ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………….……................................61.1
Качество образования на современном этапе развития системы
образования ………………………………………………….……….…6
1.2
Критерии и методы оценки качества образования в начальной
школе……………………………………………………………………....13
1.3
Роль ИКТ в повышении качества образования в начальной
школе ……………………………………………………………………..18
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО
-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАОУ - СОШ № 2 ГО29
БОГДАНОВИЧ…………………………………………………………...
2.1 Анализ качества образования в начальной школе МАОУ-СОШ
№2 ГО Богданович……………………………….…………………..…29
2.2 Результат применения ИКТ для повышения качества образования
в начальной школе МАОУ-СОШ №2 ………………..………………..36
2.3 Методические рекомендации по использованию ИКТ в
повышении качества образования в начальной школе ………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..54
Образование - одна из приоритетных сфер жизнедеятельности человека. От его функционирования зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Качественное образование позволяет создать гармонично развитую личность, как в социальном, так и профессиональном плане. Обозначенная роль образования в нашей стране сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социальноэкономического развития России.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [электронный ресурс 26].
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [электронный ресурс 23].
Актуальность исследования. Важным компонентом процесса формирования качества образования является его оценка, по результатам которой все заинтересованные лица получают информацию о реальном качестве образования, предоставляемое образовательной организацией, о ее достижениях и проблемах в данном направлении. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. В соответствии с Концепцией развития образования РФ до 2020 г., возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
В педагогической и методической литературе ряд исследований обращены к сущности понятия «качество образования» (А.М. Новиков, Н.В. Тихомирова, А.И. Суббето), вопросам развития системы качества образования (М.Л. Агранович, В.А. Болотов, Г.А. Бордовский), проводится сравнительный анализ оценки качества образования в различных странах (Г.С. Ковалева, Л.О. Денищева, С.Е. Дюкова, А.С. Корощенко, В.З. Резникова, И.Е. Суравегина).
Теоретический анализ литературы, о повышении качества образования в начальной школе, позволяет выявить противоречие между наличием достаточного количества образовательных ресурсов, направленных на повышение качества образования и недостаточностью их использования в практике образовательных организаций начального общего образования.
Исходя из выявленного противоречия, была определена проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных ресурсов, направленных на повышение качества образования в начальной школе.
Для решения поставленной проблемы возникает интерес в написании выпускной квалификационной работы на тему: «Информационнокоммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования в начальной школе»
Объект исследования: процесс повышения качества образования в начальной школе.
Предмет исследования: обоснование роли ИКТ в повышении качества образования в начальной школе.
Цель исследования: изучить процесс повышения качества образования в начальной школе с применением информационнокоммуникационных технологий и разработать методические рекомендации для педагогов.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи научного поиска:
1. Рассмотреть качество образования на современном этапе развития системы образования.
2. Изучить критерии и методы оценки качества образования в начальной школе.
3. Обосновать роль ИКТ в повышении качества образования в начальной школе.
4. Проанализировать качество образования в начальной школе МАОУ-СОШ №2 ГО Богданович.
5. Выявить результат применения ИКТ для повышения качества образования в начальной школе МАОУ-СОШ №2.
6. Дать методические рекомендации по использованию ИКТ в повышении качества образования в начальной школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в данной работе использованы следующие методы: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: наблюдение, опрос, методика Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой, А.Г.Теплицкой «Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий».
База исследования: МАОУ-СОШ №2 ГО Богданович
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
В заключении хочется сказать, что цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теме «Информационно-коммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования в начальной школе».
В ходе данного исследования решалась проблема повышения качества образования в начальной школе.
На начальном этапе исследования, мы рассмотрели качество образования на современном этапе развития системы образования. Выяснили, что процесс повышения качества образования имеет первостепенное значение для системы образования нашего государства. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность, так как о конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Качество образования и во всем мире признается решающим фактором развития творческого потенциала человека, экономического и социального прогресса общества и роста авторитета самого государства.
Анализируя источники педагогической и методической литературы, обратили внимание на тот факт, что качество образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности учебных организаций, оно должно более полно соответствовать потребностям общества: социальным, экономическим, культурным, увеличению их вклада в развитие общества, в его человеческий потенциал.
Далее ход исследования был направлен на изучение критериев и методов оценки качества образования в начальной школе. В результате работы по данному вопросу выяснили, что оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования в образовательной организации предполагает контроль как уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и деятельности преподавателей. Поэтому не менее важна для эффективного руководства школой и аналитическая оценка качества преподавания отдельного учителя.
Следующий этап теоретического исследования был направлен на обоснование роли информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в начальной школе.
Результаты проведенного теоретического исследования показали, что ИКТ-технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательной организации. В условиях начальной школы широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. Установлено, что информационно-коммуникационные технологии являются положительным ресурсом, способствующим восприятию, усвоению и систематизации учебного материала в образовательной организации, что влияет на повышение качества образования в любой предметной области начальной школы.
Во-второй главе исследования, представлен результат опытнопоисковой деятельности по использованию информационнокоммуникационных технологий в МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович. Выполнен комплексный анализ качества образования в начальной школе МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович.
Установлено, условия для ведения образовательной деятельности созданы в соответствии с нормативными документами, применяется УМК «Школа России», квалифицированный кадровый состав на высоком профессиональном уровне, материально-техническое обеспечение позволяет применение ИКТ-технологий. Далее решили организовать применение ИКТ- технологий в курсе внеурочной деятельности и выяснить будут ли данные мероприятия эффективно влиять на качество образования в начальной школе.
В период второй и третьей четверти были организованы и проведены мероприятия с применением ИКТ-технологий для 4 «Б» класса МАОУ-СОШ № 2:
1) во внеурочной деятельности занятия с «Онлайн-тренажёром Веб-ГРАМОТЕЙ»;
2) дистанционный мониторинговый конкурс - исследование «ЭМУ- Специалист»
3) ежедневная самостоятельная работа с образовательной платформой «Дневник.ру».
В соответствии с ФГОС НОО при оценке качества образования в начальной школе, применяли методику Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой, А.Г.Теплицкой «Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий».
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ в образовательном процессе усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, положительно влияет на овладение обучающимися метапредметными учебными действиями.
Установлено, что ИКТ-технологии положительно и эффективно влияют на повышение качества образования для обучающихся в начальной школе МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович. Педагогический коллектив начальной школы периодически применяет ИКТ как в образовательной, так и во внеурочной деятельности. А так же выяснили, что применение ИКТ актуально и для родительской общественности с целью оценки качества образовательной деятельности через школьный сайт.
На заключительном этапе исследования, сформулированы и предложены методические рекомендации по использованию ИКТ в повышении качества образования в начальной школе. Данные рекомендации могут представлять интерес для учителей начальной школы, психологов, родителей.
Таким образом, приходим к выводу, что преимуществом использования ИКТ является расширение возможностей педагога в усилении его воздействия на качество усвоения школьниками материала, а также повышения эффективности обучения в целом.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет педагогам качественно изменять содержание, методы и организационные формы обучения; помогает учителю реализовать запланированное, сделать урок современным; влияет на рост профессиональной компетентности учителя - все это ведет к решению главной задачи образовательной политики - значительному повышению качества образования.
1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество - последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. - 2005.-321 с.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования.- М.: Просвещение, 2008.152с.
3. Бизяева. Н.В. Информационно-компьютерные технологии на уроке окружающего мира. /Журнал «Начальная школа», №2 2009г. - 50 - 54 с.
4. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. - 2004. - №3 - С. 32-43.
5. Болотов В.А., Ковалева Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4 - 58-64с.
6. Бордовский Г. Л., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2001. 359 с.
7. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 471-474.
8. Гершунский Б.С. Филосифия образования.-М.:Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2000.-432 с.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. -М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-200 с.
10. В.Ф. Ефимов. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. / Журнал «Начальная школа», №2 2009г. - С. 38-43.
11. Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. - 2004. - №9. - с. 53-61.
12. Ильина Т.А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Сов. педагогика. - 1967. - №2. - с. 70-81.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.- 3е изд.- М.: Просвещение, 2011.-152 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
15. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В. Лаврентьев // Завуч для администрации школ. — 2005. — № 1. — с 83-88...