Управление инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность инновационной деятельности в образовании 8
1.2. Специфика ознакомления детей дошкольного возраста с природой в
современных условиях ДОО 16
1.3. У правление инновационной деятельностью как основа
совершенствования процесса ознакомления детей с природой в ДОО 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОО С ЦЕЛЬЮ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 35
2.1. Методика диагностики профессионального развития педагогов ДОО в
условиях инновационной деятельности 35
2.2. Реализация проекта управления инновационной деятельностью по
организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность инновационной деятельности в образовании 8
1.2. Специфика ознакомления детей дошкольного возраста с природой в
современных условиях ДОО 16
1.3. У правление инновационной деятельностью как основа
совершенствования процесса ознакомления детей с природой в ДОО 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОО С ЦЕЛЬЮ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ 35
2.1. Методика диагностики профессионального развития педагогов ДОО в
условиях инновационной деятельности 35
2.2. Реализация проекта управления инновационной деятельностью по
организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
Актуальность исследования. Последнее десятилетие принесло радикальные нововведения в систему отечественного дошкольного образования. Для поддерживания имиджа своей дошкольной организации, педагогические коллективы входят в инновационную деятельность, вариантами которой является введение программ новейшего поколения, переход на новейший хозяйственный механизм, открытие экспериментальных педагогических площадок и прочее. В исследованиях К.Ю. Белой, М.М. Лазарева, А.М. Моисеева, В.М. Полонского, В.С. Поташника и других ученых, инновация трактуется как целенаправленное изменение, вводящее в среду внедрения свежие стабильные элементы (новшества), активизирующее переход системы из одного состояния в другое и позволяющие эффективно решать поставленные задачи. В общем, под инновационным процессом подразумевается комплексная деятельность по разработке, изучению, применению и распространению нововведений. Это именно средство, методика, метод, учебная программа, технология и т.п. Основная проблема педагога найти из множества инновационных технологий ту, которая будет отвечать установленной цели развития личности. Сейчас преподаватели дошкольных организаций применяют множество инновационных технологий.
Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения этих инновационных технологий, умение управлять этой инновационной деятельностью. Управлять инновационной деятельностью ДОО - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
И. В. Никишина дала одно из определений методической работе. «Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом». В условиях модернизации системы образования в России, основной темой методической службы образовательной организации выступает обеспечение исполнения последних приоритетов образовательной политики, поддержка педагогам в постижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Большую актуальность приобретает создание новых подходов к организации инновационной деятельности в методической работе организации, направленной на оптимизацию процесса ознакомления детей с природой. От современного ребенка требуется активно исследовать меняющийся мир, создавать, изобретать новые, оригинальные стратегии поведения и деятельности. Эта познавательная активность должна формироваться с детства. И несмотря на давнюю историю развития познавательно-исследовательской деятельности, в нашей стране обучение по-прежнему строится не на методах самостоятельного, творческого и исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в достаточно большей мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. И это нисколько не удивительно - ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» уже известного, «традиционного».
Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует познавательную активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы само-обучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Следовательно, оптимизировать процесс ознакомления дошкольников с природой просто необходимо, так как он является одним из основных процессов в обучении детей.
Каждая инновация — это сотворение и дальнейшее включение абсолютно нового элемента, в результате чего возникают качественные изменения среды. Эксперты утверждают, что инновационные технологии в ДОО внедрять не только можно, но и нужно.
Объект исследования - процесс организации инновационной деятельности в ДОО при ознакомлении детей с природой.
Предмет исследования - инновации в методической работе как фактор оптимизации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Цель исследования: изучение, теоретическое обоснование и опытно-поисковая работа по внедрению инноваций в методическую работу дошкольной организации для оптимизации процесса ознакомления детей с природой.
Гипотеза исследования: внедрение инноваций, направленных на ознакомление детей с природой в методическую работу дошкольной образовательной организации будет успешным при создании следующих педагогических условий:
- будет изучен инновационный и кадровый потенциал образовательной организации;
- будут проанализированы запросы педагогов на реализацию инноваций;
- в ходе реализации инновационного проекта будут использованы практико-ориентированные, исследовательские и личностно- ориентированные технологии, использование которых будет основано на принципе интеграции образовательных областей.
Соответственно с целью определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования.
2. Раскрыть специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО.
3. Провести опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать и апробировать практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, метод системного анализа проблем, анкетирование, наблюдение и обобщение.
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» подразделение №49 «Детский сад - дом радости» г. Новоуральск.
Новизна и практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. Проанализирована специфика ознакомления дошкольников с природой в современных условиях. В ходе анализа был сделан вывод, что внедрение инноваций в методическую работу усовершенствует процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
2. Разработан диагностический материал по инновационным запросам педагогов.
3. Разработан и реализован проект управления инновационной деятельностью на примере организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа со-стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, трех приложений.
Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения этих инновационных технологий, умение управлять этой инновационной деятельностью. Управлять инновационной деятельностью ДОО - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
И. В. Никишина дала одно из определений методической работе. «Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом». В условиях модернизации системы образования в России, основной темой методической службы образовательной организации выступает обеспечение исполнения последних приоритетов образовательной политики, поддержка педагогам в постижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Большую актуальность приобретает создание новых подходов к организации инновационной деятельности в методической работе организации, направленной на оптимизацию процесса ознакомления детей с природой. От современного ребенка требуется активно исследовать меняющийся мир, создавать, изобретать новые, оригинальные стратегии поведения и деятельности. Эта познавательная активность должна формироваться с детства. И несмотря на давнюю историю развития познавательно-исследовательской деятельности, в нашей стране обучение по-прежнему строится не на методах самостоятельного, творческого и исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря такому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в достаточно большей мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. И это нисколько не удивительно - ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» уже известного, «традиционного».
Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует познавательную активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы само-обучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Следовательно, оптимизировать процесс ознакомления дошкольников с природой просто необходимо, так как он является одним из основных процессов в обучении детей.
Каждая инновация — это сотворение и дальнейшее включение абсолютно нового элемента, в результате чего возникают качественные изменения среды. Эксперты утверждают, что инновационные технологии в ДОО внедрять не только можно, но и нужно.
Объект исследования - процесс организации инновационной деятельности в ДОО при ознакомлении детей с природой.
Предмет исследования - инновации в методической работе как фактор оптимизации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Цель исследования: изучение, теоретическое обоснование и опытно-поисковая работа по внедрению инноваций в методическую работу дошкольной организации для оптимизации процесса ознакомления детей с природой.
Гипотеза исследования: внедрение инноваций, направленных на ознакомление детей с природой в методическую работу дошкольной образовательной организации будет успешным при создании следующих педагогических условий:
- будет изучен инновационный и кадровый потенциал образовательной организации;
- будут проанализированы запросы педагогов на реализацию инноваций;
- в ходе реализации инновационного проекта будут использованы практико-ориентированные, исследовательские и личностно- ориентированные технологии, использование которых будет основано на принципе интеграции образовательных областей.
Соответственно с целью определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования.
2. Раскрыть специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО.
3. Провести опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой.
4. Разработать и апробировать практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, метод системного анализа проблем, анкетирование, наблюдение и обобщение.
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» подразделение №49 «Детский сад - дом радости» г. Новоуральск.
Новизна и практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. Проанализирована специфика ознакомления дошкольников с природой в современных условиях. В ходе анализа был сделан вывод, что внедрение инноваций в методическую работу усовершенствует процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
2. Разработан диагностический материал по инновационным запросам педагогов.
3. Разработан и реализован проект управления инновационной деятельностью на примере организации процесса ознакомления детей с природой в ДОО.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа со-стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, трех приложений.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
1. Охарактеризовали сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов, программа развития ДОО, образовательной про-граммы, годового плана, и разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных организациях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Методы моделирования, наблюдения и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Провели опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольной организации предполагает четыре взаимосвязанных этапа:
Поиск новых идей:
- создание информационного фонда путём сбора и анализа информации;
- выявление инновационных потребностей ДОО.
Формирование нововведения:
- формулировка идеи и возможности, планирование этапов работы;
- апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива;
- подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация;
- разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Реализация нововведения:
- обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО;
- мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
- исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов. Закрепление новшества:
- разработка презентационных материалов;
- распространение опыта работы.
4. Разработали и апробировали практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в МАДОУ детский сад №49 «Дом радости» г. Новоуральска.
В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 57% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 28% высокий. Разработали и реализовали инновационный проект по ознакомлению дошкольников с природой «Лаборатория юного исследователя» с использованием ИКТ- технологий. Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие уровня готовности педагогов к новшествам, а именно:
Мотивационный - педагогов мотивировали на общее интересное дело, улучшающее возможность их педагогической реализации.
Личностный - Каждый из педагогов смог реализовать свои задумки в организации развивающей среды.
Когнитивный - Педагоги расширили свои теоретические знания об организации ознакомления с природой, в ходе изучения методической литера-туры по теме проекта и подготовки серии наблюдений в природе и практически усовершенствовали проектирование инновационных педагогических разработок наблюдения в природе.
Креативный - Реализовывался в творческом подходе к разработке методических материалов, реализованных в краткосрочных проектах, организации экспериментальной деятельности, некоторые из них, которые мы представили в приложениях.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости.
В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующее: необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды, с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.
1. Охарактеризовали сущность, цели и задачи инновационной деятельности в ДОО как средство модернизации образования. Направлениями инноваций в ДОО являются: разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов, программа развития ДОО, образовательной про-граммы, годового плана, и разработка инновационных индивидуальных или коллективных проектов. Введение инновационных проектов в дошкольных организациях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Педагог должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Творческий потенциал педагогов и активное участие - самое главное во внедрении инновационных идей в деятельности ДОО. Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей. Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников.
2. Раскрыли специфику ознакомления детей с природой в современных условиях ДОО. В работе по ознакомлению с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен понять ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Методы моделирования, наблюдения и проектов - это новое в ознакомлении детей с природой. Они развивают в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности.
3. Провели опытно-поисковую работу по управлению инновационной деятельностью в ДОО с целью совершенствования процесса ознакомления детей с природой. Организация управления инновациями в дошкольной организации предполагает четыре взаимосвязанных этапа:
Поиск новых идей:
- создание информационного фонда путём сбора и анализа информации;
- выявление инновационных потребностей ДОО.
Формирование нововведения:
- формулировка идеи и возможности, планирование этапов работы;
- апробирование инновационных идей с участием педагогического коллектива;
- подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы, её реализация;
- разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Реализация нововведения:
- обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов ДОО;
- мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
- исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов. Закрепление новшества:
- разработка презентационных материалов;
- распространение опыта работы.
4. Разработали и апробировали практическое исследование по реализации проекта управления инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в МАДОУ детский сад №49 «Дом радости» г. Новоуральска.
В результате диагностики на констатирующем этапе исследования, мы определили, что 57% опрошенных воспитателей показали средний уровень готовности к инновационной деятельности, и 28% высокий. Разработали и реализовали инновационный проект по ознакомлению дошкольников с природой «Лаборатория юного исследователя» с использованием ИКТ- технологий. Таким образом, в ходе реализации проекта мы вовлекли педагогов в инновационную деятельность и развивали все составляющие уровня готовности педагогов к новшествам, а именно:
Мотивационный - педагогов мотивировали на общее интересное дело, улучшающее возможность их педагогической реализации.
Личностный - Каждый из педагогов смог реализовать свои задумки в организации развивающей среды.
Когнитивный - Педагоги расширили свои теоретические знания об организации ознакомления с природой, в ходе изучения методической литера-туры по теме проекта и подготовки серии наблюдений в природе и практически усовершенствовали проектирование инновационных педагогических разработок наблюдения в природе.
Креативный - Реализовывался в творческом подходе к разработке методических материалов, реализованных в краткосрочных проектах, организации экспериментальной деятельности, некоторые из них, которые мы представили в приложениях.
Проведённый анализ полученных результатов показал, что задачи научного исследования решены, цель достигнута. В тоже время, проведённое исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости.
В качестве перспективных направлений развития настоящего исследования в будущем нам представляется следующее: необходимо спланировать и реализовать развивающие долгосрочные проекты с использованием разработанной нами развивающей среды, с целью изучения состояния инновационной деятельности в реализации ознакомления с природой воспитателями в проектной деятельности.
Подобные работы
- Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ (ГОРОДОМ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Управление контентом сайта дошкольной образовательной организации в реализации патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



