ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7
1.1 Сущность и специфика современного образовательного процесса.
Современные модели образовательного процесса 7
1.2 Научно-методическое сопровождение современного образовательного
процесса: сущность, основные составляющие 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21» г. КАМЕНСКА-
УРАЛЬСКОГО 27
2.1 База, этапы и методы исследования 27
2.2 Разработка модели научно-методического сопровождения
современного образовательного процесса 31
2.3 Формирующий и констатирующий этапы экспериментальной работы:
реализация разработанной модели на примере деятельности образовательного учреждения «Средняя школа № 21» г. Каменска- Уральского 36
2.4 Рекомендации по использованию разработанной модели научно
методического сопровождения современного образовательного процесса 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 101
Для эффективного решения задач, стоящих в настоящий момент перед системой образования, необходимо поддерживать и обеспечивать инновационную компетентность педагогического коллектива и образовательного учреждения в целом.
Модернизация системы образования диктует необходимость обеспечивать новое его качество. Для этого необходимо найти новые подходы к организации научно-методического пространства образовательной организации. Так, научно-методическая работа должна быть направлена на перспективное развитие образовательной деятельности, совершенствование его содержания и методики преподавания, необходимо найти новые принципы, закономерности, методы, формы и средства организации учебного процесса. Иными словами, необходима выработка направлений, способствующих совершенствованию образовательного процесса.
Эффективным может считаться такое обучение, при котором учащийся самостоятельно организует свою деятельность, а учитель выполняет функцию наставника, пропуская ученика вперед, стимулируя его к самостоятельной деятельности. Для такой работы подходит в большей степени организация обучения в интерактивных формах, малых группах. В настоящий момент перед школой стоит важная задача - дать учащемуся не только прочные знания, но и помочь развиться его творческим способностям. Главной целью обучения становится создание таких условий, при которых ученик в дальнейшем сможет самостоятельно добывать необходимые ему знания.
В соответствии с этим в настоящее время возникает необходимость обоснования научно-методического сопровождения образовательного процесса, которое обеспечит рост качества образовательной деятельности, что обусловило актуальность исследования.
Актуальность рассматриваемой проблемы, особенности практической деятельности определили тему исследования: «Разработка модели научнометодического сопровождения современного образовательного процесса».
Объект исследования - образовательный процесс.
Предмет исследования - создание модели научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях современной школы.
Целью исследования является разработка и проверка эффективности модели научно-методического сопровождения современного образовательного процесса.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть особенности современного образовательного процесса;
• разработать модель научно-методического сопровождения образовательного процесса;
• провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности модели научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях образовательного учреждения «Средняя школа № 21» г. Каменска-Уральского.
В качестве теоретической основы были взяты следующие положения:
• основные положения теории «обучающей организации» (Е.И. Герасимов, Б.М. Малиновский, Н.Н. Суртаева, С.С. Семушкина и др.);
• теоретические основы научно-методического сопровождения педагогического персонала (М.Н Певзнер, А.В. Петров, О.М. Зайченко и др.);
• целостный подход к реализации педагогического процесса (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);
• направления современного процесса воспитания и обучения (О.О. Грачева, Я.Д. Григорович, И.А. Малахова и др.).
В работе применялись следующие методы эмпирического (анализ продуктов деятельности образовательной организации) и теоретического (анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования) характера. К вспомогательным методам относятся: анкетирование, опрос, наблюдение.
Практическая значимость: разработанная модель научнометодического сопровождения современного образовательного процесса, может служить основой для совершенствования образовательного процесса в современной школе.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 21» г. Каменска- Уральского.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Модернизация современного общества коснулась и образовательного процесса. В подобных условиях актуальным становится качественное научно-методическое сопровождение образовательного процесса.
Современный образовательный процесс - это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства в целом. Результатом данного процесса является констатация достижения обучающимися определенных образовательных уровней. Образовательный процесс - основа формирования личности. Главными действующими лицами образовательного процесса является обучающийся и обучающий. Для достижения результатов оба субъекта образовательного процесса должны быть активными деятелями. Современные учащиеся отличаются от предыдущих поколений: возросла их информированность, отсутствует мотивация на получение академических знаний. Такая новая формация обучающихся требует нового подхода к обучению.
В основе современной модели образовательного процесса лежит усвоение обучающимися универсальных учебных действий (рисунок 2), на первый план выходит достижение метапредметных, предметных и личностных результатов (рисунок 1). В подобного рода модели каждый участник образовательного процесса - деятель, и у каждого своя роль.
Для того чтобы обеспечить такую образовательную деятельность, основанную на субъектно-субъектных отношениях, необходимо организовать научно-методического сопровождения образовательного процесса. Под данным термином понимаются целенаправленные и взаимосвязанные мероприятия, способствующие улучшению образовательного процесса.
За основу модели (рисунок 4) научно-методического сопровождения образовательного процесса был взят компонентный состав, предложенный В.С. Лазаревым, М.М. Поташником. Как видно на рисунке, каждый из обозначенных блоков был наполнен определенным содержанием. Комплекс данных мероприятий касается не только педагогов, но и учеников и их родителей (законных представителей). Было выдвинуто предположение, что реализация данной модели позволит упорядочить введение ФГОС ОО, улучшить образовательный процесс в определенной организации.
Состоятельность данной модели была проверена на базе образовательного учреждения «Средняя школа № 21» г. Каменска- Уральского. В настоящий момент в данной школе продолжается внедрение ФГОС ОО на всех реализуемых образовательных ступенях. Перед тем как начать организованное в соответствие с разработанной моделью научнометодическое сопровождение, была изучена государственная программа, обозначенная в Законе «Об образовании», инициатива «Наша новая школа», анализ данных документов позволил обозначить направления сопровождения. Было проведено анкетирование и тестирование педагогов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и учащихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), результаты которого явились контрольными точками для доказательства выдвинутой гипотезы.
В ходе осуществления научно-методического сопровождения образовательного процесса в соответствии с разработанной моделью удалось достичь непрерывности осуществляемой деятельности, помочь с трудностями, возникающими у педагогического состава, у учащихся, организовать регулярную обратную связь с родителями (законными представителями) обучающихся, улучшить образовательный процесс.
При реализации модели научно-методического сопровождения образовательного процесса необходимо учитывать, что данный вид деятельности должен осуществляться с обязательным учетом индивидуальных особенностей конкретной образовательной организации.
Необходимо учитывать педагогический и ученический состав (уровень образованности, социальный статус и т.п.), материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, планируемые результаты и т.п.
В ходе исследования были отмечены особенности современного образовательного процесса, показана модель современного образовательного процесса, дано понятие термина «научно-методическое сопровождение образовательного процесса», разработана модель научно-методического сопровождения образовательного процесса, проверена ее эффективность использования при реализации образовательной деятельности в конкретном учреждении, даны рекомендации относительно использования данной модели.
В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи решены. Результаты исследования могут быть полезны административному составу образовательного учреждения, планирующим улучшение образовательного процесса.
1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.
2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc.
3. Государственная программа РФ «Развитие образования на 20132020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля
2014 г. № 295. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/ 3409.
4. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 5-21.
5. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996. - С.71-88.
6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие муниципальной системы образования. - Кн. 2: Планирование и мотивация профессионального развития кадров. - М.: АПКиПРО, 2004. - 254 с.
7. Белотелова Л.Н. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. -
2009. - №7. - С. 13-18.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998. - 156 с.
9. Бобровникова Е.Р., Фоменко С.Л. Научно-методическое
сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России- 2014. - № 2. - С. 49-53.
10. Винтер Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 24-29.
11. Воробьева C.B. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
12. Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс.// Мир образования - образование в мире. - 2006. - № 2 (22). - С. 16-19.
13. Гаргай В. Б., Кипа К. А., Захаров М. Н., Мельникова И. Ю.,
Степанов С. А. К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: та1епа1з/16184/к%20вопросу%20о%20научно-методическом
%20сопровождении
14. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 2. - С. 35-40.
15. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань: Дом прессы, 2006. - 224 с...