ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретический анализ понятий «Семья», «Дошкольная организация» и особенностей их взаимодействия 7
1.2. Психолого-педагогические основы деятельности по укреплению
здоровья дошкольников 13
1.3. Изучение современного взаимодействия дошкольной организации
и семьи по укреплению здоровья 21
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Анализ работы ДОУ по укреплению здоровья дошкольников 30
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В настоящее время в России происходит модернизация в сфере образования, первоочередной проблемой которой является проблема формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешность человека в разных областях жизнедеятельности, несомненно, взаимосвязана, прежде всего, со здоровым образом жизни.
Состояние здоровья детей обусловлено воздействием ряда негативных факторов: влиянием ухудшающейся экологической обстановки, снижением уровня жизни по всей стране, снижением уровня социальных гарантий для детей, касающихся сфер духовного и физического развития, постоянным не-достатком у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей ребенка, увеличением числа неполных семей, технологии воспитательно - образовательного процесса, личности педагогов, а также со-стояния и ориентации семейного воспитания.
В таких условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. Сейчас много внимания уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно значим в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в детских садах дети получают базовые знания из разных наук, в том числе и знания о своем организме. Собственно, в дошкольном детстве приходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни волновала многих ученых, представителей различных наук: в области медицины и физиологии известны имена В.Н. Дубровского, Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова, психологии - О.С. Осадчук, экологии - З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд. Большой вклад внесли в теорию формирования ЗОЖ труды известных педагогов: В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, М.Л. Лазарева, О.С. Шнейдер, О.В. Морозовой, Т.В. Поштаревой, Л.Г. Татарниковой, О.Ю. Толстовой.
Так, внедрение новых инновационных здоровьесберегающих технологий в практику формирования здорового образа жизни способствует качественным изменениям деятельности ДОУ, эффективному освоению детьми основ здорового образа жизни. Не менее важным фактором, воздействующим на личность ребенка, является атмосфера родственных эмоциональных связей. С одной стороны, окруженные родительской любовью, дети получают эмоциональную защиту, состояние психологического комфорта, жизненную опору. С другой - любовь и доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Выявлено, что семья остро нуждается в помощи специалистов на протяжении всех этапов дошкольного детства Очевидным фактом является то, что семья и детский сад, обладающие своими особыми функциями, не способны заменять друг друга, и, поэтому должны взаимодействовать для достижения общей цели - полноценного, гармоничного развития ребенка до-школьного возраста.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении к здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста, а с другой - отмечается недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Поиск эффективных путей разрешения этих противоречий, обозначил проблему исследования: каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи для обеспечения успешного формирования основ укрепления здоровья, у детей старшего дошкольного возраста. Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: процесс укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ с целью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы взаимодействия ДОО и родителей, для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретических психолого-педагогических исследований изучить понятие «укрепления здоровья».
2. Рассмотреть основы взаимодействия ДОУ и семьи с целью укрепления здоровья, а также формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, и проанализировать современное состояние проблемы.
3. Разработать систему взаимодействия ДОУ и родителей, направленную на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, и определить её эффективность.
Исследование проводилось на базе ДОУ №11 города Тавда, Свердловской области. В исследовании принимали участие воспитатели, 20 дошкольников старшей группы и их родители.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений, 8 таблиц, 3 рисунков.
Итак, цель нашей работы заключалась в теоретическом обосновании и разработке системы взаимодействия ДОО и родителей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. Достижение цели предполагало решение следующих задач: теоретического анализа содержания понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических исследованиях; изучения современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей, определения сущности взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; разработки системы действий формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Последовательное раскрытие вопросов, связанных с поставленными задачами, позволило сделать следующие выводы:
Семья относится к общественным институтам социализации ребенка, здесь происходит усвоение общечеловеческих норм, ценностей, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире, осуществляются функции воспитания, социализации, эмоционального и духовного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение также является социальным институтом, который предназначен для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, подготовке к школе, для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей. Со-временным стандартом образования (ФГОС) нового поколения ведущая роль отводится взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения. В новых условиях, семья более заинтересована в качестве образования ребенка, в равноправном участии в образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с семьей предполагает добровольность включения родителей в ту или иную деятельность, предлагаемую воспитателем, приоритет субъект-субъектного взаимодействия и собственную внутреннюю активность родителя в его стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности. Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников детских дошкольных учреждений (ДОУ), других государственных органов в педагогическом процессе. Повышение воспитательного потенциала семьи в формировании здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Дошкольный период - наиболее благоприятен для формирования здорового образа жизни. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном уровне понимания для детей) является основой формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства и общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, личности педагогов, работающих с детьми, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников необходимо понять, что важной задачей из взаимодействия является установление партнёрских от-ношений, создание атмосферы общности интересов, активизация воспитательных умений родителей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи определяется комплексом взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности.
Для выявления представлений детей о здоровом образе жизни мы использовали анкетирование на тему: «Что такое здоровье?». Таким образом, количество детей имеющих высокий уровень представлений о здоровье и его значимости, составляет 10% опрошенных; средний уровень — 70%; низкий — 20% соответственно.
Результаты наблюдения по выявлению умений здорового образа жизни у старших дошкольников - на первом этапе. Анализ результатов наблюдения за детьми во время выполнения практических действий, показал, что высокий уровень характерен для 30% детей. Средний уровень отношения к практическим действиям выявлен у 45% детей: Низкий уровень отношения выявлен у 25% детей.
На третьем этапе эксперимента (контрольном), проводилась повторная диагностика сформированности ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, отслеживалась динамика формирования основ здорового образа жизни после апробации разработанной программы.
. Результаты исследования уровня сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
Высокий уровень - 60% опрошенных детей.
Средний уровень - 25% опрошенных детей.
Низкий уровень - 15% опрошенных детей.
В результате проведения исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Эффективности формирования основ укрепления здоровья дошкольников будет способствовать целенаправленная работа педагогов и родите-лей по формированию валеологических знаний дошкольников, дифференцированная работа с родителями и готовность родителей поддерживать работу, проводимую в дошкольном учреждении. Разработка и апробация предложен-ной программы и модели взаимодействия «ребенок - родитель - педагог» в формировании основ здорового образа жизни эффективны, поскольку по итогам проделанной работы наблюдается позитивная динамика сформированности представлений, навыков об укрепления здоровья у дошкольников,
1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Раздумья о здоровье. - М.:АСТ, 2005. - 352с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608с.
3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С.88 - 94.
4. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994. - 92 с
5. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002.- №4.- 57с.
6. Белова, Е.Н. Технологии разработки программ учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей дополнительного образования детей. - Красноярск, 2008. .
7. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова ,Н. П., Занкевич, С. Ю. // Дет. сад. управление. - 2007. - № 2. 5-6с.
8. Брелав, Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников//Вопросы психологии. - 1984.- №3. 53-69с.
9. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990.- 208с.
10. Брюханова, И.И., Пантыкина, В.М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. - 2015. - №10.
URL: https://moluch.ru/archive/90/18472/(Дата обращения: 01.12.2017).
11. Валеология человека / сост. В.П.Петленко. - СПб.: Петроградский и К, 1998. - 718с.
12. Веселов, Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). - СПб: Ривьера, 1996. - 395с.
13. Васильева, З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. 388-399с.
14. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 120с.
15. Гончаренко, М.С., Исакова, Т.И. Задачи практической валеологии // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.- Петербург, 28-31 мая 1996г.: Тез. докл. - СПб., 1996.
16. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // До-школьное воспитание. - 2004 63с.
17. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 144с.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321с.
19. Детский сад и семья / под ред. Т.А.Марковой. - М.:Просвещение, 1986.207с.
20. Дюков, В.М., Финогенко, В.С. Программа развития ДОУ: от планирования к проектированию. - Красноярск, 2003. 112с.
21.Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Г.К.Зайцев // Валеология. - 1997. - № 4. 9-12с.
22.Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/Под редакцией Ю.Е.Антонова. Пособие для ис-следователей и практических работников. - М.: АРКТИ, 2012. - 80с.
23. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
25. Казначеев, В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 2003. 260с.
26. Казначеев, В.П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века: сб. докл. В.П.Казначеева на науч.-практ. конференциях Международной славянской академии в 2007-2011 гг. - Новосибирск: МСА, 2011. - 346с. - (Казначеевские чтения; N 3-2011).
27. Касьянова ,Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.: Дисс...канл. пед. Наук: 13.00.07. - Шадринск, 2004. 219с.
28. Касьянова, Л.Г. Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка в гармонии с природой в России. // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007. - 291с.
29. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978. - 272с.
30. Козин, A.M. Управление физическим воспитанием в системе здоровье- формирующего образования дошкольников Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции /Под ред. СБ. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 19с.
31. Кочетова, Н.П. Физическое воспитание дошкольников в семье/ Н.П.Кочетова// О воспитании ребенка в семье. - Горький, 1979. - 28с.
32. Куликов, Л.М. Необходимость поиска путей совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции /Под ред. С.Б.Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 12-14с.
33. Лазарев, М.Л. Здравствуй! (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста). - М.: Академия здоровья, 1997. - 376 с.
34. Лазарев, В.С., Поташник, М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1993. - 48с.
35. Маркова, Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. - М: Айрис-Пресс, 2006. - 80 с.
36. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. доп.
- М.: Аркти, 2000. - 108 с.
37. Мисюк, М.Н., Максименко, В.В. Основы медицинских знаний: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 500с.
38. Михайлова, Л. А. Взаимодействие родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни детей // Образование и воспитание.
— 2016. — №5. — 49-51с. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1636/(Дата обращения: 04.12. 2017)
39.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
40. Петленко, В.П. Познай и сотвори себя: Основные проблемы пед. валеологии //Здоровье и образование: концептуальные основы пед. валеологии: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара. - СПб, 1994. - С. 26-28.
41. Попов, С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб : Союз, 1997. - 256с.
42. Поштарева, Т.В. Эколого-валеологическая направленность физического воспитания ст. дошкольника: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2000. - 207с.
43. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования /Под ред. Булычевой, А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015 г. - 168 с.
44. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до
7 лет в условиях дет. сада /Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
45. Темнова, С.А., Досаева, Р.Н. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании хдорового образа детей //Гуманитарные исследования.- № 1 (53) - Астрахань: АсГУ, 2015. - 85-90с.
46. Терпугова, Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного воз-раста / Е.А. Терпугова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 254 с.
47. Толстова, О.Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Шуя, 2000. - 145с.
48. Третьякова, П.И., Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. - М.: Сфера, 2007. -240с.
49. Триодин, В.Е. Семья в зеркале социально-культурной деятельности - СПб.: Специальная литература. - 2004. -316 с.
50. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью- Йорк, 22 июля 1946 г.) (Докипедия: Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)
http: //dokipedia.ru/document/5193278
51. Хакимова, Г.А., Гребенюк, Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография. - Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-т, 2010. - 175 с.
52. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. - М., 1993. -112 с.
53.Чернышева, Е.Н. Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел.: ОГУ, 2012. - С. 362-366.
54. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. - 2006. - №4.
55. Филатова, О. В. Современные методы психологической диагностики : практикум / О. В. Филатова, Н. Ю. Литвинова, Е. А. Винарчик ; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Владим. гос. ун-т, 2011. 296 с.