Управление педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Теоретические аспекты управления педагогической деятельностью по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в дошкольной образовательной организации 8
1.2 Проектирование программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни 18
1.3 Организация управленческого решения по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни 24
ГЛАВА 2.ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 32
2.1 Анализ состояния культуры здорового и безопасного образа жизни
детей в дошкольной образовательной организации 32
2.2 Разработка и реализация программы «Формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни воспитанников» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 123
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Теоретические аспекты управления педагогической деятельностью по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в дошкольной образовательной организации 8
1.2 Проектирование программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни 18
1.3 Организация управленческого решения по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни 24
ГЛАВА 2.ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 32
2.1 Анализ состояния культуры здорового и безопасного образа жизни
детей в дошкольной образовательной организации 32
2.2 Разработка и реализация программы «Формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни воспитанников» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 123
Актуальность исследования. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей волнует родителей и педагогов и является актуальной для России.
Аналитические отчеты мониторинговых исследований, характеризующих состояние здоровья детей, демонстрируют тенденции к увеличению у них хронических заболеваний и патологических отклонений, резкому снижению количества абсолютно здоровых детей во всех возрастных группах, не зависимо от пола [2, 3]. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи анализ полученных данных в результате проведения медицинских осмотров детей установил, что практически здоровыми можно считать 17,3% детей, функциональные отклонения имеют 29,4% детей, хроническими заболеваниями страдают 53,3% детей. За последнее десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось: количество детей 1-й группы здоровья снизилось с 8% до 5,2%, количество детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, снизилось с 75% до 41,7%, а детей 3-й группы, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 16,1% до52,4% [92, с 90]. Контроль и оценка роста и развития здоровья детей представляют объективную характеристику для определения приоритетных направлений повышения их здоровья в условиях дошкольной образовательной организации [92, с.90]. К одному из таких направлений относится работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Педагогическое сообщество уделяет серьезное внимание данной проблеме, используя большой арсенал средств для улучшения ситуации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи и принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей [85].
Проблему формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста рассматривали в своих исследованиях Н.Н. Авдеева, Н.А Башавец, К.Ю. Белая, Л.А. Долматова, Л.М. Кларина, Р.Б. Стеркина, К.А. Тайсаева, Л.Л. Тимофеева, Т.Э. Токаева, Г.А. Хакимова, Т.Г. Хромцова и др. Эта проблема рассматривалась педагогами как первостепенная и наиболее значимая.
Анализ современного состояния организации образовательного процесса и нормативно-программного обеспечения дошкольных учреждений («Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Здравствуй!» и др. [51]) в аспекте формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выявил недостаточность предлагаемых в нормативно-программном обеспечении способов решения исследуемой проблемы, вследствие ориентации программ на развитие у дошкольников мотивационной сферы гигиенического поведения, нравственно-психологического компонента здорового и безопасного образа жизни, на обеспечение психического и физического саморазвития. на воспитание потребности в самостоятельной двигательной активности, В практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста, отсутствуют рекомендации по организации управленческой деятельности педагогического коллектива по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Следовательно, необходима разработка и реализация научных основ управления педагогической деятельностью, выявление сложностей и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.).
Таким образом, анализ теоретико-методологических и практических аспектов позволяет сделать вывод о том, что проблема управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является актуальной, и обозначить проблему исследования: каковы особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования - выявить особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, по вопросу содержания управления педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
2. Определить содержание понятий «культура здорового и безопасного образа жизни», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» и его структурных компонентов.
3. Разработать проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
4. Проанализировать управленческую педагогическую деятельность по реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Провести опытно-поисковую работу по управлению педагогической деятельностью в целях реализации программы формирования безопасного и здорового образа жизни воспитанников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования в области управления образовательными системами (Т.М. Давыденко, Т.П. Колодяжная, А.В. Пелихова, Е.В. Петрушихина, Т.И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др.)
- исследования по становлению личности с точки зрения формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (Е.Е. Бухарова, Н.С. Голицына, О.И. Домме, Т.С. Кохан, Е.М. Кривошеева, Н.В. Михайлова, П. Статмэн, Н.В. Третьякова, Т.Г. Хромцова, Ю.Ю. Шурыгина и др.);
- работы, которые посвящены психологическим аспектам проблемы здоровья и безопасности жизни личности (В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, М.Ю. Стожарова, Д.Б. Эльконин и др.)
- исследования, связанные с вопросами формирования культуры здоровья и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Л.Л. Тимофеева, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры здорового образа жизни и ббезопасности (Б. Мишин, Д.И. Решетинова, М. Рунова, Э. Степаненкова, Л.Б Фесюкова, Н.В. Филогенова, А.И Фомина, В.П. Черкашин и др.).
Методы исследования - теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез данных); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа, опытная педагогическая работа, проектирование программы).
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 473, г.Екатеринбург, ул. Хвойная, д. № 93.Исследованием было охвачено 30 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что апробирована разработанная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни старших дошкольников.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух, глав, заключения, списка литературы из 98 источников и приложений.
Аналитические отчеты мониторинговых исследований, характеризующих состояние здоровья детей, демонстрируют тенденции к увеличению у них хронических заболеваний и патологических отклонений, резкому снижению количества абсолютно здоровых детей во всех возрастных группах, не зависимо от пола [2, 3]. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи анализ полученных данных в результате проведения медицинских осмотров детей установил, что практически здоровыми можно считать 17,3% детей, функциональные отклонения имеют 29,4% детей, хроническими заболеваниями страдают 53,3% детей. За последнее десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось: количество детей 1-й группы здоровья снизилось с 8% до 5,2%, количество детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, снизилось с 75% до 41,7%, а детей 3-й группы, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 16,1% до52,4% [92, с 90]. Контроль и оценка роста и развития здоровья детей представляют объективную характеристику для определения приоритетных направлений повышения их здоровья в условиях дошкольной образовательной организации [92, с.90]. К одному из таких направлений относится работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Педагогическое сообщество уделяет серьезное внимание данной проблеме, используя большой арсенал средств для улучшения ситуации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи и принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей [85].
Проблему формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста рассматривали в своих исследованиях Н.Н. Авдеева, Н.А Башавец, К.Ю. Белая, Л.А. Долматова, Л.М. Кларина, Р.Б. Стеркина, К.А. Тайсаева, Л.Л. Тимофеева, Т.Э. Токаева, Г.А. Хакимова, Т.Г. Хромцова и др. Эта проблема рассматривалась педагогами как первостепенная и наиболее значимая.
Анализ современного состояния организации образовательного процесса и нормативно-программного обеспечения дошкольных учреждений («Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Здравствуй!» и др. [51]) в аспекте формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выявил недостаточность предлагаемых в нормативно-программном обеспечении способов решения исследуемой проблемы, вследствие ориентации программ на развитие у дошкольников мотивационной сферы гигиенического поведения, нравственно-психологического компонента здорового и безопасного образа жизни, на обеспечение психического и физического саморазвития. на воспитание потребности в самостоятельной двигательной активности, В практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста, отсутствуют рекомендации по организации управленческой деятельности педагогического коллектива по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Следовательно, необходима разработка и реализация научных основ управления педагогической деятельностью, выявление сложностей и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.).
Таким образом, анализ теоретико-методологических и практических аспектов позволяет сделать вывод о том, что проблема управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является актуальной, и обозначить проблему исследования: каковы особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования - выявить особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - особенности управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, по вопросу содержания управления педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
2. Определить содержание понятий «культура здорового и безопасного образа жизни», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» и его структурных компонентов.
3. Разработать проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
4. Проанализировать управленческую педагогическую деятельность по реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Провести опытно-поисковую работу по управлению педагогической деятельностью в целях реализации программы формирования безопасного и здорового образа жизни воспитанников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования в области управления образовательными системами (Т.М. Давыденко, Т.П. Колодяжная, А.В. Пелихова, Е.В. Петрушихина, Т.И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др.)
- исследования по становлению личности с точки зрения формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (Е.Е. Бухарова, Н.С. Голицына, О.И. Домме, Т.С. Кохан, Е.М. Кривошеева, Н.В. Михайлова, П. Статмэн, Н.В. Третьякова, Т.Г. Хромцова, Ю.Ю. Шурыгина и др.);
- работы, которые посвящены психологическим аспектам проблемы здоровья и безопасности жизни личности (В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, М.Ю. Стожарова, Д.Б. Эльконин и др.)
- исследования, связанные с вопросами формирования культуры здоровья и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Л.Л. Тимофеева, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры здорового образа жизни и ббезопасности (Б. Мишин, Д.И. Решетинова, М. Рунова, Э. Степаненкова, Л.Б Фесюкова, Н.В. Филогенова, А.И Фомина, В.П. Черкашин и др.).
Методы исследования - теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез данных); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа, опытная педагогическая работа, проектирование программы).
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 473, г.Екатеринбург, ул. Хвойная, д. № 93.Исследованием было охвачено 30 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что апробирована разработанная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни старших дошкольников.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух, глав, заключения, списка литературы из 98 источников и приложений.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении особенностей управления педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, по вопросу содержания управления педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
2. Определить содержание понятий «культура здорового и безопасного образа жизни», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» и его структурных компонентов.
3. Разработать проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
4. Проанализировать управленческую педагогическую деятельность по реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Провести опытно-поисковую работу по управлению педагогической деятельностью в целях реализации программы формирования безопасного и здорового образа жизни воспитанников.
Реализация поставленных задач позволила сделать следующие выводы и предложения.
Проблема формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста рассматривалась как наиболее значимая в исследованиях Н.Н. Авдеевой, Н.А Башавец, К.Ю. Белой, Л.А. Долматовой, Л.М. Клариной, Р.Б. Стеркиной, К.А. Тайсаевой, Л.Л. Тимофеевой, Т.Э. Токаевой, Г.А. Хакимовой и др.
Изучение и анализ научной литературы позволили определить содержание понятия «культура здорового и безопасного образа жизни», которое является составляющей частью общей культуры человека и представляет собой сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, направленные на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Определено содержание понятия «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» как деятельность по привитию человеку необходимых знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, правил и норм безопасного поведения, а также воспитанию внутренней потребности в обеспечении здорового образа жизни, личной и общественной безопасности. Выделены структурные компоненты понятия: когнитивный (представления, знания, суждения), эмоционально-оценочный (эмоции, оценка) и поведенческо- деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность).
Изучение и анализ литературы по педагогике позволили определить содержание понятия «управление». Согласно источникам, управление - это целеустремленная деятельность всех субъектов, которая направлена на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития дошкольной образовательной организации.
Основными направлениями в управлении педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации являются: медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение, формирование педагогическими средствами здоровьеориентированной личностной позиции ребенка, физкультурно-оздоровительное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей.
Разработан проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни целью, которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В основу проектирования программы положены принципы научности, целостности, комплексности педагогических процессов, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, повторения умений и навыков, индивидуально - личностной ориентации воспитания, активного обучения, коммуникативности, креативности личности ребенка, взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, результативности.
Организация управленческого решения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни включает образование детей в области здоровья по программе формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников; повышение образовательного уровня педагогов в вопросах формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей; просвещение родителей воспитанников детского сада в вопросах формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей; здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Образование детей в области здоровья, являющееся одним из направлений работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется в соответствии с принципами отбора содержания (научности, доступности, активности, сознательности) и методическим рекомендациям (включающим адаптированные методы, приемы и алгоритм изложения содержания образования), через взаимосвязанные разделы, которые предполагают формирование представлений об особенностях внешнего и внутреннего строения человека, о функциях основных органов и систем; способствуют вырабатыванию представлений о сущности здоровья и факторах его определяющих, знаний о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека; направлены на формирование представлений и навыков безопасной жизнедеятельности и оказания первой помощи в необходимых случаях.
Диагностический инструментарий, базирующийся на показателях (представления, знания и суждения о сущности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, эмоциональная окрашенность и оценочная деятельность при выполнении действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья; оперирование знаниями в области культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьеформирующее поведение) и критериях (объем представлений о сущности здоровья и факторах его формирующих, полнота знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека, широта суждений о необходимости быть здоровым с целью удовлетворения различных потребностей человека и активного участия в социальной жизни; наличие положительных эмоций при выполнении действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, стремление и умение оценить собственное поведение и поведение других людей в соответствии со знаниями о культуре здорового и безопасного образа жизни; умение использовать в деятельности знания о культуре здорового и безопасного образа жизни; определение степени готовности в реализации здоровьеформирующего поведения, умение реализовывать здоровьеформирующее поведение), включает систему отслеживания и оценивания уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
К перспективам дальнейшего исследования проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно отнести разработку обеспечения преемственных связей между дошкольным образовательной организацией и школой.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, по вопросу содержания управления педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
2. Определить содержание понятий «культура здорового и безопасного образа жизни», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» и его структурных компонентов.
3. Разработать проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
4. Проанализировать управленческую педагогическую деятельность по реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Провести опытно-поисковую работу по управлению педагогической деятельностью в целях реализации программы формирования безопасного и здорового образа жизни воспитанников.
Реализация поставленных задач позволила сделать следующие выводы и предложения.
Проблема формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста рассматривалась как наиболее значимая в исследованиях Н.Н. Авдеевой, Н.А Башавец, К.Ю. Белой, Л.А. Долматовой, Л.М. Клариной, Р.Б. Стеркиной, К.А. Тайсаевой, Л.Л. Тимофеевой, Т.Э. Токаевой, Г.А. Хакимовой и др.
Изучение и анализ научной литературы позволили определить содержание понятия «культура здорового и безопасного образа жизни», которое является составляющей частью общей культуры человека и представляет собой сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, направленные на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Определено содержание понятия «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» как деятельность по привитию человеку необходимых знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, правил и норм безопасного поведения, а также воспитанию внутренней потребности в обеспечении здорового образа жизни, личной и общественной безопасности. Выделены структурные компоненты понятия: когнитивный (представления, знания, суждения), эмоционально-оценочный (эмоции, оценка) и поведенческо- деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность).
Изучение и анализ литературы по педагогике позволили определить содержание понятия «управление». Согласно источникам, управление - это целеустремленная деятельность всех субъектов, которая направлена на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития дошкольной образовательной организации.
Основными направлениями в управлении педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации являются: медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение, формирование педагогическими средствами здоровьеориентированной личностной позиции ребенка, физкультурно-оздоровительное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей.
Разработан проект программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни целью, которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В основу проектирования программы положены принципы научности, целостности, комплексности педагогических процессов, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, повторения умений и навыков, индивидуально - личностной ориентации воспитания, активного обучения, коммуникативности, креативности личности ребенка, взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, результативности.
Организация управленческого решения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни включает образование детей в области здоровья по программе формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников; повышение образовательного уровня педагогов в вопросах формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей; просвещение родителей воспитанников детского сада в вопросах формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей; здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Образование детей в области здоровья, являющееся одним из направлений работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется в соответствии с принципами отбора содержания (научности, доступности, активности, сознательности) и методическим рекомендациям (включающим адаптированные методы, приемы и алгоритм изложения содержания образования), через взаимосвязанные разделы, которые предполагают формирование представлений об особенностях внешнего и внутреннего строения человека, о функциях основных органов и систем; способствуют вырабатыванию представлений о сущности здоровья и факторах его определяющих, знаний о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека; направлены на формирование представлений и навыков безопасной жизнедеятельности и оказания первой помощи в необходимых случаях.
Диагностический инструментарий, базирующийся на показателях (представления, знания и суждения о сущности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, эмоциональная окрашенность и оценочная деятельность при выполнении действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья; оперирование знаниями в области культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьеформирующее поведение) и критериях (объем представлений о сущности здоровья и факторах его формирующих, полнота знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека, широта суждений о необходимости быть здоровым с целью удовлетворения различных потребностей человека и активного участия в социальной жизни; наличие положительных эмоций при выполнении действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, стремление и умение оценить собственное поведение и поведение других людей в соответствии со знаниями о культуре здорового и безопасного образа жизни; умение использовать в деятельности знания о культуре здорового и безопасного образа жизни; определение степени готовности в реализации здоровьеформирующего поведения, умение реализовывать здоровьеформирующее поведение), включает систему отслеживания и оценивания уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
К перспективам дальнейшего исследования проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно отнести разработку обеспечения преемственных связей между дошкольным образовательной организацией и школой.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, валеология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников
во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры безопасности учащихся на разных уровнях безопасности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры безопасности обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



