ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений 5
1.2. Характеристика коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Приемы и методы развития коммуникативных умений у старших
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУ11ИКАТИВ11ЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Методики диагностики, направленные на изучение коммуникативных
умений 30
2.2. Изучение уровня сформированности коммуникативных умений
старших дошкольников 38
2.3. Рекомендации по повышению уровня сформированности
коммуникативных умений у старших дошкольников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
Актуальность исследования. Человек, существо биосоциальное, соответственно, находясь в социуме с момента рождения, у него возникает необходимость в общении с окружающими его людьми. В наши дни процесс формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Именно коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность, позволяя учитывать позиции других людей, формируют умение слушать, вступать в диалог, выстраивать взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский и др.), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Сфера общения детей сложна, многогранна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению критериев развития коммуникативной деятельности, из этого вытекает проблема исследования заключающаяся в том, как в дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным.
На основе этого была определена тема исследования: «Организация коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.
Предметом являются коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически проанализировать возможности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, изучить коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста и составить рекомендации по их развитию и совершенствованию.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и конкретизировать возможности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2. Подобрать эффективные приемы и методы для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие и совершенствование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - МАДОУ ЦРР детский сад № 104 г. Екатеринбурга.
Методы исследования - анализ методической, психолого педагогической литературы по теме, наблюдение, анализ и обобщение полученных результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, включающей три параграфа, второй главы, включающей три параграфа, заключения, списка литературы, включающего 51 наименование и 6 приложений.
Цель данной работы заключалась в теоретическом анализе возможностей развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, изучении коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и составлении рекомендаций по их развитию и совершенствованию.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативных умений, мы конкретизировали содержание этих умений у детей дошкольного возраста, а также были выделены критерии и показатели их сформированности; была дана характеристика коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; также были подобраны диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, соответствующие возрастным особенностям старших дошкольников, с помощью которых был выявлен уровень сформированности коммуникативных умений у детей и на их основе были разработаны рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа научной литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми- необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний, умений и готовности к обучению в школе.
Общие коммуникативные умения объединяют в себе содержание информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных,
аффективно-коммуникативных умений. Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Говоря о приемах и методах развития коммуникативных умений у старших дошкольников, можно выделить следующие группы методов: словесные, визуальные, игровые, физиологические, логические и практические упражнения. Принимая во внимание разнообразие приемов и методов, игра как ведущий вид деятельности дошкольника, является основным методом формирования коммуникативных умений ребенка.
На основе теоретического анализа, а также в ходе диагностической работы были определены показатели и критерии сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Данные показатели и критерии помогли определить уровень развития коммуникативных умений у детей, с которыми проводилась диагностическая работа. Суммарные оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей показали неравномерность в развитии данных умений. Более половины детей в группе (53%) не обладают достаточным уровнем развития коммуникативных умений.
Основываясь на результатах исследования, был разработан комплекс рекомендаций коммуникативного содержания, которые помогут вовлечь детей в коллективную среду общения, раскрыть их коммуникативные способности, научить применять средства и способы общения, что будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных умений у данной группы детей.
Анализируя данные, полученные при повторной диагностике, после применения рекомендаций, мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс игр коммуникативного содержания, использованный совместно с остальными методами и с соблюдением всех указанных условий, является рабочим инструментом для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
2. Бахарева, Л. Н. Коммуникативная компетентность личности [Текст] / Л. Н. Бахарева, О. А. Федосова, Е. Н. Соколина // Материалы ежегодной научной конференции рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова: сб. трудов конференции / под общ. ред. проф. М. М. Лапкина. - Рязань, 2011. - С. 351-353.
3. Безруких, М. М. Подготовка к школе детей 4,5-6,5 лет [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Ювента, 2007. -16 с.
4. Богуславская, Н. Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) [Текст] / Н. Г. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург : АРГО, 1997. - 192 с.
5. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учеб. пособие. / С. В. Бориснев. - М. : Юнити-дана, 2003. - 270 с.
6. Выготский, Л. С. Том 4. Детская психология [Текст] : Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 433 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 142 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер - М. : ЧеРо, 2003. - 118 с.
11. Громенко Л. Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей [Текст] / Л. Н. Громенко // Таврический научный обозреватель.
- 2017. - №2 (19). - С. 185-188.
12. Гулевич, О. А. Психология коммуникации [Текст] / О. А. Гулевич. - М. : Московский психолого-социальный институт , 2007. - 384 с.
13. Детство [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Изд-во Детство-пресс, 2014. - 280 с.
14. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
15. Дубина, Л. Д. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Д. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 26-36.
...