Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания

Работа №97498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Место программы развития ДОО в комплексе программно-методического обеспечения деятельности ДОО 6
1.2. Задачи экологического образования дошкольников в условиях ДОО . 15
1.3. Основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач
экологического образования детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Цель и задачи опытно-поисковой работы по проблеме проектирования
процесса развития ДОО, обеспечивающего решение задач экологического образования дошкольников 35
2.2. Реализация методических рекомендаций по проектированию
программы развития ДОО экологического образования дошкольников 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
по проблеме исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9


На данный момент времени, организация передового педагогического процесса в дошкольном воспитании, определяется поиском решений важных проблем и задач для первой ступени образования. Система образования в РФ отменно меняется, выдвигая на первый план дошкольный возраст. Конкретно дошкольный период рассматривался русскими и зарубежными учеными и преподавателями как сенситивный, использующийся для формирования и становления базисных свойств личности.
Следовательно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), качественно воздействует на реализацию главной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новейшие запросы к развивающей предметно - пространственной среде. На первый план выходит надобность переосмысления подходов к организации, которая развивает предметно - пространственную среду ДОУ, в общем, и экологической развивающей среды - в частности. Поэтому, верно спроектированная экологическая развивающая среда, в согласовании с притязаниями ФГОС ДО, станет одним из основных критериев оценки качества экологического образования.
На нынешний момент в дошкольных учреждениях реализуется предметно - средовая модель образовательного процесса, копия требует, в свою очередь, квалифицированную организацию среды. Данная среда обязана гарантировать как совместную деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельную активность дошкольников.
Верно организованная экологическая среда имеет возможность быть использована в познавательных и оздоровительных целях, выполнять развивающую, познавательную, эстетическую, добронравную функции. Во взаимосвязи с этим видится актуальным вопрос ее проектирования.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему нашего исследования: «Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания».
Проблема исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и реализации проект экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития ДОО.
Предмет исследования - проектирование программы развития ДОО по решению задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
- обозначить место программы развития ДОО в комплексе программного - методического обеспечения деятельности ДОО;
- выделить задачи экологического образования дошкольников в условия ДОО;
- раскрыть основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научно-исследовательские издания разных лет, материалы специальной периодической печати по вопросам изучения проектирования программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что содержащиеся в ней информация и выводы могут способствовать более детальному и конкретному пониманию специфики проектирования экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан и апробирован проект по обогащению и организации экологической развивающей среды дошкольного учреждения.
Основное содержание
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы.
В заключении приводятся основные выводы.
В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог теоретической и практической разработки темы настоящего исследования: «Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания» можно сказать, что цель достигнута, решены поставленные во введении задачи.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируется основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.
В процессе анализа понятия «экологическое воспитание» и выявления его сущности было определено, что «экологическое воспитание» - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, как системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная 56
деятельность по отношению к природной среде, экологических чувств и экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Сущность экологического воспитания состоит в формировании начал экологической культуры, т.е. становлению осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы, понимания, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, которые позволяют в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, с которой обеспечит его выживание и развитие.
Проведенная диагностика экологической воспитанности, уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста в ДОО «Солнышко» выявлен ряд проблем: низкий и средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, что позволяет сделать вывод, что есть необходимость в повешении экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты подтвердили правильность выявленной проблемы, что было положено в основу разработки программы экологического воспитания.
Для решения выявленных проблем был разработан проект программы по экологическому воспитанию.
Цель программы - формирование и развитие экологической воспитанности, посредством формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии ФГОС ДО, содержит базовый материал, и состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
В каждый тематический раздел программы включены разнообразные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы: занятия по экологическому воспитанию; чтение художественной литературы; просмотр фото и видеоматериалов о природе; развивающие дидактические и подвижные экологические игры; опытническая деятельность; экспериментирование; продуктивная деятельность старших дошкольников; прогулки на территории детского сада по экологической тропе; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за объектами живой и неживой природы; труд в уголках природы, зимнем саду и на участке детского сада; творческие игры; краткосрочные экологические проекты; участие в экологических акциях; участие в выставках, конкурсах; организация досугов и развлечений; самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.
В период прохождения преддипломной практики, согласно разработанной Программы, нами была осуществлена частичная ее реализация и проведен цикл тематических занятий «Весна - красна». Даже за такой короткий промежуток времени стало заметно, что у детей появилось стремление к исследованию объектов природы, научились оценивать состояние природной среды, появился интерес о опытно-исследовательской деятельности, самостоятельному наблюдению за природой.
Предполагаемыми результатами реализации программы станут: повышение у детей уровня экологической воспитанности, сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы; появление интереса к объектам и явлениям природы; дети станут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе; сформируется стремление к исследованию объектов природы; научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, будут знать, и отличать характерные признаки разных времен года, объяснять причины смены времен года, знать значение воды и воздуха, земли и почвы в жизни всех живых объектов природы и ее свойства; обогатят знания об объектах живой природы и овладеют навыками правильного ухода за ними, а также произойдет повышение экологической грамотности родителей воспитанников.
Перспективными направлениями работы по экологическому воспитанию является ежегодное планирование воспитательной работы, дальнейшая экологизация предметной развивающей среды, расширение содержания и тематики средств, форм и методов реализации программ экологического воспитания, как для воспитанников, так и для их родителей.
Построение развивающей среды в рамках реализации проекта должно обеспечить воспитанникам чувство психологической защищенности, помочь формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Среда будет обогащать воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, будет способствовать их интеллектуальному развитию.
Преимущество созданной в будущем предметно-развивающей среды, по мнению членов творческой группы, заключается еще и в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечиваться разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Предполагается, что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, поскольку будут увлечены интересной деятельностью. Таким образом, положительный эмоциональный настрой дошкольников вызовет у них желание посещать детский сад.
Значительно возрастет продуктивность детской самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, выполнять много рисунков, поделок, рассказов, игровых импровизаций и т.д.
В процессе работы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ повысится уровень профессионального мастерства педагогов; активизируется педагогическое и культурное сознание родителей, воспитателей и специалистов для создания современной среды детского сада. В результате выпускник детского сада сможет успешно адаптироваться в социуме, и успешно обучаться в школе.



1. Аббасова, Л. И. Особенности проектного управления в деятельности дошкольной образовательной организации [Тест] / Л.И. Аббасова // Инновационное развитие науки образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 203-233.
2. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования - стандарт развития. [Электронный ресурс] /А.Г. Асмолов// - URL: https://www.tc-sfera.ru/post/asmolov-ag-
federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения 20.11.2018).
3. Гончарова, Е. В. Теория и технология экологического образования дошкольников [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Гончарова. - М.: Высшая школа, 2018. - 335 с.
4. Денякина, Л. М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск: ЯГУ, 2001. - 115 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. Питер, 2013. - 464 с.
6. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска [Текст]: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2015. - 64 с.
7. Земля - кормилица Белгородчины [Текст]: учебное пособие: Материалы, метод. разработки и рекомендации воспитателям дошк. образоват. учреждений для работы по эколог. образованию и развитию детей дошк. возраста (регион. аспект) / БелГУ; Управление образования администрации г. Белгорода; сост. А.П. Полыгина и др. - Белгород, 2015. - 207 с.
8. Искендерова, С. М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем [Текст] /С.М. Искандерова//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 1. - № 6 (28). - С. 89-95.
9. Кудинова, Г. Э., Розенберг, А. Г., Костина, Н. В. Экологическое образование - один из факторов устойчивого развития региона [Текст] / Г.Э. Кудинова, А.Г. Розенберг, Н.В. Костина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 60-63.
10. Майер, А. А. Контексты ФГТ и ФГОС. [Электронный ресурс] / А.А. Майер // - URL: https:// www.tc-sfera.ru/post/aa-mayer-konteksty-fgt-i-gqos- fragmentyvystupleniya(дата обращения 20.11..2018).
11. Матвеева, А. В., Кротова, Е. А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании [Текст] /А.В. Матвеева, Е.А. Кротова // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 26-28.
12. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОО и педагогов начальной школы. - М.: Аркти, 2015. - 320 с.
13. Методические подходы в образовании периода детства [Текст]: меж вуз. сб. науч. статей. /сост. Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 2016. - 69 с.
14. Миронов, А. В. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 11. - С. 3-8.
15. Моисеева, Л. В. Формирование экологической компетенции у младших школьников [Текст] / Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 206.
16. Молчанова, Т. К., Виноградова, Н. К. [Текст] / Т.К. Молчанова, Н.К. Виноградова // Составление образовательных программ (практические рекомендации). - М.: Перспектива, 2014. - 115 с.
17. Насибуллина, Э. Р. Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях / [Текст] / Э.Р. Насибуллина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - № 5 (77) - 2017 - С. 28-35.
18. Николаева, С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1996. - 215 с.
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Велби, 2015. - 189 с.
20. Николаева, С. Н. Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания. [Текст] / С.Н. Николаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5 (77). - С. 28-35.
21. Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования: приказ Мин.обр. науки России от 17 октября 2013 г. № 1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации.
[Электронный ресурс] - RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». / URL: https:ZZwww.rg.ru/2013Z11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения
20.11.2018).
22. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993. - 218 с.
23. Прохоренко, А. И. Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях. [Текст] / А.И. Прохоренко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 23¬27.
24. Пуговкин, А. А. Программа экологического образования. [Текст] / А.А. Пуговкин. - М.: Академия, 2016. - 100 с.
25. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования [Текст] / Л.В. Моисеева, Е.В. Гончарова и др. - Екатеринбург, 2002. - С. 112-113.
26. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. Структура программы и концепция [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 192 с.
27. Рыжова, Н. А. Проект как современная форма взаимодействия педагога и ребенка. [Текст] / Н.А. Рыжова //Дошкольное образование - развивающее и развивающиеся. - 2014. - № 1. - С. 15-19.
28. Рыжова, Н. А. Территория детского сада как образовательное пространство // Дошкольное образование - развивающее и развивающиеся.
2014. Т. 4. № 4. С. 27-32.
29. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011. - 320 с.
30. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - М.: АСТ, 2013. - 139 с.
31. Скударева, Г. Н., Анистратова, Е. В. Программа развития ДОО как инструмент формирования социального заказа дошкольному образованию. // Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с целью повышения доступности образования для категорий граждан, включая лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [Текст]: сборник статей по материалам научно-практической конференции / Г.Н. Скударева, Е.В. Анистратова. - 2015. - С. 12-13.
32. Скударева, Г. Н. Социальный заказ образованию как феномен современной педагогической действительности [Текст] / Г.Н. Скударева // Воспитание школьников. - 2013. - № 8. - С. 3-10.
33. Скударева, Г. Н., Воронкова, Т. Ю. Государственно-общественное управление как фактор инновационного развития дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г.Н. Скударева, Т.Ю. Воронкова. // «Современные тенденции в науке: новый взгляд» Сб. научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 29.11.2011 г.: В 9 ч. Ч. 7; Мин-во образования и науки РФ. - Тамбов, 2015. - С. 143-149.
34. Скударева, Г. Н., Шишова, Г. Г. Новые возможности активизации взаимодействия родителей и школы [Текст] / Г.Н. Скударева, Г.Г. Шишова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 25-29.
35. Тайчинов, М. М. Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой [Текст] / М.М. Тайчинов // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 5. - с. 23-24.
36. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л.Л. Тимофеева. - СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
37. Томилова, Л. Н. Проект по изучению территории ДОО как
инновационная форма экологического образования дошкольников. [Текст] / Л.Н. Томилова // Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе: сборник материалов научно-практической
конференции. Ученый совет И1ПЮ ГАОУ ВО МГПУ. - 2016. - С. 51-59.
38. Тюмасева, З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека [Текст] / З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та,
2015 - 268 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс] - URL:
https://www. pravobraz.ru/federalnyj -gosudarstvennyj-obrazovatelhyj -standart- doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 20.11.2018).
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 4 июня 2014 г). - М.: Омега- Л, 2013. - № 5976.
41. Щербакова, О. В. Проектное управление образовательной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / О.В. Щербакова // Пути развития: материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - 06 августа. - 2018 г. - С. 39-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ