ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Речь как средство общения и развития ребенка в старшем
дошкольном возрасте 7
1.2 Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей
дошкольного возраста 18
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 33
2.1 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на речевое
развитие детей дошкольного возраста 33
2.2 Выявление уровня речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 41
Вывод по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь - это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом.
В науке психологии основной деятельностью называется та, при которой наблюдаются положительные изменения в психике детей дошкольного возраста. Основная деятельность оказывает центральное влияние на образование и развитие основных психических процессов и свойств личности, на появление психических новообразований, характерных именно для данного дошкольного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра [15, 16, 17].
Основой сюжетно - ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности [3].
Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Судя по недавно проведённым исследованиям, уровень речевого развития большей массы детей находится на неудовлетворительном уровне развития [15, 19, 27].
В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования.
Социальные проблемы общества не позволяют часто родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей.
Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Всего эти проблемы связывают с тем, что детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы, и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютеров.
К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.
В связи проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной. Предотвратить подобные явления, способствовать речевой активности детей поможет сюжетно-ролевая игра.
Исходя из актуальности проблемы, целью исследования является теоретическое изучение и практическая апробация возможности сюжетноролевой игры как средства речевого развития дошкольника.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить теоретические основания использования сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
• Проанализировать степень речевого развития детей 5-7 лет в условиях МАДОУ № 44
• Провести апробацию серии сюжетно- ролевых игр, направленных на речевое развитие детей 5-7 лет в условиях МАДОУ № 44
Теоретико-методологическое обоснование исследования составляет концепция речевого развития детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова, М.Я. Алексеева), концепция игровой деятельности ролевая игра (В.Р. Краснощекова, Д.П.Менджерицкая).
Степень разработанности проблемы: В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученных как, Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина.
Позднее игры были посвящены работы Р.Я.Лехтман - Абромович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И.Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А, Марковой и др.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л.С.Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие авторы.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется игрой, с другой - сама игра развивается под влиянием речевого развития.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Исследователи в целом выделяют типичные проблемы речевого развития дошкольника:
• бедность речи, недостаточность словарного запаса;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;
• отсутствие навыков культуры речи;
• бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу,
сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;
- неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста [15, 19, 27].
В связи с этим выявляется необходимость подбора комплекса сюжетноролевых игр, направленных на решение указанных проблем речевого развития у дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической научнометодической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ педагогической практики речевого развития у старших дошкольников.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме речевого развития дошкольников. Экспериментально выявлен уровень речевого развития старших дошкольников по результатам диагностики целью, которой является речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Данная работа по своей структуре состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и 52 источников и 6 приложений.
В педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема речевого развития детей дошкольного возраста.
Игра является важным средством речевого развития детей дошкольного возраста, отечественные выдающиеся педагоги и психологи утверждали, что речевое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия этой роли.
Речь ребенка-дошкольника проходит большой путь развития: пополняется словарный запас, речь становится средством общения, ребенок овладевает всеми формами устной речи.
Множество вариантов этапов речевого развития можно рассматривать с разных позиций. Речевое развитие основывается фонетикой, синтаксисом, лексикой, морфологией в процессе речевой практике.
Усвоение ребенком родной речи, должны развиваться все отдельные стороны: словарный запас, грамматический строй языка, связная и обратная речь. Речь даже не совершенная важно помнить, что для ребенка является средством общения и мышления, а для этого необходим ряд условий.
Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам, то сейчас, когда речь активная неразрывно связана со всей деятельностью малыша, уровень понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Эльконин Д.Б. подчеркивает в своих исследованиях, что деятельность ребенка-дошкольника представляет сложную линию пути становления человека. Главные изменения в психических функциях и личности ребенка, которые происходят на каждом возрастном этапе, и обусловлены ведущей деятельностью [33, с. 97].
Если учитывать, что организовывать систематическое плановое руководство игрой, то можно улучшить качественные показатели речевого развития дошкольников, и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Для выполнения следующих задач нами были рассмотрены методики:
Методика «Уровень развития звуковой стороны речи», Ушаковой О.С., Струниной Е.М.;
Методика «Уровень грамматического строя речи», Ушаковой О.С., Струниной Е.М.;
Методика «Словарная мобильность», Макаровой Н.В., Ставцевой Е.А.;
Методика «Связная речь», Ушаковой О.С., Струниной Е.М.;
При проведении этих диагностик были получены результаты, которые изложены во второй главе.
Данные проведенного исследования показали, что правильно организованная сюжетно-ролевая игра позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы состоит в доказательстве и эффективности применения сюжетно-ролевых игр для развития речи детей.
Практическое применение сюжетно-ролевых игр в исследовании способствовало: увеличению объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста.
Результаты повторной диагностики детей являются доказательством и утверждением, которые направлены на увеличение объема активного словаря и развития связной речи дошкольников.
Исходя, из выше изложенного сюжетно-ролевая игра занимает особое место в развитии диалогического общения дошкольников, которое помогает налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное исследование нашла свое подтверждение в практике в ходе целенаправленного педагогического эксперимента.
Речь одна из главных задач речевого развития дошкольников, овладевая ею, успешное решение зависит от многих условий:
• Речевой среды;
• Социального окружения;
• Семейного благополучия;
• Индивидуальных особенностей личности;
• Познавательной активности ребенка.
Данные условия, которые необходимы, учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. - Москва : Просвещение, 2011.
• 286 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2011. - 177 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва, 2011. - 402 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 225 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.detskiysad.ru
6. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2010.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 2009. - 288 с.
8. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М.: Педагогическое общество России, 2004.
9. Выгодский, Л.С. Психология. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013.
• 1008 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство "Лабиринт", 1999.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 2011. - 36с.
12. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-педагогическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015.
13. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 288 с.
14. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред.
O. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - Москва : Изд-во ГНОМ и Д, 2010. - 144 с.
15. Дубровина, И.В. Психология / под ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - Москва : Издательский центр Академия, 2014. - 461 с...