Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностных отношений у сельских и городских подростков

Работа №15576

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
707
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития межличностных
отношений в подростковой среде 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие межличностных отношений 13
1.3. Особенности развития межличностных отношений в подростковой среде 18
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по диагностике особенностей
межличностных отношений у сельских и городских подростков 27
2.1. Программа и методика эмпирического исследования, описание
диагностических средств 27
2.2. Описание и анализ результатов исследования 33
2.3. Рекомендации по коррекции межличностных отношений в подростковой среде на основании результатов исследования 40
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 1 Принцип подсчета баллов и характеристика показателей в
двухфакторной модели личности Г. Айзенка 61
Приложение 2 Типы темперамента 62
Приложение 3 Психолого-педагогические меры в воспитании подростков ... 63


Актуальность выбранной темы работы объясняется тем, что научное обоснование принципов формирования благоприятных межличностных отношений в подростковом коллективе невозможно без проведения соответствующих исследований, в том числе с учетом географической среды проживания испытуемых.Взросление современной молодежи происходит в условиях нестабильности института семьи и размытости моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности. Сегодня все чаще возникают ситуации неопределенности, где привитые социальные нормы, стереотипы поведения и выученные социальные роли не срабатывают, особенно у
подростков,которые в период перехода от детства к взрослости переживают очередной возрастной кризис.
Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Подобное общение имеет большую воспитательную силу. Оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. С другой стороны, результаты современных исследований говорят о том, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Целью работы является анализ особенностей межличностных отношений у сельских и городских подростков.
Объектом исследования выступают межличностные отношения.
Предметом исследования стали межличностные отношения у сельских и городских подростков.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
- подобрать диагностический материал и провести эмпирическое исследование;
- разработать соответствующие рекомендации по его результатам.
В качестве испытуемых выступили 20 подростков 12-13 лет, из которых 10 человек обучаются в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», 10 человек обучаются в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
Гипотеза исследования:подростки в возрасте 12-13 лет нуждаются в коррекции межличностных отношений не только с учетом типов темперамента, преобладающих показателей и форм агрессии, уровня коммуникативных и организаторских склонностей, но и места своего проживания.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как Ф.К. Зиннуров, С.Б. Майборода, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Реан и др.
Основными методами исследования стали наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез. В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки и опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для формирования и развития межличностных отношений подростков в условиях сельской и городской среды.
Апробация работы: основные результаты исследования были представлены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018 г.).
Результаты исследования переданы администрациям МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска и МБОУ «Кировская СОШ».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст является пограничным периодом между детством и взрослой жизнью, связанным с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, происходящих во время перехода от одной эпохи жизни к другой.
Специфика подросткового возраста накладывает свой отпечаток на развитие межличностных отношений в подростковой среде.
При этом межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
- Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, может быть представлен в следующих основных группах - восприятие людьми друг друга и взаимопонимание; межличностная привлекательность; ролевое поведение и взаимное влияние.
Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков, живущих в сельской местности и в городе. Испытуемыми выступили 20 подростков 12-13 лет, обучающихся в МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Бийск».
В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, адаптированный для детского возраста, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов:
- среди городских подростков обладатели холерического типа темперамента встречаются чаще, чем среди сельских подростков;
- в межличностных отношениях городские подростки чаще демонстрируют агрессивное поведение, чем сельские;
- городские подростки более склонны к негативизму, вербальной агрессии и раздражению;
- городские подростки имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям:
- ознакомление со способами профилактики и коррекции подростковой агрессии с учетом склонности сельских детей к переживаниям обиды, чувству вины и физической агрессии, городских детей - к вербальной агрессии, раздражению и негативизму;
- поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей, особенно в коллективе сельских подростков.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». - режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=166143 (дата обращения: 01.03.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 01.032.2018).
3. Александрова, Л.А. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития [Текст] / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2014. - С. 579-610.
4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 364 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности:Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, Академия, 2015. - 416 с.
7. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст] / А.А. Боалев. - СПб.: Изд-во ЛГУ. 2014. - 241с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2014. - 446 с.
9. Бозина, И.Г. Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения[Текст]: автореф. уч. ст. к. пед. н. / И.Г. Бозина. - Кемерово, 2007. - 23 с.
10. Валеева, Ж.С. Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга[Текст] / Ж.С. Валеева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 303 (октябрь). - С. 186-190.
11. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Пед. общество России, 2013. -512 с.
13. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2015. - 317 с.
14. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность [Текст] / Э.Д. Днепров. -М., 2008. - 232 с.
15. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: попытка обосновать понятие[Текст] / А.Л. Журавлев // Феномен и категория зрелости в психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - С. 198-222.
16. Зиннуров, Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века [Текст]: монография / Ф.К. Зиннуров. - Казань: Центр инновац. технологий, 2014. - 403 с.
17. Ким, А.И. Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений [Текст] / А.И. Ким, Е.В. Черная // Студенческая наука XXI века. - Чебоксары, 2015. - С. 148-150. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru (дата обращения: 01.03.2018).
18. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст]: учебное пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. -М.: ВЛАДОС, 2016. - 285 с.
19. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] / А.И. Кравченко.-М.: Инфра-М, 2016. - 400 с.
20. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорфф-Сысоева. - М.: Проспект, 2015. - 488 с.
21. Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Инфра-М, 2012. - 316 с.
22. Кукушкина, И.В. Формирование социальной компетенции подростков в детском общественном объединении [Текст] / И.В. Кукушкина.- Тольятти, 2016. - 120 с.
23. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2014. - 260 с.
24. Майборода, С.Б. Моделирование условий формирования учебных интересов трудных подростков[Текст] / С.Б. Майборода // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2011. - № 2. - С. 41-45.
25. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 томах (том 3) [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - 512 с.
26. Мир детства: Подросток [Текст] / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2014. - 432 с.
27. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст]: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика[Текст]: учебник для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2015. - 200 с.
29. Мухина,В.С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2013. - 608 с.
30. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Наука. - М.: Наука, 2016. - 191с.
31. Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости[Текст] / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. - 521с.
32. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности [Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Просвещение, 2014. - 339с.
33. Основы коррекционной педагогики [Текст] / сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева: Под.ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2015. - 272 с.
34. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2012. - 384с.
35. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. - 656 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 781 с.
37. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст] / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2015 - 312 с.
38. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст] / А.Л. Тертель. - М.: Проспект, 2016. - 248 с.
39. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2012. - 240 с.
40. Хорошко, Л.В. Формирование социальных компетенций у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа [Текст] / Л.В.Хорошко // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Психологические науки». - М.: Изд. МГОУ. - 2011. - №3. - С. 100-104.
41. Черная, Е.В. Роль педагога дополнительного образования в профилактике агрессивного поведения подростков[Электронный ресурс] / Е.В. Черная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - Новосибирск, 2015 г. - С.132-138. - Режим доступа: http://sibac.info/18469 (дата обращения: 20.06.2017).
42. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2014. - 349 с.
43. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения [Текст] / С.Т. Шацкий. - М.: Академия, 2014. - 326 с.
44. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды[Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 554 с.
45. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab.info дата обращения: 01.03.2018).
46. Ященко, Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации [Текст]: автореф. дис. док.пс. наук / Е.Ф. Ященко. - Ярославль, 2013. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ