасные цели, планы, стратегии, организовать информационные потоки, установить лучшую технику, использовать новейшие современные технологии, инновации и т. д. Однако все это не даст ожидаемых результатов, если работников, с одной стороны, мотивируют, а с другой стороны, в организационном пространстве есть нечто, что демотивирует и снижает у них заинтересованность работать. Из- за недостатка мотивации ухудшается качество и объем выполнения работы. Как следствие, снижается эффективность деятельности всего органа государственного управления.
Во ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управление» представлены основные качества, которые должны сформироваться в ходе обучения. Выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи в области организации управления, в том числе - участие в организации управления персоналом в органах государственной власти РФ и участие в контроле качества управленческих решений. Наша работа посвящена профессиональной деятельности, которая направлена на разрешение профессиональных задач в области организационно- регулирующей деятельности, а именно участие в системе развития, а это определяется именно тем, насколько человек мотивирован работать в данной профессии, что говорит о его внутренней готовности выполнять функции государственного и муниципального служащего.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в некоторых специальностях может сильно недоставать кадров, на которые были вложены деньги государства. А значит, во время обучения по профессии что-то пошло не так и человек не смог ассоциировать себя с профессионалом, которым он должен стать во время учебы и переходит в другие сферы деятельности. Важно предупредить такие отклонения в обучении, мотивировать людей идти по специальности, которую они изначально выбрали, всячески помогать им в обучении, вовлекать в эту деятельность, как теоретически, так на практике, знакомить их с конкретными отделами, службами, всевозможными будущими местами работы, стараясь сделать так, чтобы в будущем они «хотели» этим заниматься. В таком случае, они будут готовы к будущей деятельности, как в моральном плане, так и плане знаний, которые они имеют, чтобы занимать государственную должность.
В этой ситуации, у студентов будет меньше неизвестного перед тем местом, куда бы они хотели пойти. Они бы точно знали, что от них требуется. Какие знания, какие навыки. Какие требования нужны для работы в той или иной сфере гражданской службы, какие существуют правила, нормы, какого этикета следует придерживаться. Во время проведения нашего исследования мы пришли к выводу, что прохождения всех приведенных методик подталкивает студентов к рефлексии и самооценке собственных возможностей и желаний. Так, при вопросе «Что может удержать вас на должностях государственной гражданской службы?» каждый студент, сам для себя, может задуматься над тем, какие его основные потребности и нужды может удовлетворить данная деятельность и какие дивиденды она может принести.
Во время проведения исследования, отвечая на поставленные вопросы и во время заполнения анкет сам студент, мысленно, решает свое будущее, будет ли он работать по данной специальности или нет, взвешивает все плюсы и минусы, размышляет над трудностями, которые могу у него возникнуть во время работы и к чему это может привести.
Мы считаем, что самооценка собственной мотивации к будущей профессии определяет характер и качество подготовки в рамках данного направления обучения.
Объект выпускной работы: готовность будущих гражданских служащих к прохождению государственной гражданской службы.
Предметом выпускной работы является: мотивационные аспекты готовности будущих гражданских служащих к прохождению государственной гражданской службе.
Целью выпускной работы является выявление самооценки готовности к прохождению государственной гражданской службы будущих государственных гражданских служащих.
Задачи:
- изучить специфику прохождения государственной службы
- выявить мотивы выбора студентами дисциплины «государственная служба»
- исследовать готовность студентов к выполнению профессиональной деятельности и самооценки собственных мотивов к деятельности
- интерпретировать результаты исследования и предоставить рекомендации
Теоретико-методологическая основой исследования послужили научные труды и статьи отечественных ученых, психологические методики для выявления мотивации, опыт ученых, таких как: Кибанов А.Я., Крутцова М.Н., Козырев А.А. Методики: определения основных мотивов выбора профессии; личностного дифференциала; профессиональной деятельности.
В работе использовались федеральные законы документы Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики, Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров [36].
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений. Первая глава о теоретическом основах и особенностях государственной гражданской службы в Российской Федерации. Вторая глава включает исследование и анализ мотивов выбора специальности «государственная и муниципальная служба». Работа включает 11 рисунков, 4 таблицы, 6 приложений и 39 источников.
Современное положение государственной гражданской службы можно охарактеризовать, как сокращающееся общее количество числа сотрудников на должностях государственной гражданской службы, однако их качество образования небольшими шагами идет вверх. В данный момент, уже большинство государственных гражданских служащих имеют высшее образование, часть из которых имеют кандидатские степени.
В свою очередь, часть учащихся по специальности «государственное и муниципальное управление» говорят о том, что не видят себя в этой профессии после учебы. Некоторые уходят еще во время учебы на другие специальности, некоторые просто доучиваются, но после получения диплома о высшем образовании идут на другую специальность, либо же вообще идут работать на места, где образование не находится в приоритете.
Главными причинами такого поведения является мотивация и самооценка учащихся. На данный момент это является серьезной проблемой для кадрового состава государственной гражданской службы, потому что каждый год они теряют примерно половину новых кадров.
Мотивация учащихся в современной России, исходя из нашего исследования, в основном состоит из внешних мотиваций. Кого-то не устраивает заработная плата, кому-то не нравится сама деятельность и виды работ, которые выполняются на данной профессии. Некоторые просто не осознают и не оценивают себя как государственного служащего, и тем более не отождествляют себя с идеалом государственного служащего. Самооценивание себя происходит на всей стадии обучения, но немногие меняют свое мнение о себе и о профессии, оставаясь просто людьми, которым необходимо само наличие диплома, а не полученные знания во время всего курса лекций и практик.
Процесс обучения сильно влияет на мотивационный аспект, ведь, благодаря интересным занятиям, рассказам преподаватели могут заинтересовать учащего, который изначально не был готов к работе по специальности, но пройдя несколько практик, поучаствовав в конференциях, семинарах - ему стало интересна профессия и деятельность, которую в будущем он будет выполнять. С другой стороны, есть люди, которые изначально пришли с большой внутренней мотивацией к работе, сам процесс приносит им удовольствие, таких людей следует уже мотивировать на другом уровне, прибегая к поощрениям, продвижениям по иерархии.
В заключении, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что необходимо постоянно делиться опытом, рассказывать интересные истории из практики, проводить больше практических занятий с учащимися, потому что такие занятия способствуют уменьшению волнения непосредственно на рабочем месте, при выполнении какого-либо задания. Еще на стадии обучения следует рассказывать обо всех аспектах профессии и создавать для учащихся положительные ассоциации с данным направлением.
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 42413
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 48601
5. Акимова Е. Психологическое обеспечение профессионального развития / Журнал «Государственная служба». 2012, № 3.
6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история,
теория, закон, практика: монография / Российская Академия
Государственной Службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Издательство РАГС, 2008. - 311 с.
7. Базарова Т.Ю. Управление персоналом // Юнити-Дана. - 2012.
8. Василенко И.А. Государственная и муниципальная служба: учебник. - Москва: КноРус, 2016. - 300 с.
9. Васильева Е.И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: автореф. дис.. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010.
10. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. - М.: МПСИ, 2003 С. - 235.
11. Горшкова Е. В. Совершенствование системы мотивации труда
государственных гражданских служащих: теоретико-методические
аспекты: дис. канд. экон. наук. Москва, 2010
12. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров / Государственный университет управления; под ред. В. И. Петрова. - Москва: Юрайт, 2013. - 364 с.
13. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие/Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006. 333 с.
14. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба: учебный курс - Москва: Дело и Сервис (ДИС), 2014. - 616 с. 10!
15. Динара Борисовна. Государственная гражданская служба на основе служебного контракта: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Кнорус, 2009. - 150с.
...