ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР КАК ФАКТОРА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Состояние проблемы качества экологического образования в дошкольной образовательной организации в педагогической теории ипрактике 7
1.2. Особенности и формы повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Система экологических игр как фактор для повышения качества экологического образования 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАКФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Диагностика экологической образованности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация системы экологических игр 52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 5б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 272
ПРИЛОЖЕНИЕ 373
ПРИЛОЖЕНИЕ 474
ПРИЛОЖЕНИЕ 575
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР КАК ФАКТОРА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Состояние проблемы качества экологического образования в дошкольной образовательной организации в педагогической теории ипрактике 7
1.2. Особенности и формы повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Система экологических игр как фактор для повышения качества экологического образования 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАКФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Диагностика экологической образованности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация системы экологических игр 52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 5б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 272
ПРИЛОЖЕНИЕ 373
ПРИЛОЖЕНИЕ 474
ПРИЛОЖЕНИЕ 575
Актуальность исследования. Человечество вступило в эпоху, дестабилизации окружающей среды, которая вызвана потребительским отношением человека к природе, а также низкой экологической культурой населения. Благоприятное существование цивилизации возможно при разумном подходе к природе и нравственным отношением к ней, где важным звеном является экологическое образование и воспитание детей в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, ребенку прививается умение адекватного взаимодействия с ней, что затем переходит в экологические потребности. В этом возрасте важно дать понимание детям того, что экологическое образование - это не только знания о природе, но и сознательное принятие себя как активного и любознательного субъекта природы.
Проблема экологического образования является актуальной, так как современное поколение все дальше отстраняет себя от природы, исчезает ценностное отношение к ней, проявляется все больше равнодушие ко всему живому, безразличие к каким - либо процессам или явлениям.
Проблемы экологического образования периода дошкольного детства достаточно подробно рассмотрены в трудах Н.Е. Веракса [5], В.М. Ворошиловой [6], Е.В. Гончаровой [7], Н.В. Гороховатской [8], В.А.Зебзеева [11], О.Н. Лазаревой [23], Л.В. Моисеевой [30, 31], Н.А. Рыжовой [41, 42], Т.А. Серебряковой [47], Л.Б. Черезовой [52] и других. Так, Н.А. Рыжова определяет экологическое образование детей как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций» [41, с.15].
Методические основы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста представлены исследованиями Т.А. Анахиной [1], Ю.Б. Галкина, Т.В. Потаповой [9], Ю.А. Ивлиевой [13], Е.В. Кислевой [15], Н.В. Коломиной [17] и других, которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Деятельность педагога и всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по повышению качества экологического образования детей дошкольного возраста должна учитывать их психологические особенности.
По мнению В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, И.А. Сорокиной, Е.И. Удальцовой и других ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность [34]. Традиционная методика ознакомления детей с природой игру как метод, экологического образования рассматривает очень детально и подробно.
Метод игры многократно проверен на практике и активно используется в повседневной практике воспитателя детского сада. Разработано огромное количество рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. Но при этом, игра главным образом, рассматривается как метод формирования представлений об окружающем мире и/или как метод развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру. Вопрос об использовании экологических игр в целях повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольных образовательных организаций разработан недостаточно. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей повышения качества дошкольного образования в целом, с использованием новых видов игр, включением игровых приемов в практику воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с целью повышения качества экологического образования, применением новых видов игр. Таким образом, анализ теоретико-методологических аспектов экологического образования позволяет сделать вывод о том, что проблема повышения его качества с использованием экологических игр является актуальной, и обозначить следующую проблему исследования: какие игры и каким образом нужно организовывать и проводить в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста для повышения его качества?
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать систему экологических игр, направленных на повышение качества экологического образования.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - система экологических игр, как фактор повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить влияние используемых форм и методов экологического образования детей на качество экологического образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. Определить и обосновать значение экологической игры как метода обучения и определить ее роль в повышении качества экологического образования детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию экологических игр в процессе экологического образования с целью повышения его качества.
5. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы, сформулировать выводы и рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение.
Практическая значимость исследования. Подготовленная картотека экологических игр может быть использована в дошкольных образовательных организациях в процессе экологического образования для повышения его качества.
База исследования: МАДОУ детский сад №473, г. Екатеринбург, 20 детей подготовительной группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Проблема экологического образования является актуальной, так как современное поколение все дальше отстраняет себя от природы, исчезает ценностное отношение к ней, проявляется все больше равнодушие ко всему живому, безразличие к каким - либо процессам или явлениям.
Проблемы экологического образования периода дошкольного детства достаточно подробно рассмотрены в трудах Н.Е. Веракса [5], В.М. Ворошиловой [6], Е.В. Гончаровой [7], Н.В. Гороховатской [8], В.А.Зебзеева [11], О.Н. Лазаревой [23], Л.В. Моисеевой [30, 31], Н.А. Рыжовой [41, 42], Т.А. Серебряковой [47], Л.Б. Черезовой [52] и других. Так, Н.А. Рыжова определяет экологическое образование детей как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций» [41, с.15].
Методические основы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста представлены исследованиями Т.А. Анахиной [1], Ю.Б. Галкина, Т.В. Потаповой [9], Ю.А. Ивлиевой [13], Е.В. Кислевой [15], Н.В. Коломиной [17] и других, которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Деятельность педагога и всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по повышению качества экологического образования детей дошкольного возраста должна учитывать их психологические особенности.
По мнению В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, И.А. Сорокиной, Е.И. Удальцовой и других ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность [34]. Традиционная методика ознакомления детей с природой игру как метод, экологического образования рассматривает очень детально и подробно.
Метод игры многократно проверен на практике и активно используется в повседневной практике воспитателя детского сада. Разработано огромное количество рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. Но при этом, игра главным образом, рассматривается как метод формирования представлений об окружающем мире и/или как метод развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру. Вопрос об использовании экологических игр в целях повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольных образовательных организаций разработан недостаточно. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей повышения качества дошкольного образования в целом, с использованием новых видов игр, включением игровых приемов в практику воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с целью повышения качества экологического образования, применением новых видов игр. Таким образом, анализ теоретико-методологических аспектов экологического образования позволяет сделать вывод о том, что проблема повышения его качества с использованием экологических игр является актуальной, и обозначить следующую проблему исследования: какие игры и каким образом нужно организовывать и проводить в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста для повышения его качества?
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать систему экологических игр, направленных на повышение качества экологического образования.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - система экологических игр, как фактор повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить влияние используемых форм и методов экологического образования детей на качество экологического образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. Определить и обосновать значение экологической игры как метода обучения и определить ее роль в повышении качества экологического образования детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию экологических игр в процессе экологического образования с целью повышения его качества.
5. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы, сформулировать выводы и рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение.
Практическая значимость исследования. Подготовленная картотека экологических игр может быть использована в дошкольных образовательных организациях в процессе экологического образования для повышения его качества.
База исследования: МАДОУ детский сад №473, г. Екатеринбург, 20 детей подготовительной группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Целью данной выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем доказать влияние экологических игр на повышение качества экологического образования.
В первой главе был представлен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста, выделены формы и методы экологического образования детей в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, рассмотрена система экологических игр как фактор повышения качества экологического образования.
В качестве основных выводов теоретического анализа литературы было выделено следующее.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Качество экологического образования детей дошкольного возраста - определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования (теоретические знания, умения, навыки, способы принятия решений, нравственные нормы, ценности, необходимые для практической реализации экологически целесообразной деятельности), которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формами экологического образования являются: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление с природой в повседневной жизни, труд, организация выставок, конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах.
Методами обучения в системе экологического образования являются: наглядные методы, практические методы, словесные методы, проектный метод, метод моделирования.
Комплекс экологических игр включает игры следующих видов: игры с игрушками аналогами, игры с использованием литературных персонажей, игры-путешествия. Игры направлены на обогащение экологических представлений, на воспитание эмоционально -ценностного отношения к природе; на формирование навыков экологической деятельности.
Для решения поставленных задач (см. введение), нами была проведена опытно-поисковая работа по использованию экологических игр для дошкольников как фактора повышения качества экологического образования.
В результате чего составлена и апробирована картотека игр экологического содержания, направленная на повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста. С использованием игр решаются следующие задачи: сформировать систему элементарных экологических знаний; развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношение к природе.
Полученные результаты сравнительной диагностики (см. рис.5) уровней качества экологического образования у детей по результатам опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что целенаправленная деятельность по повышению качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась с использованием системы экологических игр является эффективным педагогическим сопровождением.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования выполнены.
Однако, необходима дальнейшая организация организации работы по повышению качества экологического образования, в которой следует ориентироваться преимущественно на средний уровень этого качества. Дети имеющие низкий уровень качества экологического образования требуют проведения с ними индивидуальной работы.
В первой главе был представлен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста, выделены формы и методы экологического образования детей в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, рассмотрена система экологических игр как фактор повышения качества экологического образования.
В качестве основных выводов теоретического анализа литературы было выделено следующее.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Качество экологического образования детей дошкольного возраста - определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования (теоретические знания, умения, навыки, способы принятия решений, нравственные нормы, ценности, необходимые для практической реализации экологически целесообразной деятельности), которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формами экологического образования являются: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление с природой в повседневной жизни, труд, организация выставок, конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах.
Методами обучения в системе экологического образования являются: наглядные методы, практические методы, словесные методы, проектный метод, метод моделирования.
Комплекс экологических игр включает игры следующих видов: игры с игрушками аналогами, игры с использованием литературных персонажей, игры-путешествия. Игры направлены на обогащение экологических представлений, на воспитание эмоционально -ценностного отношения к природе; на формирование навыков экологической деятельности.
Для решения поставленных задач (см. введение), нами была проведена опытно-поисковая работа по использованию экологических игр для дошкольников как фактора повышения качества экологического образования.
В результате чего составлена и апробирована картотека игр экологического содержания, направленная на повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста. С использованием игр решаются следующие задачи: сформировать систему элементарных экологических знаний; развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношение к природе.
Полученные результаты сравнительной диагностики (см. рис.5) уровней качества экологического образования у детей по результатам опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что целенаправленная деятельность по повышению качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась с использованием системы экологических игр является эффективным педагогическим сопровождением.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования выполнены.
Однако, необходима дальнейшая организация организации работы по повышению качества экологического образования, в которой следует ориентироваться преимущественно на средний уровень этого качества. Дети имеющие низкий уровень качества экологического образования требуют проведения с ними индивидуальной работы.
Подобные работы
- Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-методическое обеспечение качества экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Организация работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ДЕТСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018



