ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Социокультурная компетентность и ее роль в процессе
социализации обучающихся средней школы 6
1.2. Метод проектов при обучении иностранному языку 16
1.3. Психологические особенности обучающихся средней школы ... 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 33
2.1. Анализ учебно-методического комплекса и его социокультурной
составляющей 33
2.2. Описание этапов организационной работы по развитию
социокультурной компетентности обучающихся средней школы методом проектов 36
2.3. Анализ эффективности развития социокультурной компетентности
при выполнении учебного проекта обучающимися средней школы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 65
Известно, что в современном мире знание иностранных языков является одним из важнейших факторов становления успешной личности ввиду своих познавательных, развивающих, социальных функций. Практически любой специалист в сегодняшнем мире информационных технологий все чаще сталкивается с жизненной необходимостью уметь читать статьи на языке оригинала. Наряду с этим проблема выбора наиболее эффективных методов преподавания данного языка становится все более значимой.
Следует отметить, что процесс обучения в современном образовании подразумевает под собой взаимодействие между учителем и учениками с целью приобретения обучающимися определенных знаний, навыков, умений и приобщения их к ценностям той или иной культуры. В силу того, что процессы глобализации имеют бесспорное влияние на жизнь общества, со стороны преподавателя немаловажно подготовить обучающихся к коммуникации с представителями иных стран в соответствии с принятыми в иностранной культуре нормами и этикетом, о которых обучающиеся узнают в ходе изучения иностранного языка. Создание таких общественных связей безусловно способствуют ускорению процесса адаптации и самореализации в системе социальных взаимоотношений.
Среди существующих методов обучения иностранному языку преподаватель выбирает наиболее оптимальные. Такие методы, как: традиционный, грамматико-переводной, метод погружения базируются на цели развить присущие каждому методу компетентности. Точнее, традиционный метод берет за основу развитие продуктивной компетентности, грамматико-переводной метод — познавательную и автономизационную компетентности, метод погружения помогает развить информационную компетентность. Для данного исслледовании нами был выбран метод проектов как средство развития социокультурной компетентности обучающихся.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью современного общества в приобретении знаний, связанных с межкультурной коммуникацией в различных сферах жизни, через изучение элементов иноязычной культуры, этики, норм, т.е. развитие социокультурной компетентности.
Объектом данной работы является процесс развития социокультурной компетентности у обучающихся средней школы на уроках иностранного языка.
Предметом исследования является метод проектов как средство развития социокультурной компетентности обучающихся средней школы на уроках иностранного языка.
Целью данной курсовой работы является разработка идеи проекта, направленного на развитие социокультурной компетентности обучающихся средней школы и апробация его на практике.
Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие социокультурной компетентности;
2) выявить главные аспекты социокультурной компетентности и ее роль при социализации учащихся средней школы;
3) раскрыть понятие метода проектов;
4) проанализировать психологические особенности учащихся средней школы;
5) проанализировать учебно-методический комплект “Happy English.ru” и его социокультурную составляющую
6) разработать проект для учащихся средней школы;
7) апробировать разработанный проект на практике и проанализировать полученные результаты эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию воспитания школьников знаниями о специфических условиях формирования социокультурной компетентности у обучающихся средней школы в современном мире.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что апробация метода проектов поможет определить эффективность данного метода как средства развития социокультурной компетентности во время проведения уроков иностранного языка в средней школе. А также результаты исследования могут найти применение при разработке преподавателями иностранного языка методических материалов, направленных на формирование у обучающихся средней школы социокультурной компетентности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, составляющих 52 страницы, а также библиографического списка, насчитывающего 55 наименований и приложения, состоящего из 7 страниц.
В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход. Это означает, что в образовательном процессе необходимо решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного характера. Обучающиеся, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур, испытывают трудности в понимании смысла коммуникации в силу несформированности умения пользоваться информацией, пропуская ее через свой культурный опыт.
Для наиболее эффективного и продуктивного формирования социокультурной компетентности необходимо выявить механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции обучающихся в процессе освоения ими социокультурного информационного
образовательного пространства, который объединяет информационные ресурсы, духовно-нравственные нормы и ценности, особенности менталитета. Наиболее известными средствами формирования социокультурной компетентности является метод проектных работ, сравнительно-сопоставительный метод и др.
В данной выпускной квалификационной работе мы исследовали метод проектов, разработанный американским ученым У. Килпатриком. Метод проектов неразрывно связан с понятием социокультурной компетентности, означающую способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации и объединяющую в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. Социокультурный подход преследует цели развития личности обучающегося, воспитания у него нравственных и эстетических чувств, освоения знаний и опыта для осуществления различных видов деятельности, а также охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающегося.
Важным аспектом социокультурной компетентности является ее роль при социализации обучающихся. Благодаря формированию и развитию данного вида компетентности решается проблема преодоления индивидуальных и групповых барьеров, так же, как и межкультурной дистанции. Все эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления проектной деятельности.
Так, нами был учтен один из важнейших компонентов социокультурной компетентности — психологический. Поскольку ведущим видом деятельности обучающихся средней школы является общение, нами был выбран групповой проект для создания наиболее благоприятной атмосферы во время осуществления проектной деятельности. Такие проекты способствуют повышению уверенности обучающихся, развитию их коммуникабельности и умению сотрудничать. А также любые проекты позволяют развить умение поиска наилучших путей решения проблемы или задачи, тем самым развивая исследовательские умения обучающихся. Все вышеупомянутые факторы подтверждают взаимосвязь социальной компетентности и метода проектов.
Изучив в ходе данной исследовательской работы главные черты формирования социокультурной компетентности в средней школе, а также проанализировав психологические особенности обучающихся, мы смогли проверить учебно-методический комплект по английскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений, «Happy English.ru» авторов К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман на предмет наличия в нем достаточного количества культуроведческой информации для развития исследуемого вида компетентности учащихся средней школы.
В список ключевых моментов, взятых за основу для выявления преимуществ и недостатков содержания программы анализируемого учебно - методического комплекса были включены: содержание в текстах
страноведческих сведений по географии, истории, социальной жизни, элементов языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке и страноведческих сведений; роль данного УМК в формировании основ российской гражданской идентичности учащихся, формировании социально ориентированного взгляда на мир, овладению школьниками среднего звена
навыками адаптации в развивающемся мире.
Принимая во внимание особенности формирования и развития социокультурной компетентности, в нашей исследовательской работе мы обозначили несколько этапов, необходимых для осуществления проектной деятельности как средства формирования социокультурной компетентности. Нами было выяснено, что для успешного создания проекта необходимо соблюдать верную последовательность его выполнения.
В ходе нашей работы мы осуществили проектную деятельность в рамках темы “Hello, America!” в разделе “New York, New York”. Обучающиеся разработали квест по достопримечательностям города Нью- Йорк, из 15 докладов выбрав согласованно 7 наиболее интересных для
изучения исторических мест, отметив их местоположение на карте города. Кроме того, ученики создали систему заданий для каждого этапа квеста.
Проект-квест был апробирован параллельными классами 9 “A” и 9 “Г”. Представленная проектная деятельность была проведена обучающимися на основе полученных из различных источников знаний об истории развития города Нью-Йорк, структуре этих знаний и выборе подходящих лексических средств, изученных в УМК “Happy English.ru”. После завершающего этапа проектной деятельности мы провели сравнительный анализ результатов обучающихся до создания проекта и после него. Для этого нами был проведен эксперимент, заключавшийся в том, чтобы на основе контрольных заданий определить уровень лингвострановедческих знаний по данной теме у обучающихся 9 класса до начала осуществления проектной деятельности и после ее окончания. На основе полученных данных мы сравнили в процентном соотношении уровень знаний экспериментальной и контрольной группы. Результат развития социокультурной компетентности в рамках представленной темы оказался выше у обучающихся экспериментальной группы. Кроме того, нами было проведено анкетирование обучающихся экспериментальной группы по окончании проектной деятельности. Согласно полученным данным, уровень мотивации был также на высоком уровне.
Таким образом, практическая часть данной выпускной квалификационной работы показала, что, хотя оба сравниваемых метода обучения иностранному языку как средств развития социокультурной компетентности являются эффективными, метод проектов все же доказал большую эффективность, чем традиционный метод обучения. Это значит, что тип проектной деятельности, его тема и содержание, выбранные нами для создания проекта - квеста были созданы с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся средней школы.
1) Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя/И. Андреева //Педагогическая техника.-2006.-№2.-С.74-86.
2) Баранова О. И., Кубрак А. А., Методы и средства обучения
английскому языку в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.seieneeforum.ru/2014/761/1708 (дата обращения
30.10.2016) .
3) Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании. -2007.- №1.-С.10-15.
4) Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№1.-С.52-56.
5) Василовская А. И. Метод проектов на уроках в начальной школе
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/artieles/501897/ (дата обращения 27.05.2017).
6) Васильева, Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А. Малыгина //Alma mater.-2007.- №7.-С.18-22.
7) Верещагина, Н.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто //География и экология в школе XXI века.-2007.-№4.-С.73-78.
8) Вертохвостова, Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов/ Г. Вертохвостова //Народное образование.-2007.-С.121-126.
9) Винокурова, Н.Ф., Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова //География и экология в школе XXI века. - 2008.-№3.-С.47-52.
10) Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.
11) Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования/ С.Г. Воровщиков //Завуч.-2007.-№6.- С.81-103.
12) Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.
соч.: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.-С. 113-140.
13) Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология.
— 1984 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/go,5;fs,1/ (дата обращения 29.05.2017).
14) Гелас М.В. Проблемы формирования личностных перспектив у
старшеклассников (статья) 26.06.2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=929 (дата обращения
30.10.2017) .
15) Герьянская Н.О. Анализ зарубежного и отечественного опыта и использования метода проектов: исторический аспект // Сибирский учитель.
- 2003. - № 3. - С. 23.
...