ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие о классической музыке и ее роли в воспитании детей
и подростков 7
1.2. Приобщение подростков к классической музыке как педагогическая
проблема 13
1.3. Особенности деятельности музыканта-исполнителя 21
1.4. Творчество юных исполнителей классической музыке: история,
современность, педагогический потенциал 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 37
2.1. Организация, этапы и диагностический инструментарий исследования 37
2.2. Беседа о юных исполнителях классической музыки: 45
содержание, методы, приемы 45
2.3. Результативность беседы о юных исполнителях классической музыки
(результаты поискового и контрольного этапов исследования) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что вопрос привития любви к классической музыке, приобщения к ней подростков волнует многих педагогов и музыкантов нашего времени. Решение данной проблемы может осуществляться в различных аспектах. В практике общего музыкального образования основное внимание уделяется ознакомлению школьников с творчеством великих композиторов и с произведениями - шедеврами мировой классической музыки. Меньше внимания уделяется музыкантам-исполнителям классической музыки. Практически без внимания остаются такие значимые аспекты, как исполнительская интерпретация музыкального произведения (в единстве технического и художественного начал); волевые качества музыканта-исполнителя; сценическая выдержка.
Отдельно следует остановиться на творчестве юных исполнителей классической музыки, которые неизменно вызывали и продолжают вызывать интерес и восторг у зрителей. В настоящее время развернута широкая сеть детских конкурсов и проектов, которые, благодаря телевизионным и интернет- трансляциям, становятся доступными для восприятия многим зрителям, в том числе и школьникам-подросткам. Творчество юных исполнителей классической музыки всё ярче заявляет о себе, однако оно не задействуется в содержании общего музыкального образования школьников.
Таким образом, в практике музыкального образования возникают противоречия между:
- необходимостью освоения классического музыкального наследия в процессе формирования музыкальной культуры школьников и недостаточно результативным решением задачи приобщения подростков к классической музыке;
- наличием многообразной информации о творчестве юных исполнителей классической музыки и недостаточной методической интерпретацией творчества юных исполнителей как способа приобщения подростков к классической музыке;
- теоретической разработанностью методов и приемов развития у подростков интереса к классической музыке и недостаточной интерпретацией данных методов и приемов применительно к ознакомлению подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки.
В процессе осмысления выделенных противоречий мы сосредоточили внимание на проблеме поиска методических путей реализации педагогического потенциала, заключенного в таком явлении, как творчество юных исполнителей, в решении задач приобщения подростков к классической музыке.
В соответствии с проблемой определена тема выпускной квалификационной работы: «Ознакомление с творчеством юных
исполнителей как способ приобщения подростков к классической музыке».
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать и
апробировать комплекс методов и приемов ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей, способствующих их приобщению к классической музыке.
Объект исследования: процесс музыкального образования подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы и приемы ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки.
Гипотеза: Ознакомление с творчеством юных исполнителей будет способствовать приобщению подростков к классической музыке, если:
- будут подобраны видеозаписи знакомых подросткам классических музыкальных произведений в исполнении победителей современных популярных детских и юношеских конкурсов;
- внимание подростков будет акцентировано на исполнительской интерпретации музыкального произведения (в единстве художественного и технического начал) и личностных качествах музыканта исполнителя, стремящегося к вершинам исполнительского мастерства;
- будет использован комплекс методов и приемов - дидактических (беседа, методы иллюстрации, анализа, осознания личностного смысла, прием сравнения) и педагогики музыкального образования (методы эмоциональной драматургии, перспективы и ретроспективы, восхождения от частного к общему, метод музыкального собеседования).
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «классическая музыка» и охарактеризовать ее роль в воспитании подростков.
2. Рассмотреть проблему приобщения подростков к классической музыке с учетом особенностей их возрастного развития.
3. Охарактеризовать роль исполнителя в музыкальном искусстве и выявить педагогический потенциал творчества юных исполнителей в приобщении подростков к классической музыке.
4. Систематизировать информацию о юных исполнителях классической музыки, отобрать методы и приемы ознакомления подростков с их творчеством.
5. Проверить результативность выявленных методов и приемов в ходе опытной работы.
Методы исследования, использованные в работе:
теоретические - анализ литературы по проблеме и теме исследования; сопоставление, обобщение и систематизация информации;
эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа.
Методологическую основу исследования составили: теоретические положения музыковедческих исследований о сущности классической музыки (В. Д. Конен, В. П. Россихина); теоретические положения музыкально¬педагогических концепций о роли классической музыки в воспитании детей и подростков (О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский), современных музыкально-педагогических исследований о развитии у подростков интереса к классической музыке (А. В. Полозова, В. Я. Семенов, С. Н. Чечина); теоретические положения психолого-педагогических исследований о возрастных особенностях подростков (Г. С. Абрамова, З. Г. Брыксина, Л. Ф. Обухова, М. Р. Сапин, П. М. Якобсон); трактовка понятия «приобщение» в контексте музыкального образования (Л. В. Добровольская); теоретические положения об особенностях музыкально-исполнительской деятельности и психологии музыканта- исполнителя (И. Гофман, Н. К. Метнер, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин); идея опоры на триединство «композитор-исполнитель-слушатель» в музыкальном образовании школьников (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева); идея ознакомления детей и подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки - их сверстников (Ю. Б. Алиев, Г. Я. Левашева); классификация методов и приемов в педагогическом образовании (Ю. К. Бабанский).
Опытная база исследования: МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32 г. Екатеринбурга
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В процессе решения поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам:
Наиболее распространенным определением сущности классической музыки является «образцовая» и «совершенная». Классическая музыка признана основой музыкального воспитания, но, к сожалению, потенциал классической музыки в наше время реализован не в полной мере, а сама классическая музыка занимает всё меньшее место в кругу музыкальных интересов современных подростков. В этой связи актуальной становится постановка вопроса о приобщении подростков к классической музыке.
Под приобщением понимается включение человека в какую-либо деятельность - сделать участником какого-нибудь процесса, посвятить во что-либо. В современной педагогике приобщение рассматривается как педагогический процесс, предполагающий участие школьников в какой-либо деятельности (деле) и нацеленный на формирование определенных знаний и отношения к ним. В отечественной методике музыкального образования находит отражение многообразный опыт организации работы с подростками, учитывающий психологические особенности их возраста. Высказаны идеи о том, что школьникам надо рассказывать о классической музыке ненавязчиво, подбирая для этого нужный материал; очень важно сопровождать классические музыкальные произведения интересным рассказом, организовать беседу; при этом целесообразно опираться на информацию, доступную и интересную для подростков. Такой информацией может стать информация об исполнителях классической музыки.
Отличительной особенностью классической музыки является то, что она нуждается в посреднике. В качестве посредника выступает исполнитель, в его игре важна не техника или возраст, а эмоциональная отдача и смысл, который он донесет до слушателя. Действенным способом приобщения подростков к классической музыке является творчество юных исполнителей.
В нашем исследовании под юными исполнителями понимаются музыканты в возрасте от 12 до 17 лет - сверстники школьников-подростков. Педагогический потенциал их творчества в решении задач приобщения подростков к классической музыке состоит в том, что они могут послужить примером трудолюбия, пытливости, самоотверженности в достижении поставленной цели; ознакомление подростков с видеозаписями их выступлений позволит осмыслить комплекс психологических качеств музыканта-исполнителя классической музыки; сопоставление вариантов исполнения одного и того же классического произведения различными исполнителями позволит акцентировать вопрос художественной
интерпретации музыкального произведения. При этом мы опираемся на такие возрастные особенности подростков, как поиск объекта для подражания; повышенное внимание к достижениям сверстников; интерес к соревнованиям и творческим состязаниям.
При отборе информации о юных исполнителях мы руководствовались задачей синхронизировать во времени жизнь современных подростков и юных исполнителей - их сверстников. Нами были отобраны видеозаписи классических произведений в исполнении участников современных музыкальных конкурсов («Щелкунчик», «Синяя птица», юношеский конкурс имени П. И. Чайковского) и стипендиатов различных фондов. В процессе ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей использовался комплекс методов и приемов: дидактических - беседа, метод иллюстрации, прием сравнения, метод анализа (Ю. К. Бабанский), метод осознания личностного смысла (А. Н. Леонтьев) и педагогики музыкального образования - метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский), перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский), восхождения от частного к общему (В. В. Алеев), метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова).
Результаты опытной работы подтвердили выдвинутую гипотезу. Подростки оказались предрасположены к восприятию информации о юных исполнителях классической музыки и позитивно ее восприняли, акцентировав внимание на личностных качествах сверстников, состоявшихся в данном направлении. Самым сложным для подростков оказалось обсуждение исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
В перспективе существует два пути развития нашего исследования: продолжить беседы о юных музыкантах-исполнителях хотя бы раз в четверть на уроках музыки или, опираясь на программу по музыке, стараться каждые 2-3 урока после слушания музыкального произведения, показывать ученикам видеофрагмент с исполнением юного музыканта. Также в дальнейшем развитии планируется ввести данную идею как традицию на уроке музыки.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 1999. 672 с.
2. Алешина А. Талант - всегда новость // Музыкальная жизнь. 2016. № 2. С. 45 - 48.
3. Алиев Ю. Б. Музыка. 7 класс. М. : Музыка, 1982. 60 с.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : Владос, 2000. 325 с.
5. Анализ программы «Музыка» под редакцией В. В. Алеева [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1337944/pedagogika/ana liz programmy muzyka redaktsiey aleeva
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. 215 с.
7. Арсеньев А.А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 15-20
8. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. 208 с.
9. Байгушова А. Н. Методологические подходы к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей // Вестник Самарского Государственного Университета. 2011. № 7. С. 132-135.
10. Байгушова А. Н. Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в ВУЗе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самарский Государственный Университет, Самара: 2013. 19 с.
11. Белов Е. Е. Методическое сопровождение освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва 2002. 26 с.
12. Васильченко Е. Г. Музыка в развитии личности ребенка // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург - Салехард, 28.10.2010 г. Салехард. 140 - 152 с.
13. Виноградов Л.В. Музыка или инструмент // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 38- 40
14. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. 222 с.
15. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77 с.
16. Добровольская Л. В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. - 26 с.
...