Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях оригами

Работа №97452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Определение понятия «творческие способности» в психолого-
педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста на занятиях оригами 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика исходного уровня развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Проектирование работы по развитию творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста на занятиях оригами 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально -экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного образования, провозглашающий системное развитие творческих способностей.
Для развития творческих способностей самым благоприятным возрастом, по общему мнению психологов и педагогов, является старший дошкольный возраст. Это обусловлено тем, что именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Большие возможности развития творческих способностей открывают занятия оригами. Складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логика. У детей активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс занятий оригами, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - комплекс занятий оригами, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме и охарактеризовать понятие «творческие способности»;
- выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть возможности занятий оригами в развитии творческих способностей у детей;
- провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс занятий оригами, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, и апробировать его.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация
- эмпирические: тестирование, анализ творческих работ детей; методы обработки и интерпретация результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Р. С. Немов, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.), методические подходы к развитию творческих способностей ребенка в продуктивных видах деятельности (С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина, Т. С. Комарова, С. И. Мусиенко, О. Щеглова).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - МАДОУ ЦРР - детский сад №104.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование подтвердило актуальность выбранной темы. Творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей и развитие творческих способностей тесно связано со становлением личности в дошкольном возрасте.
В результате нашего исследования были реализованы поставленные задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной теме и охарактеризованы понятия: «способности», «творчество» и «творческие способности».
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:
- переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам
- интенсивное развитие познавательной мотивации;
- выражение своей индивидуальности, через творческую деятельность;
- значимость процесса творчества, а не конечного результата;
- важность одобрения и поддержки со стороны взрослых.
В соответствии с этими особенностями определены условия эффективного развития творческих способностей у детей:
- передача определенных практических навыков и умений;
- создание поисково-исследовательской среды;
- взаимодействие учебных и творческих задач;
- организация широкого экспериментирования с материалом;
- обеспечение эмоционального, который впоследствии станет основой возникновения творческих замыслов;
- самостоятельный поиск ребенком решения творческой задачи;
- работа с педагогическим составом, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними;
- консультации с родителями.
3. Раскрыты возможности занятий оригами в развитии творческих способностей у детей.
В творческом процессе, на занятиях оригами, ребенок учится анализировать предметы, сравнивать их, выделять их признаки, воспринимать созданную и завершенную поделку, оценивать ее, умение доводить ее до эстетически значимого результата, развивает воображение, гибкость, беглость.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Выбраны следующие критерии: воображение, беглость, гибкость. К ним подобраны методики: Т.С. Комарова «Дорисуй» (показатель
«оригинальность»), Р.С. Немов «Скульптура» (показатель «гибкость»), Г. Роршах «На что похоже» (показатель «беглость»). Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения специальной работы по развитию творческих способностей дошкольников.
Разработан комплекс занятий оригами, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, и апробирован на практике. Деятельность детей была интегрированной, что повышало интерес творческой составляющей.
Для развития оригинальности творческих способностей мы проводили такие тематические занятия как: «Зайчик», «Дом для зайчат», «Поздравим мам!», «Как поймать ветер?».
Для развития показателя «беглость»: «Заколдованная фигура», «Золотая рыбка».
Для развития показателя «гибкость»: «Чтение сказки-оригами»,
«Можно ли играть в театре?», «Помощь Незнайке».
Все задания, развивающие творческие способности, подбирались в рамках программы и учетом тематики НОД, в связи с чем, не выбивались из общей направленности, а дополняли его логическим продолжением.
По результатам апробации комплекса занятий пришли к выводу, что разработанные творческие задания по оригами могут быть результативным средством в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.


1. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы [Текст] / С. Ю. Афонькин (ред.). Вильнюс: BESTIARY, 2013. - 64 с.
2. Афонькин, С. Ю. Все об оригами [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина - СПб. Кристалл, М.: Оникс, 2014. - 272 с.
3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / З. А. Богатеева - М.: Просвещение, 2010, - 208 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей
[Текст] / Д. Б. Богоявленская М.: ИЦ «Академия», 2002. - 320 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 416 с.
6. Владимирова, С. Е. Оригами и кусудамы [Текст] / С. Е. Владимирова M.: Рипол классик, 2012. - 264 с.
7. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной психологии [Текст] / Под ред. Г. Д. Бухарова - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006 - 135 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский / Под ред. Г. Колесниковой. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
9. Гаврина, С. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет [Текст] / С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова. - Ярославль: Академия Развития, 2009. - 176 с.
10. Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская, Крижанская Ю. С - СПб, 2010. - 192 с.
11. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: МПСИ, 2010. - 61 с.
12. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов - М., 1996. - 544 с.
14. Кишмакова, Р. З. Уроки труда по оригами [Текст] / Р. З.
Кишмакова // Педагогическое творчество - 2005 - №2. - С. 6-10.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ