Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №55594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическая платформа формирования социокультурной компетенции на базе современных информационно-коммуникативных технологий в средней школе 6
1.1. Понятие социокультурной компетенции и ее роль при обучении
иностранному языку 6
1.2. Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным
языкам 13
1.3. Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании
социокультурной компетенции 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции учащихся с использованием ИКТ (на примере веб-квеста) 29
11.1. Особенности организации работы с технологией веб-квест 29
11.2. Опытное обучение, по формированию социокультурной компетенции
посредством технологии веб-квест в средней школе 37
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Библиография


В настоящее время политика, экономика, культура и множество других областей как никогда подвергнуты процессу глобализации и масштабной информатизации и компьютеризации. В этой связи современной методике обучения иностранным языкам пришлось пересмотреть свои приоритеты, чтобы соответствовать актуальным условиям реальности и требованиям ФГОС нового поколения. Чтобы научить школьника мирно сосуществовать с представителями различных мировоззрений, культур и конфессий, необходимо формировать у него не только речевую и языковую, но и социокультурную компетенцию.
В виду отсутствия возможности долгосрочного нахождения в иноязычной среде, самым действенным средством формирования социокультурной компетенции школьников становятся информационно - коммуникативные технологии. Тем не менее, методика использования подобных технологий при формировании социокультурной компетенции недостаточно разработана, поэтому актуальность данной темы нельзя переоценить.
Актуальность данной работы обусловлена острой необходимостью изучения научно-методических основ применения современных
информационно-коммуникативных технологий в обучении французскому языку и культуре.
Объект исследования: формирование социокультурной компетенции учащихся средней школы на уроках французского языка.
Предмет исследования: информационно-коммуникативные
технологии.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности
использования веб-квест технологии для формирования социокультурной компетенции у учащихся старших классов на уроках французского языка.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Конкретизировать понятия «социокультурная компетенция» и «информационно-коммуникативных технологии» и раскрыть их сущность.
2. Теоретически обосновать необходимость применения ИКТ как эффективного средства для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках французского языка.
3. Разработать технологию проведения учебного веб-квеста как средства формирования иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций в рамках обучения французскому языку учащихся средней школы.
4. Проверить эффективность формирования иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся посредством веб-квеста в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования послужили современные психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
Теоретическую основу исследования в области преподавания иностранных языков составили труды Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, А. Н. Щукина, Е.С. Полат, Б.П. Бархаева, Г.А. Воробьева и др.
Методы исследования, использованные в работе:
- Общенаучные: теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция.
- Теоретические методы: системный анализ психолого-педагогической,
научно-методической литературы по проблеме исследования,
сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта.
- Эмпирические: анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
- Исследование психолого-педагогической литературы по заданной теме,
формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач
исследования.
- Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
- Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
- техническое оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и реализованы творческие задания, направленные на формирование социокультурной компетенции на базе современных
информационно-коммуникативный технологий на уроках французского языка и в ходе опытной работы, была доказана их эффективность.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и научно обосновывает необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий для формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции в целом и социокультурной компетенции в частности в условиях средней школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения французскому языку в школе, а также на практических занятиях по методике преподавания французского языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в основе новейших методов преподавания иностранных языков лежит коммуникативный подход и главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция наряду с языковой и речевой, является компонентом коммуникативной компетенции и открывает путь к осуществлению иноязычного диалога культур.
С модернизацией российской системы образования происходит постепенный отказ от традиционной модели обучения в пользу инновационной, в которой большое внимание при обучении иностранному языку уделяется использованию новых информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции.
Давая возможность учащимся погружаться в некую виртуальную реальность, информационно-коммуникативные технологии являются самым действенным средством формирования так же и социокультурной компетенции школьников.
В последнее время одной из популярных передовых технологий является веб-квест технология. Нами была разработана технология проведения веб-квеста как средства формирования иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенции в рамках обучения французскому языку учащихся средней школы.
В ходе опытного обучения, у учащихся экспериментальной группы выявлено повышение уровня коммуникативной компетенции, особенно таких ее составляющих, как социокультурная (+20%), речевая (+11%) и языковая (+9%) компетенции.
развития социокультурной компетенции. Кроме того, необходимо отметить высокий мотивационной фактор данной технологии и Интернета в целом.
Также нами были разработаны творческие задания и методические рекомендации по изучению темы «Les fetes et jours feries en France» с учетом активного внедрения социокультурного аспекта в процесс обучения.
По итогам опытного обучения была выявлена положительная динамика в развитии языковых умений и навыков обучаемых детей. Основываясь на полученных результатах, можно заявить, что разработанные методы обучения можно использовать на уроках французского языка в средней школе.




1. Абакумова, H.H. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар,
2010. - 448 с.
3. Апальков, В.Г. Методические принципы формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку / В.Г. Апальков, П.В. Сысоев // Вестник ТГУ. - 2008. - № 7 (63) - С. 254-260.
4. Бабушкина, Л.Е. Формирование социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2013. - 24 с.
5. Бархаев, Б.П. Педагогическая видеотехнология: Образовательный
проект / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. - 2007. - №18. -
С. 104-112.
6. Бархаев, Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. - 2006. - № 16. - С. 98-103.
7. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников// Иностранные языки в школе. -
2002. - № 2 - С. 28-32.
8. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков,
С.И. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб.: Свет, 2007. - 400 с.
9. Белякова, Н.М. Формирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети интернет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 25 с.
10. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С. 76-89.
11. Бим, И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / Бим И. Л. // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 8-14.
12. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. -
С. 8-14.
13. Борщева, О.В. Интеграция национальной культуры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе / О.В. Борщева // Педагогика и психология. - 2010. - №4 - С. 69-73.
14. Борщева, О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных Интернет-технологий: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.
- 178 с.
15. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова.
- М.: Логос, 2009. -336 с.
16. Воробьев, Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: Английский язык, лингвистический вуз: дис. ... канд. пед. наук.- Пятигорск, 2004. - 220 с.
17. Гез, Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе /Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1982. - 135 с.
18. Грицков, Д.М. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских Интернет-ресурсов по иностранному языку / Д.М. Грицков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Материалы XII междунар. науч. - практ. конф. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2008. - С. 33-35.
19. Гузеев, В.В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах/В.В. Гузеев, А.С. Сиденко // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 169-181.
20. Евстигнеев, М.Н. Информационная компетентность, ИКТ грамотность, ИКТ компетенция, ИКТ компетентность специалиста в области преподавания иностранного языка / М.Н. Евстигнеев // Языковое поликультурное образование. - Тамбов: Грамота, 2009. - №3. - С. 36-46.
21. Евстигнеев, М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий / М.Н. Евстигнеев. - М.: Глосса-пресс, 2012. - 153 с.
22. Ежиков, Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 24 с.
23. Елизарова, Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дисс.. д. пед. н. СПб., 2001. - 38 с.
24. Забродина, И.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных Интернет-технологий (немецкий язык, специальность «перевод и переводоведение»): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 215 с.
25.Зазнобина, Л.С. Живая жизнь и «виртуальная реальность»: Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования / Л.С. Зазнобина // Народное образование. - 1996. - № 9. - С. 95-101.
26.Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - №3. - С. 38-47.
27. Кечетников, К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения / К.Г. Кечетников // Информатика и образование. - 2002. - №4. - С. 65-74.
28. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта /М.В. Кларин - М.: Наука, 1997. - 223 с.
29. Крысин, Л.П. Социолингвистический аспект изучения языковых "неправильностей" / Л.П. Крысин // Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. - М., 2004. - С. 238-243.
30. Кузнецов, А.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, С.В. Панюкова А.Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
31. Кулагин, В.П. Философия информатики / В.П. Кулагин // Образовательные ресурсы и технологии. - 2015. - №2. - С. 76-81.
32. Мурзенко, Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования / Л.В. Мурзенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Г ерцена. - СПб., 2010. - № 121. - С. 197-201.
33. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и
использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: УРАО, 1998. - 204 с.
34. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 256 с.
35.Осиянова, О. М. Комплексная модель субъектно-ориентационного обучения культуре речевого общения в образовательном пространстве вуза / О. М. Осиянова // Многоязычие в образовательном пространстве. - М., 2009. - С. 124-128.
36. Панченко, Л.В. Методика формирования у студентов иноязычной социокультурной компетенции на основе Интернет-ресурсов (английский язык, специализированный вуз): автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2012. - 26 с.
37. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
38. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.- С. 3-10.
39. Полат, Е.С. Современные педагогические технологии / Е.С. Полат // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. -
2010. - 464 с.
40. Полат, Е.С. Телекоммуникации в школе / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 1993. - №1. - С. 55-57.
41. Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства / Л.П. Прессман. - М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
42. Пузатых, А.Н. Личностно-ориентированные технологии обучения/ А.Н. Пузатых. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5. - С. 8-14.
43. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е. А. Реутова. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с.
44. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 138 с.
45. Розина, И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика / И.Н.Розина. - М.: Логос, 2005. - 460 с.
46. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.
47. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004. - 158 с.
48. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс/ Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2010. - 238 с.
49. Сушкова, Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (языковой вуз): дис. ...канд. пед. наук. - Тамбов, 2009. - 203 с.
50. Сысоев, П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2015. - С. 156-168.
51. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - № 1. - С. 120-133.
52. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. Монография / П.В. Сысоев. - М.: Глосса-пресс, 2008. - 389 с.
53. Тарасюк, Н.А. Специфика реализации современного профессионального образования в условиях глобализации / Н.А. Тарасюк, Н.С. Грибова, О.В. Парахина // Преподаватели XXI века. -
2014. - №3. - С. 121-125.
54. Титаренко, Н. В. Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. Н. Владимировна. - Москва, 2007. - 197 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ