Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Место программы развития ДОО в комплексе программно-методического обеспечения деятельности ДОО 6
1.2. Задачи экологического образования дошкольников в условиях ДОО . 15
1.3. Основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач
экологического образования детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Цель и задачи опытно-поисковой работы по проблеме проектирования
процесса развития ДОО, обеспечивающего решение задач экологического образования дошкольников 35
2.2. Реализация методических рекомендаций по проектированию
программы развития ДОО экологического образования дошкольников 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
по проблеме исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Место программы развития ДОО в комплексе программно-методического обеспечения деятельности ДОО 6
1.2. Задачи экологического образования дошкольников в условиях ДОО . 15
1.3. Основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач
экологического образования детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Цель и задачи опытно-поисковой работы по проблеме проектирования
процесса развития ДОО, обеспечивающего решение задач экологического образования дошкольников 35
2.2. Реализация методических рекомендаций по проектированию
программы развития ДОО экологического образования дошкольников 38
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
по проблеме исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
На данный момент времени, организация передового педагогического процесса в дошкольном воспитании, определяется поиском решений важных проблем и задач для первой ступени образования. Система образования в РФ отменно меняется, выдвигая на первый план дошкольный возраст. Конкретно дошкольный период рассматривался русскими и зарубежными учеными и преподавателями как сенситивный, использующийся для формирования и становления базисных свойств личности.
Следовательно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), качественно воздействует на реализацию главной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новейшие запросы к развивающей предметно - пространственной среде. На первый план выходит надобность переосмысления подходов к организации, которая развивает предметно - пространственную среду ДОУ, в общем, и экологической развивающей среды - в частности. Поэтому, верно спроектированная экологическая развивающая среда, в согласовании с притязаниями ФГОС ДО, станет одним из основных критериев оценки качества экологического образования.
На нынешний момент в дошкольных учреждениях реализуется предметно - средовая модель образовательного процесса, копия требует, в свою очередь, квалифицированную организацию среды. Данная среда обязана гарантировать как совместную деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельную активность дошкольников.
Верно организованная экологическая среда имеет возможность быть использована в познавательных и оздоровительных целях, выполнять развивающую, познавательную, эстетическую, добронравную функции. Во взаимосвязи с этим видится актуальным вопрос ее проектирования.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему нашего исследования: «Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания».
Проблема исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и реализации проект экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития ДОО.
Предмет исследования - проектирование программы развития ДОО по решению задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
- обозначить место программы развития ДОО в комплексе программного - методического обеспечения деятельности ДОО;
- выделить задачи экологического образования дошкольников в условия ДОО;
- раскрыть основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научно-исследовательские издания разных лет, материалы специальной периодической печати по вопросам изучения проектирования программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что содержащиеся в ней информация и выводы могут способствовать более детальному и конкретному пониманию специфики проектирования экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан и апробирован проект по обогащению и организации экологической развивающей среды дошкольного учреждения.
Основное содержание
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы.
В заключении приводятся основные выводы.
В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Следовательно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), качественно воздействует на реализацию главной общеобразовательной программы дошкольного образования и выдвигает новейшие запросы к развивающей предметно - пространственной среде. На первый план выходит надобность переосмысления подходов к организации, которая развивает предметно - пространственную среду ДОУ, в общем, и экологической развивающей среды - в частности. Поэтому, верно спроектированная экологическая развивающая среда, в согласовании с притязаниями ФГОС ДО, станет одним из основных критериев оценки качества экологического образования.
На нынешний момент в дошкольных учреждениях реализуется предметно - средовая модель образовательного процесса, копия требует, в свою очередь, квалифицированную организацию среды. Данная среда обязана гарантировать как совместную деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельную активность дошкольников.
Верно организованная экологическая среда имеет возможность быть использована в познавательных и оздоровительных целях, выполнять развивающую, познавательную, эстетическую, добронравную функции. Во взаимосвязи с этим видится актуальным вопрос ее проектирования.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему нашего исследования: «Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания».
Проблема исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и реализации проект экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития ДОО.
Предмет исследования - проектирование программы развития ДОО по решению задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
- обозначить место программы развития ДОО в комплексе программного - методического обеспечения деятельности ДОО;
- выделить задачи экологического образования дошкольников в условия ДОО;
- раскрыть основы проектирования процесса развития ДОО по реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научно-исследовательские издания разных лет, материалы специальной периодической печати по вопросам изучения проектирования программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что содержащиеся в ней информация и выводы могут способствовать более детальному и конкретному пониманию специфики проектирования экологической развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан и апробирован проект по обогащению и организации экологической развивающей среды дошкольного учреждения.
Основное содержание
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы.
В заключении приводятся основные выводы.
В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Подводя итог теоретической и практической разработки темы настоящего исследования: «Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания» можно сказать, что цель достигнута, решены поставленные во введении задачи.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируется основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.
В процессе анализа понятия «экологическое воспитание» и выявления его сущности было определено, что «экологическое воспитание» - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, как системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная 56
деятельность по отношению к природной среде, экологических чувств и экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Сущность экологического воспитания состоит в формировании начал экологической культуры, т.е. становлению осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы, понимания, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, которые позволяют в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, с которой обеспечит его выживание и развитие.
Проведенная диагностика экологической воспитанности, уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста в ДОО «Солнышко» выявлен ряд проблем: низкий и средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, что позволяет сделать вывод, что есть необходимость в повешении экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты подтвердили правильность выявленной проблемы, что было положено в основу разработки программы экологического воспитания.
Для решения выявленных проблем был разработан проект программы по экологическому воспитанию.
Цель программы - формирование и развитие экологической воспитанности, посредством формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии ФГОС ДО, содержит базовый материал, и состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
В каждый тематический раздел программы включены разнообразные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы: занятия по экологическому воспитанию; чтение художественной литературы; просмотр фото и видеоматериалов о природе; развивающие дидактические и подвижные экологические игры; опытническая деятельность; экспериментирование; продуктивная деятельность старших дошкольников; прогулки на территории детского сада по экологической тропе; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за объектами живой и неживой природы; труд в уголках природы, зимнем саду и на участке детского сада; творческие игры; краткосрочные экологические проекты; участие в экологических акциях; участие в выставках, конкурсах; организация досугов и развлечений; самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.
В период прохождения преддипломной практики, согласно разработанной Программы, нами была осуществлена частичная ее реализация и проведен цикл тематических занятий «Весна - красна». Даже за такой короткий промежуток времени стало заметно, что у детей появилось стремление к исследованию объектов природы, научились оценивать состояние природной среды, появился интерес о опытно-исследовательской деятельности, самостоятельному наблюдению за природой.
Предполагаемыми результатами реализации программы станут: повышение у детей уровня экологической воспитанности, сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы; появление интереса к объектам и явлениям природы; дети станут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе; сформируется стремление к исследованию объектов природы; научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, будут знать, и отличать характерные признаки разных времен года, объяснять причины смены времен года, знать значение воды и воздуха, земли и почвы в жизни всех живых объектов природы и ее свойства; обогатят знания об объектах живой природы и овладеют навыками правильного ухода за ними, а также произойдет повышение экологической грамотности родителей воспитанников.
Перспективными направлениями работы по экологическому воспитанию является ежегодное планирование воспитательной работы, дальнейшая экологизация предметной развивающей среды, расширение содержания и тематики средств, форм и методов реализации программ экологического воспитания, как для воспитанников, так и для их родителей.
Построение развивающей среды в рамках реализации проекта должно обеспечить воспитанникам чувство психологической защищенности, помочь формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Среда будет обогащать воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, будет способствовать их интеллектуальному развитию.
Преимущество созданной в будущем предметно-развивающей среды, по мнению членов творческой группы, заключается еще и в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечиваться разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Предполагается, что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, поскольку будут увлечены интересной деятельностью. Таким образом, положительный эмоциональный настрой дошкольников вызовет у них желание посещать детский сад.
Значительно возрастет продуктивность детской самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, выполнять много рисунков, поделок, рассказов, игровых импровизаций и т.д.
В процессе работы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ повысится уровень профессионального мастерства педагогов; активизируется педагогическое и культурное сознание родителей, воспитателей и специалистов для создания современной среды детского сада. В результате выпускник детского сада сможет успешно адаптироваться в социуме, и успешно обучаться в школе.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируется основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.
В процессе анализа понятия «экологическое воспитание» и выявления его сущности было определено, что «экологическое воспитание» - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, как системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная 56
деятельность по отношению к природной среде, экологических чувств и экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Сущность экологического воспитания состоит в формировании начал экологической культуры, т.е. становлению осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы, понимания, ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, которые позволяют в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, с которой обеспечит его выживание и развитие.
Проведенная диагностика экологической воспитанности, уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста в ДОО «Солнышко» выявлен ряд проблем: низкий и средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, что позволяет сделать вывод, что есть необходимость в повешении экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты подтвердили правильность выявленной проблемы, что было положено в основу разработки программы экологического воспитания.
Для решения выявленных проблем был разработан проект программы по экологическому воспитанию.
Цель программы - формирование и развитие экологической воспитанности, посредством формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии ФГОС ДО, содержит базовый материал, и состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
В каждый тематический раздел программы включены разнообразные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы: занятия по экологическому воспитанию; чтение художественной литературы; просмотр фото и видеоматериалов о природе; развивающие дидактические и подвижные экологические игры; опытническая деятельность; экспериментирование; продуктивная деятельность старших дошкольников; прогулки на территории детского сада по экологической тропе; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за объектами живой и неживой природы; труд в уголках природы, зимнем саду и на участке детского сада; творческие игры; краткосрочные экологические проекты; участие в экологических акциях; участие в выставках, конкурсах; организация досугов и развлечений; самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.
В период прохождения преддипломной практики, согласно разработанной Программы, нами была осуществлена частичная ее реализация и проведен цикл тематических занятий «Весна - красна». Даже за такой короткий промежуток времени стало заметно, что у детей появилось стремление к исследованию объектов природы, научились оценивать состояние природной среды, появился интерес о опытно-исследовательской деятельности, самостоятельному наблюдению за природой.
Предполагаемыми результатами реализации программы станут: повышение у детей уровня экологической воспитанности, сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы; появление интереса к объектам и явлениям природы; дети станут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе; сформируется стремление к исследованию объектов природы; научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, будут знать, и отличать характерные признаки разных времен года, объяснять причины смены времен года, знать значение воды и воздуха, земли и почвы в жизни всех живых объектов природы и ее свойства; обогатят знания об объектах живой природы и овладеют навыками правильного ухода за ними, а также произойдет повышение экологической грамотности родителей воспитанников.
Перспективными направлениями работы по экологическому воспитанию является ежегодное планирование воспитательной работы, дальнейшая экологизация предметной развивающей среды, расширение содержания и тематики средств, форм и методов реализации программ экологического воспитания, как для воспитанников, так и для их родителей.
Построение развивающей среды в рамках реализации проекта должно обеспечить воспитанникам чувство психологической защищенности, помочь формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Среда будет обогащать воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, будет способствовать их интеллектуальному развитию.
Преимущество созданной в будущем предметно-развивающей среды, по мнению членов творческой группы, заключается еще и в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечиваться разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Предполагается, что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, поскольку будут увлечены интересной деятельностью. Таким образом, положительный эмоциональный настрой дошкольников вызовет у них желание посещать детский сад.
Значительно возрастет продуктивность детской самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, выполнять много рисунков, поделок, рассказов, игровых импровизаций и т.д.
В процессе работы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ повысится уровень профессионального мастерства педагогов; активизируется педагогическое и культурное сознание родителей, воспитателей и специалистов для создания современной среды детского сада. В результате выпускник детского сада сможет успешно адаптироваться в социуме, и успешно обучаться в школе.
Подобные работы
- Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста (на примере МБДОУ Детский сад «Колосок» г.Заозерного)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Экологические требования к организации и устройству территории детского сада (Дошкольное образование, Нижневартовский Государственнвй Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование содержания экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Использование декоративного озеленения участка в эколого-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022



