Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование информационно-коммуникационных технологий для развития умений аудирования на английском языке

Работа №97578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО¬КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового
возраста 7
1.2 Особенности процесса развития умений аудирования 11
1.3 Классификации информационно-коммуникационных технологий и
их применение при обучении аудированию 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ СТРАНИЦЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ 33
2.1 Пояснительная записка 33
2.2 Разработка модели публичной страницы на базе социальной сети
«ВКонтакте» 38
2.3 Результаты апробации 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Актуальность исследования. Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придается большое значение, так как восприятие иноязычной речи на слух - процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя - последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Поэтому необходима методически правильная организация процесса обучения аудированию, а также применение новых подходов к развитию этого умения.
Вместе с тем на образование оказывает большое влияние компьютеризация современного общества, благодаря которой произошла кардинальная модернизация сети общеобразовательных учреждений и укрепление их материально-технической базы, включая внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета. Это внедрение положило начало активному использованию не только непосредственно сетей Интернет и ИКТ, но также и социальных сетей, которые на данный момент являются неотъемлемой частью жизни каждого подростка и могут послужить хорошей образовательной средой для развития умений аудирования.
Объектом исследования является развитие умений аудирования при обучении английскому языку.
Предмет исследования - использование публичной страницы в социальных сетях для развития умений аудирования на английском языке у учащихся подросткового возраста.
Цель работы заключается в теоретическом и практическом исследовании возможности развития умений аудирования у подростков посредством использования публичной страницы как одного из ИКТ на уроках английского языка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1) составить психолого-педагогическую характеристику учащихся подросткового возраста, для того чтобы учесть особенности возраста при подборе материала, публикуемого в сообществе;
2) изучить специфику развития умений аудирования, чтобы использовать полученные результаты при моделировании виртуального образовательного сообщества в социальной сети;
3) рассмотреть виды ИКТ по решаемым педагогическим задачам и их образовательному потенциалу;
4) смоделировать публичную страницу в социальной сети «ВКонтакте», направленную на развитие умений аудирования;
5) апробировать публичную страницу, направленную на развитие умений аудирования, в рамках дополнительного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научно-методической литературы, обобщение и систематизация; эмпирические - моделирование, наблюдение и тестирование.
Гипотеза. Если организовать регулярную (в том числе самостоятельную) работу учащихся с аудио- и видеоматериалами публичной страницы в социальной сети, то это будет способствовать развитию их умений аудирования на английском языке.
Теоретической основой послужили положения, разработанные в трудах по теории использования социальных сетей и сетей Интернет в обучении, в том числе иностранному языку: В.В. Аспидова (2009), Я.С. Быховского (2007), В.А. Козловой (2009), А.В. Коровко (2007), Е.Д. Патаракина (2006), Е.В. Якушиной (2011), Е.Н. Ястребцовой (2006) и др.; по теории развития умения аудирования: В.А. Артемова (1969), И. Атватера (2000), С.В. Говорун (2015), Н.Ц. Гоцкина (1985), И.А. Зимней (2001), Л.Ю. Кулиша (1991), Г.В. Роговой (1988) и др.; по теории психолого-педагогических подходов: С.Л. Рубинштейна (2002), Д.Б. Эльконина (1989).
Теоретическая значимость заключается в системном и целостном представлении процесса развития умения аудирования с использованием ИКТ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в моделировании страницы в социальной сети, работа которой направлена на развитие умений аудирования у подростков при самостоятельной деятельности в изучении английского языка.
Апробация. Основные положения теоретической и практической части работы были представлены на восьмой, девятой и десятой международных студенческих научно-практических конференциях «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (УрГПУ, 2016, 2017 и 2018) и отмечены грамотой за лучший доклад в 2018 г.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 65 наименований, пяти приложений и изложена на 68 страницах.
Во введении описывается актуальность выбранной темы, предмет и объект исследования, цель и задачи для ее достижения, теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация и структура.
В первой главе проводится теоретическое изучение проблемы развития умений аудирования посредством использования информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка. В том числе дана психолого-педагогическая характеристика подростковому возрасту. Были определены роль и место умений аудирования в изучении иностранного языка, а также связь развития умений аудирования с формированием основных компонентов учебной деятельности школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью. Изучена специфика использования информационно-коммуникационных технологий при развитии умений аудирования в изучении иностранного языка.
Во второй главе данного исследования приводятся результаты анализа УМК “Solutions Elementary” и УМК “Next Move 1”, которые выступают в качестве базовых при обучении учащихся в рамках дополнительного образования и учитываются при отборе публикуемого в публичной странице материала. Описывается смоделированное виртуальное сообщество в социальной сети «ВКонтакте», которое имеет своей целью развитие умений аудирования при обучении иностранному языку, а также апробация данной публичной страницы в ходе работы в образовательном центре «Юниум» (НОУ «Физтехшкола») г. Екатеринбурга в период с 11.01.2017 г. по 27.12.2017 г. в объеме 320 академических часов.
В заключении определяются результаты проведённой работы, формируются основные выводы, а также намечаются возможные направления дальнейшего развития полученных результатов.
В приложениях приводится таблица с результатами входного и итогового контроля учащихся на предмет развития умений аудирования, сами контрольно-измерительные материалы со скриптами аудиозаписей и ключами, а также учебные задания к записям, их скрипты и ключи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Все большее влияние на современное общество оказывает компьютеризация, что побуждает процесс обучения подстраиваться под «компьютеризированное поколение» детей, их интересы и потребности. Процесс интеграции информационно-коммуникационных технологий в образование может стать более эффективным благодаря размещению образовательных и воспитательных ресурсов в социальных сетях, что также может влиять на развитие различных умений, в том числе умений аудирования. Актуальность использования социальных сетей в образовании также подкреплена словами губернатора Приморского края на заседании Госсовета «О совершенствовании системы общего образования в РФ» от 23 декабря 2015 года. В ходе данного заседания В.В. Миклушевский предложил размещать образовательные и воспитательные ресурсы в социальных сетях, с целью направить стремления подрастающего поколения сидеть в сети Интернет в образовательное русло.
Нами был проведен анализ научно-методической литературы, обобщение и систематизация информации, благодаря которым были достигнуты ранее поставленные задачи.
Во-первых, была составлена психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста, которая показала, что данная возрастная категория является наиболее благоприятной для развития умений аудирования посредством ИКТ, поскольку в этом возрасте подростки проводят большое количество времени в сети Интернет, а также нуждаются в безопасном образовательном виртуальном пространстве с возможностью самореализации, познания мира и своего «Я», а также удовлетворения потребности в общении. Данные особенности возраста были учтены при подборе материала, публикуемого в сообществе.
Во-вторых, была изучена специфика развития умений аудирования, которая показала тесную взаимосвязь аудирования с говорением, поскольку они схожи общностью способов формирования и формулирования мысли посредством языка. Вместе с тем были рассмотрены механизмы аудирования, которые включают в себя процессы внутреннего проговаривания, памяти, осмысления, антиципации, сличения и узнавания, виды аудирования, среди которых можно выделить аудирование с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации, с критической оценкой и с полным пониманием, а также этапы работы с аудиоматериалом: до, во время и после прослушивания. Полученные результаты были использованы при разработке заданий для виртуального образовательного сообщества в социальной сети «ВКонтакте».
В-третьих, в ходе работы были проклассифицированы информационно¬коммуникационные технологии по решаемым педагогическим задачам, функциям в организации учебного процесса, типу информации и форме взаимодействия с учащимися, что позволило нам в дальнейшем определить параметры моделирования публичной страницы, назначение и особенности использования её материалов. Изучение специфики использования ИКТ, и в частности социальных сетей, при обучении иностранному языку позволило определить их образовательный потенциал, а именно: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, самостоятельное создание сетевого учебного содержания, освоение информационных концепций, знаний и навыков учениками и наблюдение за деятельностью участников сообщества. Также исследование показало, что использование ИКТ может содействовать развитию умений аудирования и сделать процесс развития умений аудирования более эффективным, поскольку применение данных технологий обширно и позволяет распространять нужную информацию в интересном и доступном формате среди всех субъектов образовательного процесса, и в частности среди обучающихся.
В-четвертых, была смоделирована публичная страница “Van Gogh’s Ear” в социальной сети «ВКонтакте», цель создания которой - оптимизировать процесс развития умений аудирования у учащихся, сделать его более результативным и ориентированным на разные уровни обучающихся. Смоделированная публичная страница является дополнением к УМК “Solutions Elementary” и имеет следующие разделы: “About VGE”, который содержит основную информацию о данной публичной странице; “Topics”, в котором публикуются тематические аудио- и видеозаписи с заданиями; “Audiobooks”, в котором размещаются аудиозаписи адаптированных книг с заданиями к ним; “Tips”, в котором выкладываются советы по развитию умений аудирования; “Extra”, в котором публикуется дополнительная информация и ресурсы.
В-пятых, сообщество было апробировано. Его использование показало тенденцию к росту уровня умений аудирования у всех учащихся. За год работы с сообществом уровень умений аудирования вырос в среднем на 25%.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель теоретического и практического исследования возможностей развития умений аудирования у подростков посредством использования публичной страницы как вида ИКТ на уроках английского языка достигнута. Также в ходе проведения исследования была доказана справедливость выдвинутой гипотезы, которая заключалась в том, что если организовать регулярную (в том числе самостоятельную) работу учащихся с аудио- и видеоматериалами публичной страницы в социальной сети, то это будет способствовать развитию их умений аудирования на английском языке.
Перспективой дальнейшей работы будет являться продолжение исследования возможностей использования социальных сетей при развитии умений аудирования не только у подростков, но и у младших школьников, а также у взрослых учеников. Материалы данного исследования могут быть использованы при изучении курса методики обучения иностранному языку в педагогическом университете, а также учителями английского языка.



1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М., ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
4. Атватер И. Я вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер; пер. с англ. Н. В. Симонова. - 3-е изд. - М.: Экономика, 2000. - 110 с.
5. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном
процессе [Электронный ресурс]. - URL:
https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/ (дата обращения 12.02.18).
6. Быховский Я.С. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. - М.: Интуит.ру, 2007. - 95 с.
7. Винокур Т.В. Говорящий и слушающий. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
8. Входной тест. Google Drive.com [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.cc/7ZmMeD (дата обращения 20.12.17).
9. Гальскова Н.Д. Языковое образование на современном этапе общественного развития / Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез // Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 245 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 512 с.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
12. Говорун С.В. Стратегии учебного аудирования [Текст] / С. В. Говорун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015, №5 (47): Часть 1. - С. 16 - 35.
13. Гоцкин Н.Г. Взаимосвязанность перцепции, апперцепции и понимания при аудировании иноязычной речи // Сб. Вопросы обучения иностранным языкам в средней и высшей школе. - Волгоград, 1985. - С. 3 - 17.
14. Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти [Текст]: учеб. пособие / Урал. гос. проф.-пед. ун-т; Л. А. Грищенко. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1994. - 84 с.
15. Гуменюк А.А. Van Gogh’s Ear. Сообщество «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/vgelistening (дата обращения 26.04.18).
16. Елухина Н.В. Какими должны быть тексты для чтения и тексты для аудирования? / Н. В. Елухина, Е. В. Мусницкая // Иностранные языки в школе. - 1978, № 3. - С. 28 - 36.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ