Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников

Работа №97483

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ
РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие об учебной рефлексии в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Возрастные особенности становления рефлексии у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Теоретический анализ организационно-педагогических условий
развития учебной рефлексии у младших школьников 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Педагогическая диагностика учебной рефлексии у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе эмпирического исследования 29
2.2. Характеристика организационно-педагогических условий развития
учебной рефлексии у младших школьников 39
2.3. Анализ итогов практической педагогической работы по развитию
учебной рефлексии младших школьников 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78


Современная система образования в условиях ее модернизации ведущей тенденцией определяет ориентацию на психическое и личностное развитие ребенка. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается, что процесс обучения должен быть направлен на формирование у младших школьников умения учиться и овладевать знаниями и умениями в форме учебной деятельности, при которой ученик является субъектом этой деятельности.
При данном подходе к обучению развитие младшего школьника характеризуется проявлением у него таких психических новообразований и общеучебных умений, которые определяют успешность деятельности в целом. Учебная рефлексия, которая согласно работам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.З. Вульфова, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. формируется именно в младшем школьном возрасте, позволяет младшему школьнику не только отслеживать процесс и результат своей работы, но и корректировать в дальнейшем пути и способы решения учебных задач, а также изменять собственную мотивацию к познанию. Учителю начальных классов в плане развития у младших школьников учебной рефлексии необходимо научить их осознавать потребность в учебной деятельности, определять ее цель; уметь соотносить свой результат с поставленной целью; осознавать границы собственного знания и незнания.
Учебная рефлексия как процесс многогранный формируется у школьника гораздо раньше, чем субъектная идентификация, помогая отстраниться и провести глубокий самоанализ, а также с ее помощью осуществляется осознание ценности мнений и действий других участников социума в сравнении с собственным опытом. С опорой на рефлексию субъекты учебной деятельности, переключаясь на меняющиеся условия, цели и задачи образовательной деятельности, управляют собственной активностью в соответствии с ценностями своей личности.
Согласно работам И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, А.В. Карпова рефлексия несет в себе важнейшие функции повышения эффективности учебного процесса, как условие продуктивного общения педагога и воспитанника, формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия, определение направленности и целевых установок деятельности. Поэтому важно как можно эффективнее применять рефлексию на всех этапах урока, для полного раскрытия систематизации и контроля собственных знаний учащимися.
Анализ методической литературы авторов В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова позволили выявить, что педагоги обращаются к теме развития учебной рефлексии крайне редко. В методических комплексах ПМК «Гармония», «Школа 2100», «Школа России» предложены некоторые рекомендации для подведения итога уроков, а также тетради для самооценки школьников. В исследованиях А.Б. Воронцовой, Л.В. Вершининой, Е.И. Казаковой и др. представлены отдельные приемы развития учебной рефлексии.
Проблема исследования состоит в отборе и систематизации методических рекомендаций, составляющих совокупность организационно - педагогических условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников»
Объект исследования - формирование учебной рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие формированию учебной рефлексии младших школьников.
Цель работы - теоретически обосновать и апробировать на практике организационно-методические условия, обеспечивающие формирование учебной рефлексии у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме для выявления сущности понятия учебная рефлексия и определения особенностей становления рефлексии у детей младшего школьного возраста;
- подобрать методики диагностики учебной рефлексии и с их применением выявить особенности учебной рефлексии у учащихся четвертого класса;
- на основе теоретического анализа выявить и апробировать на практике организационно-педагогические условия, способствующие формированию учебной рефлексии у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе беседа, анкетирование, письменный опрос, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития современного образования проблема развития учебной рефлексии у младших школьников приобретает все большую актуальность и является одной из важных в связи с целями начального общего образования, среди которых важнейшей задачей является формирование умения учиться, что прямо обозначено во ФГОС НОО.
Исходя из актуальности изучения этой проблемы, была проведена исследовательская работа, направленная на достижение цели: теоретически обосновать и апробировать на практике организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование учебной рефлексии у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы позволили сформулировать следующие выводы.
1. С развитием тенденции гуманизации образования понятие «рефлексия» стало активно изучаться отечественными психологами и педагогами. В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.З. Вульфова, В.В. Давыдовв, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. рассматриваются различные аспекты развития рефлексии, в том числе становление рефлексии в детском возрасте.
Исследователи феномена учебной рефлексии сходятся в ее понимании как осмысления своих суждений и поступков с точки зрения их соответствия замыслу и условиям учебной деятельности. Свидетельством проявления учебной рефлексии является способность видеть особенности собственных действий, делать их предметом анализа, сравнение с действиями других людей.
2. Становление учебной рефлексии как личностного феномена ребенка младшего школьного возраста является одной из самых сложных научных проблем, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
3. Согласно исследованиям В.И. Слободичкова, Г.А. Цукерман формирование учебной рефлексии не останавливается в младшем школьном возрасте, а требует специальных мер для развития, к которым мы относим целенаправленно создаваемые организационно-педагогические условия. В рамках реализации данной задачи от учителя требуется целенаправленное создание организационно-педагогических условий для формирования учебной деятельности.
В рамках нашего исследования под организационно-педагогическими условиями формирования учебной рефлексии у младших школьников понимается характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно - образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное формирование учебной рефлексии.
С целью апробации организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной рефлексии младших школьников, проводилась опытно-поисковая работа на базе МБОУ СОШ №69 г. Екатеринбурга, в 4«З» классе, обучающемся по УМК «Школа России». В исследовании приняли участие 24 обучающихся.
По результатам педагогической диагностики на начальном этапе опытно-поисковой работы можно сделать вывод, что для учащихся изучаемого класса характерен средний уровень развития учебной рефлексии. При выполнении заданий у таких учеников преобладает ориентация на атрибуцию «способности» и «объективная сложность». Таким образом, в причинах неуспеха в учебной деятельности ссылаются на сложность задания или нехватку времени на ее выполнения, а большой объем собственных усилий приводят этих учеников к успехам. Таким ученикам бывает не всегда легко дать многоаспектную характеристику понятию, выявить свои точки роста, но они могут оценить пути достижения высоких успехов. Не всегда удается оценить работу другого ученика, но они достаточно часто и вполне объективно могут оценить уровень своих знаний.
В ходе опытно-поисковой работы был подобран диагностический инструментарий для исследования сформированности учебной рефлексии у младших школьников, определен исходный уровень его сформированности у учащихся четвертого класса.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы были созданы организационно-педагогические условия для формирования учебной рефлексии у младших школьников, а именно: создавалась атмосфера сотрудничества в процессе учебной деятельности, ученики побуждались к развернутому словесному объяснению всех выполняемых операций, происходило чередование индивидуальных и групповых форм работы в рамках урока, содержание учебного материала корректировалось в направлении развития учебной рефлексии, педагогом комбинировал комплементарные методические приёмы, способствующих развитию учебной рефлексии в соответствие с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня развития рефлексии.
Внедрение в учебный процесс перечисленных организационно-педагогических условий обусловило положительную динамику формирования учебной рефлексии младших школьников, выявленных по результатам контрольной диагностики.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.



1) Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления [Текст] / Р.А.Абдурахманов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
2) Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2011. - 704с.
3) Алексеев, Н.Г. Направления изучения рефлексии [Текст] // Новая
философская энциклопедия в 4-х т. Т. 3. / Н.Г.Алексеев, И.С.Ладенко. -
М., 2001.
4) Алексеев, Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач [Текст] / Н.Г.Алексеев. - 2017.
5) Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1977.
6) Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И.Андреев. - М.: КГУ, 1988. 238 с.
7) Арсеньев, А.С. Анализ развивающегося понятия [Текст] / А.С. Арсеньев, В.С.Библер, Б.М.Кедров. - М.: Наука, 2017. - 440 с.
8) Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В.А.Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
9) Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности [Текст] / В.А.Беликов. - Челябинск: Факел, 2015. - 141с.
10) Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. [Текст] / П. П.Блонский. - М.: Педагогика, 2009. -399 с.
11) Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1969 - 1978.
12) Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] /
А.В.Брушлинский. - М.: РАН; Институт психологи. -2014. - 108 с.
13) Бурлакова, Н.С. Возможности практической психологии в образовании [Текст] / Н. С.Бурлакова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2011. - 88 с.
14) Бурлачук, А.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике [Текст] / А. Ф. Бурлачук. - Киев, 2012. - 528 с.
15) Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Д.Иванов. - М.: Изд-во УРАО; 1999.
- 616 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ