Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Работа №97545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты развития познавательной активности... 6
1.1 Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста,
сущность и структура 6
1.2 Игра на этапе дошкольного детства 11
ГЛАВА 2.Опытно- поисковая работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 19
2.1 Образовательная программа «Хочу все знать» как средство развития
познавательной активности 19
2.2 Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 55

Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ дошкольное образование - это первый уровень общего образования. В связи с этим дошкольное образование нуждалось в стандартизации, в выработке основных требований к основной образовательной программе дошкольного образования. В октябре 2013 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, дошкольник должен быть любознательным, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, самостоятельно наблюдать и экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Поэтому, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отсюда вытекает противоречие между современными требованиями общества к познавательному развитию детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем сформированности познавательной активности дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования определила тему: «Игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Степень разработанности. Проблеме развития познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М.Щукиной, Д.Б. Эльконина. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной.
Объект исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать программу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Хочу все знать».
Исходя из цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения теоретического аспекта познавательной активности.
2) Определить сущность и структуру познавательной активности
дошкольников.
3) Раскрыть сущность игры как одного из средств развития познавательной активности дошкольников.
4) Разработать и апробировать программу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5) Изучить динамику развития познавательной активности дошкольников в ходе реализации программы «Хочу все знать».
Методологические основы и базу исследования составляют: теория развития познавательной активности (Д.Б.Годовикова, Е.И. Щербакова), классификация игр (Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе), диагностические методики изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (Ю.А. Афонькина, Л.Н.Прохорова, Г.А.Урунтаева).
Методы исследования. Для решения цели и задач выпускной квалификационной работы применялся комплекс теоретических методов исследования: анализ научной и методической литературы, анализ педагогического опыта, синтез, обобщение, а также эмпирических методов: наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования программы по развитию познавательной активности в работе с детьми, а также будет представлять интерес для воспитателей, которых интересует проблема выбора действенных средств по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 56 источников, 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательная активность на протяжении дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простых ориентировок, которые вызваны новизной предмета, к стремлению разрешить противоречие между сложившимися знаниями и навыками, которые возникают в процессе деятельности детей. Для успешного развития познавательной активности дошкольников, деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка в условиях развивающей среды. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива переходит в руки детей. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. Познавательная активность - это сложное личностное образование формируется под влиянием субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация) и объективных (окружающие условия, личность педагога, средства обучения) факторов.
Старший дошкольный возраст самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. В процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности, а именно: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение); развивает интерес и внимательность детей дошкольного возраста, все виды способностей; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, способствует развитию любознательности; закрепляет знания, умения, навыки. Они способствуют развитию познавательной активности, являются мощным стимулом в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Изучив психолого-педагогическую литературу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявили сущность и структуру познавательной активности и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-поисковую работу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показали, что уровень развития познавательной активности у дошкольников не достаточно высок. Только 30 % детей от общего числа участвующих в играх- экспериментированиях имеют высокий уровень развития познавательной активности. Дети задают вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства и сферу применения опираясь на собственные знания о мире, наблюдается проявление активности в познании. 36,6% детей имеют средний уровень развития познавательной активности, что характеризуется умением выделять предмет и его функциональное назначение, свойства и сферу применения, наблюдается проявление познавательной активности, но объяснять свои действия ребенок не пытается. 33,3 % детей имеют низкий уровень: дети не умеют задавать вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, не выделяя его функциональное назначение, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, свои действия не объясняет, но отмечается наличие самостоятельности. Это не высокий показатель, если сравнения делать в среднем по всем диагностическим исследованиям. Таким образом, у детей отмечается практически на одинаковом уровне высокий, средний и низкий уровни развития познавательной активности.
Следующим этапом провели анкетирование родителей с целью выявления степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в развитии его познавательной активности. По результатам анкетирования родителей выявлено, что у детей данной группы слабо проявляется познавательная активность, дети дома чаще играют в компьютер или смотрят телевизор. Только 10 % родителей ответили, что дети проявляют интерес к экспериментированию.
Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Поэтому была разработана программа «Хочу все знать» для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности в соответствии с тематическим планированием. Целью программы является развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности (дидактических и игр-экспериментов) с объектами окружающей среды.
Основные принципы занятий:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Воспитатель стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то педагог предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
По итогам реализации практического этапа апробации программы был сделан вторичный замер. Сопоставление результатов первичного и вторичного замера по результатам наблюдения за проявлениями познавательной активности детей старшей группы свидетельствует, в целом, о положительной динамике за период опытно-поисковой работы. Если рассматривать интеллектуальную составляющую познавательной активности, то представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. В эмоционально­волевой составляющей также произошла положительная динамика: дети проявляют познавательную активность, но она требует стимулирования со стороны взрослых, дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, но ситуативно. Дети стали проявлять интерес к содержанию объекта познания и различным способам решения поставленных задач. Также предлагают нестандартные способы решения задач. Таким образом, можно сделать вывод о положительных изменениях в рамках уровня сформированности познавательной активности детей в процессе реализации программы «Хочу все знать».
Так же было снова проведено анкетирование родителей с целью выявления степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательной активности. Уже 50 % родителей ответили, что дети проявляют интерес к экспериментированию. Родители стали принимать участие в экспериментальной деятельности своего ребенка и в домашних условиях проводят простейшие опыты и эксперименты. Результаты анкетирования родителей подтверждают выводы, сделанные по результатам диагностических методик.
На вторичном замере опытно-поисковой работы мы выявили позитивные изменения в развитии познавательной активности дошкольников по всем измеряемым критериям. Анализ результатов опытно­поисковой работы показал, что реализация программы «Хочу все знать» является действенным средством развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности.


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 2009.-176с.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.-321с.
3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-592с.
4. Бабаева Т. И., Михайлова 3. А. Методические советы к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.-304с.
5. Бабаева Т. И., Михайлова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160 с.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.-128с.
7. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста. // Педагогические технологии. 2010. № 2. С. 3-8.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008.-398с.
9. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2006.-224с.
10. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 144 с.
11. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 2007.-96с.
13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.
14. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009. №10. С.24-26.
15. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С.28- 32...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ