ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность понятия «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования в
дошкольных образовательных организациях на территории Российской Федерации 14
1.3. Особенности подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к работе в условиях
инклюзивного образования 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Изучение состояния работы по инклюзивному образованию в
дошкольной образовательной организации 31
2.2. Содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной
организации 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность темы нашего исследования обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное сосуществование с остальными членами социума и необходимостью индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
Поиск решения этой задачи привел к выработке единой стратегии развития образования, в основе которой лежит гуманистическая концепция, базирующаяся на безоговорочном признании человека как высшей ценности. В рамках данной концепции образование признается одной из важнейших жизненных ценностей, предпочтение отдается современным образовательным здоровьесберегающим технологиям, приоритетными становятся потребности и интересы развивающейся личности, которые удовлетворяются через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания.
Одной из таких технологий является инклюзивное образование, которое в настоящее время внедряется в образовательные организации нашей страны. Особенности инклюзивного образования охарактеризованы в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования [47] и в основных образовательных программах дошкольного образования, в которых специально выделен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» [35].
Анализ научной и методической литературы показал, что в последние годы специалисты все чаще стали обращать внимание на необходимость создания инклюзивной образовательной среды. Так, в трудах Н.Г. Кутеповой [25], Л.Е. Олтаржевской [34], Н.В. Соловьевой, О.С. Панферовой [40], Е.Г. Самарцевой [38], А.С. Сунцовой [43], Л.А. Шипилиной [52] и др. раскрываются особенности, принципы и подходы к созданию инклюзивной образовательной среды. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования освещены в работах Т.Г. Зубаревой [14], Н.Ю. Корнеевой [23], И.Н. Хафизуллиной [50] и др.
Несмотря на большое количество работ, посвященных инклюзивному образованию детей дошкольного возраста, проблема организации деятельности воспитателя в условиях инклюзивного образования еще недостаточно разработана в методике и практике дошкольного образования.
Сложилось противоречие между современными потребностями общества в качественном образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и традиционной системой дошкольного образования, в которой отсутствует научно обоснованное содержание деятельности воспитателя в условиях инклюзивного образования.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в теоретическом и практическом обосновании деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования - процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность содержания деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие процесс инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях на территории Российской Федерации;
3. Выявить особенности подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к работе в условиях инклюзивного образования;
4. Изучить состояние работы по инклюзивному образованию в конкретной дошкольной образовательной организации;
5. Разработать и внедрить в образовательную деятельность детского сада содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ нормативных документов, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы - анкетирование воспитателей, наблюдение за деятельностью детей, опрос родителей, методы математической и графической обработки полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 102 г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 воспитателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенное нами содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования может быть успешно использовано воспитателями, педагогами, специалистами для образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников) и приложений.
Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Суть инклюзивного образования состоит в следующем: акцентируется внимание на «проблемных» детях; обучение ведется по специальной коррекционно-развивающей программе (определенного вида); ребенок с ограниченными возможностями чувствует себя «равным» другим воспитанникам; предоставление качественного образования всем детям без исключения.
В Российской Федерации разработана и действует нормативно-законодательная база для осуществления инклюзивного образования.
Основной задачей дошкольной образовательной организации после введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало совершенствование образовательной деятельности и развивающего эффекта образовательной среды при работе с детьми ограниченными возможностями здоровья путем организации для дошкольников этой категории:
1) предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе и ее коррекционно-развивающей направленности;
2) взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений - со взрослыми (педагогами, воспитателями, родителями) и сверстниками;
3) взаимодействия с другими детьми, развивающимися в норме;
4) использования современных педагогических программ (адаптивных и вариативных) и технологий коррекционно-развивающей направленности.
Понятно, что такое совершенствование образовательной деятельности дошкольной образовательной организации возможно только в том случае, если воспитатели готовы к работе в условиях инклюзивного образования.
Готовность воспитателей к реализации идей инклюзии - это планируемый результат подготовки, который включает формирование инклюзивной компетентности воспитателей по 3 компонентам - мотивационному, когнитивному и деятельностно-рефлексивному, проявляющимся в процессе решения профессиональных задач и преобразования профессиональной деятельности педагогов в условиях инклюзивного образования.
Результатом подготовки является формирование у воспитателей дошкольной образовательной организации готовности и способности:
- воспринимать инклюзию как ценность в своей профессиональной деятельности;
- уметь выявлять и знать психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уметь отбирать оптимальные методы, формы и способы организации инклюзивного образования;
- создавать предметно-пространственную среду коррекционно-развивающей направленности, эффективную для образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
В нашей работе проведено изучение состояния работы по инклюзивному образованию на базе МБДОУ - Детский сад комбинированного вида № 102 г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 воспитателей, 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нами разработана программа изучения состояния работы по инклюзивному образованию в детском саду, которая включает задачи, методики и методы этого изучения. На начальном этапе работы это состояние признано неудовлетворительным. Причины этого: неготовность воспитателей к инклюзивному образованию, недостаточный уровень сформированности у них инклюзивной компетентности, дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают образовательной программой на среднем уровне, неэффективность коррекционно-развивающей направленности предметно-пространственной среды групп детского сада, неудовлетворенность и неактивность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нами разработано и внедрено в образовательную деятельность детского сада содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Оно включает 4 направления:
1. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в комбинированной группе.
2. Обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада в плане ее коррекционно-развивающей направленности.
3. Взаимодействие с родителями.
4. Повышение инклюзивной компетентности воспитателей детского сада.
Результаты повторного изучения состояния работы по инклюзивному образованию в детском саду показали положительную динамику. Следовательно, разработанное нами содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации является эффективным и результативным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.
1. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] : дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст] : учеб, пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова. - М. : Экон-Информ, 2014. - 247 с.
3. Богинская, Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход [Текст] / Ю. В. Богинская // Гумантарные науки. - 2015. - №4. - С.47-53
4. Буковцева, Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования [Текст] : материалы конференции «Социальная реабилитация и поддержка инвалидов в Германии» / Н. И. Буковцева. - Кёльн, 26-30 января 2010. - С. 24-29.
5. Возняк, И. В. Инклюзивное образование: как подготовить педагогов [Текст] / И. В. Возняк // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. 2016. №1. - С. 37-41
6. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2014. 265 с.
8. Дакарские Рамки действий от 26-28 апреля 2000г. [Электронный
ресурс] // Организация Объединенных Наций : [сайт].
http://www.un.org/ru/index.html (дата обращения 31.01.2018).
9. Декларация прав умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]: от 20 декабпя 1971 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Декларация социального прогресса и развития [Электронный ресурс]: 11 дек. 1969 г. [сайт] http://government.ru/ (дата обращения 31.01.2018).
11. Доступная среда [Электронный ресурс]: Государственная программа от 1 декабря 2015 №1297. [сайт] http://government.ru/ (дата обращения 31.01.2018).
12. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Егорова. Балашов : Николаев,
2012. 80 с.
13. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения [Текст] : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М. : Дрофа, 2012. - 286 с.
14. Зубарева, Т. Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды [Текст] : автореф. дисс... канд. пед. наук / Т. Г. Зубарева. - Курск, 2009. - 24 с.
15. Инклюзивное образование [Текст] / авт.-сост. Е. А. Оленева. - М. : Школьная книга, 2016. - Вып. 1. - 272 с.
...