Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сопоставительное исследование ключевых метафорических моделей в дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй

Работа №97594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Когнитивная лингвистика и ее базовые понятия 7
1.2. Когнитивный подход к изучению метафоры 10
1.3. Метафорическая модель и её компоненты 18
1.4. Особенности политического дискурса 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР В
ДИСКУРСЕ ПУБЛИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ ТЕРЕЗЫ МЭЙ И ХИЛАРИ
КЛИНТОН 28
2.1. Концептуальная метафора «ЗДАНИЕ» 28
2.2. Концептуальная метафора «ПУТЕШЕСТВИЕ» 46
2.3. Концептуальная метафора «ИГРА и СПОРТ» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77


Метафора как естественная фигура мышления дает богатый материал для когнитивного осмысления языка, языковой картины мира, взаимодействия языковых явлений и человеческого фактора, поэтому ее исследование является одним из интенсивно развивающихся направлений современной политической лингвистики.
В работе исследовалось функционирование концептуальной метафоры в дискурсе Х.Клинтон и Т.Мэй.
Исследование отношений между языком и мышлением субъекта политической коммуникации позволяет понять тактики политической деятельности, провести анализ использования им власти, методов его воздействия на решения людей.
Актуальность работы обусловлена особым вниманием со стороны общественности к публичным обращениям представителей власти. Определение функций и специфики концептуальных метафор политика призвана повлечь за собой более точное понимание их ориентации, цели высказывания и содержания конкретного текста, что играет решающую роль в установлении дружеских отношений и устранении непонимания между странами.
Объектом исследования в исследовательской работе является метафорическое словоупотребление в публичном дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй.
Предметом исследования являются особенности функционирования ключевых концептуальных метафор в публичном дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй.
Целью данной работы является исследование (выявление, описание, классификация, сопоставление) ключевых концептуальных метафор в дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в работе:
1. Рассмотреть историческое развитие и современность когнитивной лингвистики;
2. Рассмотреть понятие концептуальной метафоры и ее функции в политическом дискурсе;
3. Изучить метафорическую модель и ее компоненты;
4. Рассмотреть определение политического дискурса и его функции;
5. Описать фреймо-слотовую структуру концептуальных метафор в дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй и дать интерпретацию концептуальным метафорам.
Методологической основой исследования в выпускной квалификационной работе явились научные труды лингвистов Дж. Лакоффа, М. Джонсона, Э. В. Будаева, А. П. Чудинова, Н. Д. Арутюновой, Е. С. Кубряковой.
Материалом исследования послужили тексты выступлений Хилари Клинтон и Терезы Мэй в ходе публичных выступлений: Clinton To U.N.: 'Gay Rights Are Human Rights (2016), Wellesley commencement speech (2017), Clinton's Makers conference speech (2018), Theresa May's Speech Laying Out the U.K's Plan for Brexit (2018), Theresa May's speech on future UK-EU relations (2018), Prime Minister's speech on the environment (2018) и другие.
Методом сплошной и репрезентативной выборки было получено 400 метафорических словоупотреблений.
Данный материал был взят со следующих сайтов:
• https: //www.washingtonpost.com;
• https: //www.gov.uk/;
• http: //www.bbc.com;
• www.time.com.
В ходе работы в качестве основного метода применялся описательный метод, реализованный с помощью частных методов и приемов, а именно: фреймо-слотового, дефиниционного, компонентного анализа.
Теоретическая значимость заключается в интеграции исследований когнитивной и политической лингвистик, систематизации теоретических представлений об особенностях метафоры в дискурсе публичных выступлений, а также в развитии методики сопоставительного изучения метафор в дискурсе данного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован в преподавании когнитивной лингвистики, интерпретации текста, лексикологии, политической лингвистики.
Апробация. По содержанию дипломной работы был сделан доклад на конференции:
• VIII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2016).
• IX международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2017). Был вручен сертификат за выступление с докладом.
• X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2018).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 5 приложений, изложенных на 77 страницах.
Библиографический список насчитывает 51 наименование работ отечественных и зарубежных авторов.
Во введении формулируется актуальность поставленной проблемы, определяются объект, предмет и методы исследования, обозначается его цель и определяемые ею задачи, формулируется научная новизна исследования, ее теоретическая и практическая значимость, называются используемые методы.
Первая глава посвящена исследованиям концептуальной метафоры и политического дискурса в России и за рубежом.
Вторая глава включает в себя концептуальные метафоры, встречающиеся в политическом дискурсе Хилари Клинтон и Терезы Мэй, их фреймо-слотовую структуру, интерпретацию и анализ семантики.
В заключении делаются основные выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе удалось выявить и проанализировать ключевые концептуальные метафоры политического дискурса Т.Мэй и Х.Клинтон с 2008 по 2018 год. Нами была использована методика описания метафорических моделей, предложенная Дж. Лакоффом, М. Джонсоном и далее развитая А.П. Чудиновым.
Проведенное исследование показало, что применение описательного метода, реализованного с помощью частных методов и приемов, а именно: фреймо-слотового, дефиниционного, компонентного анализа, дает возможность выявить закономерности организации политического дискурса, различия и сходства внутренней организации и применения метафор в речи политиков.
Описывая концептуальное оформление речи Терезы Мэй и Хилари Клинтон, нами были выявлены и проинтерпретированы такие концептуальные метафоры, как:
1) «ЗДАНИЕ»;
2) «ПУТЕШЕСТВИЕ»;
3) «ИГРА И СПОРТ».
Стоит отметить, что, несмотря на общность метафор в дискурсах обоих политиков, состав фреймов не всегда совпадает.
Наиболее частотной в дискурсе Т.Мэй является метафора «ЗДАНИЕ», а наименее употребительной - «ПУТЕШЕСТВИЕ».
В метафоре «ЗДАНИЕ» нам удалось выделить фреймы «Строительство и ремонт здания», «Конструкция здания». Т.Мэй описывает различные государственные аспекты как будто они являются зданиями (buildings'). Премьер-Министр Великобритании не так давно начала свою работу на данном посту, поэтому в ее речах часто звучат призывы к строительству/перестройке каких-либо систем общества. Это связано с тем, что перестройка чего-либо в контексте политического дискурса означает обновление старых порядков, улучшение существующего положения в стране, а строительство здания в политике ассоциируется с созданием новых структур, внушающих надежду на светлое будущее. Метафорическими словоупотреблениями, репрезентирующими данную модель метафоры, выступают «build», «fix», «rebuild», «restore», «break», «foundation», «door».
Наиболее частотной в речи Х. Клинтон является метафора «СПОРТ», а наименее употребительной - «ПУТЕШЕСТВИЕ».
Концептуальная метафора «СПОРТ» является самой частотной в дискурсе Х. Клинтон, так как является самой подходящей для обозначения предвыборного состязания, проходящего в США в 2016. Многие действия политиков сравниваются со спортом и типичными действиями при занятии разными видами спорта. Например, сравнивая период предвыборной агитации с гонкой, политик подчеркивает важность не только прихода к финишу первым, но и лидирования на протяжении всего состязания. Метафорическими словоупотреблениями, репрезентирующими данную модель метафоры, выступают «run», «play», «game», «race», «team», «win, «champion», «rule».
Анализ материала, представленный в последней главе, показал, что использование концептуальных метафор в агитационных речах делает материал наглядным, усиливает не только экспрессивность, но и побудительную силу высказываний. Текст взывает к глубинным структурам человеческого сознания, связывая концепты из разных понятийных сфер, что увеличивает воздействие на адресата и помогает в формировании у него нужной картины мира.
В числе наиболее перспективных направлений дальнейшей работы следует отметить следующие:
1. Детальное изучение и описание максимально широкого количества метафор «ЗДАНИЕ», «ПУТЕШЕСТВИЕ», «ИГРА И СПОРТ» в политическом дискурсе Т.Мэй и Х.Клинтон.
2. Выявление и анализ других концептуальных метафор в публичных речах Т.Мэй и Х.Клинтон.



1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: учебное пособие - М.: Высшая школа, 1991. - 140 с.
2. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-33.
3. Ахманова О.С. Основы компонентного анализа: учебное пособие / О.С. Ахманова, И.А. Мельчук, М.М. Глушко и др.; под ред. Э.М. Медниковой. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 98 с.
4. Баранов А.Н. Постулаты когнитивной семантики / А.Н Баранов, Д.О. Добровольский //Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. - Барнаул, 2001.
5. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора: материалы к словарю. - М.: Ин-т русского языка АН СССР, 1991. - 184 с.
6. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - 448 с.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. - Тамбов, 2000. - 123 с.
8. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая метафорология. - М.: Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 2008. - 248 с.
9. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политическом интердис-курсе. - М.: Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2006. - 215 с.
10. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология: дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. - Екатеринбург, 2010. - 474 с.
11. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / Отв. ред. М.В. Пименова. - М.: Кемерово: Комплекс «Графика», 2004. - 146 с.
12. Вежбицкая, А. Язык, культура, познание / пер. с английского. - М.: Рус. словари, 1996. - 416 с.
13. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования // Новое Литературное Обозрение. - Москва, 1996. - 348 с.
14. Герасименко Н.А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе // Политический дискурс в России. - 2002. - Вып. 2 - С. 36-39.
15. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 65-68.
16. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1988. - Вып. XXIII. - С. 234-257.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ