Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера

Работа №97710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2034
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера 5
1.1. Акцентуации характера в подростковом возрасте 5
1.2. Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте
16
1.3. Особенности межличностного общения подростков с различными
акцентуациями характеров 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования 31
Вывод по главе 2 52
Заключение 55
Список литературы 57

Актуальность исследования. Подростки с акцентуациями характера как правило учителями зачисляются в разряд «трудных». Трудновоспитуемость предусматривает, прежде всего, противостояние ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванному достаточно разнообразными причинами, включающими педагогические просчеты учителя, родителей, дефекты психического социального развития, особенностей характера, темперамента, других личностных характеристик подростков.
Особенно большое внимание, как указывают современные исследователи [4, 11, 22], следует уделить изучению акцентуаций характера, как крайних вариаций нормы, которые отличаются особой выразительностью, устойчивостью, непропорциональностью некоторых черт личности и приводят к ее дисгармонии. Такая дисгармония непосредственно влияет на поведение подростка в межличностном взаимодействии. Исследование этой сферы личности будет способствовать не только определению наиболее целесообразных путей положительных изменений, подбора индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, но и снижению конфликтности, агрессивности подростка.
Объектом исследования являются межличностные отношения подростков.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера подростка в межличностных отношениях.
Целью работы является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу: подростки с разными типами акцентуации характера имеют особенности в построении межличностных отношений, восприятии группы, выбора стратегий поведения в конфликте.
В процессе работы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте;
2. Изучить и охарактеризовать специфику межличностного общения в подростковом возрасте;
3. Провести анализ особенностей межличностных отношений подростков с различными типами акцентуаций характера;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений подростков с различными типами акцентуаций характера.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
Общенаучные методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
Эмпирические методы: методы психодиагностического исследования, методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерных программ SPSS 17.0, Microsoft Excel XP. Достоверность результатов исследования - не ниже 5% уровня значимости.
При проведении исследования использовались следующие методики: методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири», «Характерологический опросник Леонгард-Шмишек» (в адаптации для подросткового возраста И.В. Крук), анкета «Оценка отношений подростка с классом», опросник К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
Структура работы - работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования нами была поставлена цель - теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера. Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы теоретические и практические задачи.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к ряду выводов:
Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность как отдельных черт характера, так и их сочетаний, которые являются крайними вариантами нормы, граничащих с психопатиями. Акцентуации характера встречаются наиболее часто у подростков, обусловлено это спецификой развития данного возрастного периода. В пубертатном периоде происходит перестройка всего организма, что не может не отражаться на характере.
Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, захватывая новые интересы, виды деятельности, отношения, приобретая признаки самостоятельной и очень важной для подростка сферы жизни. Общение со сверстниками выделяется в относительно самостоятельную сферу жизни. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым».
Специфические особенности, характерные для той или иной акцентуации характера, определяют межличностные отношения подростков со сверстниками (предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, изгой, независимый одиночка и т.д.), причина выбора приятелей - по определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т.п.).
С целью изучения особенностей межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуаций характера было проведено исследование акцентуаций характера и типа межличностных отношений подростков. В исследовании приняли участие 100 респондентов подросткового возраста. В ходе диагностики мы установили, что у 50% респондентов имеется преобладающий тип акцентуации характера, а у 50% тип акцентуации характера не выражен. Проведенный нами анализ показывает, что среди обследованных подростков преобладают экзальтированный, возбудимый, циклотимный типы акцентуации характера. Диагностика показала, что среди подростков доминирует доброжелательный тип межличностных отношений со сверстниками. У 40% подростков выражен прагматический тип восприятия группы. Коллективистический тип восприятия индивидом группы - выражен у 40% подростков. По результатам данного исследования видно, что среди подростков преобладает стиль поведения «Соперничество», который присущ 46,7% от общего количества испытуемых.
Далее с целью изучения различий в особенностях межличностных отношений подростков с акцентуированными и неакцентированными типами характеров мы использовали критерий Манна-Уитни. В результате расчета критерия Манна-Уитни удалось установить, что подростки с разными типами акцентуаций характеров различаются по характеру межличностных отношений, восприятия группы и выбора стратегии поведения в конфликте.



1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. — М.: Просвещение, 2015. — 124 с.
2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера 2-е изд. - СПб. Питер, 2017. - 368 с.
3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 2014. — 309 с.
4. Бодалев А.А. Психология о личности - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. — 188 с.
5. Борисова О.В., Игнатьева А.А., Шагивалеева Г.Р. Взаимосвязь
акцентуаций характера и интернет-зависимого поведения у подростков // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2014/article/2014002752">https://scienceforum.r u/2014/article/2014002752(дата обращения: 16.02.2019 ).
6. Бурно М. Е. О характерах людей. М., 2015. - 315 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.
8. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. Учебное пособие - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2017. - 84 с.
9. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика,
систематика. — М.: Наука, 2013.- 348с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры. Как быть? М.: АСТ, 2012. - 256 с.
11. Голубев М. В., Маршинин Б. А. Клиническая психология в социальной работе: пособие для ВУЗов. - М.: Изд. «Академия» 2012. - 224 с.
12. Горькова И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 2015.- № 2.- С.44-47.
13. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера. - .: 2015 - 254 с.
14. Дукаревич М. З. Лекции по характерологии. М., 2016. - 311 с.
15. Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей. Сборник научных трудов. - Омск: СибАДИ, 2012. - 198 с.
16. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2017. — 140 с.
17. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку: учебно-методическое пособие ГУАП. - СПб. 2016. - 92 с.
18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах 3-е дополн. изд. - Петроград: изд. К.Л. Риккера, 2011. - 396 с.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: изд-во Логос, 2011. — 439 с.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности.- К., 2014.- 374 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
2010. - 544 с.
22. Личко А. Е. Подростковая психиатрия.- М .: Медицина, 2011. 310 с.
23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации в подростков.- Л., 2013.- 255 с.
24. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. — 416 с.
25. Лоуэн Александр. Физическая динамика структуры характера М.: Компания Пани, 2016. — 291 с.
26. Михалейнко И.А. Психология образования в современном мире. - М.:
2011. - 245с
27. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей
личности. Часть 2. Психодиагностика характера г. Владивосток:
Министерство транспорта России Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, 2017. - 253 с.
28.Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. ЛНПП «Облик», 2011. 38 с.
29. Питер Блос Психоанализ подросткового возраста, /Пер. с англ. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014 — 272 с.
30. Подмазин С. И. Как помочь ребенку с «трудным» характером.- К., 2018.-180 с.
31. Подростки с акцентуацией характера - проблема или нет? // Материалы
IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2012/article/2012001565">https://scienceforum.r u/2012/article/2012001565(дата обращения: 16.02.2019 ).<
32. Практическая психодиагностика: Методики и тесты.- Самара: БАХРАХ, 2017.- С. 274-281
33. Психология индивидуальных различий / под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2016. - 445 с.
34. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. М.: Бахрах-М, 2014, 640 с.
35. Реан А. А. Психология изучения личности: учебное пособие. - СПб. Изд- во Михайлова В.А., 2012. - 288 с.
36. Реан А. А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 139-144.
37. Ряхина Л. А. Акцентуации характера подростков. Статья. Педагог- психолог: 25.01.2013/ Ряхина Л. А. URL: http://nsportal.ru.
38. Сергеева И.С. Влияние акцентуаций характера на развитие личности
подростка // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2014/article/2014002255">https://scienceforum.r u/2014/article/2014002255(дата обращения: 16.02.2019 ).
39. Слободенюк А.В. Влияние акцентуаций характера подростков на
межличностные отношения в классе // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2016/article/2016021176">https://scienceforum.r u/2016/article/2016021176(дата обращения: 16.02.2019 ).
40. Смагулова К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 607-610. — URL https://moluch.ru/archive/130/35893/(дата обращения: 16.02.2019).
41. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2015 - 312 с.
42. Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы конференции Новосибирск: Изд. НГПУ, 20170. - 556 с.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. - 672 с.
44. Трофимкина Е.А. Изучение акцентуаций характера в подростковом
возрасте // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017033822">https://scienceforum.r u/2017/article/2017033822(дата обращения: 16.02.2019 ).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ