Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий средствами ознакомления с природой в ДОО 8
1.1. Состояние проблемы формирования логических универсальных
учебных действий в педагогической теории и практике дошкольного образования 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных действий у
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования логических универсальных
учебных действий у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой в ДОО 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста логических универсальных действий в процессе ознакомления с природой 31
2.1. Методика и результаты изучения уровня сформированности
логических универсальных действий у дошкольников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования логических
универсальных действий у дошкольников при ознакомлении с природой 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий средствами ознакомления с природой в ДОО 8
1.1. Состояние проблемы формирования логических универсальных
учебных действий в педагогической теории и практике дошкольного образования 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных действий у
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования логических универсальных
учебных действий у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой в ДОО 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста логических универсальных действий в процессе ознакомления с природой 31
2.1. Методика и результаты изучения уровня сформированности
логических универсальных действий у дошкольников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования логических
универсальных действий у дошкольников при ознакомлении с природой 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
Актуальность определяется процессами, которые происходят в современном обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки, техники, информационных технологий, существенным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится постоянно учиться. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни каждого человека. Предпосылки умения учиться закладываются в дошкольном возрасте.
В ФГОС ДО указывается на необходимость преемственности дошкольного и начального общего образования и ставится задача формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Актуальность исследования обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики и новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентирующими на создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции, когда сам ребенок участвует в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования в части познавательного развития говорится о необходимости формирования у детей познавательных действий (ФГОС ДО).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) дают ребенку возможность самостоятельно ставить перед собой познавательные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной познавательной деятельности. В структуре познавательных УУД выделяются логические действия (ФГОС НОО). Логические действия имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках дошкольного образования под логическим мышлением обычно понимается способность и умение детей производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). Формирование у детей универсальных учебных действий обеспечит развитие личности и построение целостной картины мира.
Возможности развития логических универсальных действий детей изучались в работах философов (Э.В. Ильенков, А.И. Субетто и др.), психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, и др.), ученых - педагогов (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
Во всех исследованиях указывается на то, что результативность процесса развития логических универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работы и подчеркивается исключительная роль логических знаний и умений в обучении подрастающего поколения.
Также в исследованиях отмечено, что логические УУД и приобретаемые знания ребенка становятся более глубокими, связными и осмысленными в процессе изучении явлений природы с использованием опытничества, в изучении математики, труда и во всех тех учебных предметах, где может быть использовано практическое действие.
Особенности формирования логических универсальных действий у шестилетних детей рассмотрены М.В. Крапиной. По мнению автора, становление и активизация логических УУД повышают познавательную деятельность дошкольника, делают ее активно-поисковой, формируют деятельностное отношение к действительности. По мнению М.В. Крапиной, эффективным средством формирования логических универсальных действий у дошкольников является процесс познания природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей [20].
Особую роль природы в развитии логических УУД подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка [38].
Педагогическая практика ознакомления дошкольников с природой в ДОО показывает, что многие воспитатели не уделяют достаточного внимания развитию логических универсальных учебных действий. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на динамике их индивидуального развития в последующем. Поэтому существует объективная необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих овладение дошкольниками универсальными логическими действиями в процессе познания природы.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих умений является умение логически мыслить. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логических УУД. Овладение логическими универсальными учебными действиями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать логические универсальные учебные действия, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В свете этих положений актуальность выпускной квалификационной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения условий формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой. Природа является важным средством развития логических универсальных учебных действий.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс условий обеспечивающих формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Выделить показатели и определить уровни сформированности логических универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, П.Я. Гальперин, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- теоретические положения, раскрывающие особенности познавательного развития в дошкольном возрасте (В.С. Мухина, Ж. Пиаже).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МКДОО Детский сад №6, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 7 лет.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников), приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами (4) и рисунками (6).
В ФГОС ДО указывается на необходимость преемственности дошкольного и начального общего образования и ставится задача формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Актуальность исследования обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики и новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентирующими на создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции, когда сам ребенок участвует в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования в части познавательного развития говорится о необходимости формирования у детей познавательных действий (ФГОС ДО).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) дают ребенку возможность самостоятельно ставить перед собой познавательные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной познавательной деятельности. В структуре познавательных УУД выделяются логические действия (ФГОС НОО). Логические действия имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках дошкольного образования под логическим мышлением обычно понимается способность и умение детей производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). Формирование у детей универсальных учебных действий обеспечит развитие личности и построение целостной картины мира.
Возможности развития логических универсальных действий детей изучались в работах философов (Э.В. Ильенков, А.И. Субетто и др.), психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, и др.), ученых - педагогов (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
Во всех исследованиях указывается на то, что результативность процесса развития логических универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работы и подчеркивается исключительная роль логических знаний и умений в обучении подрастающего поколения.
Также в исследованиях отмечено, что логические УУД и приобретаемые знания ребенка становятся более глубокими, связными и осмысленными в процессе изучении явлений природы с использованием опытничества, в изучении математики, труда и во всех тех учебных предметах, где может быть использовано практическое действие.
Особенности формирования логических универсальных действий у шестилетних детей рассмотрены М.В. Крапиной. По мнению автора, становление и активизация логических УУД повышают познавательную деятельность дошкольника, делают ее активно-поисковой, формируют деятельностное отношение к действительности. По мнению М.В. Крапиной, эффективным средством формирования логических универсальных действий у дошкольников является процесс познания природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей [20].
Особую роль природы в развитии логических УУД подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка [38].
Педагогическая практика ознакомления дошкольников с природой в ДОО показывает, что многие воспитатели не уделяют достаточного внимания развитию логических универсальных учебных действий. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на динамике их индивидуального развития в последующем. Поэтому существует объективная необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих овладение дошкольниками универсальными логическими действиями в процессе познания природы.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих умений является умение логически мыслить. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логических УУД. Овладение логическими универсальными учебными действиями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать логические универсальные учебные действия, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В свете этих положений актуальность выпускной квалификационной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения условий формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой. Природа является важным средством развития логических универсальных учебных действий.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс условий обеспечивающих формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Выделить показатели и определить уровни сформированности логических универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, П.Я. Гальперин, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- теоретические положения, раскрывающие особенности познавательного развития в дошкольном возрасте (В.С. Мухина, Ж. Пиаже).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МКДОО Детский сад №6, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 7 лет.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников), приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами (4) и рисунками (6).
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения об эффективности педагогических условий формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников, и позволяет отметить следующее:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
показал, что проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на сегодняшний день приобретает большую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Этой теме посвящено множество педагогических исследований. Результативность познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня развития универсальных учебных действий. Логические универсальные учебные действия - это комплекс действий, связанный с переработкой и оперированием информацией. Компонентами логических универсальных учебных действий являются действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой: поэтапное обучение логическим универсальным учебным действиям (П.Я. Гальперин); подбор содержания занятий и разработка комплекса интересных познавательных заданий, обеспечивающих усвоение логических универсальных учебных действий; повторяемость, последовательность и постепенное усложнение заданий.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Полученные в ходе проведения опытно-поисковой работы получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по формированию логических универсальных учебных действий у старших дошкольников являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику процесса формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, дают нам право говорить о том, что уровень сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников повысился.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс занятий в процессе ознакомления с природой является эффективным для успешного формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
показал, что проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на сегодняшний день приобретает большую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Этой теме посвящено множество педагогических исследований. Результативность познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня развития универсальных учебных действий. Логические универсальные учебные действия - это комплекс действий, связанный с переработкой и оперированием информацией. Компонентами логических универсальных учебных действий являются действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой: поэтапное обучение логическим универсальным учебным действиям (П.Я. Гальперин); подбор содержания занятий и разработка комплекса интересных познавательных заданий, обеспечивающих усвоение логических универсальных учебных действий; повторяемость, последовательность и постепенное усложнение заданий.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Полученные в ходе проведения опытно-поисковой работы получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по формированию логических универсальных учебных действий у старших дошкольников являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику процесса формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, дают нам право говорить о том, что уровень сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников повысился.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс занятий в процессе ознакомления с природой является эффективным для успешного формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Подобные работы
- Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Использование моделирования как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Развитие наблюдательности младших школьников на экскурсиях по окружающему миру
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022



