ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Основные понятия теории развития творческих способностей
дошкольников 6
1.2 Характеристика средств развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного
образования 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1 Анализ использования средств развития творческих способностей
дошкольников в МАДОУ № 44 «Серебряное копытце» 31
2.2 Программа развития творческих способностей дошкольников
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования 42
2.3 Оценка результатов апробации Программы развития творческих
способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
Происходящие сегодня преобразования дошкольного образования нашли отражение в ряде законодательных документов: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования; новой редакции Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; региональных целевых программах развития дошкольного образования.
В этих документах сформулированы основные требования к результатам дошкольного образования с учетом особенностей детей дошкольного возраста и задач их дальнейшего развития.
ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в воспитании и развитии дошкольника определяет создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В этой связи становится актуальной проблемой исследования поиск средств, которые будут способствовать развитию творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Степень разработанности проблемы исследования.
Проблема творчества широко разрабатывалась в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Возрастные физиологические и психологические возможности детей дошкольного возраста изучались в трудах по детской и возрастной психологии (А.В. Запорожец, И.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконин и др.). Подробно теория развития творческих способностей дошкольников отражена в работах Н.Ю. Венгер, Л.С. Выготского, В.А. Левина и др.
Методика дошкольного образования, в том числе определение основных педагогических средств развития и воспитания дошкольников отражено в работах Т.М. Бабуковой, О.М. Дьяченко, В.А. Сластенина и др.
Однако в отечественной (Н.Ю.Пахомова, Н.В.Матяш) и зарубежной (Дж.Дьюи) научной практике распространена точка зрения о тенденции смены традиционного образования продуктивным, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. В условиях внедрения ФГОС актуализируется проблема выбора адекватных педагогических средств, для решения новых образовательных задач.
На основании проблемы исследования сформирована тема: «Средства развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Объект исследования - развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Предмет исследования - традиционные и современные средства развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать средства развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия теории развития творческих способностей дошкольников.
2. Выявить основные педагогические средства, направленные на развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
3. Провести анализ используемых педагогических средств по развитию творческих способностей детей 4-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Описать опыт проектирования и реализации педагогических средств в соответствии с программой по развитию творческих способностей детей 4-6 лет в условиях в МАДОУ № 44 «Серебряное копытце» и оценить его результативность.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, изучение педагогического опыта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 64 наименований, 3 приложений.
Актуальность представленной выпускной квалификационной работы связана с тем, что одной из современных приоритетных задач в воспитании и развития дошкольника определяет создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Данная задача требует осуществить поиск средств, которые будут способствовать развитию творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В ходе проведенного нами исследования были выявлены основные понятия теории развития творческих способностей:
• способности - это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности;
• способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности, но и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальным своеобразием склада личности;
• творчество рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности;
• творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.
Также мы смогли выделить и особенности развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте.
Теоретический анализ научных разработок позволил нам отметить, что современная дидактика дошкольного образования предлагает достаточно большой набор как традиционных педагогических средств, направленных на развитие творческих способностей дошкольников, так и новых современных педагогических средств. Важно только понимать, что все уже наработанные педагогические средства должны быть использованы в соответствии с избранными педагогическими технологиями и видами деятельности детей.
Также мы провели анализ используемых педагогических средств по развитию творческих способностей детей 4-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения - МАДОУ № 44 г. Сухой Лог.
В целом изучение рабочих программ педагогов, собеседование с методистом ДОУ, опрос педагогов и психолога МАДОУ № 44 г. Сухой Лог показало, что учреждение в соответствии с Программой развития занимается развитием предметно-развивающей среды ДОУ; выбор педагогических средств воспитания и обучения воспитатели и специалисты осуществляют в зависимости от конкретных образовательных задач, в том числе и возрастных возможностей детей; содержания материала; времени, отведенного на изучение того или иного материала; объема и сложности материала; типа и структуры занятия; количества детей; интереса детей; взаимоотношений между педагогом и детьми; материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; а также в зависимости от особенностей личности педагога, его квалификации.
Вместе с тем, изучение совместно с психологом степени развития творческих способностей дошкольников показало, что наличие и разнообразие педагогических средств, которыми обладает образовательная организация дошкольного образования для развития творческих способностей дошкольников, не гарантирует того, что процесс их развития протекает эффективно. Без целенаправленного педагогического внимания к этому процессу, как видим, творческое воображение развивается в основном
лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития.
С учетом проведенного нами анализа использования педагогических средств в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также описанных ранее требований ФГОС дошкольного образования и выявленных педагогических средств, актуальных для развития творческих способностей дошкольников, мы совершили ряд действий.
Мы ознакомили с результатами нашего анализа руководителей МАДОУ № 44 «Серебряное копытце» г. Сухой Лог. После этого было проведено несколько методических семинаров, посвященных особенностям развития творческих способностей у дошкольников.
Также нами была разработана дополнительная образовательная программа «Развитие творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста».
В данной программе основной акцент был сделан на процесс развития творческих способностей детей при максимальном использовании средств, направленных на последовательное и систематическое развитие детского воображения.
Анализируя все полученные результаты можно сделать следующие выводы:
• подробный анализ использования педагогических средств дошкольной образовательной организации позволяет расширить их арсенал реализации в процессе развития творческих способностей детей;
• современные компьютерные технологии также значительно расширяют возможности использования игры как ведущей деятельности дошкольников, основного способа познания ими окружающего мира и освоения новых социальных ролей.
• акцентирование внимания педагога на максимальное использование имеющихся педагогических средств в работе с детьми создает особую возможность использовать ребенку все средства, которые есть под рукой, для выражения своей творческой фантазии.
С помощью диагностики нами выявлено, что целенаправленная педагогическая деятельность и расширение арсенала использования педагогических средств стимулируют развитие всех показателей сформированности творческих способностей у дошкольников (реализм воображения, способность видеть целое раньше частей, надситуативнопреобразовательный характер творческих решений, экспериментирование); а также стимулирует участие детей в творческих мероприятиях.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем возможно детальное изучение особенностей развития разных видов творческих способностей у дошкольников.
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение / М.А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 1973. 117 с.
4. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как
проблема педагогической психологии [Электронный ресурс]// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kak- problema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 23.02.2018).
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок: монография / Н.А. Ветлугина. - М., 1972. 288 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. 96 с.
7. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии, 1982. - № 5.
8. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования: необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование / В.В. Рубцов, А. Марголис, В.А. Гуружапов, 2000. №2. С. 5-18.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2008. 80 с.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 72 с.
11. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. 192 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 368 с.
13. Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44 - 51.
14. Замураева М.А.. Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Нижний Новгород, 2006. 200 с.
15. Кириллова Г Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. - № 2. С. 41 - 46...