ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ДЕЛЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие правового воспитания 8
1.2 Историческое развитие правовоспитательной работы в
общеобразовательной школе 12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 20
2.1 Формы правового воспитания 20
2.2 Методы правового воспитания 25
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
3.1 Факторы, влияющие на уровень развития социально-правовой активности
несовершеннолетних 32
3.2 Программа мероприятий по правовому воспитанию и обучению в рамках внеурочной деятельности в целях повышения уровня социально-правовой
активности несовершеннолетних 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
Правонарушения и преступность несовершеннолетних, в особенности подростков, являются одной из наиболее опасных форм асоциального поведения, закладывающей основы для воспроизводства преступности в будущем.
Для подростковой преступности, составляющей основную часть преступлений несовершеннолетних, характерны отличительные черты, связанные с особым правовым статусом подростков и социально - психологическими особенностями данной группы, прежде всего высокой значимостью социально-групповых факторов. На формирование и закрепление поведения, ведущего к преступлениям среди подростков, влияют такие факторы, как нарушения функциональности семейных институтов, особенности социально-психологического развития личности и эффективность их учета в воспитательной и педагогической практике семьи и образовательных организаций, роль подростковых и молодежных неформальных групп, негативные тенденции социально-экономического и социокультурного развития. Социальные условия, способствующие делинквентному поведению несовершеннолетних, проявляются на трех уровнях. На микроуровне они связаны с особенностями межличностных отношений в семье, ошибками воспитания, безнадзорностью, стрессовыми ситуациями в повседневной жизни, асоциальными практиками. На мезоуровне основную роль играет «уличный» характер социализации, рост значимости неформальных социальные групп, становящихся основным агентом социализации и способом получения социального признания и принадлежности. На макроуровне действуют социально-экономические, политические, правовые и социокультурные факторы, отражающие благополучие общества в целом.
Современное состояние подростковой преступности в России можно оценить как неоднозначное. По данным Генеральной Прокуратуры РФ за январь-июнь 2017 года выявлено, что на 24,6 % снизилась преступность среди несовершеннолетних (с 27 251 до 20 544)1. При этом удельный вес правонарушений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, уменьшился с 4,1 % до 3,6 % с абсолютно всех ранее расследованных правонарушений. С одной стороны, официальная статистика демонстрирует снижение подростковой преступности в последние годы, уменьшение числа подростков, находящихся в колониях. С другой стороны, другие факты следует рассматривать как вызывающие волнение. Во-первых, при оценке динамики преступности не достигших совершеннолетия личностей необходимо учитывать сокращение численности данной демографической группы, произошедшее за анализируемый период времени, а кроме того значительную часть скрытой преступности, которая не отображена в официальной статистике данных. Во-вторых, происходят изменения в структуре детской преступности. Главными видами преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются кражи и разбои. После снижения доли тяжких и особо тяжких преступлений в 200 0-2008 годах с 8,9 до 6,8% произошел их значительный рост в последние годы2. Согласно сведениям Министерства Внутренних Дел в 2017 году эта доля составила 21,5% от всех правонарушений, совершенных лицами, не достигших полного объема дееспособности3.
Актуальность данной темы связана с тем, что в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества предполагается развертывание постоянной активной работы в области правовоспитательной и правопросветительской работ среди учащихся общеобразовательных школ. Правовоспитательный процесс подростка является важной ступенью в становлении личности гражданина своей страны. Немаловажно правильно организовать процесс формирования правового сознания и правовой культуры в юном возрасте, поскольку именно молодое поколение в значительной степени является одним из основных источников генерирования устойчивости в обществе. В зависимости от позиции молодежи она становится фактором обеспечения либо его прогресса, либо деструкции; носителем либо актуальных инновационных, либо антигуманных, антисоциальных идей; либо позитивной преобразующей общественной силой, либо замкнутой в своих эгоистических интересах потребностях демографической группой и т.д.
Объект исследования - правовое воспитание как компонент педагогического процесса.
Предмет исследования - особенности организации и влияния правового воспитания в общеобразовательной школе на социально-правовую активность несовершеннолетних.
Цель исследования - рассмотрение существующих форм правовоспитательной работы, выявление наиболее эффективных и их дальнейшая разработка для внедрения в правовоспитательный процесс общеобразовательных школ.
Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:
1. Проанализировать научную литературу на предмет определения понятия «правовое воспитание»;
2. Изучить историю развития правовоспитательной работы;
3. Исследовать формы и методы правовоспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ;
4. Изучить факторы, влияющие на уровень развития социальноправовой активности несовершеннолетних;
5. Предложить программу мероприятий по правовому воспитанию и обучению в рамках внеурочной деятельности в целях повышения уровня социально-правовой активности несовершеннолетних.
Теоретическая основа исследования представлена работами следующих
ученых:
• Социально-педагогическая проблема становления правовой культуры проанализирована в работе Г.П. Давыдова, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова. В своей работе они определяют сущность и специфику правовой культуры, выявляют оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры. Определяют особенности формирования правовой культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности и разрабатывают практические рекомендации по организации в общеобразовательной школе работы в этом направлении.
• Реализация правового образования и воспитания в учебно - воспитательной практике рассматривается в исследованиях Д.М. Маллаева, Т.В. Синюковой, Н.Г. Суворовой. В своих работах они выделяют и обосновывают исходные теоретико-методологические предпосылки исследования правовой культуры, рассматривают ее сущность, содержание, структуру и функции. Проводят комплексное исследование историкоправовых аспектов формирования российской правовой культуры и изучают взаимодействие правовой культуры с правовыми явлениями общества.
• Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса, большое значение имеют теоретические положения и выводы Ю.К. Бабанского, А.М. Кухта, Б.Т. Лихачева, Е.И. Замылина, Д.Ш. Ситдикова. В своих работах они дают полный анализ правового воспитания как важнейшего фактора формирования правовой культуры и правосознания. Разрабатывают модель правового пространства, обеспечивающую качественный уровень правового воспитания учащихся в образовательных учреждениях, определяют пути и способы педагогического просвещения, и вовлечение родителей в процесс правового воспитания учащихся...
Анализ проблемы правового воспитания и обучения и его значения в формировании социально-правовой активности несовершеннолетних позволяет нам сформулировать ряд выводов и предложений, которые, на наш взгляд, будут способствовать не только теоретическому осмыслению данной проблемы, но и дальнейшему развитию ее исследования в прикладном аспекте.
Проведенный в данном исследовании теоретический и практический анализ социально-правовой активности личности несовершеннолетнего позволил определить проблемы и перспективы ее формирования в процессе правовоспитательной работы, разграничить ее с другим базовым понятием - «социальная активность».
В работе обоснованы тезисы, раскрывающие сущность взаимосвязей в системе «личность несовершеннолетнего - правовое воспитание - социально-правовая активность».
Реализация правовоспитательной работы в условиях
общеобразовательной школы осуществляется поэтапно. Первоначально учащийся только овладевает правовой информацией, затем происходит процесс личностного усвоения правовых ценностей, и наконец, появляется необходимость «перевести» сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные действия личности несовершеннолетнего.
Правовое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития учащимся этических норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.
Вторая ступень характеризуется тем, что у учащихся должно сформироваться представление в целом о правовой системе и о том, какое место в ней занимает он сам. В это время задачей учителей общеобразовательной школы является подготовка учащихся к тому, что они самостоятельно несут ответственность за определенные поступки и правонарушения.
Третий этап - это закрепление полученных правовых компетенций и приобретение новых, соответствующих своему положению и возрасту. На этом этапе учащийся должен научиться прогнозировать правовые последствия своих действий.
Именно правовоспитательная работа общеобразовательной школы способствует формированию у несовершеннолетних учащихся таких основополагающих компонентов, как правовые знания, нравственноценностные ориентации, уважительное отношение к законам и иным элементам правовой системы, правовые установки, соответствующие интересам современного общества, в целом реализующиеся в правомерном поведении. Одним из основных приемов, который способствует развитию соответствующего уровня правового воспитания учащихся, является правовое обучение. Правовое воспитание и обучение - это два взаимодополняющие элемента одной системы, которые не могут существовать друг без друга.
Проведенные исследования в сфере правовоспитательной работы в условиях общеобразовательных школ позволили нам выявить серьезные противоречия:
1. Между значимостью правового воспитания и соответствующим
уровнем социально-правовой активности несовершеннолетних.
Теоретический и практический анализ данной проблемы показывает преобладание все же низкого уровня правовой грамотности и социальноправовой активности. Учащиеся неправильно интерпретируют существующие в обществе правовые нормы, что становится следствием их неверного восприятия.
2. Между необходимостью решения задач правового воспитания и недостаточностью эффективности этой работы в системе общего образования.
3. Между применением традиционных форм, методов и приемов в правовоспитательном процессе и необходимостью создания и внедрения новых технологий.
4. Между имеющимися методическими пособиями, которые не обладают актуальностью, и необходимостью наличия современного методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Механизм правового воспитания и его мотивационная составляющая представляют собой сложнейший комплекс формирования ценностно - правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности несовершеннолетнего, под воздействием которых осуществляется социально - правовая активность.
Процесс правового воспитания и обучения при формировании социально-правовой активности несовершеннолетних включает себя следующее:
1. Информационный аспект, подразумевающий объем правовых знаний;
2. Оценочный аспект, характеризующий отношение к праву и правовым явлениям;
3. Регулятивный аспект, предполагающий установку на правомерное поведение;
4. Когнитивный аспект, то есть осознание необходимости правомерного поведения.
Результативность деятельности общеобразовательной школы по формированию и развитию социально-правовой активности
несовершеннолетних во многом зависит от эффективности планирования проводимых мероприятий в рамках правовоспитательной работы.
Мы предполагаем, что для развития социально-правовой активности несовершеннолетних целесообразно использовать активные методы, такие
как деловая игра, дискуссия, диспут, проект и другие, поскольку практический анализ в ходе преддипломной практики свидетельствует об эффективности применения таких методов.
Выбирая активные методы, учитель является центральным звеном, но при этом использует обратную связь с учащимися. Таким образом, активные методы правового воспитания и обучения - это форма взаимодействия участников правовоспитательной деятельности, при которой учащиеся занимают активную позицию.
В качестве возможных мер, влияющих на развитие социально-правовой активности несовершеннолетних, мы предлагаем...
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 7.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53, ст. 7598.
2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 8.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
3. Акимова Т.И. Правовое воспитание как один из факторов
формирования правосознания [Текст] / Т.И. Акимова // Формирование личности посредством юридического образования: сборник статей
Межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов, 2003 -
С.39-45.
4. Бабаев В. К. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. - С.153-155.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). - М.: Педагогика, 1989. -560 с.
6. Борисова С.Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств [Текст] / С.Е. Борисова// Юридическая психология. - 2015. - № 4. - С.25-28.
7. Бурмакин П.Н. Влияние системы правового воспитания на
процесс формирования правовой социализации личности // Гуманитарные и юридические исследования. - 2016. - №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sistemy-pravovogo-vospitaniya-na- protsess-formirovaniya-pravovoy-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 23.04.2018).
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2013. - С.503-505.
9. Голубничий Р.В. Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой
социализации личности // Вестник ВятГУ. - 2017. - №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskoe-osmyslenie-formirovaniya- tsennostno-pravovyh-orientatsiy-v-protsesse-pravovoy-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 04.05.2018).
10. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01) / Г.П. Давыдов; Москва, 1985. - 371 c.
11. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 2. - С.11-13.
12. Дети в России. 2009: статистический сборник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 121 с.
13. Евстратов A.M. Правовое сознание и правовая культура в период формирования советского государства в 1920-1930-е годы (историкотеоретическое исследование) [Текст]: дис. ... д-ра юрид. наук (12.00.01) / А.М. Евстратов; С.-Петерб. ун-т МВД РФ. - СПб, 2001. - 351 с.
14. Ефиценко Н.М. Сущность правового воспитания и мероприятия по повышению его эффективности в современном российском обществе [Текст] / Н.М. Ефиценко // Образование и право. - 2013. - № 2 (79). - С.7883.
15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. - С.170-172...