Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Работа №97446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений 5
1.2. Характеристика коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Приемы и методы развития коммуникативных умений у старших
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУ11ИКАТИВ11ЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Методики диагностики, направленные на изучение коммуникативных
умений 30
2.2. Изучение уровня сформированности коммуникативных умений
старших дошкольников 38
2.3. Рекомендации по повышению уровня сформированности
коммуникативных умений у старших дошкольников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76


Актуальность исследования. Человек, существо биосоциальное, соответственно, находясь в социуме с момента рождения, у него возникает необходимость в общении с окружающими его людьми. В наши дни процесс формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Именно коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность, позволяя учитывать позиции других людей, формируют умение слушать, вступать в диалог, выстраивать взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский и др.), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Сфера общения детей сложна, многогранна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению критериев развития коммуникативной деятельности, из этого вытекает проблема исследования заключающаяся в том, как в дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным.
На основе этого была определена тема исследования: «Организация коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». 
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.
Предметом являются коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически проанализировать возможности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, изучить коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста и составить рекомендации по их развитию и совершенствованию.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и конкретизировать возможности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2. Подобрать эффективные приемы и методы для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие и совершенствование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - МАДОУ ЦРР детский сад № 104 г. Екатеринбурга.
Методы исследования - анализ методической, психолого педагогической литературы по теме, наблюдение, анализ и обобщение полученных результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, включающей три параграфа, второй главы, включающей три параграфа, заключения, списка литературы, включающего 51 наименование и 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы заключалась в теоретическом анализе возможностей развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и составлении рекомендаций по их развитию и совершенствованию.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативных умений, мы конкретизировали содержание этих умений у детей дошкольного возраста, а также были выделены критерии и показатели их сформированности; была дана характеристика коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; также были подобраны диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, соответствующие возрастным особенностям старших дошкольников, с помощью которых был выявлен уровень сформированности коммуникативных умений у детей и на их основе были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа научной литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми- необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний, умений и готовности к обучению в школе.
Общие коммуникативные умения объединяют в себе содержание информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных,
аффективно-коммуникативных умений. Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Говоря о приемах и методах развития коммуникативных умений у старших дошкольников, можно выделить следующие группы методов: словесные, визуальные, игровые, физиологические, логические и практические упражнения. Принимая во внимание разнообразие приемов и методов, игра как ведущий вид деятельности дошкольника, является основным методом формирования коммуникативных умений ребенка.
На основе теоретического анализа, а также в ходе диагностической работы были определены показатели и критерии сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Данные показатели и критерии помогли определить уровень развития коммуникативных умений у детей, с которыми проводилась диагностическая работа. Суммарные оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей показали неравномерность в развитии данных умений. Более половины детей в группе (53%) не обладают достаточным уровнем развития коммуникативных умений.
Основываясь на результатах исследования, был разработан комплекс рекомендаций коммуникативного содержания, которые помогут вовлечь детей в коллективную среду общения, раскрыть их коммуникативные способности, научить применять средства и способы общения, что будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных умений у данной группы детей.
Анализируя данные, полученные при повторной диагностике, после применения рекомендаций, мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс игр коммуникативного содержания, использованный совместно с остальными методами и с соблюдением всех указанных условий, является рабочим инструментом для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
2. Бахарева, Л. Н. Коммуникативная компетентность личности [Текст] / Л. Н. Бахарева, О. А. Федосова, Е. Н. Соколина // Материалы ежегодной научной конференции рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова: сб. трудов конференции / под общ. ред. проф. М. М. Лапкина. - Рязань, 2011. - С. 351-353.
3. Безруких, М. М. Подготовка к школе детей 4,5-6,5 лет [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Ювента, 2007. -16 с.
4. Богуславская, Н. Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) [Текст] / Н. Г. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург : АРГО, 1997. - 192 с.
5. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учеб. пособие. / С. В. Бориснев. - М. : Юнити-дана, 2003. - 270 с.
6. Выготский, Л. С. Том 4. Детская психология [Текст] : Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 433 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 142 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер - М. : ЧеРо, 2003. - 118 с.
11. Громенко Л. Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей [Текст] / Л. Н. Громенко // Таврический научный обозреватель.
- 2017. - №2 (19). - С. 185-188.
12. Гулевич, О. А. Психология коммуникации [Текст] / О. А. Гулевич. - М. : Московский психолого-социальный институт , 2007. - 384 с.
13. Детство [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Изд-во Детство-пресс, 2014. - 280 с.
14. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
15. Дубина, Л. Д. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Д. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 26-36.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ