Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты продвижения оздоровительных услуг санатория-профилактория инструментами рекламы и PR 6
1.1. Оздоровительные услуги как объект продвижения 6
1.2. Особенности продвижения услуг санатория-профилактория
инструментами PR 9
1.3. Использование рекламных средств в продвижении услуг санатория-
профилактория 19
Глава 2. Продвижение услуг учреждения здравоохранения Государственного автономного учреждения Тюменской области «Ялуторовский Санаторий-профилакторий «Светлый» 30
2.1. Характеристика ГАУЗ ТО «Санаторий-профилакторий «Светлый» 30
2.2. Анализ текущего продвижения услуг ГАУЗ ТО «Санаторий-
профилакторий «Светлый» инструментами рекламы и PR 36
2.3. Продвижение услуг ГАУЗ ТО «Санаторий-профилакторий «Светлый»
инструментами рекламы и PR 44
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа технологий продвижения услуг в сфере здравоохранения и применения PR- инструментами для медицинского учреждения.
В современном мире время PR-инструменты, являясь постоянным спутником человека, каждодневно и массированно воздействуя на него, играет существенную роль в жизни человеческого общества. Эта роль не ограничивается ни рамками средств массовой информации, ни даже всей рыночной деятельности. Особенно велико значение PR-инструментов в сфере экономики и общественной жизни. Следует отметить ее возрастающую образовательную роль.
Экономическая сущность PR-инструментов проявляется в том, что она дает возможность увеличить объём производства, продаж, и количества рабочих мест. PR-инструментов способствуют наличию конкуренции, увеличивают рынки сбыта, дает возможность скорости оборачиваемости средств, что дает возможность улучшить качество услуг.
Сущность PR-инструментов, в общем, может быть отражена на законе перепроизводства. Данный закон устанавливает, в случае производства большого количества товаров и услуг, по сравнению с потреблением, PR- технологии реализуют две главные задачи: предоставляют данные о видах выбора; дают возможность организациям улучшать качество товара.
Кроме сильного воздействия PR-инструментов на экономику страны в общем следует отметить, что деятельность в сфере PR-инструментов сама по себе является большой частью хозяйствования, включающей сотни тысяч соответствующих медицинских организаций с большим годовым оборотом и числом сотрудников. PR имеют большую роль в жизни общества. Ежедневное воздействие PR на миллионы возможных покупателей 3
способствует созданию определенных стандартов мышления и поведения различных слоев населения в каждой государстве.
Объект исследования: продвижение услуг санатория-профилактория. Предмет исследования - рекламные и PR-инструменты в продвижении государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Ялуторовский санаторий-профилакторий «Светлый».
Цель исследования: изучить рекламные и PR-инструменты в области здравоохранения и их применение в государственном автономном учреждении здравоохранения Тюменской области «Ялуторовский «Санаторий-профилакторий «Светлый».
Для выполнения данной цели были поставлены задачи:
• Проанализировать оздоровительные услуги как объект продвижения
• Изучить особенностей продвижения услуг санатория- профилактория инструментами PR
• Рассмотреть использования рекламных средств в продвижении услуг санатория-профилактория
• Охарактеризовать ГАУЗ ТО «Санаторий-профилакторий «Светлый»
• Проанализировать продвижения услуг ГАУЗ ТО «Санаторий- профилакторий «Светлый» инструментами рекламы и PR
• Разработать рекламные и PR-инструменты в продвижении услуг ГАУЗ ТО «Санаторий-профилакторий «Светлый»
Методами исследования стали:
- теоретический анализ научных публикаций;
- систематизация и обобщения опыта рекламных кампаний в сфере здравоохранения;
- контент - анализа научных публикаций;
- обобщение, наблюдение, сравнение, измерение рекламных компаний в сфере здравоохранения.
Особенности PR-инструментов при продвижении медицинских услуг в области деятельности медицинских учреждений, имеют специфику, обусловленную работой в медицинских учреждениях, которыми являются, в основном общение с людьми, с необходимостью максимальной безопасности и условий сервиса, с минимальными затратами.
В данном случае основной целью является увеличение количества клиентов, следовательно, необходимо менять методы её внедрения, как физическую форму, так и мотивы, побуждающие потенциальных клиентов.
Проблема предоставления медицинской услуги соответствующего качества в современном государстве это основной вопрос, так как медицинскую услугу низкого уровня можно предоставлять и в прекрасных условиях. Данные обстоятельства показывают истинную, тесную связь с тем, что лицом, имеющим профессиональные знания и навыки, является доктор и от него зависит, предоставляется ли медицинская услуга соответствующего уровня.
Особенность санаторно-курортной индустрии в том, что данная отрасль основывается не только на практике профилактики и оздоровления населения, затрагивает анимационную и досуговую деятельность, а так же выражает интересы в сохранении природных зон, поддержании экологии и рациональном использовании природных лечебных факторов. В связи с этим, изучение данной отрасли имеет огромное значение.
Проанализировав деятельность ГАУЗ ТО «Санаторий-Профилакторий «Светлый» в области применения PR - технологий можно сделать вывод, что помимо официального сайта никакой деятельности в сфере продвижения услуг не предпринимается, размещение рекламных проспектов не производится, и интервью на телевидении не проводилось.
На сегодняшний день в ГАУЗ ТО «Санаторий-Профилакторий «Светлый» отсутствует специалист который бы отвечал за рекламу учреждения, эту функцию частично берет главный врач, а частично служба размещения и финансовый отдел. Мониторинг потенциальных клиентов отсутствует, отсутствуют соглашения между крупными производственными предприятиями и государственными (муниципальными учреждениями), нет соглашений между образовательными и медицинскими учреждениями.
Все это значительно уменьшает возможности ГАУЗ ТО «Санаторий- Профилакторий «Светлый» по оказанию медицинских услуг и в результате делает учреждение неконкурентоспособным.
Следует отметить, что сложно создать способы, которые дадут возможность в короткий период увеличить уровень предоставляемых медицинских услуг.
Базой для конкуренции в сфере медицинских услуг ГАУЗ ТО «Санаторий-Профилакторий «Светлый» стало увеличение способов потребительского выбора в основных областях:
1) способ оплаты медицинских услуг,
2) выбор лица, предоставляющего услуги здравоохранения
3) определение количества медицинских услуг. PR технологии являются совокупностью коммуникаций, направленные на создание услуги и на введение данного образа в сознание потенциальных потребителей для достижения поставленных задач.
Специфические черты PR имеют такие виды, как:
Создание имиджа организации, а не спроса;
Направленность PR ориентирована на длительную работу, быстрого итога деятельности в основном не ожидается;
PR определяется в основном открытым доступом и законностью;
Среди основных способов улучшения PR продвижения медицинских услуг учреждения можно выделить такие техники как:
Основной способ для распространения и предложения медицинской услуги ГАУЗ ТО «Санаторий-Профилакторий «Светлый» в сети Интернет — это официальный сайт учреждения. С точки зрения маркетолога, официальный сайт является системой информационных элементов и методик, с использованием которых реализуется коммуникация с потенциальными потребителями. Потенциальными потребителями будет являться целевая аудитория, которые возможно готовы к получению медицинских услуг.
Наиболее успешным мероприятием для ГАУЗ ТО «Санаторий- Профилакторий «Светлый» является пресс-конференция. Данное мероприятие направлено на информирование журналистов о мероприятиях организации «из первых рук».
В случае продвижения медицинских услуг большое значение имеет учет специфики человеческой психики. Данные знания необходимо активно использовать, что даст возможность предсказать поведение потенциальных потребителей. Использование знаний человеческой психики дает средство выявить самые эффективные методы использования ее в коммуникативном процессе, снижение уровня напряженности и сопротивления, снижение уровня неадекватных и негативных реакций нежелательных реакций.
Следует для ГАУЗ ТО «Санаторий-Профилакторий «Светлый» выделить следующие мероприятия:
1. Создание службы, осуществляющей маркетинговый анализ востребованных медицинских услуг на рынке и ожиданий потребителей медицинских услуг, а также анализ конкурентов и их возможностей в данной сфере. Количество персонала в данной службе не должно быть менее трех человек. Задачей одного их сотрудников будет являться анализ конкурентов и их методик и приемов для продвижения медицинских услуг на рынке. Задачей второго сотрудника будет являться анализ ожиданий потребителей услуг и возможностей рынка медицинских услуг (в том числе изучение техник конкурентов для их применения в собственной компании). Задачей третьего сотрудника, а именно их руководителя выработка рекомендаций на основе данных, предоставленных его сотрудниками по продвижению медицинских услуг собственно этого медицинского учреждения.
2. Создание ярких рекламных буклетов с краткими описаниями медицинских услуг, предоставляемых медицинских учреждением и распространение их в местах дислокации потенциальных потребителей, а именно в медицинских учреждениях города, учреждениях пенсионной системы, банках, школах, детских садах, магазинах, салонах красоты и т.д.
3. Проведение акций по оказанию медицинских услуг, например акции к «Дню пожилого человека», «Дню молодежи», «Дню защиты детей», формирование системы скидок для постоянных клиентов, проведение розыгрышей и лотерей. Где главным призом станет предоставление медицинских услуг.
4. Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и предприятиями для предоставления медицинских услуг (например, оздоровительных услуг) сразу группам потребителей.
5. Регулярное размещение в сети Интернет на сайте учреждения и в различных группах информации об услугах, предоставляемых в учреждении, участие в акциях, проводимых муниципальными органами с целью популяризации медицинских услуг. Размещение интервью на телевидении, не только на областном уровне, но и на уровне субъектов и т.д.
6. Создание имиджа учреждения как учреждения, деятельность которого направлена на заботу о здоровье потребителя услуги, заботу о его жизни и досуге, предоставление потребителям медицинских услуг и сопутствующих услуг, например организация экскурсионного обслуживания, интересный досуг, системы здорового и интересного питания, обеспечение досуга для детей потребителей услуг и т.д.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О рекламе»// Российская газета, № 51, 15.03.2006.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 № 493- ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
6. Антропова Т.Ю. Как зацепить клиента рекламой? // Руководитель бюджетной организации. 2017. № 11. С. 72 - 78.
7. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело: учебное пособие. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 303 с.
8. Браун О.С. Размещаем рекламу в Интернете // Руководитель автономного учреждения. 2017. № 6. С. 60 - 67.
9. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 110.
10. Валова С. Является ли информация о деятельности медицинского учреждения, размещенная на его сайте и стендах, рекламой? // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 11. С. 50 - 61.
11. Валова С. Расходы на рекламу. Что следует знать бухгалтеру? // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. №11. С. 49 - 61.
12. Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. 528 с.
13. Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 3. С. 47 - 51.
14. Гришаев С.П. Общая характеристика возмездного оказания медицинских услуг // СПС КонсультантПлюс. 2017.
15. Дубовик И. Расходы на рекламу в налоговом учете // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 6. С. 39 - 48.
16. Жулькова Ю.Н. Зачем учреждению нужна реклама? // Руководитель автономного учреждения. 2018. № 4. С. 68 - 78.
17. Жулькова Ю.Н. Реклама учреждений и ее особенности // Руководитель автономного учреждения. 2018. № 6. С. 68 - 78.
18. Зарипова М. Что следует знать о рекламе руководителю медицинского учреждения? // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 8. С. 59 - 67.
19. Зайцева Г.Г. Еще информирование или уже реклама? // Руководитель автономного учреждения. 2017. № 5. С. 35 - 39.
20. Зернова И. Учет расходов на рекламу // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 9. С. 12 - 22.
21. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. М.: ИНФРА- М, 2014. С. 36.
22. Каковы особенности договора на оказание платных медицинских услуг? // Азбука права: электрон. журн. 2018. 98 с.
23. Колоколов Г.Р. Медицинские услуги: как пациенту отстоять свои интересы. М.: Омега-Л, 2014. 168 с.
24. Королева Я.Ю. Об особенностях аренды и размещения рекламы: обзор судебной практики // Руководитель бюджетной организации. 2017. № 5. С. 51 - 60.
25. Кузнецова Н.В. Лекарственные средства и биологически активные добавки: общее и особенное в правовом регулировании рекламы // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 37 - 45.
26. Куранов В.Г. Понятие качества медицинской услуги: гражданско- правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4. С. 128 - 135.
27. Левушкин А.Н., Бирюкова Е.Г. Качество оказания медицинских услуг: межотраслевой комплексный подход к правовому регулированию // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 3. С. 28 - 33.
28. Мандрюков А. Некоторые особенности рекламы медицинских услуг // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 6. С. 55 - 63.
29. Мандрюков А. Реклама медицинских услуг лечебного учреждения // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 2. С. 54 - 61.
30. Мандрюков А. Некоторые особенности рекламы медицинских услуг // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 6. С. 55 - 63.
31. Миняев В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / В.А. Миняев. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 528 с.
32. Мухин С. Реклама медицинских услуг: разъяснения ФАС // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 11. С. 26 - 29.
33. Никулина О. Размещаем рекламно-информационный видеоматериал на мониторе, принадлежащем учреждению // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 11. С. 69 - 73.
34. Петречук А.С. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг // Реклама и право. 2014. № 2. С. 32 - 37.
35. Романов А.И., Кеворков В.В. Маркетинг и конкурентоспособность медицинской организации: монография. М.: КноРус, 2016. С. 39.
36. Рубцова М.В. Роль конкуренции на рынке медицинских услуг // Конкурентное право. 2014. № 3. С. 34 - 37.
37. Самойлова Н.В. Как заставить рекламу работать на продажи? // Руководитель автономного учреждения. 2017. № 7. С. 72 - 77.
38. Степанян Ш.У. Медицинская услуга - специфический объект правового регулирования в российском законодательстве // Медицинское право. 2015. № 6. С. 13 - 16.
39. Соколова Г.А. Почему реклама не работает? // Руководитель автономного учреждения. 2017. № 8. С. 71 - 77.
40. Тихомиров А.В. Медицинское право: практическое пособие. М.: Статут, 2018. С. 167 - 168.
41. Хрипушина И.А. Григорьев В.Г. Современные подходы к оценке конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса// Курортные ведомости 2014. - №3 - с. 86-87.
42. Шишалова В.И. Как выбрать рекламный носитель? // Руководитель автономного учреждения. 2017. № 3. С. 64 - 71.
43. Юрьева Ю.В. Расходы на рекламу: по норме или по факту? // Финансовый справочник бюджетной организации. 2018. № 12. С. 19 - 25.