ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий средствами ознакомления с природой в ДОО 8
1.1. Состояние проблемы формирования логических универсальных
учебных действий в педагогической теории и практике дошкольного образования 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных действий у
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования логических универсальных
учебных действий у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой в ДОО 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста логических универсальных действий в процессе ознакомления с природой 31
2.1. Методика и результаты изучения уровня сформированности
логических универсальных действий у дошкольников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий формирования логических
универсальных действий у дошкольников при ознакомлении с природой 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
Актуальность определяется процессами, которые происходят в современном обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки, техники, информационных технологий, существенным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится постоянно учиться. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни каждого человека. Предпосылки умения учиться закладываются в дошкольном возрасте.
В ФГОС ДО указывается на необходимость преемственности дошкольного и начального общего образования и ставится задача формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Актуальность исследования обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики и новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентирующими на создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции, когда сам ребенок участвует в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования в части познавательного развития говорится о необходимости формирования у детей познавательных действий (ФГОС ДО).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) дают ребенку возможность самостоятельно ставить перед собой познавательные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной познавательной деятельности. В структуре познавательных УУД выделяются логические действия (ФГОС НОО). Логические действия имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках дошкольного образования под логическим мышлением обычно понимается способность и умение детей производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). Формирование у детей универсальных учебных действий обеспечит развитие личности и построение целостной картины мира.
Возможности развития логических универсальных действий детей изучались в работах философов (Э.В. Ильенков, А.И. Субетто и др.), психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, и др.), ученых - педагогов (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
Во всех исследованиях указывается на то, что результативность процесса развития логических универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работы и подчеркивается исключительная роль логических знаний и умений в обучении подрастающего поколения.
Также в исследованиях отмечено, что логические УУД и приобретаемые знания ребенка становятся более глубокими, связными и осмысленными в процессе изучении явлений природы с использованием опытничества, в изучении математики, труда и во всех тех учебных предметах, где может быть использовано практическое действие.
Особенности формирования логических универсальных действий у шестилетних детей рассмотрены М.В. Крапиной. По мнению автора, становление и активизация логических УУД повышают познавательную деятельность дошкольника, делают ее активно-поисковой, формируют деятельностное отношение к действительности. По мнению М.В. Крапиной, эффективным средством формирования логических универсальных действий у дошкольников является процесс познания природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей [20].
Особую роль природы в развитии логических УУД подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка [38].
Педагогическая практика ознакомления дошкольников с природой в ДОО показывает, что многие воспитатели не уделяют достаточного внимания развитию логических универсальных учебных действий. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на динамике их индивидуального развития в последующем. Поэтому существует объективная необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих овладение дошкольниками универсальными логическими действиями в процессе познания природы.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих умений является умение логически мыслить. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логических УУД. Овладение логическими универсальными учебными действиями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать логические универсальные учебные действия, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В свете этих положений актуальность выпускной квалификационной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения условий формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой. Природа является важным средством развития логических универсальных учебных действий.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс условий обеспечивающих формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы формирования логических универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования.
2. Выделить показатели и определить уровни сформированности логических универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, П.Я. Гальперин, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- теоретические положения, раскрывающие особенности познавательного развития в дошкольном возрасте (В.С. Мухина, Ж. Пиаже).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МКДОО Детский сад №6, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 7 лет.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования логических универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников), приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами (4) и рисунками (6).
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения об эффективности педагогических условий формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников, и позволяет отметить следующее:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
показал, что проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на сегодняшний день приобретает большую актуальность в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Этой теме посвящено множество педагогических исследований. Результативность познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня развития универсальных учебных действий. Логические универсальные учебные действия - это комплекс действий, связанный с переработкой и оперированием информацией. Компонентами логических универсальных учебных действий являются действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
2. Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой: поэтапное обучение логическим универсальным учебным действиям (П.Я. Гальперин); подбор содержания занятий и разработка комплекса интересных познавательных заданий, обеспечивающих усвоение логических универсальных учебных действий; повторяемость, последовательность и постепенное усложнение заданий.
3. В ходе проведения опытно-поисковой работы были разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Полученные в ходе проведения опытно-поисковой работы получены следующие результаты:
- внедренные нами педагогические условия по формированию логических универсальных учебных действий у старших дошкольников являются эффективными;
- разработанный нами диагностический инструментарий позволил проследить динамику процесса формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы;
- результаты, полученные на контрольном этапе, дают нам право говорить о том, что уровень сформированности логических универсальных учебных действий у старших дошкольников повысился.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс занятий в процессе ознакомления с природой является эффективным для успешного формирования логических универсальных учебных действий у старших дошкольников.
1. Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников. [Текст] / О.М. Арефьева. - М. : Проект, 2012. - 117 с.
2. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить. [Текст] / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 44-46.
3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника. - 1992. - №3. - С. 71-73.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011. - 210 с.
5. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2002. - 198 с.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1998. - 464 с.
7. Бочарова, Н.И. Организация прогулок - походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Бочарова. - Орел : Пресс-тайм, 2008. - 200 с.
8. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
9. Бильчугов, Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет [Текст] / Л Ф. Бильчугов. - М.: МГУ, 1998. - 56 с.
10. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. - Мн. : Нар. рассвета, 1992. - 130 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова - М. : Просвещение, 2008. - 140 с.
12. Веретенникова, С.А. Обучение старших дошкольников в процессе ознакомления с природой [Текст] / С.А. Веретенникова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 20-22.
13. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1990. - 42 с.
14. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1999. - 127 с.
15. Волович, М.Б. Наука обучать. [Текст] / М.Б. Волович. - М. : Lmka- press, 2005. - 93 с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
17. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1985. - 340 с.
18. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. :
Просвещение, 2006. - 277 с.
19. Голованова, М.П., Лялина, Е.А. Развитие логического мышления с помощью игр. [Текст] М.П. Голованова, Е.А. Лялина // Научный альманах. - 2016. - №4. - С. 100-102.
20. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб, для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. ; под ред. А.В. Петровского. Изд. - М. : Просвещение, 1999. - 287 с.
21. Дошкольный возраст. Развитие детей дошкольного возраста // [Электронный ресурс] Дошкольный возраст, дошкольное воспитание. URL: http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm(дата обращения: 22.01.2018).
22. Зак, А.С. Как развивать логическое мышление [Текст] / А.С. Зак. - М. : Аркти, 2001. - 144 с.
23. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы [Текст] / Е.И. Золотова - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
24. Золотова, Е. И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными [Текст] / Е.И. Золотова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №2. - С. 54-56.
25. Зацепина, В. Планета Земля - наш общий дом [Текст] / В. Зацепина // Дошкольное образование. - 2006. - № 7. - С. 26-28.
26. Иванова, А.И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М. : Учитель, 2007. - 205 с.
27. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 210 с.
28. Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст] / Л.М.Кларина.М.: Познание, 2010. - 119 с.
29. Крапина, М.В. Логика для обучения детей в семье, детском саду и. [Текст] / Л. М. Крапина. - Екатеринбург : 1998. - 163 с.
30. Кудрявцев, В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир // Дошкольное образование. - 2003. - № 6. - С. 58.
31. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный Колледж, 2005. - 144 с.
32. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1991. - 415 с.
33. Логинова, В.И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 23.
34. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду . [Текст] / М.М. Марковская. - М. : Просвещение, 1994. - 160 с.
35. Магомедова, Р.Р. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие [Текст] / Р.Р. Магомедова. - Ставрополь : СГПИ, 2012. - 158 с.
36. Морозова Г.А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО // [Электронный ресурс] Научно-методический центр «Сова». URL: http://nmcsova.ru/konf/ovsm-4/vosp/morozova-ga-formirovanie-predposylok- universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-detey(дата обращения: 20.01.2018).
37. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей [Электронный ресурс] Методическое наследие. URL: http://www.studfiles.rU/preview/5799932/page:20/ (дата обращения: 23.01.2018).
38. Панова, Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Панова // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 56-59
39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [Текст]: от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Рос. газ. - 2013. 27 нояб. - № 265. - C. 6-7.
40. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. Волгоград : Перемена, 2011. - 50 с.
41. Ромаева, Н.Б. Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребёнка в условиях предшкольного образования (рекомендации для родителей, воспитателей, учителей). [Текст] / Н.Б. Ромаева. Ставрополь : Наука, 2007. - 210 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Спб. : Питер, 2005. - 713 с.
43. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. [Текст] / А.И. Савенков. М. : «Учебная литература», 2010. - 105 с.
44. Скрипко, З.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания физики. [Текст] / З.А. Скрипко, Н.Д. Артемова, В.Г. Тютерев // Вестник ТГПУ - 2012. - №5. - С. 184-187.
45. Слобожанинова, Е.М. Формирование УУД через активные формы обучения // [Электронный ресурс] О детстве. URL: https://www.o- detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8778.html(дата обращения: 06.02.2018).
46. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 72 с.
47. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М. : Сфера, 2008. - 130 с.
48. Тугушева, П.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. [Текст] / П.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 180 с.
49. Ушинский, К.Д. О методике наблюдения предметов окружающего мира в аспекте современного экологического воспитания детей. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
50. Уланова, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет [Текст] / Л. А. Уланова, С.О. Иордан. - СПб. : Детство - пресс, 2007. - 160 с.
51. ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2016 г. [Электронный ресурс] Справочник руководителя образовательного учреждения. URL: http://www.menobr.ru/article/60080 fgos- s-izmeneniyamidopolneniya mi -2016 (дата обращения: 22.01.2018).
52. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования. [Электронный ресурс] Образование. URL: https://allyslide.com/viewer/roly_universalynyh_uchebnyh_ deystviy_v_sisteme_sovremennogo_obschego_srednego_obrazovaniya_fedotova_ a_v_metodist_gimc_g_komsomolys_69997(дата обращения: 03.02.2018).
53. Шамсрахманова У.К. Проектная задача как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. [Электронный ресурс] Международный образовательный портал. URL: https://worldteacher.ru/9572- proektnaya-zadacha-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya.html(дата обращения: 03.02.2018).
54. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Уч. Пособие / Е.И. Щербакова. - М.: НПО «МОДЕК», 2005. - 392 с.
55. Хайдурова, И.А. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Хайдурова. - Иркутск : Новая школа, 1997. - 102 с.
56. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. -2015. - №23. - С. 1020-1022.
57. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М. : Изд-во «Академия», 2001. - 208 с.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2006. - 384 с.
59. Юзеева, С.А. Развитие трудовой мотивации старших детей дошкольного возраста. [Текст] / С.А. Юзеева // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 69-77
60. Яшина, В. Образовательная среда и дети [Текст] / В. Яшина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 11-13.