Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретический анализ понятия коммуникативные навыки 7
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Средства и методы развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 19
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов 31
2.3. Программа развития коммуникативных навыков младших школьников с
общим недоразвитием речи 46
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с школьниками с речевыми отклонениями. Дети с общим недоразвитием речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Количество детей, имеющих речевые нарушения увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи очень актуальна в настоящий период. Процесс успешного развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи является частью социальной компетентности личности, от которой зависит успешность развития детей с общим недоразвитием речи, успешность их обучаемости в школе, социализация ребенка.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи уделяли внимание многие исследователи, такие как Н.Н. Бутусова, В.К. Воробьева, Э.А. Каверова, А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова, Л.Ф. Спирова, И.К. Колпоковская, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Р.Г. Филичева, Е.В. Парфенова и многие другие. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, накопленные к настоящему времени данные по проблеме недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, и с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи?
Объект исследования - коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать, обосновать и апробировать программу развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что работа по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективна при использовании индивидуального подхода и комплексного развития у детей навыков общения, а также при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленный отбор творческого материала, направленного на расширение коммуникативных навыков;
- необходимость обеспечения детально продуманной организации предметно-развивающей среды;
- обеспечение взаимодействия педагога с детьми и детей между
собой.
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Провести диагностику развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
4. Оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей М.И. Лисиной.
2. Методика для выявления коммуникативной компетенции детей «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.
3. Методика диагностики устной речи детей по Т.А. Фотековой.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 3, г. Ивделя, п. Полуночное. В эксперименте приняло участие 50 детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы по развитию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, содержит библиографию из 40 источников, 2 приложения. Объем работы составляет 65 листов, не включая библиографию и приложение. В работе результаты ис-следования отражены в 13 рисунках, 6 таблицах.
По результатам исследования пришли к следующим выводам.
Выявлено, что большая часть исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень развития речевой деятельности. У этих детей плохо развита сенсомоторная речь, низкие навыки языкового анализа, низкий уровень развития грамматического строя речи, не в полном объеме развит словарь и навыки словообразования, низкий уровень понимания логико-грамматических отношений, не достаточно сформирована связная речь.
По результатам диагностики коммуникативных навыков в общении со сверстниками выявлено, что большая часть исследуемых детей с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень коммуникативных навыков. Эти дети являются полностью беспомощными в процессе общения со своими сверстниками, они не способны найти самостоятельный выход из конфликтной ситуации. При чем, зачастую используют стратегию «ухода от ситуации».
Значительной части исследуемых младших школьников с общим недоразвитием речи характерна ситуативно-деловая форма общения, присутствие которой настораживает, так как данная форма общения является характерной больше для детей 3-4 летнего возраста, а не 7-8 летнего. Это говорит о наличии низкого уровня развития коммуникативных навыков исследуемых школьников.
Была разработана и апробирована программа развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи. Задачи программы: способствовать развитию речевой деятельности детей; способствовать формированию благоприятной эмоциональной сферы детей; помочь детям в формировании навыков вербальной и невербальной коммуникации; развить навыки установления контакта, отношений в разных ситуациях; рас-ширить возможности использования навыков общения; поддерживать у детей интерес к занятиям и материалу, что позволит добиться значительного эффекта. Особенностью программы, явилось то, что при ее составлении, использовали основные идеи, определяющие комплексный характер занятий с детьми по формированию коммуникативных навыков: обеспечение развивающего характера занятий; максимальное выявление и использование резерва развития младших школьников с общим недоразвитием речи; обеспечение достижения успеха на каждом занятии как важнейшего средства стимуляции деятельности школьников с общим недоразвитием речи; использование разнообразных и вариативных дидактических материалов и приемов работы; использование различных видов работы - продуктивная и игровая деятельность, позволяющих ненавязчивым, опосредованным образом осуществить работу в интересной и увлекательной форме.
Для проверки эффективности разработанной программы развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено контрольное исследование после реализации предложенной программы. По результатам контрольного исследования выявлено, что, после реализации программы уровень развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи значительно повысился. Следовательно, можно говорить об эффективности разработанной программы.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтверждена.
1. Безруких, М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению [Текст] / М.М. Безруких. - М.: АСТ, 2014. - 302 с.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст] / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2014. - 304 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2014. - 203 с.
4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2014. - 200 с.
5. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2014. - 320 с.
6. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма [Текст] / О.Б. Иншакова. - СПб.: Образование, 2014. - 275 с.
7. Карпенко, Е.В. Коммуникативные навыки современного человека: от теории к практике [Текст] / Е.В. Карпенко // Общественные науки. - 2017. - № 6. - С. 533-539.
8. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э. А. Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.
9. Коваленко, А.И., Панасенкова, М.М. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - № 2 (4). - С. 316-318.
10. Козлова, К.М., Алпатова, В.В., Сюникова, А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого- педагогической литературе [Текст] / К.М.
Козлова, В.В. Алпатова, А.В. Сюникова // В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26-32.
11. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 с.
12. Колпоковская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика нарушения письма и чтения [Текст] / И.К. Колпоковская, Л.Ф. Спирова. - СПб.: Лань,2014.-225 с.
13. Коррекционная педагогика [Текст] / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2015. - 304 с.
14. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб: МиМ, 2014. - 292 с.
15. Корней, Л.П. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Л.П. Корней. - СПб.: Речь, 2014. - 239 с.
16. Котова, И.Б. Общая психология [Текст] / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 с.
17. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст [Текст] / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос,2015.- 95 с.
18. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Союз, 2014. - 200 с.
19. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М: Владос, 2014. - С. 375-386.
20. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды
[Текст] / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.
21. Леонова, Е.В., Самохвалова, Е.А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе [Текст] / Е.В. Леонова, Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 1. - С. 52-56.
22. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2014. - 276 с.
23. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 2015. - 528 с.
24. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: АСТ, 2015. - 300 с.
25. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Жукова Н.С., Филичева Р.Г., 2014. - 205 с.
26. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2014. - 352 с.
27. Макарова, И.В. Общая психология [Текст] / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 с.
29. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина. - М.: ФОРУМ, 2015. - 244 с.
30. Немов, Р.С Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология
личности [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 с.
31. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология
[Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 с.
32. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Кнорус, 2016. - 287 с.
33. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности [Текст] / Е.В. Парфенова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
34. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 352 с.
35. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст] / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 с.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у детей и пути их преодоления [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Кнорус, 2014. - 255 с.
37. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2016. - 290 с.
38. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Академия, 2014. - 234 с.
39. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: АСТ, 2015. - 278 с.
40. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2015. - 360 с.