Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте

Работа №97497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность моделирования 7
1.2. Значение моделирования в развитии математических
представлений дошкольников 13
1.3. Условия использования моделирования как эффективного
средства развития математических представлений у старших дошкольников 17
1.4. Анализ раздела по развитию математических представлений в
образовательных программах ДОУ с токи зрения использования в них моделирования 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Определение начального уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Реализация условий использования моделирования как средства
развития математических представлений в образовательной деятельности детей дошкольного возраста 36
2.3. Результаты и анализ проведенного исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Опираясь на данные ФГОС ДО, отметим, что образование детей в системе дошкольного образовательного учреждения ориентировано на: общение детей со взрослыми и ровесниками, а также правильное выстраивает учебно-воспитательного процесса с учетом способностей ин интересов детей дошкольного возраста.
Особое внимание в процессе дошкольного образования акцентируется на том, чтобы дети проявляли самостоятельность, инициативность, а также заинтересованность в дальнейшем процессе обучения и воспитания. Отдельное внимание акцентируется на развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ориентиром на становление у ребенка способности к фантазии, воображению, творчеству, любознательности.
Отдельное внимание уделяется также интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, поскольку именно интеллектуальное развитие является базой для дальнейшего становления личности ребенка и выступает фундаментом на этапе школьного процесса обучения.
Особую значимость имеет формирование у детей дошкольного возраста математических представлений в контексте умения моделировать. Обучение детей моделировать детерминировано тем, что именно модель позволяет дошкольникам развивать интерес к последующим этапам обучения; иметь наглядное представление о свойствах предмета; организовывать практическую работу с различными предметами и т.д.
В современной педагогике, психологии, методике над данной темой работали Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.
В связи со всем вышесказанным проблема использования моделирования как средства развития математических представлений дошкольников, рассматриваемая в выпускной квалификационной работе, на данный момент является актуальной.
Цель исследования: выявить условия использования моделирования как эффективного средства развития математических представлений у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования - условия использования моделирования как средства развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
Предмет, цель исследования определяют следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и определить сущность понятия «моделирование»;
• изучить значение моделирования в развитии математических
представлений дошкольников;
• выделить условия использования моделирования как средства развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
• подобрать задания для диагностики развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• подобрать задания для диагностики умений моделирования в
процессе развития математических представлений и проверить их сформированность у старших дошкольников.
• разработать игры с использованием моделирования как средства развития математических представлений у дошкольников.
Для достижения цели работы, решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы - анализ и синтез исследуемой литературы;
• опытно-экспериментальные методы - беседа, наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ.
Теоретической основой исследования являются идеи А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в практике работы педагогов, методистов, воспитателей в процессе формирования математических представлений дошкольников средствами моделирования.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №3 «Родничок», группа №12 «Весёлые ребята». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 26 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогических возможностей использования моделирования в процессе развития математических представлений в дошкольном возрасте позволил определить, под моделированием понимается:
• вид знаково-символической деятельности;
• метод исследования объектов на их моделях-аналогах;
• построение и изучение моделей реально существующих
предметов и явлений;
• способ исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений посредствам использования модели;
• средство, позволяющее значительно повысить эффект развития обучения;
• процесс создания моделей и их использование для формирования знаний;
• деятельность, направленная на изготовление любой модели; создание в уме плана;
• построение модели и её использование для того чтобы узнавать новое.
В дошкольном возрасте формирование и развитие математических представлений посредством моделирования, происходит благодаря организации практической деятельности детей. Практическая деятельность направлена на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (вещественными, предметно-схематическими, графическими моделями, изображениями).
В процессе моделирования, важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные, пространственные, временные, количественные отношения.
В дошкольном возрасте, моделирование имеет большое значение в формировании и развитии математических представлений. Именно наглядные модели являются той формой, которая доступна детям дошкольного возраста.
Важной составляющей в процессе развития математических представлений у дошкольников является координация взаимодействия педагогов детского сада по следующим направлениям:
1) использование моделирования как средства формирования
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
2) разработка перспективных планов работы и алгоритмов
использования различных видов моделирования;
3) интеграция показательного опыта и координация действий педагогов при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в режиме работы детского сада.
Анализ программ показал, что содержание по формированию математических представлений в этих программах имеет некоторое сходство. Но, все же, в программе «Детство» используется больше понятий, различных математических игр и упражнений, игр головоломок, задач-шуток, ребусов, лабиринтов.
Математические представления детей формируются на основе моделирования с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, моделей. В программе «От рождения до школы» моделирование практически отсутствует. В программе «От рождения до школы» используются развивающие игры с элементами моделирования.
Во второй части нашего исследования представлено практическое использование моделирования в процессе развития математических представлений у дошкольников в непосредственной образовательной деятельности.
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи опытно-поисковой работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего этапа было проведено исследование уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи диагностической методики Н.Б. Вершининой.
Диагностика помогла оценить уровень развития математических представлений детей. На констатирующем этапе было выявлено, что показатель уровня развития математических представлений детей находится на среднем уровне, при этом были выявлены дети с низким показателем.
Далее был организован и проведен формирующий этап опытно-поисковой работы, направленный на реализацию следующих условий развития математических представлений в образовательной деятельности детей дошкольного возраста являются:
• усложнять последовательно работу по моделированию усваиваемых математических знаний;
• использовать разнообразные виды моделей;
• повышать интерес, любознательность в области экспериментирования и наблюдения в процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста при работе с моделями.
Нами была разработана система занятий, основанная на реализации игр с элементами моделирования:
1. Плоскостное моделирование.
2. Моделирование смешанной ориентации.
3. Моделирование на базе техники оригами.
Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный этап, на котором повторно обследовался уровень развития математических представлений у детей, а также проводился сравнительный анализ полученных данных.
Сравнительный анализ показал положительную динамику в распределении детей дошкольного возраста по уровням развития математических представлений после реализации формирующего этапа.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности применения выделенных в работе условий использования моделирования как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.



1. Алиева, Т. И. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. И. Алиева, Т. В. Тарантуева. Методическое пособие. - М. : Сфера, 2015. - 224 с.
2. Арест М. Я. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников [Текст] / М. Я. Арест, Е. А. Тупичкина //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.18-27.
3. Белошистая, А. Д. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А. Д. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С.17-25.
4. Белошистая, А. Д. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А. Д. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 20-24.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М. , 2002. - 528 с.
6. Блинова, Л. И. Диагностика и коррекция образования детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.
7. Борисова, Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. - 2014. -№ 1. - С. 38-44.
8. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 95с.
9. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 2008 - 135 с.
10. Вербенец, А. М. Освоение средств отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования [Текст] / А. М. Вербенец //Методические советы к программе «Детство». - СПб. , 2002. - 256 с.
11. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 289 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика-Пресс, 2001. - 536 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
14. Глотова, Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст] / Г. А. Глотова. - Свердловск: УГУ, 1990. - 256 с.
15. Грес, П. В. Математика для гуманитариев[Текст] / П. В. Грес. - М. : Логос, 2004. - 160 с.
16. «Детство»: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 528 с.
17. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.
18. Дыбина, О. В. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст] / О. В. Дыбина // Науч. метод. журнал. - 2005. - № 3. - С. 89-92.
19. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 197 с.
20. Желтухина С. З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников [Текст] / С. З. Желтухтна // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - 2015. - № 4. - С. 69¬72.
21. Жуйкова, Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Жуйкова // Актуальные задачи педагогики: материалы. - 2012. - № 2. - С. 41-44.
22. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : МПСИ, 2010. - 448 с.
23. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоркова и др. - М. , 1989. - 127 с.
24. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений / Ж. Ю. Генко, Е. В. Гончарова, Н. Г. Капустина, Р. И. Капустина [и др.]. - Шадринск: ПО Исеть, 1997. - 96 с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2007. - 416 с.
26. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Е. В.Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 с.
27. Конова, Ф. У. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] / Ф. У. Конова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. - 2016. - № 2 . - С. 132-134.
28. Кравцова, К. А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: автореферат дис. . кандидата психологических наук: 19.00.07 / Кравцова К. А.; [Место защиты: Поволж. гос. соц.- гуманитар. акад.]. - Самара, 2011. -20 с.
29. Краснощеков П. С. Принципы построения моделей [Текст] / П. С. Краснощеков, А. А. Петров. - М. : ВЦ РАН, 2000. - 264 с.
30. Лебедева, С. А. Формирование познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. А. Лебедева. - Иваново, 1993. - 32 с.
31. Леушина, A. M. Формирование элементарных математически представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М. , 1974. - 368 с.
32. Математическое моделирование в детском саду [Текст] / С. Н. Егошина / Молодой ученый. - М. 2015. - № 22. - С.4.
33. Мелузова, М. И. Игра как метод формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. И. Мелузова // Педагогическое образование и педагогические технологии. - 2016. - № 1 (7). - С. 248-250.
34. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 128 с.
35. Михайлова З. А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, А. М. Вербенец и др. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 384с.
36. Муртазина, Н. А. Схематические модели как средство обучения младших школьников решению задач различными способами. Дис. к. п. н. - М. , 2001. - 168 с.
37. Никандров, В. В. Метод моделирования в психологии [Текст]: учеб, пособие / В. В. Никандров. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 55 с.
38. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Обухова. - М. : Тривола, 2001. - 358 с.
39. Омардина, Т. В. Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Омардина, О. А. Чигина, Г. В. Торопынина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - с. 85-86.
40. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика синтез, 2014. - 368 с.
41. Пепик, Л. А Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л. А. Пепик // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 68-75.
42. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
43. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
44. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман. - М. : Просвещение, 1991. - 48с.
45. Салмина, Н. Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения [Текст] / Н. Г. Салмина // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 101-112.
46. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак [Текст] /Е. Е. Сапогова. - М. : Тула: Приокское книжное изд. , 1993. - 263 с.
47. Сорока, О. А. Моделируя, познаем мир [Текст] / О. А. Сорока // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 448-451.
48. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. - М. : Просвещение, 2008. - 303с.
49. Суворова, О. В. Возможности и условия знаково-символического опосредования вербально-логических задач шестилетними детьми: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1998. - 23 с.
50. Тарасьян, С. Н. Формирование и развитие математических способностей в дошкольном возрасте [Текст] / С. Н. Тарасьян // Актуальные проблемы образования детей. - 2015. - № 2 . - С. 104-108.
51. Тихонова, С. И. Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста математических представлений [Текст] / С. И. Тихонова // Новые технологии в образовании. - 2016. - № 2 . - С. 99-101.
52. Трубайчук, Л. В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании [Текст] / Трубайчук Л. В., Проняева С. В. - М. : Книжная палата, 2013 -173 с.
53. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. , стер. [Текст] / В. И. Турченко. - М.: Флинта, 2013. - 256 с.
54. Урунтаева, Г. А. Детская психология: Учебное пособие[Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2006. - 368 с.
55. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры [Текст] / А. Н. Фролова // Молодой ученый. - 2016. - № 23-2 (127). - С. 120-125.
56. Хасанова, Д. З. Формирование элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелева // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 1 (3). - С.85-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ