ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Педагогические условия развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста 23
1.3 Возможности аппликации в развитии творческих способностей у
детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 40
2.1 Мониторинг уровней развития творческих способностей старших
дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 40
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей у
старших дошкольников на занятиях по аппликации 53
2.3 Диагностика творческих способностей старших дошкольников на
контрольном этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Одним из основных требований современного общества является развитие творческих, нестандартно мыслящих людей, способных находить новые решения поставленных задач. В связи с этим основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. В Федеральном Законе «Об образовании РФ» личности ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса.
Творческое развитие личности в условиях целостного педагогического процесса рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного детства. Дошкольное учреждение должно создавать условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогать ребенку в духовном развитии и творческом самовыражении.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для решения задач творческого развития личности. Изучением творческих способностей занимались: В.Н. Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Дж.Рензулли и др.; развитие способностей у детей в период дошкольного детства рассматривали О.М. Дьяченко, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.; о творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности писали Д.Б. Богоявленская, Л.С Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, и многие другие. Исследователи подчеркивают, что в дошкольном возрасте ребенок отличается особой чувствительностью и восприимчивостью, необходимо поддерживать его способность к творчеству, вовлекая в продуктивную деятельность, насыщенную яркими образами.
Художественная деятельность является основным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства, обладая специфическими возможностями воздействия на личность, тем не менее, всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. В современных педагогических и психологических исследованиях особое место занимает необходимость организации занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах, таких авторов, как А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н.Поддъяков определено, что дети, дошкольного возраста, способны в процессе осуществления предметной чувственной деятельности, куда входят и занятия аппликацией, выделять наиболее существенные свойства предметов, а также явлений, в том числе устанавливать связи между различными предметами и явлениями, а также в образной форме их отражать. Данный процесс особенно заметен в видах практической деятельности: происходит формирование обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения, а также сопоставления, в том числе развивается умение осуществлять планирование своей деятельности. Отсюда и вытекает необходимость организации занятий с детьми не только изобразительным искусством, но также и специфичными видами изобразительного творчества, к которым относится аппликация.
Однако занятия по аппликации, как средство развития творческих способностей старших дошкольников, зачастую недооценивается педагогами, не в полной мере разработано содержание занятия в ДОУ направленное на развитие творческих способностей в процессе продуктивной деятельности. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы творческой личности, важно определить эффективные приемы, методы развития творческих способностей.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития творческих способностей у старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе занятий по аппликации.
Проблема исследования связана с отсутствием интереса у части старших дошкольников к видам творческой деятельности, требующим упорства, терпения, усидчивости и внимания, в том числе нежеланием доводить начатое дело до логического конца, боязнь прикасаться к разным материалам ручного труда, что свидетельствует о неуверенности в собственных силах, и негативно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Выявленные противоречие и актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
Объект исследования: творческие способности у старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации в условиях ДОУ.
Цель исследования: обеспечение развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть возможности занятий по аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать цикл занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческих способностей, направленных на формирование умений работы с нетрадиционными материалами, разными по цвету, форме, структуре, развитие творческой фантазии, развитие мелкой моторики.
4. Выявить динамику развития уровней творческих способностей у старших дошкольников в процессе опытно-поисковой работы.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический метод. В качестве эмпирических методов исследования выступили: метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы педагогами для выявления и развития уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также для организации вовлечения детей в творческую деятельность на занятиях по аппликации.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ №39 «Цветик-семицветик» в группе общеразвивающей направленности, в котором приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 60 источника, 7 приложений. Объем работы составляет 81 страницы. В работе результаты исследования отражены в 4 диаграммах и 3 таблицах.
Проведенные теоретическое и опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, целесообразность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы. Одним из новых приоритетных направлений в системе образования Российской 63
Федерации отводится важнейшая роль проблеме развития творческого потенциала растущей личности.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры творческих способностей мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. Нам близка позиция тех авторов, которые основываются на деятельностном подходе. В понимании феномена способности мы опирались на позицию Б.М. Теплова и его последователей: «Под способностями разумеются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности; понятие «способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В «Педагогике» под творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Следуя логике нашего исследования и опираясь на работы А.А. Мелик-Пашаева и
З.Н.Новлянской, творческие способности интерпретируются нами как психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства.
Изучение работ зарубежных и отечественных психологов позволило выделить структурные компоненты творческих способностей и особенности их развития на занятиях аппликацией в период дошкольного возраста. Опираясь на концепции и структурные модели Дж. Гилфорда, А.А. Мелик- Пашаева были выделенные структурные компоненты творческих способностей: эстетическое отношение, творческое воображение и
творческое мышление, практические умения на занятиях аппликацией. Данные компоненты «пересекаются» между собой, дополняют друг друга. А их комплексное развитие способствует развитию творческих способностей,
так как каждый из компонентов выступает в роли взаимосвязанных элементовцельной структуры творческих способностей личности.
Для развития творческих способностей старших дошкольников использование занимательных занятий по аппликации выступает как одно из важнейших педагогических условий.
Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся на основе разработанной серии занятий и реализации комплекса условий, указанных в гипотезе исследования. В работе были использованы разные техники в аппликации. В работе с дошкольниками на формирующем этапе опытно-поисковой работы, применялись следующие методы: поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию творческих способностей. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.
Сравнительный качественный и количественный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствует о положительной динамике развития творческих способностей по всем выделенным структурным компонентам. Самым значимым показателем эффективности разработанного нами комплекса занятий является отсутствие детей на низком уровне развития творческих способностей по всем выделенным нами показателем. Высокий уровень развития творческих способностей был выявлен у половины группы детей (50%), оставшаяся половина группы (50%) показала средний уровень развития творческих способностей.
Полученные результаты свидетельствуют о правомерности и целесообразности выбранных нами педагогических условий, а также эффективности методов и приемов их реализации.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [текст] / Н.П. Аникеева - М.: Педагогика., 1987. - 144 с.
2. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б.Г. Ананьев. - М.: Политиздат, 1956. - 126 с.
3. Бернс, Р. Развитие «Я» концепции и воспитание [текст] / Р.Бернс - М.: 1996. - 422с.
4. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1991. - 96с.
5. Брунер, Д. Психология познания [текст] / Д. Брунер - М.: Прогресс, 1977. - 297с.
6. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности [текст]// Перевод с английского/ П. Вайнцвайг - М.: Прогресс ,1990. - 192с.
7. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [текст] / Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение. 1978. - 240с.
8. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск» , 1999. - 144 с.
9. Вилюнаса, В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: издательство Московского университета, 1984. - 188 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991. - 134с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства [текст] / В.В.
Иванова, Л.С. Выготского, В.В. Иванова - М.: Искусство, 1986. - 326 с.
12. Галин, А. Личность и творчество [текст] / А. Галин - Новосибирск: Новосибирский Государственный педагогический Университет, 1989. - 128с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология эмоций [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: изд-во МГУ, 1993. - 288 с.
14. Глотова, Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования [текст] / Г.А.Глотова. - Екатеринбург: 1992. - 128 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [текст] / С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1997. - 800 с...