Логико-математические игры как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития познавательной активности 14
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Анализ образовательных программ по формированию 23
элементарных математических представлений 23
1.4. Средства развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРАХ 40
2.1. Изучение начального уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.2 Организация условий для проведения логико-математических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Анализ эффективности проведённой работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития познавательной активности 14
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Анализ образовательных программ по формированию 23
элементарных математических представлений 23
1.4. Средства развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРАХ 40
2.1. Изучение начального уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.2 Организация условий для проведения логико-математических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Анализ эффективности проведённой работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
Актуальность исследования. Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации [64]. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать игровую, познавательную и исследовательскую активность всех воспитанников.
Познавательная активность ребенка дошкольного возраста, являясь интегративным качеством, личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовностью к выбору вида и содержания деятельности, стремлением самостоятельно осуществлять поиск решения задач познавательного характера, проявляется в любознательности к окружающему миру, инициативности, позволяет ребенку накопить индивидуальный опыт познавательной деятельности.
Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в познавательном процессе. Она реализуется в заинтересованности детей получать информацию, в желании уточнять, углублять свои знания, самостоятельно осуществлять поиск ответов на вопросы, интересующие их, в проявлении у детей элементов творчества, в умении овладеть способами познания и применять его на другом материале [70].
Как показал анализ литературы, педагоги уже в XVI-XVIII в.в. определяли развитие ребенка как целостный процесс. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский рассматривали познавательную активность детей как их естественное стремление к познанию [1].
Основываясь на разработках педагогов и психологов советской и зарубежной школ (Д. Б. Богоявленской [9], Л.И. Божович [10], Л. С. Выготского [16], А.В. Запорожца [35], Н. С. Лейтеса [34], А. Н. Леонтьева [35] и многих других), познавательную активность детей изучают Д. А. Маловичко [40], Е. А. Меньшикова [42], В. В. Щетинина [68], В. С. Юркевич [73] и другие. В настоящее время исследователи изучают познавательную активность детей в различных видах деятельности: Н. В. Кудикина в игре [32], Д. А. Маловичко в учебной деятельности [40], В. В. Щетинина в поисковой деятельности [68].
Существенный вклад в развитие познавательной активности, внесли исследователи А.В. Запорожец [35], А.Н. Леонтьев [35], М.И. Лисина [36], Н.Н. Поддьяков [56] и другие. Научные работы данных авторов внесли значительный вклад в теорию познавательной активности: исследования содержат теоретические обобщения, оригинальные идеи, практические рекомендации. В этих работах показана важная роль активности для любого познавательного процесса, так же она является решающим условием в развитии и успешной деятельности ребенка в целом. Познание ребенка дошкольного возраста - это его деятельность, которая определяется как одна из главных, это процесс открытия ребенком скрытых отношений и связей, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» [30, с. 123].
На современном этапе обучения и воспитания особую популярность имеют логико-математические игры - игры, моделирующие закономерности, математические отношения, рассчитанные на выполнение операций/и действий логического типа. В процессе игры дети изучают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, [45]. Проблеме освоения логических операций и действий в игре уделяли внимание А.В. Белошистая [8], А.К. Бондаренко [11], Л.А. Венгер [13], З.А. Михайлова [44], А.А. Столяр [61] и другие.
Однако, теоретическое обоснование и методическое обеспечение игровой деятельности с использованием логико-математических игры для развития познавательной активности представлено лишь фрагментарно, отсутствует целостное представление по применению в полном объеме данного типа игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена не достаточной разработанностью на теоретическом и методическом уровне проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Актуальность темы исследования позволила выделить противоречие между необходимостью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием логико-математических игр в педагогической практике.
На основании противоречия выделена проблема исследования: каково влияние логико-математических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать комплекс логико-математических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс логико-математических игр как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
4. Подобрать и реализовать комплекс логико-математических игр для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ изученной литературы, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: наблюдение за познавательной активностью детей в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, опытно-поисковая работа;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 123» г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участвовали воспитанники старших параллельных групп.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что подобранный комплекс логико-математических игр и рекомендации воспитателям могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования работы, в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации [64]. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать игровую, познавательную и исследовательскую активность всех воспитанников.
Познавательная активность ребенка дошкольного возраста, являясь интегративным качеством, личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовностью к выбору вида и содержания деятельности, стремлением самостоятельно осуществлять поиск решения задач познавательного характера, проявляется в любознательности к окружающему миру, инициативности, позволяет ребенку накопить индивидуальный опыт познавательной деятельности.
Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в познавательном процессе. Она реализуется в заинтересованности детей получать информацию, в желании уточнять, углублять свои знания, самостоятельно осуществлять поиск ответов на вопросы, интересующие их, в проявлении у детей элементов творчества, в умении овладеть способами познания и применять его на другом материале [70].
Как показал анализ литературы, педагоги уже в XVI-XVIII в.в. определяли развитие ребенка как целостный процесс. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский рассматривали познавательную активность детей как их естественное стремление к познанию [1].
Основываясь на разработках педагогов и психологов советской и зарубежной школ (Д. Б. Богоявленской [9], Л.И. Божович [10], Л. С. Выготского [16], А.В. Запорожца [35], Н. С. Лейтеса [34], А. Н. Леонтьева [35] и многих других), познавательную активность детей изучают Д. А. Маловичко [40], Е. А. Меньшикова [42], В. В. Щетинина [68], В. С. Юркевич [73] и другие. В настоящее время исследователи изучают познавательную активность детей в различных видах деятельности: Н. В. Кудикина в игре [32], Д. А. Маловичко в учебной деятельности [40], В. В. Щетинина в поисковой деятельности [68].
Существенный вклад в развитие познавательной активности, внесли исследователи А.В. Запорожец [35], А.Н. Леонтьев [35], М.И. Лисина [36], Н.Н. Поддьяков [56] и другие. Научные работы данных авторов внесли значительный вклад в теорию познавательной активности: исследования содержат теоретические обобщения, оригинальные идеи, практические рекомендации. В этих работах показана важная роль активности для любого познавательного процесса, так же она является решающим условием в развитии и успешной деятельности ребенка в целом. Познание ребенка дошкольного возраста - это его деятельность, которая определяется как одна из главных, это процесс открытия ребенком скрытых отношений и связей, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» [30, с. 123].
На современном этапе обучения и воспитания особую популярность имеют логико-математические игры - игры, моделирующие закономерности, математические отношения, рассчитанные на выполнение операций/и действий логического типа. В процессе игры дети изучают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, [45]. Проблеме освоения логических операций и действий в игре уделяли внимание А.В. Белошистая [8], А.К. Бондаренко [11], Л.А. Венгер [13], З.А. Михайлова [44], А.А. Столяр [61] и другие.
Однако, теоретическое обоснование и методическое обеспечение игровой деятельности с использованием логико-математических игры для развития познавательной активности представлено лишь фрагментарно, отсутствует целостное представление по применению в полном объеме данного типа игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена не достаточной разработанностью на теоретическом и методическом уровне проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Актуальность темы исследования позволила выделить противоречие между необходимостью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием логико-математических игр в педагогической практике.
На основании противоречия выделена проблема исследования: каково влияние логико-математических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать комплекс логико-математических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс логико-математических игр как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
4. Подобрать и реализовать комплекс логико-математических игр для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ изученной литературы, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: наблюдение за познавательной активностью детей в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, опытно-поисковая работа;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 123» г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участвовали воспитанники старших параллельных групп.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что подобранный комплекс логико-математических игр и рекомендации воспитателям могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования работы, в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Изучение научной и методической литературы доказало необходимость изучения влияние логико-математических игр на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Активность играет главную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.
Были рассмотрены особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления. Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
В результате осуществления опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу о том, что развитие познавательной активности дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека.
Анализ результатов констатирующего этапа показал необходимость проведение корректирующей работы по развитию познавательной активности. В соответствии с этим были подобраны и внедрены логико-математические игры. Игры были организованы в совместной деятельности и самостоятельной работе детей. Одним из важных условий организации процесса ознакомления старших дошкольников с логико-математическими играми стал поэтапный процесс игр и упражнений, педагогическое просвещение родителей, уточнение и расширение их знаний по данной теме.
По результатам контрольного этапа была проведена повторная диагностика, результаты которой позволили выявить то, что использование логико-математических игр значительно повысила уровень развития познавательной активности у старших дошкольников.
Таким образом, были решены все поставленные задачи, намечены перспективы дальнейшего развития познавательной активности детей за счет осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности с использованием логико-математических игр.
Были рассмотрены особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления. Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
В результате осуществления опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу о том, что развитие познавательной активности дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека.
Анализ результатов констатирующего этапа показал необходимость проведение корректирующей работы по развитию познавательной активности. В соответствии с этим были подобраны и внедрены логико-математические игры. Игры были организованы в совместной деятельности и самостоятельной работе детей. Одним из важных условий организации процесса ознакомления старших дошкольников с логико-математическими играми стал поэтапный процесс игр и упражнений, педагогическое просвещение родителей, уточнение и расширение их знаний по данной теме.
По результатам контрольного этапа была проведена повторная диагностика, результаты которой позволили выявить то, что использование логико-математических игр значительно повысила уровень развития познавательной активности у старших дошкольников.
Таким образом, были решены все поставленные задачи, намечены перспективы дальнейшего развития познавательной активности детей за счет осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности с использованием логико-математических игр.
Подобные работы
- Игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности организации дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ ФГОС ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



