РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретический анализ понятия коммуникативные навыки 7
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Средства и методы развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 19
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов 31
2.3. Программа развития коммуникативных навыков младших школьников с
общим недоразвитием речи 46
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретический анализ понятия коммуникативные навыки 7
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Средства и методы развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 19
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов 31
2.3. Программа развития коммуникативных навыков младших школьников с
общим недоразвитием речи 46
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с школьниками с речевыми отклонениями. Дети с общим недоразвитием речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Количество детей, имеющих речевые нарушения увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи очень актуальна в настоящий период. Процесс успешного развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи является частью социальной компетентности личности, от которой зависит успешность развития детей с общим недоразвитием речи, успешность их обучаемости в школе, социализация ребенка.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи уделяли внимание многие исследователи, такие как Н.Н. Бутусова, В.К. Воробьева, Э.А. Каверова, А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова, Л.Ф. Спирова, И.К. Колпоковская, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Р.Г. Филичева, Е.В. Парфенова и многие другие. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, накопленные к настоящему времени данные по проблеме недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, и с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи?
Объект исследования - коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать, обосновать и апробировать программу развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что работа по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективна при использовании индивидуального подхода и комплексного развития у детей навыков общения, а также при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленный отбор творческого материала, направленного на расширение коммуникативных навыков;
- необходимость обеспечения детально продуманной организации предметно-развивающей среды;
- обеспечение взаимодействия педагога с детьми и детей между
собой.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Провести диагностику развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
4. Оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей М.И. Лисиной.
2. Методика для выявления коммуникативной компетенции детей «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.
3. Методика диагностики устной речи детей по Т.А. Фотековой.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 3, г. Ивделя, п. Полуночное. В эксперименте приняло участие 50 детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, содержит библиографию из 40 источников, 2 приложения. Объем работы составляет 65 листов, не включая библиографию и приложение. В работе результаты ис-следования отражены в 13 рисунках, 6 таблицах.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи уделяли внимание многие исследователи, такие как Н.Н. Бутусова, В.К. Воробьева, Э.А. Каверова, А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова, Л.Ф. Спирова, И.К. Колпоковская, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Р.Г. Филичева, Е.В. Парфенова и многие другие. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, накопленные к настоящему времени данные по проблеме недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, и с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи?
Объект исследования - коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать, обосновать и апробировать программу развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что работа по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективна при использовании индивидуального подхода и комплексного развития у детей навыков общения, а также при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленный отбор творческого материала, направленного на расширение коммуникативных навыков;
- необходимость обеспечения детально продуманной организации предметно-развивающей среды;
- обеспечение взаимодействия педагога с детьми и детей между
собой.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Провести диагностику развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
4. Оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей М.И. Лисиной.
2. Методика для выявления коммуникативной компетенции детей «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.
3. Методика диагностики устной речи детей по Т.А. Фотековой.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 3, г. Ивделя, п. Полуночное. В эксперименте приняло участие 50 детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, содержит библиографию из 40 источников, 2 приложения. Объем работы составляет 65 листов, не включая библиографию и приложение. В работе результаты ис-следования отражены в 13 рисунках, 6 таблицах.
По результатам исследования пришли к следующим выводам.
Выявлено, что большая часть исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень развития речевой деятельности. У этих детей плохо развита сенсомоторная речь, низкие навыки языкового анализа, низкий уровень развития грамматического строя речи, не в полном объеме развит словарь и навыки словообразования, низкий уровень понимания логико-грамматических отношений, не достаточно сформирована связная речь.
По результатам диагностики коммуникативных навыков в общении со сверстниками выявлено, что большая часть исследуемых детей с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень коммуникативных навыков. Эти дети являются полностью беспомощными в процессе общения со своими сверстниками, они не способны найти самостоятельный выход из конфликтной ситуации. При чем, зачастую используют стратегию «ухода от ситуации».
Значительной части исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи характерна ситуативно-деловая форма общения, присутствие которой настораживает, так как данная форма общения является характерной больше для детей 3-4 летнего возраста, а не 7-8 летнего. Это говорит о наличии низкого уровня развития коммуникативных навыков исследуемых школьников.
Была разработана и апробирована программа развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи. Задачи программы: способствовать развитию речевой деятельности детей; способствовать формированию благоприятной эмоциональной сферы детей; помочь детям в формировании навыков вербальной и невербальной коммуникации; развить навыки установления контакта, отношений в разных ситуациях; рас-ширить возможности использования навыков общения; поддерживать у детей интерес к занятиям и материалу, что позволит добиться значительного эффекта. Особенностью программы, явилось то, что при ее составлении, использовали основные идеи, определяющие комплексный характер занятий с детьми по формированию коммуникативных навыков: обеспечение развивающего характера занятий; максимальное выявление и использование резерва развития младших школьников с общим недоразвитием речи; обеспечение достижения успеха на каждом занятии как важнейшего средства стимуляции деятельности школьников с общим недоразвитием речи; использование разнообразных и вариативных дидактических материалов и приемов работы; использование различных видов работы - продуктивная и игровая деятельность, позволяющих ненавязчивым, опосредованным образом осуществить работу в интересной и увлекательной форме.
Для проверки эффективности разработанной программы развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено контрольное исследование после реализации предложенной программы. По результатам контрольного исследования выявлено, что, после реализации программы уровень развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи значительно повысился. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Выявлено, что большая часть исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень развития речевой деятельности. У этих детей плохо развита сенсомоторная речь, низкие навыки языкового анализа, низкий уровень развития грамматического строя речи, не в полном объеме развит словарь и навыки словообразования, низкий уровень понимания логико-грамматических отношений, не достаточно сформирована связная речь.
По результатам диагностики коммуникативных навыков в общении со сверстниками выявлено, что большая часть исследуемых детей с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень коммуникативных навыков. Эти дети являются полностью беспомощными в процессе общения со своими сверстниками, они не способны найти самостоятельный выход из конфликтной ситуации. При чем, зачастую используют стратегию «ухода от ситуации».
Значительной части исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи характерна ситуативно-деловая форма общения, присутствие которой настораживает, так как данная форма общения является характерной больше для детей 3-4 летнего возраста, а не 7-8 летнего. Это говорит о наличии низкого уровня развития коммуникативных навыков исследуемых школьников.
Была разработана и апробирована программа развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи. Задачи программы: способствовать развитию речевой деятельности детей; способствовать формированию благоприятной эмоциональной сферы детей; помочь детям в формировании навыков вербальной и невербальной коммуникации; развить навыки установления контакта, отношений в разных ситуациях; рас-ширить возможности использования навыков общения; поддерживать у детей интерес к занятиям и материалу, что позволит добиться значительного эффекта. Особенностью программы, явилось то, что при ее составлении, использовали основные идеи, определяющие комплексный характер занятий с детьми по формированию коммуникативных навыков: обеспечение развивающего характера занятий; максимальное выявление и использование резерва развития младших школьников с общим недоразвитием речи; обеспечение достижения успеха на каждом занятии как важнейшего средства стимуляции деятельности школьников с общим недоразвитием речи; использование разнообразных и вариативных дидактических материалов и приемов работы; использование различных видов работы - продуктивная и игровая деятельность, позволяющих ненавязчивым, опосредованным образом осуществить работу в интересной и увлекательной форме.
Для проверки эффективности разработанной программы развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено контрольное исследование после реализации предложенной программы. По результатам контрольного исследования выявлено, что, после реализации программы уровень развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи значительно повысился. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтверждена.



