Условия использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНСТРУКТОРСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Формирование математических и конструкторских
представлений как направления математического развития дошкольников 8
1.2. Особенности использования геометрического материала в
различных видах деятельности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения 12
1.3. Анализ педагогических условий использования
геометрического материала при развитии конструкторских и математических представлений дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И КОНСТРУКТОРСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования констатирующего этапа
экспериментальной работы 29
2.2. Опыт реализации условий использования геометрического
материала для формирования математических и конструкторских представлений дошкольников 33
2.3. Анализ результатов контрольного этапа опытно-
экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНСТРУКТОРСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Формирование математических и конструкторских
представлений как направления математического развития дошкольников 8
1.2. Особенности использования геометрического материала в
различных видах деятельности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения 12
1.3. Анализ педагогических условий использования
геометрического материала при развитии конструкторских и математических представлений дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И КОНСТРУКТОРСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методы исследования констатирующего этапа
экспериментальной работы 29
2.2. Опыт реализации условий использования геометрического
материала для формирования математических и конструкторских представлений дошкольников 33
2.3. Анализ результатов контрольного этапа опытно-
экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проблема исследования. Центральной задачей дошкольного образования выступает подготовка детей к школьному обучению. Современный период развития общества ознаменован бурным развитием информационных технологий, невиданным научно-техническим прогрессом. Жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, от человека все больше требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность ума, мышления, быстрая ориентировка, творческий подход к решению возникающих задач. Все это обуславливает усложнение школьной программы, в том числе и в области точных дисциплин. Математические и конструкторские представления дошкольников являются важным компонентом познавательного развития, интеллектуальной готовности к обучению. Сформированные по возрасту математические и конструкторские представления дошкольника - залог его успешности на уроках математики в школе. Поэтому развитие конструкторских и математических представлений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения выступает актуальной педагогической проблемой, обусловленной важностью подготовки воспитанников к началу школьного обучения.
Актуальность темы исследования. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Развитие конструкторских и математических представлений ребёнка - дошкольника не сводится к тому, чтобы научить дошкольника различать геометрические фигуры, считать и решать простейшие арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения творчески «конструировать».
В процессе целенаправленного формирования математических и конструкторских представлений у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильного организованного использования геометрического материала с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
В связи с этим возрастает актуальность исследования условий использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений дошкольников.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Тема развития математических и конструкторских представлений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения широко раскрыта в современной научной литературе. Так, С. Бантикова в научной статье [5] описывает методические подходы к организации геометрических игр в старшей группе ДОУ. При этом автор акцентирует внимание на влияние геометрических игр на развитие конструкторских представлений воспитанников. М. Беженова [6] раскрывает методические подходы к формированию основных математических представлений дошкольников в условиях ДОУ. А.В. Белошистая в монографии [9] обосновывает влияние занятий математикой на развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста. А.Н. Давидчук в монографии [16] разрабатывает методические рекомендации воспитателям ДОУ по развитию конструкторских представлений дошкольников. Е.В. Колесниковой [22] разработана методическая программа обучения дошкольников 6-7 лет математики. При этом, в методических рекомендациях для педагогов ДОУ автор анализирует связь между развитие конструкторских и математических представлений детей и используемым методическим инструментарием. Однако, стоит отметить, что несмотря на широкое освещение в научном поле дошкольной педагогики проблемы развития конструкторских и математических представлений дошкольников, проблема формирования условий использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений дошкольников раскрыта недостаточно, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс формирования конструкторских и математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования геометрического материала для развития математических и конструкторских представлений дошкольников.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты развития математических и конструкторских представлений дошкольников и разработать рекомендации по созданию условий использования геометрического материала с целью их развития.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать формирование математических и конструкторских представлений как направление математического развития дошкольников.
2. Раскрыть особенности использования геометрического материала в различных видах деятельности дошкольников в ДОУ.
3. Провести анализ условий использования геометрического материала при развитии конструкторских и математических представлений дошкольников.
4. Осуществить опытно-исследовательскую работу по формированию математических и конструкторских представлений дошкольников посредством использования геометрического материала.
Гипотеза исследования: использование геометрического материала эффективно для формирования математических и конструкторских представлений дошкольников, если соблюдаются следующие условия:
1) работа с геометрическим материалом ведется как на занятиях, так и вне занятий;
2) используется метод игры;
3) геометрическим материалом обогащена предметно-развивающая среда группы.
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической,
методической литературы.
2. Эмпирические: педагогические наблюдения, диагностические игры, педагогический эксперимент.
3. Методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных выводов для дальнейшего изучения особенностей создания педагогических условий организации развития конструкторских и математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами обобщаются особенности условий использования геометрического материала, подтверждается эффективность педагогических условий использования геометрического материала для формирования математических и конструкторских способностей дошкольников, подтверждается.
База исследования - МБДОУ 37 Ак. Бардина 25 а, г. Екатеринбург.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Актуальность темы исследования. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Развитие конструкторских и математических представлений ребёнка - дошкольника не сводится к тому, чтобы научить дошкольника различать геометрические фигуры, считать и решать простейшие арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения творчески «конструировать».
В процессе целенаправленного формирования математических и конструкторских представлений у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильного организованного использования геометрического материала с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
В связи с этим возрастает актуальность исследования условий использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений дошкольников.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Тема развития математических и конструкторских представлений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения широко раскрыта в современной научной литературе. Так, С. Бантикова в научной статье [5] описывает методические подходы к организации геометрических игр в старшей группе ДОУ. При этом автор акцентирует внимание на влияние геометрических игр на развитие конструкторских представлений воспитанников. М. Беженова [6] раскрывает методические подходы к формированию основных математических представлений дошкольников в условиях ДОУ. А.В. Белошистая в монографии [9] обосновывает влияние занятий математикой на развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста. А.Н. Давидчук в монографии [16] разрабатывает методические рекомендации воспитателям ДОУ по развитию конструкторских представлений дошкольников. Е.В. Колесниковой [22] разработана методическая программа обучения дошкольников 6-7 лет математики. При этом, в методических рекомендациях для педагогов ДОУ автор анализирует связь между развитие конструкторских и математических представлений детей и используемым методическим инструментарием. Однако, стоит отметить, что несмотря на широкое освещение в научном поле дошкольной педагогики проблемы развития конструкторских и математических представлений дошкольников, проблема формирования условий использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений дошкольников раскрыта недостаточно, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс формирования конструкторских и математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования геометрического материала для развития математических и конструкторских представлений дошкольников.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты развития математических и конструкторских представлений дошкольников и разработать рекомендации по созданию условий использования геометрического материала с целью их развития.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать формирование математических и конструкторских представлений как направление математического развития дошкольников.
2. Раскрыть особенности использования геометрического материала в различных видах деятельности дошкольников в ДОУ.
3. Провести анализ условий использования геометрического материала при развитии конструкторских и математических представлений дошкольников.
4. Осуществить опытно-исследовательскую работу по формированию математических и конструкторских представлений дошкольников посредством использования геометрического материала.
Гипотеза исследования: использование геометрического материала эффективно для формирования математических и конструкторских представлений дошкольников, если соблюдаются следующие условия:
1) работа с геометрическим материалом ведется как на занятиях, так и вне занятий;
2) используется метод игры;
3) геометрическим материалом обогащена предметно-развивающая среда группы.
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической,
методической литературы.
2. Эмпирические: педагогические наблюдения, диагностические игры, педагогический эксперимент.
3. Методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных выводов для дальнейшего изучения особенностей создания педагогических условий организации развития конструкторских и математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами обобщаются особенности условий использования геометрического материала, подтверждается эффективность педагогических условий использования геометрического материала для формирования математических и конструкторских способностей дошкольников, подтверждается.
База исследования - МБДОУ 37 Ак. Бардина 25 а, г. Екатеринбург.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены условия использования геометрического материала при формировании математических и конструкторских представлений дошкольников; проведен педагогический эксперимент по формированию математических и конструкторских представлений дошкольников при использовании геометрического материала. Приведем основные выводы по проведенному исследованию.
Как показал анализ теоретических источников, одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребёнка. Под математическим развитием дошкольников при этом понимаются сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Ребёнок к концу дошкольного возраста должен владеть элементарными математическими знаниями.
Формирование математических и конструкторских представлений - важнейшие направления математического развития дошкольников. Комплекс математических и конструкторских представлений ребенка - дошкольника включает в себя представления о количестве, величинах, форме, времени, пространстве, их свойствах и отношениях, конструкторские представления - это представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения.
Изучение дошкольниками геометрического материала развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное восприятие и воображение; способствует формированию у детей элементов конструкторского мышления и математических умений. Освоение геометрического материала в различных видах деятельности тесно связано с поэтапным формированием конструкторских и геометрических представлений. Наиболее эффективно и быстро конструкторские и математические представления у дошкольников формируются в таких видах деятельности, как изобразительная, конструкторская, игровая, познавательно-исследовательская. При использовании на занятиях в ДОУ геометрического материала ведущим организационным условием педагогической работы является дидактическая игра. В дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не взаимодействуют.
Дидактическая игра с использованием геометрического материала учит дошкольников опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах, что обуславливает развитие у детей не только математических и конструкторских представлений, но и творческого мышления и познавательных интересов.
Как показали результаты констатирующего эксперимента, у детей хорошо развиты умения счета, но вызывают затруднения задания, связанные с оперированием геометрическим материалом. На основании данного вывода мы организовали работу с геометрическим материалом таким образом, чтобы она была интересной детям, позволяла эффективно формировать математические и конструкторские представления.
Работа на этапе формирующего эксперимента велась по следующим направлениям: обогащение предметно-развивающей среды - обогащение уголка математического развития геометрическим материалом; разработка занятий по изучению геометрического материала с использованием выполнения упражнений тетрадях с печатной основой «Игралочка - ступенька к школе» Л.Г. Петерсон; проведение дидактических игр вне занятий с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
Применяемые нами методы и приёмы организации игр и используемый при этом геометрический материал способствовали развитию математических и конструкторских представлений детей. Это отразилось на других математических заданиях. На уроке математике дети стали легче усваивать программный материал, быстрее стали справляться с математическим заданием, ответы детей качественно отличаются своим содержанием и логикой.
Гипотеза исследования получила подтверждение: использование геометрического материала эффективно для формирования математических и конструкторских представлений, если соблюдаются следующие условия:
1) работа с геометрическим материалом ведется как на занятиях, так и вне занятий;
2) используется метод игры;
3) геометрическим материалом обогащена предметно-развивающая среда группы.
Как показал анализ теоретических источников, одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребёнка. Под математическим развитием дошкольников при этом понимаются сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Ребёнок к концу дошкольного возраста должен владеть элементарными математическими знаниями.
Формирование математических и конструкторских представлений - важнейшие направления математического развития дошкольников. Комплекс математических и конструкторских представлений ребенка - дошкольника включает в себя представления о количестве, величинах, форме, времени, пространстве, их свойствах и отношениях, конструкторские представления - это представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения.
Изучение дошкольниками геометрического материала развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное восприятие и воображение; способствует формированию у детей элементов конструкторского мышления и математических умений. Освоение геометрического материала в различных видах деятельности тесно связано с поэтапным формированием конструкторских и геометрических представлений. Наиболее эффективно и быстро конструкторские и математические представления у дошкольников формируются в таких видах деятельности, как изобразительная, конструкторская, игровая, познавательно-исследовательская. При использовании на занятиях в ДОУ геометрического материала ведущим организационным условием педагогической работы является дидактическая игра. В дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не взаимодействуют.
Дидактическая игра с использованием геометрического материала учит дошкольников опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах, что обуславливает развитие у детей не только математических и конструкторских представлений, но и творческого мышления и познавательных интересов.
Как показали результаты констатирующего эксперимента, у детей хорошо развиты умения счета, но вызывают затруднения задания, связанные с оперированием геометрическим материалом. На основании данного вывода мы организовали работу с геометрическим материалом таким образом, чтобы она была интересной детям, позволяла эффективно формировать математические и конструкторские представления.
Работа на этапе формирующего эксперимента велась по следующим направлениям: обогащение предметно-развивающей среды - обогащение уголка математического развития геометрическим материалом; разработка занятий по изучению геометрического материала с использованием выполнения упражнений тетрадях с печатной основой «Игралочка - ступенька к школе» Л.Г. Петерсон; проведение дидактических игр вне занятий с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
Применяемые нами методы и приёмы организации игр и используемый при этом геометрический материал способствовали развитию математических и конструкторских представлений детей. Это отразилось на других математических заданиях. На уроке математике дети стали легче усваивать программный материал, быстрее стали справляться с математическим заданием, ответы детей качественно отличаются своим содержанием и логикой.
Гипотеза исследования получила подтверждение: использование геометрического материала эффективно для формирования математических и конструкторских представлений, если соблюдаются следующие условия:
1) работа с геометрическим материалом ведется как на занятиях, так и вне занятий;
2) используется метод игры;
3) геометрическим материалом обогащена предметно-развивающая среда группы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИКТ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КОМПОЗИТНЫХ ТРОЙНИКОВ ТРУБОПРОПРОВОДОВ
Диссертации (РГБ), технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Разработка и оснащение операций технологического процесса изготовле-
ния детали "Штуцер", с визуальной верификацией траекторий обработки
Дипломные работы, ВКР, автоматика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



