ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 7
1.1 Коммуникативные умения: сущность, классификация, условия
формирования у дошкольников 7
1.2 Сущность проектной деятельности дошкольников как средства
формирования коммуникативных умений 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Определения уровня коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2 Содержание и организация педагогической деятельности по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами метода проектов 40
2.3 Анализ результатов работы по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство обуславливает потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательнообразовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития коммуникативной сферы каждого ребенка, его личностного самоопределения. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОО. Педагогические исследования в области содержания и методов коммуникативного развития дошкольников выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Важность вопроса формирования коммуникативных умений дошкольников определена Законом РФ «Об образовании в РФ», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Все это актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных умений дошкольников, одним из которых может рассматриваться проектная деятельность дошкольников.
В соответствии ФГОС проектная деятельность в детском саду рассматривается как взаимодействие педагогов, детей и их родителей. Такое
взаимодействие стимулирует у детей развитие познавательных способностей и творческого мышления.
Исследователи подчеркивают, что дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения (Н.А.Виноградова, Е.Н.Панкова и др.). В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать, поскольку во взаимодействии с другими детьми и взрослыми активизируется и развитие коммуникативных умений дошкольников.
Все вышеизложенной определило тему выпускной квалификационной работы - «Формирование коммуникативных умений в рамках проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - деятельность педагога по формированию коммуникативных умений посредством проектной деятельности в детском саду.
Цель исследования: определение содержания и последовательности педагогической деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы формирования коммуникативных умений дошкольников.
2. Выявить возможности проектной деятельности в процессе формирования и развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать содержание и последовательность педагогической деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить опытно-поисковую работу по проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников.
Теоретико-методологическое обоснование исследования.
Теоретические основы формирования и развития коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека.
Особый интерес исследования представляют работы Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, которые рассматривают речь, общение как коммуникативную деятельность. Также они утверждают, что хорошо развиты коммуникативные умения влияют на психическое развитие дошкольника. В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, А.Г.Рузская утверждают, что большое значение имеют сформированные коммуникативные умения на этап перехода ребенка в школу.
Значение проектной деятельности описано в работах авторов Н.А.Виноградовой и Е.Н.Панковой, Е.С.Евдокимовой, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психологопедагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты педагогические условия, содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация, проектирование; эмпирические - наблюдение, диагностика, изучение педагогического опыта.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в своей деятельности по формированию коммуникативных умений дошкольников на основе метода проектов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 64 наименований, 4 приложений.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытнопоисковой работы позволяет сделать следующие выводы.
Коммуникативные умения сегодня рассматриваются как умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Исследователи подчеркивают, что коммуникативные умения по структуре являются сложными образованиями, включающими в себя более простые, элементарные умения; а также, что коммуникативные умения по операционному составу имеют навыковую основу.
Исходя из вышеизложенных положений, мы использовали классификацию коммуникативных умений, предложенную Р.Х. Мунировой. Она выделяет следующие группы коммуникативных умений:
группа информационно-коммуникативные умений характеризуется наличием таких умения как: умения вступать в процесс общения; умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения;
группа регуляционно-коммуникативные умений, которая включает в себя умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; умения оценить результаты совместного общения;
группа эффективно-коммуникативные умений, в состав которой входят: умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга
Анализ исследований показывает, что у детей одного и того же возраста коммуникативные умения могут иметь разный уровень своего развития (низкий, средний, высокий) и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Исследователи подчеркивают, что в процессе развития коммуникативных умений у ребенка дошкольного возраста необходимо соблюдать педагогические условия, тогда этот процесс будет более эффективным.
Мы предполагаем, что формирование коммуникативных умений будет происходить более эффективно, если внедрить проектную деятельность в педагогический процесс.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Особенностями проектной деятельности как составляющей педагогического процесса в ДОУ являются:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем;
• неравномерность в развитии проектной деятельности дошкольников (она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей).
В ходе исследования нами определены составляющие проектной деятельности, типология детских проектов, а также способы разработки проектов.
Вторая глава нашего исследования была посвящена организации опытно-поисковой работы, которая осуществлялась на базе МАДОУ №44 «Серебряное копытце» г.о. Сухой Лог. В ней приняли участие дети старшей группы 5-6 лет и их родители на контрольном этапе. Исследование проводилось совместно с психологом ДОУ.
Цель опытно-исследовательской работы - разработать и апробировать содержание и последовательность педагогической деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-исследовательской работы было проведено три этапа исследования - констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе нами проведено исследование уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста МАДОУ № 44 с помощью методики А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» и методики А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу».
Результаты диагностики показали, что (15%) детей относятся к высокому уровню развития эффективно-коммуникативных и регулятивнокоммуникативных умений, (54%) детей относятся к среднему уровню, и (51%) детей относятся к низкому уровню развития эффективнокоммуникативных и регулятивно-коммуникативных умений. Высокий уровень развития информационно-коммуникативных умений показывает 1 ребенок (7%), 8 детей относятся к среднему уровню их развития (62%), и 4 ребенка относятся к низкому уровню развития информационнокоммуникативных умений (31%).
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и реализованы этапы проектной деятельности «Самый лучший детский сад», «Книжная неделя» для детей старшей группы «Малахит». При формировании содержания работы с детьми мы старались включать детей в различные виды детской деятельности, направленные на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Также в ходе совместной работы с детьми моделировались разнообразные коммуникативные ситуации. Координация и гармонизация отношений всех субъектов образования в процессе совместной деятельности осуществлялась через включение родителей в совместную проектную деятельность.
На контрольном этапе опытно-поисковой работы мы повторили диагностику. По ее результатам можно сказать, что количество детей, демонстрирующих высокий уровень развития аффективно-коммуникативных и регулятивно-коммуникативных умений, увеличилось в 2 раза. Количество детей, у которых эти же умения проявляются на среднем уровне, увеличилось на (15%). Низкого показателя развития этих групп коммуникативных способностей не зафиксировано.
Также диагностика показала: количество детей, демонстрирующих высокий уровень развития информационно-коммуникативных умений, увеличилось в 5 раза. Количество детей, у которых эти же умения проявляются на среднем уровне, осталось на прежнем уровне. Низкого показателя развития этой группы коммуникативных способностей не зафиксировано.
Таким образом, на данном этапе мы можем констатировать, что организация проектной деятельности способствует формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Также было проведено анкетирование среди родителей детей старшей группы, которое показало, что у родителей проявляется не очень высокая активность по отношению к проблеме развития коммуникативных умений своих детей. Это может стать в дальнейшем особым направлением работы педагога.
1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. 1996. № 3. С. 30 -32.
2. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2000. - 335 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд- во Моск. Ун-та, 2002. - 416 с.
4. Анисимов О.С. Теоретическая психология и понятийная парадигма / О.С. Анисимов. - М.: Энциклопедия принятия решения 2005.- 613 с.
5. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды /Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - М.: Детсво-Пресс,2012. - 224 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
7. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр./ А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983.-271 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 54 с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Культура, 2005. —240 с.
10. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
11. Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Булычева, Н.С. Варенцова, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 97 с.
12. Бурков В.Н. Теория активных систем: состояние и перспективы /
В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 1999. - 128 с.
13. Варенцова, Н.С. Наш опыт в проектной деятельности / Современное дошкольное образование. Теория и практика.2009.№ 3. С.40-45.
14. Венгер А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста / А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
15. Виноградова, Н.А., Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.Н. Панкова. - М.: АЙРИС-пресс, 2008. - 208 с...