Особенности правовой социализации личности в юношеском возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Социализация: теории определения, виды, механизмы и факторы .. 6
1.2 Правовая социализация юношеского возраста: сущность,
современные проблемы и факторы 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 18
2.1 Особенность механизма правовой социализации в юношеском
возрасте 18
2.2 Правовое воспитание как метод правовой социализации в
юношеском возрасте 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРОГРАММЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
3.1 Паспорт программы 30
3.2 Элективный курс для учащихся 10-11 классов 35
3.3 Ожидаемые результаты. Методы диагностики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Социализация: теории определения, виды, механизмы и факторы .. 6
1.2 Правовая социализация юношеского возраста: сущность,
современные проблемы и факторы 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 18
2.1 Особенность механизма правовой социализации в юношеском
возрасте 18
2.2 Правовое воспитание как метод правовой социализации в
юношеском возрасте 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРОГРАММЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
3.1 Паспорт программы 30
3.2 Элективный курс для учащихся 10-11 классов 35
3.3 Ожидаемые результаты. Методы диагностики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
В современных условиях одним из важнейших приоритетов модернизации системы образования в российских общеобразовательных организациях является формирование правовой культуры у подрастающего поколения. Вызвано это изменениями в различных сферах жизни общества, обновлением законодательства, изменением сознания граждан нашего государства. Высокий уровень правовой социализации отдельного гражданина является необходимым условием построения правового государства и гражданского общества. Это возможно в том случае, если права и свободы отдельного человека будут рассматриваться как высшая ценность общества, и как следствие неукоснительно соблюдаться. Государство и граждане будут нести взаимную ответственность. Каждый член общества будет занимать активную граждан-скую позицию, проявлять интерес к изменениям законодательства, будет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), а также будет знать, в какие органы он может обратиться с целью восстановления нарушенных прав. Правовая культура способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет законность, социальную справедливость - в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня правовой социализации поможет значительно уменьшить число правонарушений, совершаемых людьми по причине неосведомлённости о том, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение. Большую роль в решении задач формирования правовой культуры для юношеского возраста играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения, но также и воспитания личности. В школьном коллективе обучающиеся осваивают нормы и правила поведения в обществе, учатся взаимодействовать друг с другом, а также выражать своё мнение и уважать мнение других людей. Несовершеннолетний подросток сможет защищать свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Знания, отношения и опыт будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, где от наличия у подростка правовой культуры зависит его личная безопасность. Проблемой формирования правовой культуры в России занимались многие педагоги и юристы: А.В. Малько, Н.И. Матузов, К.В. Науменковой, А.П. Семитко, В.А. Сластёнин, В.В. Стреляевой. Достаточно широко известны имена тех, кто активно способствует созданию системы правового образования в России: Н.И. Элиасберг, Л.И. Семина, А.Я. Азаров, В.В. Спасская, и другие. Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследования учёных-юристов показали, что лица в возрасте от 15 до 18 лет, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора. Помощь таким лицам в адаптации к жизни в обществе, в регулировании отношений с государством, другими людьми является главной зада-чей формирования правовой социализации на данный момент.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования правовой социализации юношеского возраста в школе и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогов школы.
Объект исследования: процесс формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических знаний разработать комплекс программ по формированию правовой социализации обучающихся юношеского возраста в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, наличие формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе должно включать в себя:
1) три направления (работа с обучающимися юношеского возраста, работа с родителями, работа с педагогами);
2) формы (урок, экскурсия, консультация, лекция, семинар, конкурсы, соревнования, олимпиады, дискуссии);
3) методы:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• исследовательский метод; методы формирования сознания;
• методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации;
• методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся юношеского возраста.
3. Рассмотреть особенность механизма правовой социализации в юношеском возрасте.
4. Выявить связь между правовой социализацией и правовым воспитанием обучающихся юношеского возраста.
5. Определить воспитание как метод правовой социализации обучающихся юношеского возраста.
6. Разработать комплекс программ правовой социализации обучающихся юношеского возраста в условиях образовательной организации.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
База исследования: БМАУ «ДЗОЛ» «Зарница» г. Березовский.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования правовой социализации юношеского возраста в школе и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогов школы.
Объект исследования: процесс формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических знаний разработать комплекс программ по формированию правовой социализации обучающихся юношеского возраста в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, наличие формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе должно включать в себя:
1) три направления (работа с обучающимися юношеского возраста, работа с родителями, работа с педагогами);
2) формы (урок, экскурсия, консультация, лекция, семинар, конкурсы, соревнования, олимпиады, дискуссии);
3) методы:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• исследовательский метод; методы формирования сознания;
• методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации;
• методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся юношеского возраста.
3. Рассмотреть особенность механизма правовой социализации в юношеском возрасте.
4. Выявить связь между правовой социализацией и правовым воспитанием обучающихся юношеского возраста.
5. Определить воспитание как метод правовой социализации обучающихся юношеского возраста.
6. Разработать комплекс программ правовой социализации обучающихся юношеского возраста в условиях образовательной организации.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
База исследования: БМАУ «ДЗОЛ» «Зарница» г. Березовский.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Тема развития правовой социализации юношеского возраста является актуальной на протяжении длительного периода. В рамках внедрения в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта, данный вопрос снова стал широко рассматриваться среди научных деятелей. Каково содержание результативного правового воспитания обучающихся юношеского возраста в общеобразовательной организации? На актуальность данной проблемы натолкнули противоречия между высокой значимостью правовой культуры в жизни современного человека и недостаточно глубоким её изучением наукой, а также между необходимостью системной организации процесса правового воспитания и эпизодичностью, разрозненностью правовоспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях.
Для исследования обозначенной проблемы, была проведена следующая работа. Во-первых, изучены понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста. Дана психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста, а так же рассмотрена особенность механизма правовой социализации в данном возрасте. Выявлена связь между правовой социализацией и правовым воспитанием подростков.
В результате определено, что правовая социализация является качественным состоянием правовой жизни общества, она формирует поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила, тесно связывается с правовым сознанием и выражается в поведении.
Делаем вывод о том, что правовая социализация - это процесс, усвоения человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формируются осознанные позитивные социально-правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в данном социальном и правовом пространстве.
Воспитание правовой культуры необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, особое значение необходимо уделить юношескому возрасту, ведь именно в этот период человек приобретает те качества личности, которые окажут влияние на всю его дальнейшую жизнь. Работа с родителями; работа с учащимися; работа с педагогическим коллективом; взаимодействие со сторонними организациями дает возможность так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих правовой культурой. Очень важно воспитать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях . В соответствии с целью исследования на основе теоретических данных была разработана программа по воспитанию правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в общеобразовательной организации. Целью программы является воспитание правовой культуры обучающихся юношеского возраста, законопослушного поведения, формирование представлений об основных правах и обязанностях, реализация полученных знаний в практической жизни. Основная работа в ходе реализации программы направлена на обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации, формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
По данным портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации в Свердловской области на период ноября 2018 года количество лиц, совершивших преступления в отчётном периоде, не достигших на момент совершения преступления совершеннолетия составляет 1955, а так же указан прирост на 6,1 %, что указывает на проблему отсутствия правовой социализации среди несовершеннолетних. Следовательно, в реалиях нашего времени педагогические программы по правовой социализации обучающихся юношеского возраста должны входить в учебные планы и про-граммы образовательных организаций. Я считаю, что если на практике будут реализованы какие-либо меры со стороны школ, ВУЗов и СУЗов в рамках просвещения правовой социализации, то это даст свои результаты в течение года, что возможно приведёт к снижению преступлений среди несовершеннолетних.
Применение на практике результатов исследования поможет снизить уровень антиобщественных проявлений со стороны подростков, а также их родителей.
Достичь поставленных целей и задач, решить исследуемую проблему помогли общенаучные методы исследования. Были проанализированы работы современных авторов, представлен опыт педагогов по воспитанию правовой культуры в юношеском возрасте. Также, освящена теоретическая сторона изучаемой темы и возможность применения её на практике, подведен итог, сделано обобщение. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Для исследования обозначенной проблемы, была проведена следующая работа. Во-первых, изучены понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста. Дана психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста, а так же рассмотрена особенность механизма правовой социализации в данном возрасте. Выявлена связь между правовой социализацией и правовым воспитанием подростков.
В результате определено, что правовая социализация является качественным состоянием правовой жизни общества, она формирует поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила, тесно связывается с правовым сознанием и выражается в поведении.
Делаем вывод о том, что правовая социализация - это процесс, усвоения человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формируются осознанные позитивные социально-правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в данном социальном и правовом пространстве.
Воспитание правовой культуры необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, особое значение необходимо уделить юношескому возрасту, ведь именно в этот период человек приобретает те качества личности, которые окажут влияние на всю его дальнейшую жизнь. Работа с родителями; работа с учащимися; работа с педагогическим коллективом; взаимодействие со сторонними организациями дает возможность так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих правовой культурой. Очень важно воспитать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях . В соответствии с целью исследования на основе теоретических данных была разработана программа по воспитанию правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в общеобразовательной организации. Целью программы является воспитание правовой культуры обучающихся юношеского возраста, законопослушного поведения, формирование представлений об основных правах и обязанностях, реализация полученных знаний в практической жизни. Основная работа в ходе реализации программы направлена на обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации, формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
По данным портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации в Свердловской области на период ноября 2018 года количество лиц, совершивших преступления в отчётном периоде, не достигших на момент совершения преступления совершеннолетия составляет 1955, а так же указан прирост на 6,1 %, что указывает на проблему отсутствия правовой социализации среди несовершеннолетних. Следовательно, в реалиях нашего времени педагогические программы по правовой социализации обучающихся юношеского возраста должны входить в учебные планы и про-граммы образовательных организаций. Я считаю, что если на практике будут реализованы какие-либо меры со стороны школ, ВУЗов и СУЗов в рамках просвещения правовой социализации, то это даст свои результаты в течение года, что возможно приведёт к снижению преступлений среди несовершеннолетних.
Применение на практике результатов исследования поможет снизить уровень антиобщественных проявлений со стороны подростков, а также их родителей.
Достичь поставленных целей и задач, решить исследуемую проблему помогли общенаучные методы исследования. Были проанализированы работы современных авторов, представлен опыт педагогов по воспитанию правовой культуры в юношеском возрасте. Также, освящена теоретическая сторона изучаемой темы и возможность применения её на практике, подведен итог, сделано обобщение. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Социальные сети и развитие правовой культуры личности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Представления о семье в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Программа дополнительного образования «Эффект команды» как условие развития социальной компетентности детей подросткового и юношеского возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Стабильность семьи как условие благополучной социализации
несовершеннолетних (социологические и криминологические
аспекты)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018 - Развитие личности современного школьника
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность прокурора по борьбе с безнадзорностью и
правонарушениями несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



