Введение 3
1. Художественная выставка в современных условиях 6
1.1. Понятия, методы и классификация выставочной деятельности в сфере
изобразительного искусства 6
1.2. Роль музея и галереи в художественно - выставочной деятельности 20
2. Выставочные художественные проекты Кузбасса в середине XX начала
XXI вв 31
2.1. Формирование выставочных практик в Кемеровской области в середине
XX века 31
2.2. Выставочная деятельность Кузбасса в начале XXI века 49
Заключение 58
Список принятых сокращений 63
Список источников и литературы 64
Список иллюстраций 67
Иллюстрации 69
В развитии нашего общества искусство приобретает все возрастающее значение. Неся подлинные духовные ценности, обогащает интеллектуальный мир современного человека - культура, являющаяся синтезом обобщения предыдущих эпох, прошлого наследия и культурных преобразований.
Выставка, являясь одной из составляющих форм культуры, несет в себе образовательные, социальные, коммуникативные задачи, где она передает новые мысли и чувства окружающего мира путем визуального воздействия на человека, а в целом общества.
Изучение художественных выставок является актуальным явлением за счет регионального компонента и достаточно редкой литературы по данной теме.
На сегодняшний день существует несколько фундаментальных трудов, освещающих культурную жизнь региона Кемеровской области:
• изучение художественной жизни Кузбасса, в том числе и выставочной деятельности отображено в монографии В. А. Откидач «Художники Кузбасса» 1984 г. Искусствовед описала художественную жизнь Кузбасского региона с самых первых ее истоков. В монографии освещены самые значимые и важные события, повлиявшие на развитие художественной жизни региона, начиная с приезда первых художников и заканчивая описанием крупных выставочных проектов вплоть до последней четверти XX века;
• в монографии Т. Д. Рысаевой «Художественная жизнь Кузбасса: с 30-х
годов XX - начало XXI века» изданной в 2015 г. рассматриваются региональные проблемы становления художественной жизни Кузбасса. Раскрыта история становления Кемеровского отделения Союза
художников РФ, проанализировано влияние художественного
образования на изобразительное искусство региона, проведен анализ творческой деятельности художников нового времени.
Подробно изучая такой культурный феномен как выставка, нельзя не обратится к классификации и методологии. Вопросом классификации выставок и типологией выставочных площадок занималась Н. В. Порчайкина в работе «Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек». Монография Т. П. Полякова «Как делать музей?» освещает вопросы методологии экспозиционного пространства.
Цель: определить степень влияния художественных выставочных проектов Кемеровской области на культурную жизнь региона.
Задачи:
Рассмотреть классификацию существующих выставок, методов построения экспозиции и выявить проблематику выставочных площадок Кемеровской области;
Рассмотреть роль художественного музея и галереи в формировании выставочных пространств Кузбасского региона;
Определить основные факторы создавшие наиболее подходящие условия для формирования выставочных пространств;
Выявить наиболее значимые выставочные проекты Кемеровской области в XXI веке.
Географические рамки исследования - Кемеровская область.
Временные рамки - середина XX - начало XXI века.
Объект исследования: художественные выставки как фактор развития культурной жизни.
Предмет исследования: степень влияния художественных проектов на культурную жизнь региона.
В данной работе были использованы следующие методы искусствознания:
1) Метод художественно-стилистического анализа наиболее актуальных примеров экспозиционного творчества с целью выявления и 4
теоретического обоснования основных тенденций выставочной деятельности музеев и выставочных залов;
2) Типологический метод с целью выявления и анализа основных экспозиционных форм современной выставочной деятельности, выявления основных методов экспозиции;
3) Сравнительно-описательный метод для сопоставления и анализа образно-выразительного облика выставки для решения различных экспозиционных задач.
Наиболее значимым из источников выступают альбомы - каталоги проведенных масштабных межрегиональных выставок на территории Кемеровской области: «Шестая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» 1985 года, ответственный редактор П. Д. Муратов, автор вступительной статьи П. М. Дорофеев и альбом - каталог «межрегиональная художественная выставка «Сибирь XII», составитель О. М. Галыгина, автор вступительной статьи В. Ф. Чирков.
В обогащении духовной жизни общества новыми ценностями, идейном и нравственном возвышении современного человека велика роль культуры и искусства.
Творчество сибирских художников является составной частью общей единой системы изобразительного искусства нашей многонациональной страны. Яркими вехами его развития стали зональные художественные выставки «Сибирь XII» (так же «Сибирь Социалистическая»). Они являются своеобразными традиционными отчетами, хорошей формой общения, творческого соревнования коллективов Союза художников.
В результате проведенного исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, выставочная деятельность в сфере изобразительного искусства является сложной системой взаимоотношений разных компонентов, таких как пространственная среда, экспонат и идея. В свою очередь, эти компоненты имеют свои различные элементы и без их общего концептуально - культурного единства невозможна выставка, вместе они образуют и создают единую концепцию.
Классификация выставок имеет достаточно разрозненный характер информации. Наибольшее отражение классификации выставок рассмотрена у автора Н. В. Порчайкиной в работе «Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек». В данной работе выявляются основные принципы классификации по следующим критериям: типы экспозиционных пространств, типы экспонируемого материала, характер экспонентов, функции, цели и задачи выставки как события.
Современное искусство является экспериментальным полем для новых видов изобразительного искусства, благодаря научно - техническому 58
процессу, что в свою очередь повлияло и на развитие выставочного пространства - оно дополнилось инсталляциями, найдя отражение в новых подходах методов проектирования.
Были рассмотрены методы проектирования экспозиционных пространств по монографии Т. П. Полякова «Как делать музей?» и на примере выставочных площадок Кузбасса, была выявлена следующая проблематика - в Кемеровской области не обнаружено выставочной площадки, включающей в себя новые технологии и мультимедийного пространства с новым видом изобразительного искусства - инсталляциями, что в свою очередь делает данную тему актуальной на сегодняшний день.
Экспозиция - это важная составляющая часть выставки, а выставка является коммуникативным пространством, точкой пересечения социальной, образовательной, научной, культурной жизни общества, где она несет новые мысли и чувства окружающего мира.
Во-вторых, можно отметить, музей способствует формированию имиджа города, выполняя особую миссию для всего Юга Кузбасса - в первую очередь, это сохранение культурного наследия; формирование качественного культурного досуга, обеспечение доступа к мировым шедеврам и значимым культурным явлениям мирового уровня; создание фонда нового культурного наследия, способного стать частью достояния страны, сохранение и развитие того наследия, которое нынешние новокузнечане получили от предшественников;
Музей так же формирует творческую конкурентноспособную среду среди художников для дальнейшего развития культуры региона, невольно создав первые зачатки арт - рынка, где появилась галерея. Конечно, художественная галерея принципиально отличается от художественного музея имея коммерческие основы, но одной из просветительских задач, объединяющих такие две разные формы, является успешное проведение разнообразных и разноформатных выставок.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественные музеи и галереи создают художественные выставки, формирующие выставочные площадки для культурного развития региона.
В-третьих, недостаток профессиональных художественно - педагогических кадров определило направление развития изобразительного искусства Кемеровской области - носило самодеятельный характер в начале творческого пути.
Почти в середине ХХ века художественная жизнь Кузбасса стала набирать силу, благодаря художникам, приехавшим в Сибирь по путевкам Наркомпроса для поднятия художественного образования. Но она находилась в статичном состоянии активизации до Великой Отечественной войны, формируя первые зачатки художественной деятельности.
Период Великой Отечественной войны стал особым этапом в истории становления профессионального изобразительного искусства. Во многом это связано с приездом в Кузбасс большой группы эвакуированных профессиональных художников и художественная жизнь региона переживает своеобразный всплеск.
В 1957 г был образован самый молодой в Сибири творческий союз - Кемеровское отделение Союза художников СССР. Не маловажное значение имела выставка. Заложенный фундамент активной выставочной деятельности сыграл определяющую роль в вопросе создания отделения союза художников России в г. Кемерово, а в дальнейшем и отделения в г. Новокузнецке.
Наибольшее значение в выставочной деятельности имеют межрегиональные художественные выставки. Они позволяют отследить проблематичные стороны развития художественной жизни всех регионов и создать вектор направления для успешного развития.
Кузбасский регион является одним из самых молодых участвовавших в «Сибирь социалистическая» с 1964 г, и постепенно отслеживая выставки, можно с уверенностью сказать, что главным центром художественной жизни и выставочной деятельности становится союз художников. Он с самого 60
возникновения задает темп бурного прироста как его членов, так и проведение многозначительных мероприятий.
Как показала межрегиональная выставка «Сибирь социалистическая», (проведенная в том числе и территории Кемеровской области в 1985 г.) художественные проблемы, стоящие перед художниками Кузбасса, почти не имеют принципиального отличия от общего направления в советском искусстве и произошедшая переоценка ценностей в конце XX века в отечественной культуре, существенно изменила эстетические и духовные ориентиры, основательно расшатала традиционные устои, что несомненно повлияло и на искусство кузбасских художников.
Но художественная жизнь региона не живет только одними межрегиональными выставками, проводимыми один раз в пять лет. Несомненно, это крупномасштабные проекты без которых обойтись просто невозможно, но культура города и всего региона создается как пазл - каждая проведенная и открытая выставка в городе, формирует одну общую и единую картину всего региона.
В-четвертых, на данный момент (2000 - 2019 г.) мы сталкиваемся с проблемой единой систематизации информации по выставочной деятельности;
до начала 1990 - х годов художественная среда сибирских городов пополнялась не только местными выпускниками, но и приезжими из Москвы, Ярославля, Санкт - Петербурга, Харькова, Иркутска. В пост - перестроечный период поток из центральных ВУЗов иссяк, конечно образовались и в сибирских городах новые отделения и вузы творческой направленности, но большинство выпускников уезжает в крупные города для продолжения обучения, или же «растворяются» в дизайнерских фирмах и школьном образовании. И в связи с этим остро встает вопрос о пополнении молодыми Союзов художников Кемеровской области;
активная и успешная выставочная деятельность Кемеровской области 2017 - 2019 г. а именно: межрегиональный художественный проект «Сибирь.
61
Регионы», межрегиональная художественная выставка «Сибирь XII» посетившую более двенадцати тысяч горожан и привезенная из г. Красноярска межрегиональная художественная выставка сибирского пейзажа "Родина — Сибирь" легла в основу решения создания Сибирского центра современного искусства в г. Новокузнецк.
1. Высоцкая Т. М. Мобилизация молодых. Традиция и эксперимент в творчестве нового поколения художников Западной Сибири // Небогатова С. В. Прокудина П. И. Мобилизация молодых. Альбом - каталог, Новокузнецк, 2007 г., - 140 с.
2. Высоцкая Т. М. Новокузнецкая организация «Союз художников России» 1989 - 2009 // Высоцкая Т. М., Данилова Л. Г. Художники Новокузнецка: альбом - каталог /Администрация города Новокузнецка, Новокузнецкая организация ВТОО/ - Новокузнецк, 2009 г. - 228с.
3. Высоцкая Т. М. Художники Кузбасса. Альбом - каталог, Новокузнецк, 1999 г. - 80 с.
4. Высоцкая Т. М. Художественная галерея Новокузнецкого муниципального банка. Альбом - каталог, Новокузнецк, 2012 г. - 52 с.
5. Галыгина О. М. 100 художников Сибири. Альбом - каталог, Новокузнецк, 2007 г. - 238 с.
6. Гончаров Ю. 60 лет Великого Октября. Каталог областной юбилейной выставки художников Кузбасса, Кемерово, 1978 г. - 58 с.
7.Чирков В. Ф. Вст. Статья «Сибирь художественная: развитие с опорой на традиции» // Межрегиональная художественная выставка «Сибирь XII: альбом-каталог /сост. Галыгина О.М. Красноярск, 2018 г. - 400 с.
Литература:
8. Данилова Л. Г. Из истории художественной жизни Новокузнецка 1920 - 1950-х годов: статьи, хроника, документы, воспоминания, письма, фотографии / автор-составитель Л. Г. Данилова; ред. Л. Н. Ларина, В. А. Бурлакова, П. И. Прокудина. - Новокузнецк, 2013. - 177 с
9. Даниэль С. М. Искусство видеть, Л., 1990 г. - 220 с.
10. Лапшин В. Перспективы роста // Нехорошев Ю. Десять зональных выставок: сборник статей Л., Художник РСФСР, 1967 г. - 196 с.
11 .Ларина Л. Н. Первому художественному музею Кемеровской области 50 лет //Музей в контексте региональной культуры: материалы межрегиональной научно - практической конференции / сост. Данилова Л. Г.; ред. Ларина Л. Н., Костерина Т. Т., Новокузнецк, 2011 г. - 238 с. 12.Откидач В. А. Художники Кузбасса, Л.1984 г. - 192 с.
13. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей». М.: РИК, 2003. - 245 с.
14. Порчайкина Н. В. Выставка современного искусства как система: пространство-экспонат-человек, Красноярск: 2013 г. - 190 с.
15. Рысаева Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса: с 30-х годов XX - начало XXI вв. / Т. Д. Рысаева, С. Ф. Рысаева. - Кемерово: Институт угля СО РАН, 2015 - 248 с.
16. Степанская Т. М. Выставка - традиционная форма художественной жизни региона: основные направления ее модернизации //Музей в контексте региональной культуры: материалы межрегиональной научно - практической конференции / сост. Данилова Л. Г.; ред. Ларина Л. Н., Костерина Т. Т. , Новокузнецк, 2011 г. - 238 с.
Электронные ресурсы:
17. Брайан О. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства 1986 г. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.litres.ru/static/or4/view/
18. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969— 1978 [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/8
19. Галыгина О. М. Современное искусство Сибири в эпоху цифровой трансформации // Изобразительное искусство Сибири второй половины XX - начала XXI века и региональные художественные проекты сборник статей / сост., ред. С. П. Голикова - НРО ВТОО «Союз художников России» - Новосибирск ,2017г. - 88 с. https://www.altstu.ru/media/f/Sbomik-Krasnoyarsk- ves.pdf
20. Из коллекции музея создадут выставку - наглядное пособие с иллюстрациями [Электронный ресурс]. URL: http: //mira1 .ru/news/2608
21. Поляков Т. П. Методы и технологии создания музейных экспозиций в советской России - 1918 - 1991 г. [Электронный ресурс]. URL: https://in- art.ru/news/longrids/metody-i-tekhnologii-sozdaniya-muzeynykh-ekspozitsiy-v- sovetskoy-rossii-1918-1991/
22. Ревякин В.И. Художественные музеи (Архитектору-проектировщику) [Электронный ресурс]. URL: 1991http://science.totalarch.com/book/2280.rar
23. Роджер Баллен. Реальное и нереальное [Электронный ресурс]. URL: http://mira1.ru/event/748
24. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary- Ozhegov-term-15441.htm
25. Шерин А. М. Становление Кемеровского отделения союза художников РСФСР 1957 г. - 1967 г. [Электронный ресурс] / Вестник Кемеровского государственного университета № 2 (54) - г. Кемерово, - 2013 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-kemerovskogo-otdeleniya-soyuza- hudozhnikov-rsfsr-1957-1967-gg