Деятельностный подход при обучении французскому языку как второму иностранному: лексико-грамматический аспект
|
ГЛАВА 1. Изучение деятельностного подхода в контексте государственных образовательных стандартов нового поколения 7
1.1. Федеральный закон «Об образовании» как нормативная база ФГОС...7
1.2. ФГОС: цели, задачи, принципы 10
1.3. Сравнительная характеристика ФГОС и ГОСТ второго поколения..15
1.4. Деятельностный подход к обучению 18
ГЛАВА 2. Анализ учебно-методических комплексов по французскому языку как второго иностранного в
обучении 25
ГЛАВА 3. Учебный курс «Французский язык для волонтеров» как элемент реализации деятельностного подхода к обучению французскому языку как второму иностранному 36
3.1 Методика разработки экспресс-курса "Французский язык для волонтеров" в рамках деятельностного
подхода 36
3.2 Апробация и анализ результатов работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
1.1. Федеральный закон «Об образовании» как нормативная база ФГОС...7
1.2. ФГОС: цели, задачи, принципы 10
1.3. Сравнительная характеристика ФГОС и ГОСТ второго поколения..15
1.4. Деятельностный подход к обучению 18
ГЛАВА 2. Анализ учебно-методических комплексов по французскому языку как второго иностранного в
обучении 25
ГЛАВА 3. Учебный курс «Французский язык для волонтеров» как элемент реализации деятельностного подхода к обучению французскому языку как второму иностранному 36
3.1 Методика разработки экспресс-курса "Французский язык для волонтеров" в рамках деятельностного
подхода 36
3.2 Апробация и анализ результатов работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме реализации деятельностного подхода при обучении французскому языку как второму иностранному.
В контексте внедрения ФГОС статус иностранного языка как учебного предмета, безусловно, повышается. В частности, предполагается введение ЕГЭ по иностранному языку как обязательному предмету для итоговой аттестации выпускников средней школы. Изучение одного иностранного языка уже не удовлетворяет возрастающим потребностям государства в квалифицированных специалистах международного класса. В методике преподавания иностранного языка существует тенденция к предпочтению полилингвизма билингвизму. Поскольку овладение лексическим и грамматическим навыком составляют основу формирования коммуникативной компетенции, обучение именно этим языковым аспектам представляется наиболее важным и требует наиболее эффективных подходов.
Актуальность исследования: Потребность в разработке программ обучения второму иностранному языку является одной из наиболее актуальных проблем языкового образования на современном этапе. Подобные программы уже разработаны для профильного уровня обучения иностранному языку в образовательных учреждениях с углубленным изучением данного учебного предмета, однако программы базового уровня, рассчитанные на абсолютное большинство общеобразовательных школ страны, практически отсутствуют.
Объектом исследования является деятельностный подход при обучении французскому языку как второму иностранному.
Предметом исследования является реализация деятельностного подхода при формировании лексических и грамматических навыков в обучении французскому языку как второму иностранному.
Целью работы является разработка серии упражнений на формирование лексических и грамматических навыков при обучении французскому языку как второму иностранному.
Цель исследования предполагает решение следующих задач на данном этапе:
- изучить методическую литературу по данной проблеме и выявить степень изученности данного вопроса;
- исследовать и проанализировать учебно-методические комплексы по французскому языку как второго иностранного в обучении;
- разработать и апробировать учебный курс «Французский язык для волонтеров» для обучения французскому языку как второму иностранному с акцентом на лексико-грамматический аспект обучения Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
1. анализ методической, педагогической, психологической литературы;
2. обобщение;
3. анализ;
4. синтез;
5. моделирование;
6. пробное обучение.
Методологической базой данного исследования послужили работы Бим, И.Л., Гальсковой Н.Д., Ляховицкого М.В. и других авторов по методике преподавания иностранного языка и психологии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты возможно применять в разработке программ обучения французскому языку как второму иностранному для средней общеобразовательной школы.
Практическая ценность работы заключается в применении ее результатов в практике преподавания иностранного языка в средней школе.
Апробация работы. Работа была апробирована в средней общеобразовательной школе №22, а также на ежегодной международной студенческой конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (2016, 2017, 2018). По материалам настоящего исследования были опубликованы статьи: «Деятельностный подход в обучении иностранному языку как второму иностранному» //Сб. науч.тр. «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики». Вып №8.
Екатеринбург, 2016. С. 153-156, «Грамматический аспект в обучении иностранному языку в рамках деятельностного подхода» //Сб. науч.тр. «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики»(РИНЦ). Вып №9. Екатеринбург, 2017. С. 115-118, в соавторстве с М.В. Плотниковой. Разработанный нами обучающий экспресс-курс является интегральной частью образовательного проекта «Иностранный для волонтеров», который участвовал в финале городского конкурса «Инновации в образовании - 2018».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, который включает в себя наименования работ отечественных и зарубежных авторов, используемых в ходе написания данной дипломной работы, и приложений.
Введение отражает актуальность исследования, предмет и объект изучения, обозначаются цель и задачи, сведения об апробации работы.
В первой главе представлены основные теоретические положения исследования, рассмотрены цели, задачи и принципы государственных образовательных стандартов, представлена сравнительная характеристика государственных образовательных стандартов первого и второго поколений, рассмотрен деятельностный подход к обучению.
Во второй главе представлен анализ учебно-методических комплексов по французскому языку как второго иностранного в обучении.
Третья глава работы посвящена разработке учебного курса «Французский язык для волонтеров» в русле деятельностного подхода к обучению французскому языку как второму иностранному, апробации учебного курса, анализу полученных результатов.
В заключении представлены общие результаты и итоги выпускной квалификационной работы, обобщение полученных выводов и выявления перспектив для дальнейшего исследования.
В контексте внедрения ФГОС статус иностранного языка как учебного предмета, безусловно, повышается. В частности, предполагается введение ЕГЭ по иностранному языку как обязательному предмету для итоговой аттестации выпускников средней школы. Изучение одного иностранного языка уже не удовлетворяет возрастающим потребностям государства в квалифицированных специалистах международного класса. В методике преподавания иностранного языка существует тенденция к предпочтению полилингвизма билингвизму. Поскольку овладение лексическим и грамматическим навыком составляют основу формирования коммуникативной компетенции, обучение именно этим языковым аспектам представляется наиболее важным и требует наиболее эффективных подходов.
Актуальность исследования: Потребность в разработке программ обучения второму иностранному языку является одной из наиболее актуальных проблем языкового образования на современном этапе. Подобные программы уже разработаны для профильного уровня обучения иностранному языку в образовательных учреждениях с углубленным изучением данного учебного предмета, однако программы базового уровня, рассчитанные на абсолютное большинство общеобразовательных школ страны, практически отсутствуют.
Объектом исследования является деятельностный подход при обучении французскому языку как второму иностранному.
Предметом исследования является реализация деятельностного подхода при формировании лексических и грамматических навыков в обучении французскому языку как второму иностранному.
Целью работы является разработка серии упражнений на формирование лексических и грамматических навыков при обучении французскому языку как второму иностранному.
Цель исследования предполагает решение следующих задач на данном этапе:
- изучить методическую литературу по данной проблеме и выявить степень изученности данного вопроса;
- исследовать и проанализировать учебно-методические комплексы по французскому языку как второго иностранного в обучении;
- разработать и апробировать учебный курс «Французский язык для волонтеров» для обучения французскому языку как второму иностранному с акцентом на лексико-грамматический аспект обучения Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
1. анализ методической, педагогической, психологической литературы;
2. обобщение;
3. анализ;
4. синтез;
5. моделирование;
6. пробное обучение.
Методологической базой данного исследования послужили работы Бим, И.Л., Гальсковой Н.Д., Ляховицкого М.В. и других авторов по методике преподавания иностранного языка и психологии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты возможно применять в разработке программ обучения французскому языку как второму иностранному для средней общеобразовательной школы.
Практическая ценность работы заключается в применении ее результатов в практике преподавания иностранного языка в средней школе.
Апробация работы. Работа была апробирована в средней общеобразовательной школе №22, а также на ежегодной международной студенческой конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (2016, 2017, 2018). По материалам настоящего исследования были опубликованы статьи: «Деятельностный подход в обучении иностранному языку как второму иностранному» //Сб. науч.тр. «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики». Вып №8.
Екатеринбург, 2016. С. 153-156, «Грамматический аспект в обучении иностранному языку в рамках деятельностного подхода» //Сб. науч.тр. «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики»(РИНЦ). Вып №9. Екатеринбург, 2017. С. 115-118, в соавторстве с М.В. Плотниковой. Разработанный нами обучающий экспресс-курс является интегральной частью образовательного проекта «Иностранный для волонтеров», который участвовал в финале городского конкурса «Инновации в образовании - 2018».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, который включает в себя наименования работ отечественных и зарубежных авторов, используемых в ходе написания данной дипломной работы, и приложений.
Введение отражает актуальность исследования, предмет и объект изучения, обозначаются цель и задачи, сведения об апробации работы.
В первой главе представлены основные теоретические положения исследования, рассмотрены цели, задачи и принципы государственных образовательных стандартов, представлена сравнительная характеристика государственных образовательных стандартов первого и второго поколений, рассмотрен деятельностный подход к обучению.
Во второй главе представлен анализ учебно-методических комплексов по французскому языку как второго иностранного в обучении.
Третья глава работы посвящена разработке учебного курса «Французский язык для волонтеров» в русле деятельностного подхода к обучению французскому языку как второму иностранному, апробации учебного курса, анализу полученных результатов.
В заключении представлены общие результаты и итоги выпускной квалификационной работы, обобщение полученных выводов и выявления перспектив для дальнейшего исследования.
В данной работе рассмотрена проблема реализации деятельностного подхода при обучении французскому языку. Проведенное в данной работе исследование дает основание утверждать, что деятельностный подход является наиболее эффективным при обучении иностранному языку.
Настоящий год (2018) объявлен годом волонтера в России. Безусловно, волонтерство влияет на формирование и развитие моральных и духовных качеств и ценностных установок личности. В связи с этим целесообразно использовать волонтерскую деятельность в качестве эффективного педагогического инструмента. Обучение волонтеров иностранному языку позволит сочетать решение образовательных и воспитательных задач.
Целью работы являлась разработка экспресс-курса «Французский для волонтеров» на основе деятельностного подхода к обучению иностранному языку, а также обоснование эффективности обучения иностранному языку при реализации деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели, изучены и проанализированы цели, задачи, принципы, требования федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и труды И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, М. В. Ляховицкого, Г. А. Китайгородской, А. В. Конышевой и других авторов по методике преподавания иностранного языка. А также, систематизированы основные положения деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
Опираясь на проанализированную литературу и требования ФГОС к разработке образовательных программ в средней школе, нами разработан и апробирован экспресс-курс «Французский для волонтеров» на основе деятельностного подхода к обучению, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Мы убедились, что деятельностный подход обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. А также, использование деятельностного подхода формирует у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка. Благодаря деятельностному подходу обучающиеся легче и быстрее усваивают языковой материал, а учиться становится интереснее и увлекательнее.
Для практического подтверждения теоретических выводов, представленный в работе, экспресс-курс успешно апробирован. Опытное обучение, направленное на проверку эффективности разработанной модели экспресс-курса, проходили обучающиеся 9 классов средней общеобразовательной школы №22 в городе Екатеринбурге в количестве 9 человек. Занятия были факультативными и проводились в компьютерном классе с наличием необходимого технического инвентаря, так как большая часть занятия рассчитана на выполнение лексико-грамматических упражнений на платформе learningapps.org .
Реализация учебного курса проходила в 3 этапа:
1) Входное тестирование
2) Проведение опытного обучения
3) Итоговое тестирование
Разработанный учебный курс направлен на развитие лексических, грамматических и коммуникативных навыков, необходимых в повседневном общении в различных жизненных ситуациях. Поскольку овладение лексическими и грамматическими навыками составляет основу формирования коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления межкультурной коммуникации, обучение именно этим языковым аспектам представляется наиболее важным.
Упражнения, включенные в данный курс, предназначены как для самостоятельной работы (на платформе learningapps.org) для подготовки к занятию, так и для выполнения некоторых упражнений в группе.
В результате обработки полученных результатов оказалось, сделан ряд основных выводов: экспериментальное исследование подтвердило
эффективность применения деятельностного подхода при обучении, проектировании и реализации курса интенсивного обучения французскому языку. Экспресс-курс обучения французскому языку оказал также активное влияние на развитие личности благодаря реализации деятельностного подхода.
Методом научного наблюдения удалось установить, что размещенные на платформе learningapps.org разработанные нами упражнения, привлекли внимание обучающихся, повлияли на их мотивацию и интерес к французскому языку. Первый этап занятия можно охарактеризовать как самый спокойный. Лексико-грамматический материал, выданный в начале занятия, чётко структурирован и интересен. На втором этапе обучающиеся уже были заинтересованы в выполнении предложенных заданий. Третий этап представлял для обучающихся наибольший интерес. Коммуникативных игры, направленные на отработку полученных лексических и грамматических навыков, способствовали созданию эмоциональной обстановки, большей активности обучающихся, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего занятия поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность.
После обобщения результатов мы установили, что использование упражнений в русле деятельностного подхода и коммуникативных игр на уроках французского языка являются одним из наиболее эффективных способов формирования грамматических, лексических и коммуникативных навыков. А также, представленные упражнения и коммуникативные игры влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка, содействуют развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.
По итогам курса обучающиеся увеличили свой словарный запас, развили лексические, грамматические и коммуникативные навыки, расширили кругозор, способны осуществлять коммуникацию в рамках обозначенного круга пройденных тем, безусловно, их результаты отразились на повышении успеваемости по предмету, а также на саморазвитии.
Настоящий год (2018) объявлен годом волонтера в России. Безусловно, волонтерство влияет на формирование и развитие моральных и духовных качеств и ценностных установок личности. В связи с этим целесообразно использовать волонтерскую деятельность в качестве эффективного педагогического инструмента. Обучение волонтеров иностранному языку позволит сочетать решение образовательных и воспитательных задач.
Целью работы являлась разработка экспресс-курса «Французский для волонтеров» на основе деятельностного подхода к обучению иностранному языку, а также обоснование эффективности обучения иностранному языку при реализации деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели, изучены и проанализированы цели, задачи, принципы, требования федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и труды И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, М. В. Ляховицкого, Г. А. Китайгородской, А. В. Конышевой и других авторов по методике преподавания иностранного языка. А также, систематизированы основные положения деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
Опираясь на проанализированную литературу и требования ФГОС к разработке образовательных программ в средней школе, нами разработан и апробирован экспресс-курс «Французский для волонтеров» на основе деятельностного подхода к обучению, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Мы убедились, что деятельностный подход обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. А также, использование деятельностного подхода формирует у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка. Благодаря деятельностному подходу обучающиеся легче и быстрее усваивают языковой материал, а учиться становится интереснее и увлекательнее.
Для практического подтверждения теоретических выводов, представленный в работе, экспресс-курс успешно апробирован. Опытное обучение, направленное на проверку эффективности разработанной модели экспресс-курса, проходили обучающиеся 9 классов средней общеобразовательной школы №22 в городе Екатеринбурге в количестве 9 человек. Занятия были факультативными и проводились в компьютерном классе с наличием необходимого технического инвентаря, так как большая часть занятия рассчитана на выполнение лексико-грамматических упражнений на платформе learningapps.org .
Реализация учебного курса проходила в 3 этапа:
1) Входное тестирование
2) Проведение опытного обучения
3) Итоговое тестирование
Разработанный учебный курс направлен на развитие лексических, грамматических и коммуникативных навыков, необходимых в повседневном общении в различных жизненных ситуациях. Поскольку овладение лексическими и грамматическими навыками составляет основу формирования коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления межкультурной коммуникации, обучение именно этим языковым аспектам представляется наиболее важным.
Упражнения, включенные в данный курс, предназначены как для самостоятельной работы (на платформе learningapps.org) для подготовки к занятию, так и для выполнения некоторых упражнений в группе.
В результате обработки полученных результатов оказалось, сделан ряд основных выводов: экспериментальное исследование подтвердило
эффективность применения деятельностного подхода при обучении, проектировании и реализации курса интенсивного обучения французскому языку. Экспресс-курс обучения французскому языку оказал также активное влияние на развитие личности благодаря реализации деятельностного подхода.
Методом научного наблюдения удалось установить, что размещенные на платформе learningapps.org разработанные нами упражнения, привлекли внимание обучающихся, повлияли на их мотивацию и интерес к французскому языку. Первый этап занятия можно охарактеризовать как самый спокойный. Лексико-грамматический материал, выданный в начале занятия, чётко структурирован и интересен. На втором этапе обучающиеся уже были заинтересованы в выполнении предложенных заданий. Третий этап представлял для обучающихся наибольший интерес. Коммуникативных игры, направленные на отработку полученных лексических и грамматических навыков, способствовали созданию эмоциональной обстановки, большей активности обучающихся, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего занятия поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность.
После обобщения результатов мы установили, что использование упражнений в русле деятельностного подхода и коммуникативных игр на уроках французского языка являются одним из наиболее эффективных способов формирования грамматических, лексических и коммуникативных навыков. А также, представленные упражнения и коммуникативные игры влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка, содействуют развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.
По итогам курса обучающиеся увеличили свой словарный запас, развили лексические, грамматические и коммуникативные навыки, расширили кругозор, способны осуществлять коммуникацию в рамках обозначенного круга пройденных тем, безусловно, их результаты отразились на повышении успеваемости по предмету, а также на саморазвитии.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФМОВОК НА ЗАНЯТИЯХ НО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СОИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК; УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА И ЕЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ В АНГЛИЙСКОМ И
РУССКОМ ЯЗЫКАХ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





