ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Сущность тестовой технологии обучения 6
1.2 Функции, достоинства и проблемы тестовой технологии обучения 13
1.3 Применение тестовой технологии в учебно-воспитательном процессе. 22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 31
2.1 Приемы использования тестовой технологии на уроках математики... 31
2.2 Реализация тестовой технологии на уроках математики
общеобразовательной школы 37
2.3 Оценка эффективности использования тестовых технологий на
уроках математики в общеобразовательной школе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
Наше современное общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования. Это предполагает переосмысление образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования.
Система образования активно осваивает тестовые технологии, которые прочно укрепились в международной образовательной практике. Стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам внедряются и используются на всех уровнях системы образования. Во многих государствах мира (Великобритания, США, Нидерланды, Чехия, Польша и др.) и ряде постсоветских стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Литва и др.) для оценки качества образования осуществляется независимый внешний контроль в форме национальных экзаменов. В его основе лежит правильно выстроенная система оценивания. Именно такой подход к решению проблемы превращает качество образования в мощное орудие влияния на судьбы экономик и государств.
В соответствии с программой развития образования России на 20112020 годы Национальное тестирование проводится после окончания не только основной и профильной, но и начальной школы. Следовательно, учащиеся должны быть готовы к тестированию. Для этого необходима система тестовых заданий, позволяющая выявить уровень предметной подготовки, оперативно скорректировать содержание образования, усовершенствовать методы обучения, а также проследить динамику учебного прогресса. Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно и методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля. В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуальнопсихологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста [34].
Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными учеными (Л. С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.).
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс позволяют тесты, так как обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Однако важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его организовывать.
Объект исследования - образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение тестовых технологий на уроках математики.
Цель исследования - повысить качество обучения через применение тестовых технологий на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность тестовой технологии обучения;
2. Рассмотреть функции, достоинства и проблемы тестовой технологии обучения;
3. Проанализировать применение тестовой технологии в учебновоспитательном процессе;
4. Проанализировать приемы использования тестовой технологии на уроках математики;
5. Рассмотреть реализацию тестовой технологии на уроках математики общеобразовательной школы
6. Проанализировать оценку эффективности использования тестовых технологий на уроках математики в общеобразовательной школе
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, абстрагирование.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные положительные стороны тестирования как одной из форм контроля являются очень актуальным для решения проблемы к успешной сдачи государственной итоговой аттестации обучающихся.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В системе обучения важное значение имеют проверочные работы, позволяющие выявить уровень подготовленности учащихся, систематическая проверка знаний, умений и навыков учеников позволяет учителю и администрации видеть у каждого ребенка проблемы в освоении знаний для коррекции его действий, выявить случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии, повседневно следить за успешностью продвижения детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях; предупреждая неуспеваемость. Одним из видов проверки ЗУНов является тестирование. Тестирование - это обобщенный материал по ключевым темам, нацеленный на выявление степени усвоения изучаемого материала. Цель использования тестового задания: диагностика уровня усвоения ЗУНов по теме в наиболее сжатые сроки. Задача: вооружить обучающихся системой умений и навыков учебного труда. Тесты в отличии от привычных форм проверки знаний, таких как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и тому подобное, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат.
Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку»; дает возможность установить причину итоговой неудачи благодаря поэтапному выполнению заданий и построить соответствующую коррекционную работу; благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и совершенствовать самоконтроль; использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность (рефлексия); учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнить свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль; у родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей. Тестовые задания используются на разных этапах урока: при опросе, подготовке к изучению нового материала, закреплении как дополнительное задание повышенной трудности.
Специфика уроков математики, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала, требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счёт использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. «Тест - объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу». Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов. В структуре проверки знаний на уроках математики используют тесты: предварительные, текущие, тематические, повторные, периодические, итоговые.
Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой -то элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить важные элементы знаний, связи между ними. Таким образом, обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Объём теста, как правило, рассчитывается на 10 - 12 минут работы ученика.
Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучению математике.
Результаты тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.
Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках математики показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понимания учитель предлагает детям прочитать задание, найти в нём главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных, выбрать правильный и обозначить его в соответствии с требованием инструкции: отметить, подчеркнуть. Обвести в кружок и т.д. по мере изучения материала виды тестов усложняются. На первых этапах обучения методика использования тестов предполагает больше времени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.
Основная цель экспериментального исследования состояла в исследовании использование тестовой технологии обучения на уроках математики общеобразовательной школы.
Для определения первоначального уровня сформированности оценки качества образовательной подготовки учащихся по математике был проведен мониторинг знаний учащихся 8 классов по математике по результатам использования входного теста.
В ходе констатирующего исследования установлено, что оценки качества образовательной подготовки учащихся по математике обучающихся контрольной и экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне развития.
Материал, представленный в проекте - это тренировочные варианты, подготавливающие учащихся 8 класса к итоговой экзаменационной работе в 9 классе.
Содержание коротких тестов позволяет использовать их на уроке при изучении каждой темы. При этом не требуется большого количества времени, чтобы проверить качество обучения. Итоговая тестовая работа рассчитана на 45 минут и позволяет выявить знания учащихся, оценить их по качественному признаку. Для этого итоговая работа содержит две части (базового и повышенного уровня).
На контрольном этапе исследования, как в контрольном, так и в экспериментальном классе был использован итоговый тест.
Тест направлен на обобщение и закрепление знаний за год в 8 классе. В результате статистической обработки, нами установлено, что после проведения опытно-поисковой работы, направленной на формирование оценки качества подготовки учащихся по математике в ходе реализации тестовых технологий с обучающимися экспериментальной группы показали значимо высокие результаты.
1. Андрюшков А. А. Образовательные проекты в мыследеятельностной педагогике. Обучение проектированию. Электронный ресурс. Режим ввода: http://1314.ru
2. Великановой А.В. Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара: Профи,
2011. - 45 с.
3. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения [Текст]/Д.Т. Аллахвердиева//Высшее образование в России. -№2.- 1993. -102-104 с.
4. Переверзев, В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие/В.Ю. Переверзев.- М.: Логос, 2003.- 120 с.
5. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. - М.: Академия, 1998.- 40-54 с.
6. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа-1999. № 7.- 53-70 с.
7. Горбачев В.И. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 7. - 88-89 с.
8. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля [Текст] / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 1993. № 1.
9. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -1999. № 7.- 46-80 с.
10. Подласый И. П.// Педагогика. - М.: Владос-Пресс, 1999.- 365 с.
11. Рудницкая, В. Н. Тесты по математике/В. Н. Рудницкая.-М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 111с.
12. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. - М.: Академия, 1998.- 201 с.
13. Балыхина, Т.М. Основы теории тестов тестирования/Т.М. Балыхина.- М.: Просвещение, 2006.- 240 с.
14. Мильтруд, Р.П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки
качества обучения иностранным языкам/Р.П. Мильтруд, И.Р.
Максимова//Иностранный язык в школе.- 2005.- №7.- 32-41 с.
15. Переверзев, В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие/В.Ю. Переверзев.- М.: Логос, 2003.- 120с...