Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ядерная программа Исламской Республики Иран как проблема современных международных отношений

Работа №97698

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Внешнеполитический курс Исламской Республики Иран в системе международных отношений: теоретический аспект 10
1.1 Исламская республика Иран: геополитическая характеристика 10
1.2 Иран как политический актор современных международных
отношений 20
1.3 Становление и развитие ядерной программы Исламской Республки
Иран 29
Глава 2. «Ядерное досье» Ирана в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия: проблемы, последствия и перспективы разрешения коллизии 40
2.1 Ядерная программа Ирана как проблема международной безопасности 40
2.2 Санкционная война как реакция международных акторов на развитие
ядерной программы Исламской Республики Иран с 1991 по 2018 год 48
2.3 Развитие ядерной программы Исламской Республики Иран в
перспективе с 2018 по 2025 года 62
Заключение 85
Список используемых источников и литературы 88
Приложения 97

Актуальность исследования определяется важным значением иранской ядерной программы в разрешении проблем, связанных с режимом нераспространения ядерного оружия. За больше чем десятилетия существования вопроса ситуация вокруг иранской ядерной программы не один раз находилась на грани войны, но снова возвращалась в русло переговоров, осуществляемых дипломатическим путем, на фоне ужесточения антииранских санкций. Ситуация во много зависит от лидеров, находящихся у власти в государстве. Так, например, с 2013 года пост президента занимает Хасан Рухани. Он является более сговорчивым и открытым для переговоров, именно поэтому 14 июля 2015 года был подписан всеобъемлющий план действий (СВПД), благодаря которому ситуация вокруг «ядерного досье Ирана» начала улучаться. Выбранная тема носит прикладной характер и ориентирована на исследование истории иранского ядерного дела и анализа значения ядерной программы в становлении политики Ирана, с целью не только прогнозирования дальнейшего развития ситуации, но и для наработки опыта разрешения подобных ситуаций в будущем.
Обсуждение проблемы на международном уровне привело к последующему формированию группы международных посредников (Группы «5+1», состоящей из пяти членов СБ ООН - США, России, КНР, Великобритании, Франции, и Германии) что способствовало закреплению дискуссии об иранском ядерном деле на уровне международного сообщества. Рассмотрение в научном контексте, в частности, во взаимосвязи с внешней политикой Ирана, приобрело чрезвычайно большую актуальность после превращения иранской ядерной программы из фактора региональной политики в международную проблему, которой было уделено значительное внимание на уровне ООН, в заявлениях мировых лидеров и международной повестке.
Объектом исследования является внешнеполитический курс Исламской Республики Иран в контексте современных международных отношений.
Предметом исследования является процесс развития «ядерного досье Ирана» в условиях сложившегося режима нераспространения ядерного оружия.
Хронологические рамки охватывают период с 1991 г. по настоящее время - 2018 г. Верхняя граница была выбрана в связи с распадом биполярной системы международных отношений, и выходом на международную арену новых акторов, в том числе и Ирана, со своими интересами в атомной отрасли. Именно поэтому объясняется фокусировка внимания международного сообщества к тщательно скрываемой иранской ядерной деятельности, на которую были наложены международные санкции уже в 2006 г. для приостановки ее развития. Однако введение санкционных мер, а также проведение ряда переговоров (с 2006 по 2015 гг.) способствовало подписания Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы 2015 г., что привело к снижению конфронтации между Ираном и мировым сообществом...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С ростом числа ядерных стран, все большее внимание уделяется проблемам, связанным с распространением ядерных материалов и технологий. Именно поэтому тема ядерного досье Ирана является одной из ключевых в последние годы на международной арене.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать выводы.
Во-первых, Иран это государство с многовековой историей, в котором религия является приоритетом на всех уровнях. К тому же Исламская Республика Иран находится в стратегически важной части континента Евразии. Культурно-историческим ядром современного Ирана является Персидская Империя - собирательное название для династий Ахеменидов, Аршакидов и Сасанидов. Так, помимо президента в государстве есть пост духовного лидера, который передается по наследству.
Во-вторых, Иран как политический актор современных международных отношений занимает одно из лидирующих стран восточного мира. Сегодня политика Ирана сосредоточена не только на восточных государствах-соседях, но и на взаимодействии как с западным континентом, так же с азиатско-тихоокеанским регионом.
В-третьих, начало развития ядерной программы относится к середине ХХ века, характеризующийся еще шахским правлением. В ходе проведенного исследования было выявлено, что уже тогда первые технологии Исламской Республике были переданы Соединёнными Штатами.
В-четвертых, нельзя отрицать тот факт, что ядерное досье Ирана оказывает непосредственное воздействие на приоритетные направленности геополитических интересов государства в ближневосточном регионе. К тому же, не вызывает сомнений и тот факт, что военная доктрина Ирана и его ракетно-ядерная политика - это есть продолжение главной политической линии нынешнего клерикально-шиитского режима, ключевой целью которого на данном этапе является становление Ирана в мощную региональную державу.
Кроме того были определены и другие направления геополитики Ирана в рамках реализации ядерной программы:
1. Обеспечение безопасности своего государства.
2. Сдерживающий фактор по отношению к Израилю.
3. Изменение баланса сил в регионе.
4. Препятствие политики США на пути воплощения собственных интересов на Ближнем Востоке
В-пятых, выявленные векторы внешней политики способствовали осуществлению санкционных мер в отношении Ирана, что привело к необходимости разрешения конфликта в виде подписания в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы. Однако конфликт не исчерпал себя, поскольку США рассматривают идею об изменении или выходе из договора СВПД. Основная причина, называемая Р. Тиллерсоном (бывший гос. секретарь США), - основные ограничения, прописанные в договоре, истекают через несколько лет. Также было отмечено, что ядерная программа Ирана на самом деле, при неверной политике руководства представляется возможным дестабилизировать регион и привести к неисправимым результатам.
В ходе исследования было разработано 5 сценариев развития конфликтной ситуации вокруг «ядерного досье». Наиболее вероятен, на наш взгляд, сценарий по созданию противовеса, вышедшему из Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года Вашингтона. Сегодня страны «евротройки» нацелены на сохранения плана и не намерены выходить из него вслед США.
Вероятно, наиболее важным выводом в исследовании является то, что сущность проблемы заключается не столько в самой ядерной программе, сколько в том, что эта программа является ключом к изменению баланса сил в регионе и перераспределению сфер влияния.
Именно проблема иранской ядерной программы явно отразила всю несостоятельность систем урегулирования конфликтов со стороны мирового сообщества. Не стоит отрицать, что возможное ядерное оружие для Ирана, не столько военное, сколько политическое. «Шестерка» многократно предлагала выгодные условия для Ирана: строительство АЭС, принятие в ВТО, поставлять оборудование и запчасти, в замен на приостановку самостоятельной ядерной программы - но итогов нет до сих пор.
На сегодняшний день у власти в ИРИ находятся сговорчивые лидеры, готовые к диалогу с Западом, что может привести к самым разным вариантам развития ситуации, которые достаточно трудно предсказать из -за возможной смены политического курса страны в связи с президентскими выборами в 2021 году. Но, ясно одно, что получение Ираном ядерного оружия является лишь вопросом времени.


1. Ажини М. Лидер Ирана - факих, его статус. Или почему иранцам
нельзя избирать высшего руководителя страны // Порталостранах.ру. 08.05.2009. URL: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=24 (дата
обращения 04.10.17).
2. Академик. 2016. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/383827 (дата обращения 20.11.17).
3. Аракчи А. Запись с Московской конференции по нераспространению 2017 г. Центр энергетики и безопасности. 2017. URL: http://ceness-russia.org/data/page/p2141_1.mp3 (дата обращения 15.03.2018).
4. Баранов Н. Проблемы национальной безопасности и контроля над вооружениями // Персональный сайт Николая Баранова. 19.06.2016. URL: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-problemy-natsionalnoj-bezopasnosti-i- kontrol-nad-vooruzheniyami/231-lektsiya-6-mezhdunarodnaya-bezopasnost- globalnyj-i-regionalnyj-aspekty (дата обращения 26.03.2018).
5. Всемирный банк. 2017. URL: https://data.worldbank.org
/indicator/SP.POP.TOTL (дата обращения 05.11.17).
6. Гасеми-Алиабади А., Мы успешны благодаря санкциям //
2000.ру, 15.03.2012 г. URL: https:/ /www.2000.ua/modules/
pages/files/10597_456430.pdf (дата обращения 21.11.2017).
7. Головачев В. А. Институт ближнего Востока // Ядерная
программа Ирана, 8.12.2004. URL: http://www.iimes.ru/?p=3394 (дата
обращения 20.11.2017).
8. Головачев В. А. Ядерная программа Ирана: история создания и современное состояние // Центразия.ру, 13.12.2004. URL: http://www. centrasia.ru/newsA.php?st=1102939440 (дата обращения 20.11.2017).
9. Гурьев А. А. Турция и ядерная программа Ирана // Институт ближнего Востока, 27.01.2006. URL: http://www.iimes.ru/?p=4151 (дата обращения 18.12.2017).
10. Делькойн Дж. Бюллетень МАГАТЭ. Том 24, №2.
11. Демидова О., Меркель и Путин намерены сохранить сделку с Ираном без США // Deutsche Welle.com, 11.05.2018. URL: http://p.dw.com/p/2xWth (дата обращения 17.05.2018).
12. Доклад Госдепартамента о борьбе с терроризмом, 2014, с. 1 - 2.
13. Ежегодный доклад МАГАТЭ за 2012 г., URL:
https://www.iaea.org/sites/default/files/gc57-3_rus.pdf (дата обращения
1.04.2018).
14. Ермаков В. в интервью для TASS.ru, МИД РФ: Совбез ООН должен ввести санкции против США, если те выйдут из СВДП. // TASS.ru 4.05.2018. URL: http://tass.ru/politika/5177448 (дата обращения 7.05.2018)
15. Зариф М. Д. Видеообращение 3.05.2018. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=jrepB5lWX0Y (дата обращения 7.05.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ