Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности

Работа №97714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ
ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Общая осведомленность как предмет психологических исследований 6
1.2. Психологические особенности развития старших дошкольников 156
1.3. Возможности проектной деятельности в развитии дошкольников 223
Вывод по первой главе Ошибка! Закладка не определена.2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Программа реализации проектной деятельности старших дошкольников 49
2.3. Апробация программы проектной деятельности старших дошкольников
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности дошкольника, его общей осведомленности, интереса к учению, развитие умения учиться.
Проблема общей осведомленности в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, сделать так, чтобы учение для ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Цель воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий дошкольников, направленных на понимание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся познавательной потребности. А это значит, что воспитатель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию дошкольника, формировать у него необходимые личностные качества.
Цель дошкольника в данном аспекте - приобретать знания и, путем самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Развитие общей осведомленности - сложная задача, от решения которой зависит эффективность образовательной деятельности старших дошкольников.
В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию общей осведомленности у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. По утверждению психологов, активизация познавательной деятельности способствует развитию общей осведомленности.
Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только в том случае превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.
Именно проектная деятельность способна вызвать у дошкольника интерес к формированию осведомленности. В ходе работы над проектом дошкольник получает новые сведения, без которых невозможно выполнить задания проекта, поэтому он вынужден стремиться к получению новой информации. Если же проект интересен ребенку, то и получаемая информация будет вызывать интерес, следовательно, общая осведомленность будет формироваться с удовольствием.
Противоречие определяется необходимостью развития общей осведомленности дошкольников в ходе проектной деятельности и недостаточным применением данного средства в педагогической практике.
Проблема исследования заключается в апробации программы развития общей осведомленности старших дошкольников средствами проектной деятельности.
Цель исследования - апробация программы развития общей осведомленности старших дошкольников средствами проектной деятельности.
Объектом исследования является общая осведомленность старших дошкольников.
Предметом исследования является динамика общей осведомленности старших дошкольников в процессе реализации проектной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что целенаправленное развитие общей осведомленности старших дошкольников возможно в процессе использования проектной деятельности.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку таких его задач:
^Проанализировать понятие «общая осведомленность» в работах по психологии;
2. Охарактеризовать закономерности психологического развития старших дошкольников;
3. Определить возможности использования проектной деятельности в развитии старших дошкольников;
4. Исследовать уровень общей осведомленности старших дошкольников;
5. Разработать и апробировать программу формирования общей осведомленности старших дошкольников;
Методы исследования:
- Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
- эмпирические: (тестирование, анкетирование), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования: МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №16 г. Карпинска.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейших работах, посвященных проблемам развития осведомленности старших дошкольников.
Структура работы отвечает ее цели и задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы мы рассматривали проблему развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности.
Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобрела проблема общей осведомленности старшего дошкольника. Одним из центральных вопросов общей осведомленности является развитие умственной и познавательной активности.
Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно - ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проектная деятельность - сложно -организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательного процесса.
Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.
Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Наиболее эффективной формой развития общей осведомленности в старших дошкольников является групповое тестирование. Основными методами развития общей осведомленности старших дошкольников является возможность использования группового взаимодействия, т.е. тестирование и проектная деятельность.
В ходе работы по развитию общей осведомленности старших дошкольников нами было предложено участие в проекте «Путешествие Капельки».
Полученные выводы позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: программа развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности, предполагает развитие:
Для детей:
1. Формирование общей осведомленности.
2. Овладение обобщенными представлениями об окружающем мире и о самом себе.
3. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире и о самом себе.
4. Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
5. Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
6. Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
1. Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по развитию общей осведомлённости дошкольников.
2. Повышение профессионального педагогического уровня
(теоретического и практического) по познавательной деятельности.
3. Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
1. Повышение уровня развития по различным вопросам общей
осведомлённости.
2. Пропагандистская работа.
С целью подтверждения гипотезы о развитии общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности мы осуществили психолого-педагогический эксперимент, проходящий в три этапа.
На констатирующем этапе было проведено психодиагностическое исследование, состоящее из четырех методик, что позволило описать и проанализировать актуальное состояние развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности. Анализ психодиагностических результатов показал, что в среднем, в группе преобладают дошкольники со средним и низким уровнем развития общей осведомленности. С учетом данных результатов диагностики выборка была поделена на две группы: контрольную и экспериментальную, которые являлись уравненными по количеству (по 10 человек в каждой).
От развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности, во многом зависит дальнейшее развитие на следующем возрастном этапе. В связи с этим возникает необходимость в разработке и апробации психолого-педагогической программы. Данная потребность послужила основанием для проведения формирующего эксперимента, заключающегося в разработке и апробации программы развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности. В процессе проведения тестов активно использовались различные приемы и методы, направленные на развитие осведомленности дошкольника.
На третьем, контрольном, этапе нами был реализован комплекс методов для оценки эффективности программы развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Основная цель данного этапа была достигнута методами тестирования данных.
Из полученных данных был сделан вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности является эффективной и результативной, так как после ее проведения результаты в экспериментальной и контрольной группе изменились, приобретя положительную тенденцию.
Таким образом, так как результаты последнего этапа исследования дают основание утверждать, что опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития общей осведомленности старших дошкольников в проектной деятельности доказала свою эффективность, то цель исследования была достигнута, а эмпирическая гипотеза подтверждена.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что экспериментальная работа по апробации программы развития общей осведомлённости старших дошкольников в проектной деятельности доказала свою эффективность, в следствии чего выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.



1. Ануфриев А.А. Психология творчества. Москва: Инфра-М, 2013. 456 с.
2. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. Москва:
Инфра-М, 2013. 245 с.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Москва: Эксмо, 2014. 145 с.
4. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Москва: Педагогика, 2006. 311 с.
5. Выготский Л.С. Психология творчества. Москва: Инфра-М, 2011. 487 с.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста. Москва: Факультет психологии, 2011. 130 с.
7. Гринявичене Н.-Э. Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1989. 15 с.
8. Давыдова О.И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО // Справочник младшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 6. С. 51-57.
9. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Москва: Инфра-М, 2012. 354 с.
10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. Москва, 2005. 82 с.
11. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с
дошкольниками. Москва, 2002. 90 с.
12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная
деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. С. 20-24.
13. Егорова Т. А. Проблема диагностики и развития исследовательских способностей // Детский практический психолог. Сборник научных трудов кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2005. С. 10-13.
14.Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. Москва: АСТ, 2010. 528 с.
15. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. Москва, 2006. 190 с.
16. Игровые модели воспитания и обучения. Предметно-игровая
развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении : пособие для воспитателей и педагогов. Москва: Шк. пресса, 2005. 31 с.
17. Комарова О.А. Модель взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста в предметно-игровой среде ДОУ как условие реализации личностно-ориентированного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С.173-176.
18. Кравцов Г. Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3-8.
19. Крежевских О.В. Значение предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности дошкольника // Вестн. Шадринского гос. пед. ун¬та. 2012. № 3/4. С.138-142.
20. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Санкт-Петербург, 2002. С. 98.
21. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т. 1. Москва, 2003. С. 303-323.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 320 с.
23. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. Москва, 1980. 420 с.
24. Люблинская А.А. Очерки психологического развития. Москва:
НОРМА-ИНФРА, 2013. 478 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт- Петербург: Питер, 2009. - 320 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология. Москва: АСТ, 2013. 455 с.
27. Маневцова Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1973. № 4. С. 18-22.
28. Морозова Е. А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П. Ф. Каптерева и В. П. Вахтерова. Смоленск, 2004. 120 с.
29. Мухина В.С. Детская психология. Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. 544 с.
30. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва: АРКТИ, 2004. 192 с.
31. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Москва, 1988. 267 с.
32. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления
дошкольников // Вопросы психологии. 1958. № 2. С. 34.
33. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Москва, 2000. 190 с.
34. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Москва: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
35. Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. Москва: Эксмо, 2013. 263 с.
36. Смирнова Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2013. № 2. C. 93-99.
37. Смирнова Е.О. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Соврем. дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 2. С. 57-59.
38. Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 58.
39. Спиридонова М.Н. Предметно-развивающая среда в развитии игровой деятельности ребенка // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. № 7. С. 59-61.
40. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 541 с.
41. Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном ДОУ // Справочник младшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 6. С. 47.
42. Сухова А.В.Организация предметно-развивающей среды // Методист дошк. образоват. учреждения. 2008. № 2. С. 4-32.
43. Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. 2011. №2. С. 45-51
44. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2015. № 5. С. 4-24.
45. Усова А. П. Обучение в детском саду. Москва, 1981. 120 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования - приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. URL: https: //pravobraz. ru/federalnyj - go sudarstvennyj -obrazovatelnyj - standart-doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения: 24.02.2018).
47.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009. 130с.
48. Юрченко Г.Н. Основы зарубежной психологии. Москва: Эксмо, 2013. 540 с.
49. Яковенко З. Г. Предметно-игровая среда в ДОУ // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования : материалы регион. науч.-практ. конф., 20-26 дек. 2006 г. : в 2 т.. Мурманск : МГПУ, 2010. Т. 2. С. 86-89.
50. Яковлева Е.Е. Воображение и творчество на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. С. 14-19.
51. Ярусь О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание. 2011. № 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ