Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

Работа №97493

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие о классической музыке и ее роли в воспитании детей
и подростков 7
1.2. Приобщение подростков к классической музыке как педагогическая
проблема 13
1.3. Особенности деятельности музыканта-исполнителя 21
1.4. Творчество юных исполнителей классической музыке: история,
современность, педагогический потенциал 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 37
2.1. Организация, этапы и диагностический инструментарий исследования 37
2.2. Беседа о юных исполнителях классической музыки: 45
содержание, методы, приемы 45
2.3. Результативность беседы о юных исполнителях классической музыки
(результаты поискового и контрольного этапов исследования) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что вопрос привития любви к классической музыке, приобщения к ней подростков волнует многих педагогов и музыкантов нашего времени. Решение данной проблемы может осуществляться в различных аспектах. В практике общего музыкального образования основное внимание уделяется ознакомлению школьников с творчеством великих композиторов и с произведениями - шедеврами мировой классической музыки. Меньше внимания уделяется музыкантам-исполнителям классической музыки. Практически без внимания остаются такие значимые аспекты, как исполнительская интерпретация музыкального произведения (в единстве технического и художественного начал); волевые качества музыканта-исполнителя; сценическая выдержка.
Отдельно следует остановиться на творчестве юных исполнителей классической музыки, которые неизменно вызывали и продолжают вызывать интерес и восторг у зрителей. В настоящее время развернута широкая сеть детских конкурсов и проектов, которые, благодаря телевизионным и интернет- трансляциям, становятся доступными для восприятия многим зрителям, в том числе и школьникам-подросткам. Творчество юных исполнителей классической музыки всё ярче заявляет о себе, однако оно не задействуется в содержании общего музыкального образования школьников.
Таким образом, в практике музыкального образования возникают противоречия между:
- необходимостью освоения классического музыкального наследия в процессе формирования музыкальной культуры школьников и недостаточно результативным решением задачи приобщения подростков к классической музыке;
- наличием многообразной информации о творчестве юных исполнителей классической музыки и недостаточной методической интерпретацией творчества юных исполнителей как способа приобщения подростков к классической музыке;
- теоретической разработанностью методов и приемов развития у подростков интереса к классической музыке и недостаточной интерпретацией данных методов и приемов применительно к ознакомлению подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки.
В процессе осмысления выделенных противоречий мы сосредоточили внимание на проблеме поиска методических путей реализации педагогического потенциала, заключенного в таком явлении, как творчество юных исполнителей, в решении задач приобщения подростков к классической музыке.
В соответствии с проблемой определена тема выпускной квалификационной работы: «Ознакомление с творчеством юных
исполнителей как способ приобщения подростков к классической музыке».
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать и
апробировать комплекс методов и приемов ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей, способствующих их приобщению к классической музыке.
Объект исследования: процесс музыкального образования подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы и приемы ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки.
Гипотеза: Ознакомление с творчеством юных исполнителей будет способствовать приобщению подростков к классической музыке, если:
- будут подобраны видеозаписи знакомых подросткам классических музыкальных произведений в исполнении победителей современных популярных детских и юношеских конкурсов;
- внимание подростков будет акцентировано на исполнительской интерпретации музыкального произведения (в единстве художественного и технического начал) и личностных качествах музыканта исполнителя, стремящегося к вершинам исполнительского мастерства;
- будет использован комплекс методов и приемов - дидактических (беседа, методы иллюстрации, анализа, осознания личностного смысла, прием сравнения) и педагогики музыкального образования (методы эмоциональной драматургии, перспективы и ретроспективы, восхождения от частного к общему, метод музыкального собеседования).
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «классическая музыка» и охарактеризовать ее роль в воспитании подростков.
2. Рассмотреть проблему приобщения подростков к классической музыке с учетом особенностей их возрастного развития.
3. Охарактеризовать роль исполнителя в музыкальном искусстве и выявить педагогический потенциал творчества юных исполнителей в приобщении подростков к классической музыке.
4. Систематизировать информацию о юных исполнителях классической музыки, отобрать методы и приемы ознакомления подростков с их творчеством.
5. Проверить результативность выявленных методов и приемов в ходе опытной работы.
Методы исследования, использованные в работе:
теоретические - анализ литературы по проблеме и теме исследования; сопоставление, обобщение и систематизация информации;
эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа.
Методологическую основу исследования составили: теоретические положения музыковедческих исследований о сущности классической музыки (В. Д. Конен, В. П. Россихина); теоретические положения музыкально¬педагогических концепций о роли классической музыки в воспитании детей и подростков (О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский), современных музыкально-педагогических исследований о развитии у подростков интереса к классической музыке (А. В. Полозова, В. Я. Семенов, С. Н. Чечина); теоретические положения психолого-педагогических исследований о возрастных особенностях подростков (Г. С. Абрамова, З. Г. Брыксина, Л. Ф. Обухова, М. Р. Сапин, П. М. Якобсон); трактовка понятия «приобщение» в контексте музыкального образования (Л. В. Добровольская); теоретические положения об особенностях музыкально-исполнительской деятельности и психологии музыканта- исполнителя (И. Гофман, Н. К. Метнер, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин); идея опоры на триединство «композитор-исполнитель-слушатель» в музыкальном образовании школьников (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева); идея ознакомления детей и подростков с творчеством юных исполнителей классической музыки - их сверстников (Ю. Б. Алиев, Г. Я. Левашева); классификация методов и приемов в педагогическом образовании (Ю. К. Бабанский).
Опытная база исследования: МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32 г. Екатеринбурга
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе решения поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам:
Наиболее распространенным определением сущности классической музыки является «образцовая» и «совершенная». Классическая музыка признана основой музыкального воспитания, но, к сожалению, потенциал классической музыки в наше время реализован не в полной мере, а сама классическая музыка занимает всё меньшее место в кругу музыкальных интересов современных подростков. В этой связи актуальной становится постановка вопроса о приобщении подростков к классической музыке.
Под приобщением понимается включение человека в какую-либо деятельность - сделать участником какого-нибудь процесса, посвятить во что-либо. В современной педагогике приобщение рассматривается как педагогический процесс, предполагающий участие школьников в какой-либо деятельности (деле) и нацеленный на формирование определенных знаний и отношения к ним. В отечественной методике музыкального образования находит отражение многообразный опыт организации работы с подростками, учитывающий психологические особенности их возраста. Высказаны идеи о том, что школьникам надо рассказывать о классической музыке ненавязчиво, подбирая для этого нужный материал; очень важно сопровождать классические музыкальные произведения интересным рассказом, организовать беседу; при этом целесообразно опираться на информацию, доступную и интересную для подростков. Такой информацией может стать информация об исполнителях классической музыки.
Отличительной особенностью классической музыки является то, что она нуждается в посреднике. В качестве посредника выступает исполнитель, в его игре важна не техника или возраст, а эмоциональная отдача и смысл, который он донесет до слушателя. Действенным способом приобщения подростков к классической музыке является творчество юных исполнителей.
В нашем исследовании под юными исполнителями понимаются музыканты в возрасте от 12 до 17 лет - сверстники школьников-подростков. Педагогический потенциал их творчества в решении задач приобщения подростков к классической музыке состоит в том, что они могут послужить примером трудолюбия, пытливости, самоотверженности в достижении поставленной цели; ознакомление подростков с видеозаписями их выступлений позволит осмыслить комплекс психологических качеств музыканта-исполнителя классической музыки; сопоставление вариантов исполнения одного и того же классического произведения различными исполнителями позволит акцентировать вопрос художественной
интерпретации музыкального произведения. При этом мы опираемся на такие возрастные особенности подростков, как поиск объекта для подражания; повышенное внимание к достижениям сверстников; интерес к соревнованиям и творческим состязаниям.
При отборе информации о юных исполнителях мы руководствовались задачей синхронизировать во времени жизнь современных подростков и юных исполнителей - их сверстников. Нами были отобраны видеозаписи классических произведений в исполнении участников современных музыкальных конкурсов («Щелкунчик», «Синяя птица», юношеский конкурс имени П. И. Чайковского) и стипендиатов различных фондов. В процессе ознакомления подростков с творчеством юных исполнителей использовался комплекс методов и приемов: дидактических - беседа, метод иллюстрации, прием сравнения, метод анализа (Ю. К. Бабанский), метод осознания личностного смысла (А. Н. Леонтьев) и педагогики музыкального образования - метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский), перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский), восхождения от частного к общему (В. В. Алеев), метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова).
Результаты опытной работы подтвердили выдвинутую гипотезу. Подростки оказались предрасположены к восприятию информации о юных исполнителях классической музыки и позитивно ее восприняли, акцентировав внимание на личностных качествах сверстников, состоявшихся в данном направлении. Самым сложным для подростков оказалось обсуждение исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
В перспективе существует два пути развития нашего исследования: продолжить беседы о юных музыкантах-исполнителях хотя бы раз в четверть на уроках музыки или, опираясь на программу по музыке, стараться каждые 2-3 урока после слушания музыкального произведения, показывать ученикам видеофрагмент с исполнением юного музыканта. Также в дальнейшем развитии планируется ввести данную идею как традицию на уроке музыки.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 1999. 672 с.
2. Алешина А. Талант - всегда новость // Музыкальная жизнь. 2016. № 2. С. 45 - 48.
3. Алиев Ю. Б. Музыка. 7 класс. М. : Музыка, 1982. 60 с.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : Владос, 2000. 325 с.
5. Анализ программы «Музыка» под редакцией В. В. Алеева [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1337944/pedagogika/ana liz programmy muzyka redaktsiey aleeva
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. 215 с.
7. Арсеньев А.А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 15-20
8. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. 208 с.
9. Байгушова А. Н. Методологические подходы к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей // Вестник Самарского Государственного Университета. 2011. № 7. С. 132-135.
10. Байгушова А. Н. Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в ВУЗе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самарский Государственный Университет, Самара: 2013. 19 с.
11. Белов Е. Е. Методическое сопровождение освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва 2002. 26 с.
12. Васильченко Е. Г. Музыка в развитии личности ребенка // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург - Салехард, 28.10.2010 г. Салехард. 140 - 152 с.
13. Виноградов Л.В. Музыка или инструмент // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 38- 40
14. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. 222 с.
15. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77 с.
16. Добровольская Л. В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. - 26 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ