ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретический анализ понятий «Семья», «Дошкольная организация» и особенностей их взаимодействия 7
1.2. Психолого-педагогические основы деятельности по укреплению
здоровья дошкольников 13
1.3. Изучение современного взаимодействия дошкольной организации
и семьи по укреплению здоровья 21
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Анализ работы ДОУ по укреплению здоровья дошкольников 30
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Глава I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретический анализ понятий «Семья», «Дошкольная организация» и особенностей их взаимодействия 7
1.2. Психолого-педагогические основы деятельности по укреплению
здоровья дошкольников 13
1.3. Изучение современного взаимодействия дошкольной организации
и семьи по укреплению здоровья 21
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Анализ работы ДОУ по укреплению здоровья дошкольников 30
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В настоящее время в России происходит модернизация в сфере образования, первоочередной проблемой которой является проблема формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешность человека в разных областях жизнедеятельности, несомненно, взаимосвязана, прежде всего, со здоровым образом жизни.
Состояние здоровья детей обусловлено воздействием ряда негативных факторов: влиянием ухудшающейся экологической обстановки, снижением уровня жизни по всей стране, снижением уровня социальных гарантий для детей, касающихся сфер духовного и физического развития, постоянным не-достатком у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей ребенка, увеличением числа неполных семей, технологии воспитательно - образовательного процесса, личности педагогов, а также со-стояния и ориентации семейного воспитания.
В таких условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. Сейчас много внимания уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно значим в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в детских садах дети получают базовые знания из разных наук, в том числе и знания о своем организме. Собственно, в дошкольном детстве приходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни волновала многих ученых, представителей различных наук: в области медицины и физиологии известны имена В.Н. Дубровского, Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова, психологии - О.С. Осадчук, экологии - З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд. Большой вклад внесли в теорию формирования ЗОЖ труды известных педагогов: В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, М.Л. Лазарева, О.С. Шнейдер, О.В. Морозовой, Т.В. Поштаревой, Л.Г. Татарниковой, О.Ю. Толстовой.
Так, внедрение новых инновационных здоровьесберегающих технологий в практику формирования здорового образа жизни способствует качественным изменениям деятельности ДОУ, эффективному освоению детьми основ здорового образа жизни. Не менее важным фактором, воздействующим на личность ребенка, является атмосфера родственных эмоциональных связей. С одной стороны, окруженные родительской любовью, дети получают эмоциональную защиту, состояние психологического комфорта, жизненную опору. С другой - любовь и доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Выявлено, что семья остро нуждается в помощи специалистов на протяжении всех этапов дошкольного детства Очевидным фактом является то, что семья и детский сад, обладающие своими особыми функциями, не способны заменять друг друга, и, поэтому должны взаимодействовать для достижения общей цели - полноценного, гармоничного развития ребенка до-школьного возраста.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении к здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста, а с другой - отмечается недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Поиск эффективных путей разрешения этих противоречий, обозначил проблему исследования: каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения успешного формирования основ укрепления здоровья, у детей старшего дошкольного возраста. Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: процесс укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ с целью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы взаимодействия ДОО и родителей, для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретических психолого-педагогических исследований изучить понятие «укрепления здоровья».
2. Рассмотреть основы взаимодействия ДОУ и семьи с целью укрепления здоровья, а также формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, и проанализировать современное состояние проблемы.
3. Разработать систему взаимодействия ДОУ и родителей, направленную на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, и определить её эффективность.
Исследование проводилось на базе ДОУ №11 города Тавда, Свердловской области. В исследовании принимали участие воспитатели, 20 дошкольников старшей группы и их родители.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений, 8 таблиц, 3 рисунков.
Состояние здоровья детей обусловлено воздействием ряда негативных факторов: влиянием ухудшающейся экологической обстановки, снижением уровня жизни по всей стране, снижением уровня социальных гарантий для детей, касающихся сфер духовного и физического развития, постоянным не-достатком у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей ребенка, увеличением числа неполных семей, технологии воспитательно - образовательного процесса, личности педагогов, а также со-стояния и ориентации семейного воспитания.
В таких условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. Сейчас много внимания уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно значим в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в детских садах дети получают базовые знания из разных наук, в том числе и знания о своем организме. Собственно, в дошкольном детстве приходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни волновала многих ученых, представителей различных наук: в области медицины и физиологии известны имена В.Н. Дубровского, Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова, психологии - О.С. Осадчук, экологии - З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд. Большой вклад внесли в теорию формирования ЗОЖ труды известных педагогов: В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, М.Л. Лазарева, О.С. Шнейдер, О.В. Морозовой, Т.В. Поштаревой, Л.Г. Татарниковой, О.Ю. Толстовой.
Так, внедрение новых инновационных здоровьесберегающих технологий в практику формирования здорового образа жизни способствует качественным изменениям деятельности ДОУ, эффективному освоению детьми основ здорового образа жизни. Не менее важным фактором, воздействующим на личность ребенка, является атмосфера родственных эмоциональных связей. С одной стороны, окруженные родительской любовью, дети получают эмоциональную защиту, состояние психологического комфорта, жизненную опору. С другой - любовь и доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Выявлено, что семья остро нуждается в помощи специалистов на протяжении всех этапов дошкольного детства Очевидным фактом является то, что семья и детский сад, обладающие своими особыми функциями, не способны заменять друг друга, и, поэтому должны взаимодействовать для достижения общей цели - полноценного, гармоничного развития ребенка до-школьного возраста.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении к здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста, а с другой - отмечается недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Поиск эффективных путей разрешения этих противоречий, обозначил проблему исследования: каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения успешного формирования основ укрепления здоровья, у детей старшего дошкольного возраста. Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: процесс укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ с целью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы взаимодействия ДОО и родителей, для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретических психолого-педагогических исследований изучить понятие «укрепления здоровья».
2. Рассмотреть основы взаимодействия ДОУ и семьи с целью укрепления здоровья, а также формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, и проанализировать современное состояние проблемы.
3. Разработать систему взаимодействия ДОУ и родителей, направленную на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, и определить её эффективность.
Исследование проводилось на базе ДОУ №11 города Тавда, Свердловской области. В исследовании принимали участие воспитатели, 20 дошкольников старшей группы и их родители.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений, 8 таблиц, 3 рисунков.
Итак, цель нашей работы заключалась в теоретическом обосновании и разработке системы взаимодействия ДОО и родителей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. Достижение цели предполагало решение следующих задач: теоретического анализа содержания понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических исследованиях; изучения современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей, определения сущности взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; разработки системы действий формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Последовательное раскрытие вопросов, связанных с поставленными задачами, позволило сделать следующие выводы:
Семья относится к общественным институтам социализации ребенка, здесь происходит усвоение общечеловеческих норм, ценностей, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире, осуществляются функции воспитания, социализации, эмоционального и духовного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение также является социальным институтом, который предназначен для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, подготовке к школе, для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей. Со-временным стандартом образования (ФГОС) нового поколения ведущая роль отводится взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения. В новых условиях, семья более заинтересована в качестве образования ребенка, в равноправном участии в образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с семьей предполагает добровольность включения родителей в ту или иную деятельность, предлагаемую воспитателем, приоритет субъект-субъектного взаимодействия и собственную внутреннюю активность родителя в его стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности. Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников детских дошкольных учреждений (ДОУ), других государственных органов в педагогическом процессе. Повышение воспитательного потенциала семьи в формировании здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Дошкольный период - наиболее благоприятен для формирования здорового образа жизни. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном уровне понимания для детей) является основой формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства и общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, личности педагогов, работающих с детьми, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников необходимо понять, что важной задачей из взаимодействия является установление партнёрских от-ношений, создание атмосферы общности интересов, активизация воспитательных умений родителей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи определяется комплексом взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности.
Для выявления представлений детей о здоровом образе жизни мы использовали анкетирование на тему: «Что такое здоровье?». Таким образом, количество детей имеющих высокий уровень представлений о здоровье и его значимости, составляет 10% опрошенных; средний уровень — 70%; низкий — 20% соответственно.
Результаты наблюдения по выявлению умений здорового образа жизни у старших дошкольников - на первом этапе. Анализ результатов наблюдения за детьми во время выполнения практических действий, показал, что высокий уровень характерен для 30% детей. Средний уровень отношения к практическим действиям выявлен у 45% детей: Низкий уровень отношения выявлен у 25% детей.
На третьем этапе эксперимента (контрольном), проводилась повторная диагностика сформированности ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, отслеживалась динамика формирования основ здорового образа жизни после апробации разработанной программы.
. Результаты исследования уровня сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
Высокий уровень - 60% опрошенных детей.
Средний уровень - 25% опрошенных детей.
Низкий уровень - 15% опрошенных детей.
В результате проведения исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Эффективности формирования основ укрепления здоровья дошкольников будет способствовать целенаправленная работа педагогов и родите-лей по формированию валеологических знаний дошкольников, дифференцированная работа с родителями и готовность родителей поддерживать работу, проводимую в дошкольном учреждении. Разработка и апробация предложен-ной программы и модели взаимодействия «ребенок - родитель - педагог» в формировании основ здорового образа жизни эффективны, поскольку по итогам проделанной работы наблюдается позитивная динамика сформированности представлений, навыков об укрепления здоровья у дошкольников,
Последовательное раскрытие вопросов, связанных с поставленными задачами, позволило сделать следующие выводы:
Семья относится к общественным институтам социализации ребенка, здесь происходит усвоение общечеловеческих норм, ценностей, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире, осуществляются функции воспитания, социализации, эмоционального и духовного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение также является социальным институтом, который предназначен для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, подготовке к школе, для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей. Со-временным стандартом образования (ФГОС) нового поколения ведущая роль отводится взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения. В новых условиях, семья более заинтересована в качестве образования ребенка, в равноправном участии в образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с семьей предполагает добровольность включения родителей в ту или иную деятельность, предлагаемую воспитателем, приоритет субъект-субъектного взаимодействия и собственную внутреннюю активность родителя в его стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности. Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников детских дошкольных учреждений (ДОУ), других государственных органов в педагогическом процессе. Повышение воспитательного потенциала семьи в формировании здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Дошкольный период - наиболее благоприятен для формирования здорового образа жизни. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном уровне понимания для детей) является основой формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства и общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, личности педагогов, работающих с детьми, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников необходимо понять, что важной задачей из взаимодействия является установление партнёрских от-ношений, создание атмосферы общности интересов, активизация воспитательных умений родителей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи определяется комплексом взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности.
Для выявления представлений детей о здоровом образе жизни мы использовали анкетирование на тему: «Что такое здоровье?». Таким образом, количество детей имеющих высокий уровень представлений о здоровье и его значимости, составляет 10% опрошенных; средний уровень — 70%; низкий — 20% соответственно.
Результаты наблюдения по выявлению умений здорового образа жизни у старших дошкольников - на первом этапе. Анализ результатов наблюдения за детьми во время выполнения практических действий, показал, что высокий уровень характерен для 30% детей. Средний уровень отношения к практическим действиям выявлен у 45% детей: Низкий уровень отношения выявлен у 25% детей.
На третьем этапе эксперимента (контрольном), проводилась повторная диагностика сформированности ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, отслеживалась динамика формирования основ здорового образа жизни после апробации разработанной программы.
. Результаты исследования уровня сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
Высокий уровень - 60% опрошенных детей.
Средний уровень - 25% опрошенных детей.
Низкий уровень - 15% опрошенных детей.
В результате проведения исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Эффективности формирования основ укрепления здоровья дошкольников будет способствовать целенаправленная работа педагогов и родите-лей по формированию валеологических знаний дошкольников, дифференцированная работа с родителями и готовность родителей поддерживать работу, проводимую в дошкольном учреждении. Разработка и апробация предложен-ной программы и модели взаимодействия «ребенок - родитель - педагог» в формировании основ здорового образа жизни эффективны, поскольку по итогам проделанной работы наблюдается позитивная динамика сформированности представлений, навыков об укрепления здоровья у дошкольников,
Подобные работы
- Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Клуб «В гостях у Буратино» как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по физическому развитию детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



