Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности правовой социализации личности в юношеском возрасте

Работа №97709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Социализация: теории определения, виды, механизмы и факторы .. 6
1.2 Правовая социализация юношеского возраста: сущность,
современные проблемы и факторы 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 18
2.1 Особенность механизма правовой социализации в юношеском
возрасте 18
2.2 Правовое воспитание как метод правовой социализации в
юношеском возрасте 22
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРОГРАММЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
3.1 Паспорт программы 30
3.2 Элективный курс для учащихся 10-11 классов 35
3.3 Ожидаемые результаты. Методы диагностики 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63

В современных условиях одним из важнейших приоритетов модернизации системы образования в российских общеобразовательных организациях является формирование правовой культуры у подрастающего поколения. Вызвано это изменениями в различных сферах жизни общества, обновлением законодательства, изменением сознания граждан нашего государства. Высокий уровень правовой социализации отдельного гражданина является необходимым условием построения правового государства и гражданского общества. Это возможно в том случае, если права и свободы отдельного человека будут рассматриваться как высшая ценность общества, и как следствие неукоснительно соблюдаться. Государство и граждане будут нести взаимную ответственность. Каждый член общества будет занимать активную граждан-скую позицию, проявлять интерес к изменениям законодательства, будет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), а также будет знать, в какие органы он может обратиться с целью восстановления нарушенных прав. Правовая культура способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет законность, социальную справедливость - в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня правовой социализации поможет значительно уменьшить число правонарушений, совершаемых людьми по причине неосведомлённости о том, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение. Большую роль в решении задач формирования правовой культуры для юношеского возраста играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения, но также и воспитания личности. В школьном коллективе обучающиеся осваивают нормы и правила поведения в обществе, учатся взаимодействовать друг с другом, а также выражать своё мнение и уважать мнение других людей. Несовершеннолетний подросток сможет защищать свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Знания, отношения и опыт будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, где от наличия у подростка правовой культуры зависит его личная безопасность. Проблемой формирования правовой культуры в России занимались многие педагоги и юристы: А.В. Малько, Н.И. Матузов, К.В. Науменковой, А.П. Семитко, В.А. Сластёнин, В.В. Стреляевой. Достаточно широко известны имена тех, кто активно способствует созданию системы правового образования в России: Н.И. Элиасберг, Л.И. Семина, А.Я. Азаров, В.В. Спасская, и другие. Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследования учёных-юристов показали, что лица в возрасте от 15 до 18 лет, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора. Помощь таким лицам в адаптации к жизни в обществе, в регулировании отношений с государством, другими людьми является главной зада-чей формирования правовой социализации на данный момент.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования правовой социализации юношеского возраста в школе и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогов школы.
Объект исследования: процесс формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических знаний разработать комплекс программ по формированию правовой социализации обучающихся юношеского возраста в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, наличие формирования правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в школе должно включать в себя:
1) три направления (работа с обучающимися юношеского возраста, работа с родителями, работа с педагогами);
2) формы (урок, экскурсия, консультация, лекция, семинар, конкурсы, соревнования, олимпиады, дискуссии);
3) методы:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• исследовательский метод; методы формирования сознания;
• методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации;
• методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся юношеского возраста.
3. Рассмотреть особенность механизма правовой социализации в юношеском возрасте.
4. Выявить связь между правовой социализацией и правовым воспитанием обучающихся юношеского возраста.
5. Определить воспитание как метод правовой социализации обучающихся юношеского возраста.
6. Разработать комплекс программ правовой социализации обучающихся юношеского возраста в условиях образовательной организации.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
База исследования: БМАУ «ДЗОЛ» «Зарница» г. Березовский.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема развития правовой социализации юношеского возраста является актуальной на протяжении длительного периода. В рамках внедрения в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта, данный вопрос снова стал широко рассматриваться среди научных деятелей. Каково содержание результативного правового воспитания обучающихся юношеского возраста в общеобразовательной организации? На актуальность данной проблемы натолкнули противоречия между высокой значимостью правовой культуры в жизни современного человека и недостаточно глубоким её изучением наукой, а также между необходимостью системной организации процесса правового воспитания и эпизодичностью, разрозненностью правовоспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях.
Для исследования обозначенной проблемы, была проведена следующая работа. Во-первых, изучены понятие, виды, механизмы и факторы социализации у обучающихся юношеского возраста. Дана психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста, а так же рассмотрена особенность механизма правовой социализации в данном возрасте. Выявлена связь между правовой социализацией и правовым воспитанием подростков.
В результате определено, что правовая социализация является качественным состоянием правовой жизни общества, она формирует поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила, тесно связывается с правовым сознанием и выражается в поведении.
Делаем вывод о том, что правовая социализация - это процесс, усвоения человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формируются осознанные позитивные социально-правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в данном социальном и правовом пространстве.
Воспитание правовой культуры необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, особое значение необходимо уделить юношескому возрасту, ведь именно в этот период человек приобретает те качества личности, которые окажут влияние на всю его дальнейшую жизнь. Работа с родителями; работа с учащимися; работа с педагогическим коллективом; взаимодействие со сторонними организациями дает возможность так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих правовой культурой. Очень важно воспитать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях . В соответствии с целью исследования на основе теоретических данных была разработана программа по воспитанию правовой социализации у обучающихся юношеского возраста в общеобразовательной организации. Целью программы является воспитание правовой культуры обучающихся юношеского возраста, законопослушного поведения, формирование представлений об основных правах и обязанностях, реализация полученных знаний в практической жизни. Основная работа в ходе реализации программы направлена на обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации, формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
По данным портала правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации в Свердловской области на период ноября 2018 года количество лиц, совершивших преступления в отчётном периоде, не достигших на момент совершения преступления совершеннолетия составляет 1955, а так же указан прирост на 6,1 %, что указывает на проблему отсутствия правовой социализации среди несовершеннолетних. Следовательно, в реалиях нашего времени педагогические программы по правовой социализации обучающихся юношеского возраста должны входить в учебные планы и про-граммы образовательных организаций. Я считаю, что если на практике будут реализованы какие-либо меры со стороны школ, ВУЗов и СУЗов в рамках просвещения правовой социализации, то это даст свои результаты в течение года, что возможно приведёт к снижению преступлений среди несовершеннолетних.
Применение на практике результатов исследования поможет снизить уровень антиобщественных проявлений со стороны подростков, а также их родителей.
Достичь поставленных целей и задач, решить исследуемую проблему помогли общенаучные методы исследования. Были проанализированы работы современных авторов, представлен опыт педагогов по воспитанию правовой культуры в юношеском возрасте. Также, освящена теоретическая сторона изучаемой темы и возможность применения её на практике, подведен итог, сделано обобщение. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Белова E.H. Управленческая компетентность руководителя: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 264 с.
2. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1994. 262 с.
3. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Молодой ученый, 2014. С.92-106.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. 34 с.
5. Блясова Ирина Юрьевна Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения // Педагогическое образование в России.
2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-
podrastayuschego-pokoleniya-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 06.02.2019).
6. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов и практических психологов / Швалб Ю. М., Муханова И. Ф. Донецк: Норд-Пресс,2015.
7. Дубровина И.В., Прихожан А.М, Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия,2014. 320 с.
8. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2015. 416 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2013. №5. С.34-42.
10. К вопросу о типичных следственных ситуациях и соответствующих им типовых версиях по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними / Щелочков Н.Н. Общество и право. 2014. № 2.
11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. М.: Пед. центр эксперимент, 1998. 180 с.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988. 169 с.
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2017. 174 с.
14. Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников: автореф. канд. дисс. ... М., 1974. С.13.
15. Колесниченко Татьяна Игоревна Воспитание правовой культуры
как фактор социализации подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vospitanie-pravovoy-kultury-kak-faktor- sotsializatsii-podrostkov(дата обращения: 06.02.2019).
16. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Симоненко А.В.М., 2005.
17. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.- 272 с.
18. Кунаш М.А. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся. 7-11 классы: диагностический инструментарий. М.: Учитель, 2015. 160 с.
19. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С.3-12.
20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 420 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2014. 345 с.
22. Максимюк М.Н. Состояние и правовое регулирование
коллекторской деятельности // Культура народов. 2010. №179. С.159-166.
23. Методология и теория социальной работы: учебное пособие Z
П.Д. Павленок. // М.: ИНФРА-М, 2016. - 267 с.
24. Нации и национализм. Геллнер Э. М., 1992.
25. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: кн. 1. Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2013. 688 с.
26. Никитин А.Ф. Обществознание: учебник (9 класс). М.: Дрофа, 2014. 132 с.
27. Новиков А.М. Педагогика: слов. системы осн. понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
28. Обухов В.М. Философия права. Научно-исследовательский институт проблем правового нигилизма. М.: Графика, 2016. 311 с.
29. Организация правового воспитания обучающихся на 2017 год. Методические рекомендации / Мельникова Е.В., Куликов В.Б., Токмянина С.В., Скорняков А.В., Гонцова М.В., Екатеринбург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», 2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.irro.ru/files/110423.pdf. (Дата обращения 06.02.19.)
30. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дис. канд. юрид. наук. Иванова А.А. Н. Новгород, 2006.
31. Пентехина Л.И. Организация адаптивного обучения в условиях массовой общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2001. 235 с.
32. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. М.: Смысл, 2007, 688 с.
33. Подзолков В.Г. Материалы к курсу лекций по правовому воспитанию. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 113 с.
34. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного само-управления и пути их решения. М.: Юриспруденция, 2013. 110 с.
35. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: автореферат дисс. ... на соис. уч. Степени канд. юрид. наук. М., 2001. 53 с.
36. Права человека в дискурсе правовой идентичности: к постановке проблемы / Исаева Н.В. Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6.
37. Правовая онтология гражданского сознания / Сальников В., Сальников М. Юридический мир. 2015. № 11.
38. Правовое воспитание как часть криминологической профилактики / Петров Э.И. Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
39. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. / А.И. Долгова // Сб. статей М., 1970. 79 - 90 с.
40. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей / Долгова А.И. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.
41. Проблемы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних / Зиядова Д.З. - Махачкала: 2000.
42. Психологические особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы / Федосенко, О.А. Наука. Образование. Общество. 2005-06-07.
43. Резников Евгений Владимирович Особенности правовой социализации // Общество и право. 2014. №1 (47). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-pravovoy-sotsializatsii(дата обращения: 06.02.2019).
44. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. М.: НОРМАИНФРА, 2001. 157 с.
45. Свободное время подростков: социализация или девиация: учебно-методические материалы /под ред. Е.Н. Ряшенцева [Электронный ресурс]. URL: http://www.websib.rU/noos/sociology/leisure/3.html (дата обращения 14.09.2018)
46. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2014. 320 c.
47. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М.: Перспектива, 2007. 436c.
48. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 2005. 33 с.
49. Смолкин А.М. Методы активного обучения: метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров. М.: Высш. шк., 1991. 176 с.
50. Соболева М.А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения // Педагогическое мастерство. 2012. №10. С.25-37.
51. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высших заведений/ А.В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.
52. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ А.В.Мудрик. M.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 c .
53. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
54. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки/ Долгая Н.А. Махачкала, 2011. № 4.
55. Социология личности / Кон И.С. М.: Академический проект, 2003. 36 с.
56. Структура правовой культуры и факторы её трансформации / Калиновский Г. А. Ростов Н/Д: Дон, 2001. 24-25 с.
57. Табарданова Т.Б. Деятельностный подход при формировании предметных и ключевых компетентностей учащихся: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 60 с.
58. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: Высшая школа, 1990. 174 с.
59. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т.1. М.: ФГИЗ, 1935. 1427 с.
60. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2006. 192 с.
61. Фергюсон Дж. Практическое пособие по развитию компетенций. М.: Карьера Пресс, 2012. 640 с.
62. Харламов И.Ф.Педагогика: учебник. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Университетское, 2005. 432 с.
63. Хузеева Г.Р., Быковская Е.В., Трошина А.А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста: методическое пособие. М.: Владос, 2014. 802c.
64. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
65. Чевтаева И.Б., Шампур В.П., Пташкина В.Н. Русский язык. 9-11 классы: формирование коммуникативной компетенции старшеклассников: разработки уроков, ситуативные упражнения. М.: Учитель, 2013. 208 c.
66. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. Научно-методический журнал. - Логос, 2014. — 240 с.
67. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. 5-е изд, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2002. 368 с.
68. Щелочков Н.Н. К вопросу о типичных следственных ситуациях и соответствующих им типовых версиях по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершенно-летними [Текст] / Н.Н. Щелочков // Общество и право. - 2009. - № 2. - с.24¬25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ