ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности» и их
взаимосвязь с мышлением человека 7
1.2 Особенности развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 27
1.3 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии
детей дошкольного возраста 36
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА 46
2.1 База, этапы и методики диагностики уровня развития творческих способностей старших дошкольников в процессе познания
предметного мира 46
2.2 Организация и проведение опытно-поисковой работы, 50
направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания предметного мира
2.3 Результаты внедрения программы развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания предметного мира 55
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 109
В наше время школа предъявляет к ребенку много серьезных требований. С начала обучения школьник должен относиться к ней ответственно, подчиняться правилам и требованиям школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами-без них он сознательно не сможет подчинять свое поведение решению учебных задач, регулировать свое поведение, собранно вести себя на уроке. Но не только внешнее поведение должно быть произвольным, но и умственная деятельность ребенка-память, мышление, внимание.
Школьнику необходимо уметь слушать, наблюдать, надолго удерживать в памяти нужную информацию, добиваться решения поставленной педагогом задачи, а также последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие логического, отвлеченного мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют умственную пассивность, у которых нет желания и привычки думать, решать задачи. Эти умения формируются в дошкольном периоде развития ребенка.
В связи с этим нами была выбрана следующая тема ВКР: Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе познания предметного мира.
Актуальность. В связи с социально-экономическими преобразованиями в России происходят изменения и в системе дошкольного образования, так, например, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одним из первых принципов стандарта
- - это полноценное проживания всех этапов детства, обогащение детского развития и одной из главных задач, на решение которой он направлен, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка [ [51].
Между тем, особенности развития детей от младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста и описание этапов детства раскрыты в работах и отечественных исследователей и зарубежных, но в меньшей степени освещена проблема способов развития творческих способностей. Хотя в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, Р.Г.Казаковой, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Комаровой, Дж.Гилфорда, К.Тейлора, А.Н.Лук, Р.И.Жуковской, И.Я.Михайличенко, Н.Н.Подъякова и др., раскрыты особенности творческих способностей.
В соответствии с выявленным противоречием определена проблема исследования: изучение возможностей использования предметного мира для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и повышение уровня его развития в процессе познания предметного мира.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет: выявление особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе познания предметного мира.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у дошкольников.
2. Выявить общие и специфические особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе познания предметного мира.
3. Разработать и апробировать программу развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе познания предметного мира.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сенситивных периодах и движущих силах развития; деятельный подход А.Н. Леонтьева; концепции развития личности (Л.И. Божович, Е.Б. Усова, Э. Эриксон и др.); теории творческих способностей (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Торренс и др.); теории детского творчества (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Сёлли, и др.).
Методы исследования:
-метод теоретического анализа литературы,
-психодиагностический метод,
-качественный и количественный анализ;
-метод математической статистики.
Психодиагностический инструментарий: методика Е.Л. Пороцкой и О.М. Дьяченко «Сочини сказку»; тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха; методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
Практическая значимость: полученные данные об особенностях развития творческих способностях, и разработанная, а также апробированная программа развития могут быть использованы в работе педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №74». В исследовании приняли участие 50 детей возрастом от 5 до 7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающей 51 источник и 10 приложений. Содержание изложено на 109 страницах.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можем сделать вывод, что творческие способности - это индивидуальные психологические черты ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в ребяческой фантазии, воображении, своеобразном видении мира, своей точке зрения на окружающую реальность. Они тесно связаны с уровнем развития мышления, памяти, воображения, эмоциями и речи.
При развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит постепенное настраивание образов друг над другом; игра и детские рассказы -это прямое отражение окружающей его реальности в многообразных формах. Развитие творческих способностей тесно связано с речевым развитием ребенка, так как задержка речевого развития ведет к задержке воображения, что соответственно приводит к низкому уровню развития творческих способностей детей.
Сформированность творческих способностей зависят от уровня развития вербального воображения, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию и таких показателей как: беглость, оригинальность, гибкость, степень отдаленности идеи от стимула, эмоциональная экспрессия, художественно-эстетических элементов; количества накопленных образов детьми в процессе участия в образовательной деятельности и повседневной жизни; от половых различий.
1. Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека [Текст]/А. Адлер. Пер. Е.А. Цыпина.-СПб.: Академический проект, 2017.-243 с.
2. Артамонова, О.В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром//Теоретические основы программы воспитания дошкольников: Сб. СПб, Изд-во СамГПУ, 1992.-332с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]/ Д.Б. Богоявленская М.: Академия 2003.-292 с.
4. Бурлачук, Л. Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006 — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
5. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина.-М.: Просвещение, 1998.-207 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; М.: Педагогика, 2009. - 480 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.-М., 2012.-420 с.
8. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2007. С.160.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 1999. С. 368.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996г.- 197 с.
11. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.-198 с.
12. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру: Учебно-методическое пособие к курсу «методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.-212 с.
13. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография - М.: Педагогическое общество России, 2002.-110 с.
14. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр - занятий для дошкольников. - М.:ТЦ «Сфера», 2018.-109 с.
15. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1968.-201 с...