Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №97421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР КАК ФАКТОРА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Состояние проблемы качества экологического образования в дошкольной образовательной организации в педагогической теории ипрактике 7
1.2. Особенности и формы повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Система экологических игр как фактор для повышения качества экологического образования 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАКФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Диагностика экологической образованности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация системы экологических игр 52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 5б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 272
ПРИЛОЖЕНИЕ 373
ПРИЛОЖЕНИЕ 474
ПРИЛОЖЕНИЕ 575


Актуальность исследования. Человечество вступило в эпоху, дестабилизации окружающей среды, которая вызвана потребительским отношением человека к природе, а также низкой экологической культурой населения. Благоприятное существование цивилизации возможно при разумном подходе к природе и нравственным отношением к ней, где важным звеном является экологическое образование и воспитание детей в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, ребенку прививается умение адекватного взаимодействия с ней, что затем переходит в экологические потребности. В этом возрасте важно дать понимание детям того, что экологическое образование - это не только знания о природе, но и сознательное принятие себя как активного и любознательного субъекта природы.
Проблема экологического образования является актуальной, так как современное поколение все дальше отстраняет себя от природы, исчезает ценностное отношение к ней, проявляется все больше равнодушие ко всему живому, безразличие к каким - либо процессам или явлениям.
Проблемы экологического образования периода дошкольного детства достаточно подробно рассмотрены в трудах Н.Е. Веракса [5], В.М. Ворошиловой [6], Е.В. Гончаровой [7], Н.В. Гороховатской [8], В.А.Зебзеева [11], О.Н. Лазаревой [23], Л.В. Моисеевой [30, 31], Н.А. Рыжовой [41, 42], Т.А. Серебряковой [47], Л.Б. Черезовой [52] и других. Так, Н.А. Рыжова определяет экологическое образование детей как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций» [41, с.15].
Методические основы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста представлены исследованиями Т.А. Анахиной [1], Ю.Б. Галкина, Т.В. Потаповой [9], Ю.А. Ивлиевой [13], Е.В. Кислевой [15], Н.В. Коломиной [17] и других, которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Деятельность педагога и всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по повышению качества экологического образования детей дошкольного возраста должна учитывать их психологические особенности.
По мнению В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, И.А. Сорокиной, Е.И. Удальцовой и других ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность [34]. Традиционная методика ознакомления детей с природой игру как метод, экологического образования рассматривает очень детально и подробно.
Метод игры многократно проверен на практике и активно используется в повседневной практике воспитателя детского сада. Разработано огромное количество рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. Но при этом, игра главным образом, рассматривается как метод формирования представлений об окружающем мире и/или как метод развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру. Вопрос об использовании экологических игр в целях повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольных образовательных организаций разработан недостаточно. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей повышения качества дошкольного образования в целом, с использованием новых видов игр, включением игровых приемов в практику воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с целью повышения качества экологического образования, применением новых видов игр. Таким образом, анализ теоретико-методологических аспектов экологического образования позволяет сделать вывод о том, что проблема повышения его качества с использованием экологических игр является актуальной, и обозначить следующую проблему исследования: какие игры и каким образом нужно организовывать и проводить в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста для повышения его качества?
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать систему экологических игр, направленных на повышение качества экологического образования.
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - система экологических игр, как фактор повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить влияние используемых форм и методов экологического образования детей на качество экологического образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. Определить и обосновать значение экологической игры как метода обучения и определить ее роль в повышении качества экологического образования детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию экологических игр в процессе экологического образования с целью повышения его качества.
5. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы, сформулировать выводы и рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение.
Практическая значимость исследования. Подготовленная картотека экологических игр может быть использована в дошкольных образовательных организациях в процессе экологического образования для повышения его качества.
База исследования: МАДОУ детский сад №473, г. Екатеринбург, 20 детей подготовительной группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем доказать влияние экологических игр на повышение качества экологического образования.
В первой главе был представлен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста, выделены формы и методы экологического образования детей в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, рассмотрена система экологических игр как фактор повышения качества экологического образования.
В качестве основных выводов теоретического анализа литературы было выделено следующее.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Качество экологического образования детей дошкольного возраста - определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования (теоретические знания, умения, навыки, способы принятия решений, нравственные нормы, ценности, необходимые для практической реализации экологически целесообразной деятельности), которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формами экологического образования являются: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление с природой в повседневной жизни, труд, организация выставок, конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах.
Методами обучения в системе экологического образования являются: наглядные методы, практические методы, словесные методы, проектный метод, метод моделирования.
Комплекс экологических игр включает игры следующих видов: игры с игрушками аналогами, игры с использованием литературных персонажей, игры-путешествия. Игры направлены на обогащение экологических представлений, на воспитание эмоционально -ценностного отношения к природе; на формирование навыков экологической деятельности.
Для решения поставленных задач (см. введение), нами была проведена опытно-поисковая работа по использованию экологических игр для дошкольников как фактора повышения качества экологического образования.
В результате чего составлена и апробирована картотека игр экологического содержания, направленная на повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста. С использованием игр решаются следующие задачи: сформировать систему элементарных экологических знаний; развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношение к природе.
Полученные результаты сравнительной диагностики (см. рис.5) уровней качества экологического образования у детей по результатам опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что целенаправленная деятельность по повышению качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась с использованием системы экологических игр является эффективным педагогическим сопровождением.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования выполнены.
Однако, необходима дальнейшая организация организации работы по повышению качества экологического образования, в которой следует ориентироваться преимущественно на средний уровень этого качества. Дети имеющие низкий уровень качества экологического образования требуют проведения с ними индивидуальной работы.



1. Анахина, Т.А. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности [Текст] / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 3-5.
2. Антипенко, И.Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста [Текст] / И.Н. Антипенко, И.В. Ковалева // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 169-171.
3. Булатова, Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Т.Ю. Булатова // Наука и перспективы. - 2015. - №1. - Режим доступа: ййр://шр.езгае.ги/6-18(дата обращения: 28.06.2018).
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /А.И. Васильева. - Минск: Нарасвета, 2013. - 297с.
5. Веракса, Н.Е. Программа «От рождения до школы» [Электронный
ресурс] / Н.Е. Веракса // Формирование экологических представлений у дошкольников. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-
rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 15.04.2018)
6. Ворошилова, В.М. Экологическое образование детей дошкольного
возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] / В.М. Ворошилова. - URL: http://pdf.knigi-
x.ru/21biologeiya/46738-1-udk-3732-voroshilova-ekaterinburg-ekologicheskoe- obrazovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-sve.php (дата обращения: 28.06.2018)
7. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт.гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
8. Гороховатская, Н.В. Экологическое образование [Текст]: учебник / Н.В. Гороховатская. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 321 с.
9. Детский сад - эталон экологической культуры [Текст] / Под ред. д.б.н. Т.В. Потаповой и д.ф.н. Ю.Ю. Галкина; автор-составитель Т. В. Потапова. // Вестник экологического образования в России. - 2004. - №2. - С. 4.
10. Емельянова, С.А. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Емельянова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 66-69.
11. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В.А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 50-52.
12. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г.Иванова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 10-14.
13. Ивлиева, Ю.А. Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребенка [Текст] / Ю.А. Ивлиева // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 158 - 160.
14. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р.М. Кадырова // Дошкольное воспитание. - 2014. - С. 160 - 162.
15. Киселева, Е.В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Е.В. Киселева, Т.М. Советова // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 560-562.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2011. - 416 с.
17. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: учебник / Н.В. Коломина. - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2012. - 253 с.
18. Кондратьева, Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей [Текст]: учебник / Н.Н. Кондратьева. - СПб: Детство-пресс, 2014. - 240 с.
19. Константинова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С.39 - 42.
20. Королева, А.В. Экологическая дорожка: программа по экологии [Электронный ресурс] / А.В. Королева. - URL: http://www.docme.ru/doc/ 475194/programmy - e - kologicheskogo (дата обращения: 28.06.2018)
21. Кузьмин, С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования [Текст] / С.В. Кузьмин // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Выпуск 2. (Санкт Петербург 24 -25 марта 2014). - С.6-13
22. Кустова, Е.А. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Кустова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 93 - 96.
23. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: учеб пособие / О. Н. Лазарева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
24. Максимова, М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / М.В. Максимова // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 826 - 830.
25. Максимова, М.Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе [Текст] / М.Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 79 - 83.
26. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
27. Меркулова, Н.В. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н.В. Меркулова. - URL: http://detskijsad44.ru/doc/formy-i-metody-j-ekologi cheskogo-vospitanija.pdf
28. Михайлова, Л.С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С. Михайлова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 90-94.
29. Михеева, Е.В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Михеева Е.В.: УрГПУ - Екатеринбург: 2009. - 23 с.
30. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика: современный аспект [Текст]: монография / Л.В. Моисеева, С.М. Файрушина. - Казань: Учебная книга, 2010. 345 с.
31. Моисеева, Л.В. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования [Текст]: учеб. для вузов / Л. В. Моисеева, Г.А. Островская, И.С. Телегина - Екатеринбург, 2002 - 126 с.
32. Молодцова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: учебник / Л.П. Молодцова. - Минск: «АСАР», 2011. - 354 с.
33. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: пособие для специалистов по дошк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Новая шк., 1996. - 46 с.
34. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 128 с.
35. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н.
Николаева, Л.М. Маневцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
36. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду [Текст]: учебник / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2012. - 267 с
37. Орлихина, Н.Е. Эколого-оздоровительный комплекс (детский сад - школа - ВУЗ) [Текст] / Н.Е. Орлихина // Международная конференция по экологическому образованию детей. (Москва, 9-15 апр. 1995 г).: Тез. докл.- Обнинск, 1995. - 25 с.
38. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004 - 512 с.
39. Проблема качества экологического образования детей старшего
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Рыжова - URL: http://rusalohka.68edu.ru/wp-content/uploads/2015/11/ (дата обращения:
15.08.2018)
40. Рыбалова, И.А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования [Текст]: автореф. дис.канд. пед. наук / И.А. Рыбалова. - Великий Новгород, 2004. - 22 с.
41. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: учебник / Н.А. Рыжова. - М.: Просвещение, 2011. - 432 с.
42. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика[Текст]: учебник / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2012. - 227 с.
43. Рыжова, Л.В. Диагностика экологического образования дошкольников [Текст]: практикум для воспитателей / Н.А. Рыжова. - 2015. - 78 с.
44. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: диссертация доктора педагогических наук / О.А. Сафонова - Нижний Новгород, 2004. - 316с.
45. Свинина, Е.В. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Свинина, И.И. Гришина, О.И. Давыденко // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 141 - 143.
46. Сейдаметова, Э.Н. Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценке в условиях введения ФГОС [Текст] / Э.Н. Седайметова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 1028 - 1031
47. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. - 3 - е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 205 с.
48. Слободчиков, В.И. Качество дошкольного образования - это качество жизни ребенка [Текст] / В.И. Слободчиков // Детский сад со всех сторон. - 2006. - № 19.
49. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада: конспекты занятий [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 69 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - Москва: Просвещение, 2014. - 29 с.
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 15.08.2018)
52. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей
[Текст]: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология» / Л. Б. Черезова; М - во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Волгоградский гос. педагогический ун-т». - Волгоград: Изд - во ВГПУ «Перемена», 2010. - 134 с. : ил.
53. Шилова, Н.Н. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Н.Н. Шилова. - Тюмень: Академия, 2005 - 265 с.
54. Экологическое образование школьников [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.; под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
55. Ягодин, Г.А. Образование должно формировать личность [Текст] / Г.А. Ягодин. - М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1987. - 30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ