Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование содержания экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Работа №97570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
и роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности содержания экологического образования в период
детства 17
1.3. Современные подходы к проектированию содержания экологического образования дошкольников с учетом требований ФГОС 27
1.4. Анализ содержания образовательных программ дошкольного
экологического образования 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО 41
2.1. Организация опытно-поисковой работы по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников 41
2.2. Реализация предложений по проектированию содержания
экологического образования дошкольников 50
2.3. Результаты опытно поисковой работы по проблеме проектирования
содержания экологического образования дошкольников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Одной из актуальных проблем современного общества является проблема экологической грамотности населения, недостаток которой мы ощущаем в широко распространенном потребительском отношении к природным ресурсам, которое проявляется в отсутствии у большинства населения страны привычек экологически грамотного взаимодействия с миром природы. И как следствие постоянно усугубляющийся экологический кризис.
Как реакция на ухудшающиеся условия жизни на планете в системе образования оформилось экологическое направление, которое внедряется в содержание образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из «Стратегии экологического образования в РФ» процесс экологического развития длится на протяжении всей жизни человека:
> В раннем детстве экологическое образование направлено на формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы, развитие бережного отношения к объектам природы.
> В период обучения в школе основной задачей экологического образования является формирование целостной картины мира, воспитание чувства ответственности за состояние природы и пониманию необходимости личного участия в природоохранной деятельности [43].
Следовательно, главной целью экологического образования выступает формирование экологически грамотной личности.
Система экологического образования включает в себя довольно большой круг компонентов, основными из которых, на наш взгляд являются следующие: экологизация образовательной среды и различных видов деятельности, просвещение родителей, переподготовка педагогических кадров, оценка окружающей среды, социальное взаимодействие с другими учреждениями, а также возможность и обязанность педагогов ДОО самостоятельно определять содержание экологического образования дошкольников.
Анализ педагогических исследований по проблемам экологического образования позволяет сделать вывод: существует противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса, по вопросам его экологической направленности.
Противоречие между целеполаганием и подходами к организации образовательного процесса затрудняет реализацию новых требований к содержанию экологического образования детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, в содержании экологического образования подрастающего поколения важную роль играет способность педагогов осуществлять проектирование образовательного процесса, т.е. создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Педагогическое проектирование является одной из важнейших функций современного педагога и занимает главную позицию в детальном представлении последовательного, системного процесса формирования у детей базовой системы ценностей, отвечающей задачам, в том числе и экологического образования.
Таким образом, актуальность выбора темы педагогического исследования состоит в необходимости содействовать развитию умения у педагогов проектировать образовательный процесс, т.е. осуществлять создание некой модели, алгоритма действий, разработку основных деталей предстоящей деятельности по реализации задач экологического образования дошкольника.
Тема исследования: "Проектирование содержания экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
Целью нашего исследования является изучение влияния технологии проектирования содержания образовательного процесса на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология проектирования образовательного процесса системы экологического образования детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования: использование технологии проектирования содержания образовательного процесса, осуществленное в соответствии с определенными нормами и правилами, способствует полноценному решению приоритетных задач экологического образования дошкольников.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования в совокупности определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. провести анализ теоретических основ проектирования содержания экологического образования дошкольников;
2. организовать опытно-поисковую работу по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников;
3. разработать и предложить педагогам дошкольных образовательных организаций обобщенный алгоритм действий по разработке основных деталей деятельности, направленной на реализацию задач экологического образования, по проектированию содержания экологического образования дошкольников;
4. осуществить опытно-поисковую работу по установлению влияния процесса проектирования содержания экологического образования на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста;
5. провести мониторинг по выявлению уровня экологической образованности дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать предложенный алгоритм проектирования содержания экологического образования дошкольников; в реальном образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что проектирование содержания экологического образования - это сложный, многогранный процесс, позволяющий улучшить качество образования и всего педагогического процесса.
Основой метода проектирования является разработка предположительных результатов предстоящей деятельности, что позволяет спрогнозировать течение процесса и его результаты.
Проектирование позволяет нам применять метод интеграции различных источников информации, различных видов деятельности для достижения высоких результатов. Процесс формирования экологических знаний становится более интересным и познавательным для детей.
В ходе опытно-поисковой работы найдены важные аспекты проектирования содержания образования: включение в работу различных видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию экологически грамотного человека.
Педагогическое исследование доказывает, что формирование экологических знаний и правильного отношения к миру природы у дошкольников возможно при соблюдении некоторых условий:
1) содержание экологического воспитания должно опираться на компоненты: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный;
2) профессиональная подготовка и переподготовка педагогического состава и родителей и реализация целей экологического образования в тесном сотрудничестве;
3) создание образовательной среды как одного из ресурса воспитания и развития детей;
4) осуществление постоянного мониторинга уровня экологического образования детей;
5) организация систематизированного, непрерывного процесса экологического воспитания детей;
Основными формами проектирования содержания экологического образования детей являются: простые и интегрированные занятия, беседы, чтение художественной литературы, просмотр фильмов и мультфильмов, наблюдения, экскурсии и прогулки, проектная деятельность, игра.
Педагогическое проектирование представляет собой модель управления дошкольным образованием, которое обеспечивает развитие системы благодаря возможности прогнозировать и преодолевать проблему.
Проведенная нами опытно-поисковая работа по проблеме проектирования содержания экологического образования старших дошкольников доказывает эффективность выбранной системе действий по обогащению экологических знаний и правильное отношение к объектам природы.
В своей работе отдавали предпочтение интегрированному подходу, предполагающий взаимосвязь различных форм деятельности: исследовательской, проектной, изобразительной, театральной, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизацию всего процесса.



1. Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота [текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - С.2-5; №11.
2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [текст] / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. С 80-82.
3. Бобылева, Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. С.40-44.
4. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. С 36-42.
5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 218 с.
6. Бочарова, Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего
дошкольного возраста [Текст]: Методические рекомендации для
воспитателей дошкольных учреждений / Н.И. Бочарова. - Орел, 2006. - 152 с.
7. Газина, О. Играя познаем природу [Текст] / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. -С.39-45.
8. Детство [Текст]: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. Изд.2-е, переработанное. - СПб., 2006. - 244 с.
9. Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - 58 с.
10. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] /В.А. Дрязгунова. - М., 2001. - 97 с.
11. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 45-49.
12. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №7. - С.31-34.
13. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 58-63.
14. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.3-9.
15. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
16. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.10-12.
17. Игра и ознакомление дошкольников с растениями [Текст]: Методические рекомендации для воспитателей старшей группы детского сада / Сост. Комарова И.А. - Могилев, 1999. - 48 с.
18. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. С. 70-73.
19. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / Под ред.П.Г. Саморуковой. - М., 1983. - С 70-73.
20. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в дет. Саду: Сценарий занятий [Текст] / Н.В. Коломинаййр. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144 с.
21. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей. "Мы". - Азбука экологии [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 2003. - 187 с.
22. Королева, А. Земля - наш дом [Текст] / А. Королева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. С. 34-36.
23. Кочергина, В. Наш дом - Земля [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.50-53.
24. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество [Текст] / Р. Левина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 49-53
25. Маневцева, Л.М. Листок на ладони [Текст]: Мет. Пособие по проведению экскурсии с целью экологического и эстетического воспитания дошкольника / Л.М. Маневцева. - СПб.: Детство - Пресс, 2003. - 86 с.
26. Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - С. 17-20.
27. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст]:
Пособие для воспитателя детского сада / М.М. Марковская. - М.:
Просвещение, 1994. - 160 с.
28. Методика изучения окружающего мира в начальных классах
[Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и
начального образования педвузов / Миронов А.В. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
29. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2009. - 319 с.
30. Молчанова, И. Об экологическом образовании студентов педколледжа (региональный компонент) [Текст] / И. Молчанова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7. - С. 93-95.
31. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве [Текст] / С.Н. Николаева. - М., 1995. - 168 с.
32. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях / [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: 2006. - 50 с.
33. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. И ст. групп дед. Сада.: Н. Для воспитателей дед. Сада [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2004. - 126 с.
34. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: "Академия", 2010. - 295 с.
35. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С.Н. Николаева // Воспитание дошкольников. - 2000. - №7. - С. 31-38.
36. Николаева, С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М., 2002. - 86 с.
37. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Издат. Центр "Академия", 2007. - 336 с.
38. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2005. - 98 с.
39. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 154 с.
40. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика синтез, 2007. - 193 с.
41. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 40-49.
42. Парамонова, Л. Конструирование из природного материала [Текст] / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.90-96.
43. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 [Текст]: "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
44. Рыжова, Н. О проекте Стратегии экологического образования в Российской Федерации [Текст] / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7 - С.18-20.
45. Симонова, А.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии [Текст] / А.П. Симонова. - М., 2008. - 98 с.
46. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.21-27.
47. Сосновская, Е. Методика ознакомления с природой [Текст] / Е. Сосновская. - М.: Приор-издат., 2009. - 208 с.
48. Худякова, Н.Л. Проектирование педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях как условие организации познания действительности дошкольного возраста. - Челябинск, 2002. - 78 с.
49. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях [Текст] / Сост. Федотова А.М. - Пермь, 2000. - 132 с.
50. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Сак Йордановой Т. - Симферополь, 2004. - 35 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ