Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство формирования математических представлений дошкольников

Работа №97500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Специфика развития математических представлений у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Анализ программ дошкольного образования по проблеме развития
математических представлений у детей дошкольного возраста 18
1.4. Подходы к использованию игры в развитии математических
представлений 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР 38
2.1. Диагностика начального уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста
математических представлений посредством дидактической игры 47
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.
Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.
Степень изученности темы. Формирование математических представлений - одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр- развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно-методические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр не полно.
В соответствии с выше изложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью и структурированностью данного вопроса.
Противоречия обозначили проблему исследования: можно ли развивать математические представления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, как наиболее эффективного средства?
Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Игра как средство формирования математических представлений дошкольников».
Цель: теоретически обосновать и разработать систему дидактических игр для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект - процесс развития математических представлений дошкольников.
Предмет - дидактические игры, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели, предмета и объекта исследования предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования
2. Провести анализ программ для дошкольных образовательных организаций по развитию математических представлений.
3. Выявить значение игры в развитии математических представлений
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования уровня развития математических представлений.
5. Опытно-поисковым путем проверить результативность использования комплекса дидактических игр.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Теоретическую основу исследования составили:
Исследования в области математических представлений (А.В. Белошистая [7], Е.В. Колесникова [34], А.А. Столяр [64] и другие). Работы по проблеме разработки современных дидактических игр и материалов, формирующих математические представления дошкольников (М. Монтессори [47], Ф. Фребель [71] и другие). Идеи о ведущей роли познавательного развития детей дошкольного возраста в формировании личности (Л.С. Выготский [18], С.Л. Рубинштейн [59]).
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ Д/С № 385 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участвовали воспитанники старшей группы (20 детей), подготовительной группы (20 детей). Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2018 года.
Практическая значимость исследования: разработанная система дидактических игр и рекомендации по их использованию могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития математических представлений детей.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст характеризуется тем, что в нем формируются основы знаний, которые так необходимы ребенку в школе. Математика, являясь достаточно сложной наукой, вызывает у детей значительные затруднения в период школьного обучения. Многие дети могут и не обладать математическим складом ума, в этом случае, подготавливая их к школе, необходимо при подготовке к ней познакомить детей с основами счета. Педагогам известно, что математика является мощным фактором в психическом развитии ребенка, формирования у него творческих и познавательных способностей. Самым главным в период подготовки ребенка к школе становится привитие ему интереса к познанию. Для этого образовательная и повседневная деятельность детей в подготовительной к школе группы должна проходить в игровой и занимательной форме. Благодаря игровой деятельности можно сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у несобранных детей. Вначале они увлекаются только игровыми действиями, а затем их начинает интересовать то, чему учит игра. Постепенно у детей возникает интерес к самому предмету обучения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Математическое развитие детей в дошкольном возрасте проявляется в качественных изменениях форм познавательной активности, происходящих вследствие формирования у них элементарных математических представлений и логических операций.
2. Обучению детей дошкольного возраста элементарной математике должно отводиться особое место в образовательном процессе. Это связано с рядом достаточно веских причин: началом обучения некоторых детей в школе с шестилетнего возраста, с большим объемом информации, которую получает ребенок, с повышенным вниманием к информационным и коммуникационным технологиям в образовательных организациях, с
интенсификацией процесса обучения, со стремлением родителей, как можно раньше научить ребенка знать цифры, решать примеры и задачи, выполнять операции счета.
3. Анализируя образовательные программы по формированию элементарных математическим представлениям можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста осваивают способы установления и определения различного типа связей между математическими объектами, отношениями. Например, установлению соответствия между элементами множеств (применения приемов наложения, сопоставления элементов множеств в виде «один к одному», использования приемов приложения в целях определения отношений величин). Дети к концу старшего дошкольного возраста понимают то, что самым точным способом определения количественных отношений является измерение величины и счет предметов. Умения, навыки счета и измерения становятся у детей более осмысленными и прочными.
4. Для развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные дидактические игры. Эти игры дают ребенку возможность уяснить ряд сложных математических понятий, сформировать у них представления о том, как соотносятся количество и цифры, цифры и числа, развивают пространственно-временные представления, формулировать выводы.
5. Дидактические игры используют широкий спектр наглядного материала (палочки, геометрические фигуры, пазлы, конструкторы различных типов и т.п. - все это способствует тому, что образовательная деятельность по математике проходит в доступной, занимательной, веселой форме. Использование логических игр, игр-головоломок математического содержания (например, игра Танграм) способствуют развитию у детей познавательного интереса, способности к осуществлению творческого поиска, желания и умения учиться. Игровая ситуация проблемного типа, которая характерна практически для любой задачи занимательного вида, вызывает у детей познавательный интерес. Занимательные задачи развивают у детей интерес к логике и математике, к доказательности рассуждений, сосредоточению внимания на проблеме и нахождению для нее верных решений, проявлению умственного напряжения.
6. Проведенная опытно-поисковая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе исследования, были отобраны методики и проведена первичная диагностика уровня формирования математических представлений.
На формирующем этапе исследования были разработаны и проводились дидактические игры, направленные на формирование математических представлений
На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня формирования математических представлений, проведен анализ полученных результатов.
Анализ результатов показал положительную динамику в развитии математических представлений в старшей и подготовительной группах: число детей с высоким уровнем в старшей группе увеличился на 69%, а в подготовительной группе на 75%. Количество детей с низким уровнем в старшей группе уменьшилось на 15%, а в подготовительной на 20%,
Таким образом, дидактическая игра является средством развития математических представлений у дошкольников в познавательной и самостоятельной деятельности детей.



1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015. - 212 с.
2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 2012.¬176 с.
3. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя / Н. Б. Аникеева- М.: 1987.- 144 с.
4. Баишева, М. И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс [Текст] / М. И.Баишева // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ - Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). - 2000. - 144 с.
5. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева. - СПб.: Питер, 2003. - 96 с.
6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведении /.А. С. Белкин - М.: Академия, 2005. - 256 с.
7. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.-400 с.
8. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение,
2004. - 244 с.
9. Богуславская, З. М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская. - М.: 1955. - 206 с.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
А. К. Бондаренко. - М., 2011.- 160 с.
11. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко,
A. И. Матусик. - М: Просвещение, 2013. - 192с.
12. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер.- М.: Просвещение, 2010. - 224с.
13. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических
представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11.- С. 14
14. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных [Текст] / Ю. П. Вавилов. - Ярославль, 2000. - 122 с.
15. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, - М.: Просвещение, 1989. - 330 с.
16. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер,
B. С. Мухина. Дошкольное воспитание. - 1974. № 7 - 26 с.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /
Л. С. Выготский. - М.: 1991.
18. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1982. - 395 с.
19. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред.
М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М.: Педагогика, 2004. - 418 с.
20. Воронина, Л. В. Современные технологии математического
образования дошкольников [Текст] : учебное пособие / Л. В. Воронина,
Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной - Екатеринбург, УрГПУ, 2013. - 282 с.
21. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст] / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. - 2018. - №33. - С. 125¬128.
22. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет [Текст] / Под ред. А.. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 190 с.
23. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] /
В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1998. - 254 с.
24. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [ Текст ]: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1998. - 235 с.
25. Дьяченко, О. М., Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева - М.: Просвещение, 1991.
26. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975. - 263 с.
27. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запопржец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. 1953. - 132 с.
28. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. З. Зак.- М.: Издательство «Аркти», 2003.-134 с.
29. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. - Ярославль, 1997. - 176 с
30. Козлова, В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников [Текст] / В. А. Козлова. - В 3-х книгах: Кн.2.: Методика. - М., 1996. - 250 с.
31. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
32. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей
6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2018. - 32 с. -
(Математические ступеньки)
33. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 6-7 лет [Текст] : сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Том-Пресс, 1999. - 128 с.
34. Колесникова, Е. В. Развитие математического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Колесникова. - М., 1974.
35. Корнеева Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». /Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М.,2000. - 184 с.
36. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст] : Сборник статей и речей / Н. К. Крупская. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
37. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. -4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,1981.- 386 с.
38. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина.- М.: Просвещение, 1974. - 366 с.
39. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М. И. Лисина -М.: «Воронеж», 1997
40. Макаренко, А. С. Правильно воспитывать детей. Как? [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: ACT, 2013.- 80 c.
41. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 218 с.
42. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л. С. Метелина. - М.: Просвещение 1984. - 111 с.
43. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова.- М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
44. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников:
игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 - 128 с., ил. - (Методический комплект программы «Детство»).
45. Михайлова, З. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова,. Р. Л. Непомящая - Л., 1988. - 267 с.
46. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова.- Спб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. - 384 с.
47. Монтессори, М. Руководство к моему методу [Текст] / М. Монтессори. - пер.с итал. - М.,: Просвещение1916. - С. 55.
48. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В. С. Мухина. - 6-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.
49. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2003.- 64 с.
50. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова. - М.: 1999. - 240 с.
51. Носова Е.А., Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носов, Р.Л. Непомнящая - М.: Детство-Пресс, 2007.
52. Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст]./ М. Н. Петрова. - М.: 1996.
53. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение. 1969.
54. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 26.08.20018)
55. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство [Текст] / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
56. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- изд. 3-е. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2014. -368 с.
57. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / сост. Л. Г. Петерсон [и др.]. - М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
58. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В.Запорожца, А. П.Усовой. - М.: Просвещение, 2016. - 164 с.
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - СПб : Питер, 2015. - 705 с. - (Мастера психологии)
60. Смоленцева, А. А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А. А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с.
61. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М., 2006. - 160 с.
62. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: психология родительской любви [Текст] / А. С. Спиваковская - М.: «Педагогика», 1986
63. Столяр, А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет [Текст]/ А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
64. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.
65. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: 1985. - 567 с.
66. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - 37 с.
67. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. - Минск, 2011.- 117 с.
68. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение. 1988.
69. Усова, А. П. Роль игры в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1970. - 274 с.
70. Хачапуридзе, Б. И. О построении дидактических материалов и игр [Текст] / Б. И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. - 220 с.
71. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ