Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольной образовательной организации

Работа №97492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность инновационной деятельности в образовании 8
1.2. Специфика ознакомления детей дошкольного возраста с природой в
современных условиях ДОО 16
1.3. У правление инновационной деятельностью как основа
совершенствования процесса ознакомления детей с природой в ДОО 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОО С ЦЕЛЬЮ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 35
2.1. Методика диагностики профессионального развития педагогов ДОО в
условиях инновационной деятельности 35
2.2. Реализация проекта управления инновационной деятельностью по
организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98


Актуальность исследования. Последнее десятилетие принесло радикальные нововведения в систему отечественного дошкольного образования. Для поддерживания имиджа своей дошкольной организации, педагогические коллективы входят в инновационную деятельность, вариантами которой является введение программ новейшего поколения, переход на новейший хозяйственный механизм, открытие экспериментальных педагогических площадок и прочее. В исследованиях К.Ю. Белой, М.М. Лазарева, А.М. Моисеева, В.М. Полонского, В.С. Поташника и других ученых, инновация трактуется как целенаправленное изменение, вводящее в среду внедрения свежие стабильные элементы (новшества), активизирующее переход системы из одного состояния в другое и позволяющие эффективно решать поставленные задачи. В общем, под инновационным процессом подразумевается комплексная деятельность по разработке, изучению, применению и распространению нововведений. Это именно средство, методика, метод, учебная программа, технология и т.п. Основная проблема педагога найти из множества инновационных технологий ту, которая будет отвечать установленной цели развития личности. Сейчас преподаватели дошкольных организаций применяют множество инновационных технологий.
Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения этих инновационных технологий, умение управлять этой инновационной деятельностью. Управлять инновационной деятельностью ДОО - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
И. В. Никишина дала одно из определений методической работе. «Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом». В условиях модернизации системы образования в России, основной темой методической службы образовательной организации выступает обеспечение исполнения последних приоритетов образовательной политики, поддержка педагогам в постижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Большую актуальность приобретает создание новых подходов к организации инновационной деятельности в методической работе организации, направленной на оптимизацию процесса ознакомления детей с природой. От современного ребенка требуется активно исследовать меняющийся мир, создавать, изобретать новые, оригинальные стратегии поведения и деятельности. Эта познавательная активность должна формироваться с детства. И несмотря на давнюю историю развития познавательно-исследовательской деятельности, в нашей стране обучение по-прежнему строится не на методах самостоятельного, творческого и исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в достаточно большей мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. И это нисколько не удивительно - ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» уже известного, «традиционного».
Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует познавательную активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы само-обучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Следовательно, оптимизировать процесс ознакомления дошкольников с природой просто необходимо, так как он является одним из основных процессов в обучении детей.
Каждая инновация — это сотворение и дальнейшее включение абсолютно нового элемента, в результате чего возникают качественные изменения среды. Эксперты утверждают, что инновационные технологии в ДОО внедрять не только можно, но и нужно.
Объект исследования - процесс организации инновационной деятельности в ДОО при ознакомлении детей с природой.
Предмет исследования - инновации в методической работе как фактор оптимизации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Цель исследования: изучение, теоретическое обоснование и опытно-поисковая работа по внедрению инноваций в методическую работу дошкольной организации для оптимизации процесса ознакомления детей с природой.
Гипотеза исследования: внедрение инноваций, направленных на ознакомление детей с природой в методическую работу дошкольной образовательной организации будет успешным при создании следующих педагогических условий:
- будет изучен инновационный и кадровый потенциал образовательной организации;
- будут проанализированы запросы педагогов на реализацию инноваций;
- в ходе реализации инновационного проекта будут использованы практико-ориентированные, исследовательские и личностно- ориентированные технологии, использование которых будет основано на принципе интеграции образовательных областей.
Соответственно с целью определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования.
2. Раскрыть специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО.
3. Провести опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать и апробировать практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, метод системного анализа проблем, анкетирование, наблюдение и обобщение.
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» подразделение №49 «Детский сад - дом радости» г. Новоуральск.
Новизна и практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. Проанализирована специфика ознакомления дошкольников с природой в современных условиях. В ходе анализа был сделан вывод, что внедрение инноваций в методическую работу усовершенствует процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
2. Разработан диагностический материал по инновационным запросам педагогов.
3. Разработан и реализован проект управления инновационной деятельностью на примере организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа со-стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. Охарактеризовали сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов, программа развития ДОО, образовательной про-граммы, годового плана, и разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных организациях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Методы моделирования, наблюдения и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Провели опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольной организации предполагает четыре взаимосвязанных этапа:
Поиск новых идей:
- создание информационного фонда путём сбора и анализа информации;
- выявление инновационных потребностей ДОО.
Формирование нововведения:
- формулировка идеи и возможности, планирование этапов работы;
- апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива;
- подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация;
- разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Реализация нововведения:
- обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО;
- мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
- исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов. Закрепление новшества:
- разработка презентационных материалов;
- распространение опыта работы.
4. Разработали и апробировали практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в МАДОУ детский сад №49 «Дом радости» г. Новоуральска.
В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 57% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 28% высокий. Разработали и реализовали инновационный проект по ознакомлению дошкольников с природой «Лаборатория юного исследователя» с использованием ИКТ- технологий. Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие уровня готовности педагогов к новшествам, а именно:
Мотивационный - педагогов мотивировали на общее интересное дело, улучшающее возможность их педагогической реализации.
Личностный - Каждый из педагогов смог реализовать свои задумки в организации развивающей среды.
Когнитивный - Педагоги расширили свои теоретические знания об организации ознакомления с природой, в ходе изучения методической литера-туры по теме проекта и подготовки серии наблюдений в природе и практически усовершенствовали проектирование инновационных педагогических разработок наблюдения в природе.
Креативный - Реализовывался в творческом подходе к разработке методических материалов, реализованных в краткосрочных проектах, организации экспериментальной деятельности, некоторые из них, которые мы представили в приложениях.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости.
В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующее: необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды, с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.



1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
2. Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Текст] - М.: Просвещение, 2003. - 525 с.
3. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам / К.Ю. Белая, П.И. Третьяков. - М.: ТЦ Сфера, - 2007. - 240 с.
4. Бенькович, Д.Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условия управления качеством образования в школе [Текст] - СПб, 2004 - 226 с.
5. Вальджеран, К.С. Творческие проблемные группы - Майкоп, 2015. - 150 с.
6. Венгер, Л.А. «Дидактические игры в детском саду» [Текст] - М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
7. Войтина, Л.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ. [Текст] / Л.И. Войтина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №8 - С. 8-10.
8. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ / Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - М.: Литагент «Прометей», 2012. - 210 с.
9. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности. / Е.Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - С. 6
10. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Текст] / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: 2008 - 100 с.
11. Горючко, Г.О. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ [Текст] / Г.О. Горючко. - Таганрог: 2013. - 123 с.
12. Грецкая, Ю.П. Инновационный подход в экологическом образовании для детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС [Текст] - / Ю.П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 51-54.
13. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации [Текст] / Л.М. Денякина. - М.: Новая школа, 2008. - 48 с.
14. Дичковская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст] / И.М. Дичковская. - М.: Академидав, 2004 г. - 352 с.
15. Евдакова, С.Н. Собрание сочинений (том 2) / С.Н. Евдакова. - Ставрополь, 2013.
16. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е.С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 20-24
17. Егорова, М.Е. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / М.Е. Егорова. - Каменск, 2012. - 213 с.
18. Загвязинский, В.И. Теория обучения [Текст] / В.И. Загвязинский - М.: Академия, 2004. - 270 с.
19. Загребина, Е. В. Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации. [Текст] / Е.В. Загребина. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. - Челябинск. - Два комсомольца. - 2015. - С. 72-73.
20. Каменева, Л.А. Как знакомить детей с природой [Текст] / Л.А. Каменева. - М.: Просвещение, 1983. - 123с.
21. Ковригина, И.Н. Роль экологической тропы в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста [Текст] / И.Н Коври-гина. - М.: Дошкольник, 2014, - 145 с.
22. Кубрякова, М. Г., Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса. [Текст] / М.Г. Кубрякова, Т.А. Султанова // - М.: Молодой ученый, 2015. - №12. - С. 765.
23. Кольцова, Н.В., Росинская, Е.А. Мастер - класс [Текст] / Н.В. Кольцова, Е.А. Росинская. - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2013. - 43 с.
24. Кузубова, Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста. [Текст] / Е.Н. Кузубова // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди. - 2017. - С. 45.
25. Кулькова, З.Р. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения [Текст] / З.Р. Кулькова. - Агрыз. - 2015. - 23 с.
26. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности [Текст] / В.П. Ларина. - Самара. - 2008. - 143 с.
27. Логинова, Е. В., Выстраивание партнёрских отношений ДОУ с родителями [Текст] / Е.В. Логинова, Е.В. Шиврина, И.А. Александрова. - Челябинск: «Два комсомольца», 2015. - 28 с.
28. Матвеев, А.В. Повышение эффективности управленческой инновационной деятельности руководителя предприятия. Диссертация [Текст] / А. В. Матвеев. - Москва. - 2003. - 307 с.
29. Миклеева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Миклеева. - М.: «Айрис пресс», 2008 - 152 с.
30. Михеева, Е.В. Инновационная деятельность в системе дополни-тельного образования [Текст] / Е.В. Михеева. - Оренбург: ОГПУ, 2007. - 319 с.
31. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
32. Савчук, Л.В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] / Л.В. Савчук. - Челябинск: «Два комсомольца», 2013. - 231 с.
33. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1992. - 245 с.
34. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. - М.: «Академия», 2011. - 224 с.
35. Сластёнин, В.А., Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М.: Элис, 2007. - 214 с.
36. Степанова, Н.Ю. Самооценка эффективности управленческой деятельности директора гимназии. Диссертация [Текст] / Н.Ю. Степанова. - Москва. - 2003. - 198 с.
37. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)
38. Суркина, С.А Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / С.А. Суркина - Саратовский источник, 2011. - 90 с.
39. Тимофеева, И.В. «Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением. Диссертация кандидата педагогических наук [Текст] / И.В. Тимофеева. - Москва. - 2004. - 257 с.
40. Третьяков, П.И., Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая - М.: Новая школа, 2011. - 240 с.
41. Угольникова, Е.А. Сборник конференций НИЦ [Текст] / Е.А. Угольникова. - Социосфера, 2012. - 272 с.
42. Ушакова, В.Т. Управление инновационным процессом - управление коллектив [Текст] / В.Т. Ушакова. - Белгород, 2014. - 213 с.
43. Фалюшина, Л.И. «Управление дошкольным учреждением» [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
44. Хуторский, А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторский. - М.: Академия, 2010. - 254 с.
45. Циценко, В.С., Организация проектной деятельности в ДОУ [Текст] / В.С. Циценко, Т.Н. Краснопёрова // Молодой учёный. - 2016. - №16 - С. 384.
46. Чепурная, В. А. Управление и инновации в методической деятельности ДОУ [Текст] / В.А. Чепурная // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 447.
47. Шевелева, Р.И. Моделирование при ознакомлении детей с природой [Текст] / Р.И. Шевелева. // Научная статья. - Ставрополь, 2014. - 134 с.
48. Щербакова, Е.В. Инновационные процессы в образовательном процессе [Текст] / Е.В. Щербакова // Научная статья. - Уфа, 2013. - 212 с.
49. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики [Текст] / Н.Р. Юсуфбекова. - М., 2001. - 91 с.
50. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ