Управление экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 6
1.2. Экологическое образование детей дошкольного возраста 13
1.3. Экологизация предметно -пространственной среды в образовательном
учреждении, как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у дошкольников на
начальном этапе исследования 29
2.2. Управление экологизацией предметно-пространственной среды в
МАДОУ №2, как эффективное условие формирования знаний о природе у старших дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у детей на
заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 6
1.2. Экологическое образование детей дошкольного возраста 13
1.3. Экологизация предметно -пространственной среды в образовательном
учреждении, как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у дошкольников на
начальном этапе исследования 29
2.2. Управление экологизацией предметно-пространственной среды в
МАДОУ №2, как эффективное условие формирования знаний о природе у старших дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у детей на
заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность. В настоящее время проблема экологического образования становится на первый план во всех образовательных учреждениях. Отношение человека к природе на грани потребительского, а часто безграмотного, расточительного вызывает опасения в экологическом равновесии.
Исследователи в области экологического образования считают, что экологическое образование должно включать единство взаимосвязанных компонентов, включающего в себя экологическое сознание, нравственное и ценностное отношение к природе, развитие опыта работы в природе и с природой. Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, В.И. Ситаровой, В.А. Левина, С.Н. Глазачевой, и др. Вместе с тем, они отмечают недостаточную эффективность современного образования в части экологического, все это находит отражение в противоречии между нарастающим экологическим кризисом и низкой экологической культуры общества.
Одним из важных компонентов образования детей дошкольного возраста является организация предметно-пространственной среды. РППС это целая система, включающая в себя единство социальных, предметных и природных средств, которые работают на необходимые полноценные компоненты психического и физического развития ребенка дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она способствует активизации познавательной деятельности детей, эстетического развития, обогащению опыта экологической грамотности и представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.
Таким образом, формируется проблема исследования, которая заключается в выяснении возможности эффективного управления экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить, что, управляя процессом экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО мы обеспечим эффективные форма знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является экологическое образование в ДОО.
Предмет исследования - экологизация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении как эффективное условия формирование знаний о природе у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования знаний о природе детей дошкольного возраста .
2. Охарактеризовать особенности экологического образования детей.
3. Выявить возможности экологизации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
4. Провести эмпирическое исследование эффективности экологизации предметно-пространственной среды как условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Методологической основой исследования явились:
теория возрастной психологии и педагогики (А.С. Белкин; И.Ю. Калугина; Р.С. Немов и др.); теория и методика экологического образования детей (О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова и др.); теория экологического образования дошкольников (А.И. Херцен, В.Г. Белинскйй, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 2 г.Сысерть.
Индивидуальность и новизна работы заключаются в том, что процесс управления экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации наиболее актуально влияет на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследователи в области экологического образования считают, что экологическое образование должно включать единство взаимосвязанных компонентов, включающего в себя экологическое сознание, нравственное и ценностное отношение к природе, развитие опыта работы в природе и с природой. Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, В.И. Ситаровой, В.А. Левина, С.Н. Глазачевой, и др. Вместе с тем, они отмечают недостаточную эффективность современного образования в части экологического, все это находит отражение в противоречии между нарастающим экологическим кризисом и низкой экологической культуры общества.
Одним из важных компонентов образования детей дошкольного возраста является организация предметно-пространственной среды. РППС это целая система, включающая в себя единство социальных, предметных и природных средств, которые работают на необходимые полноценные компоненты психического и физического развития ребенка дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она способствует активизации познавательной деятельности детей, эстетического развития, обогащению опыта экологической грамотности и представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.
Таким образом, формируется проблема исследования, которая заключается в выяснении возможности эффективного управления экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить, что, управляя процессом экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО мы обеспечим эффективные форма знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является экологическое образование в ДОО.
Предмет исследования - экологизация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении как эффективное условия формирование знаний о природе у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования знаний о природе детей дошкольного возраста .
2. Охарактеризовать особенности экологического образования детей.
3. Выявить возможности экологизации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
4. Провести эмпирическое исследование эффективности экологизации предметно-пространственной среды как условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Методологической основой исследования явились:
теория возрастной психологии и педагогики (А.С. Белкин; И.Ю. Калугина; Р.С. Немов и др.); теория и методика экологического образования детей (О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова и др.); теория экологического образования дошкольников (А.И. Херцен, В.Г. Белинскйй, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 2 г.Сысерть.
Индивидуальность и новизна работы заключаются в том, что процесс управления экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации наиболее актуально влияет на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги можно сделать вывод, что в системе экологического образования в отношении методов и приемов существуют проблемные ситуации. Становление же экологического образования в России претерпевало несколько изменений, но во все времена считалось наиболее актуальной в работе с детьми. В России же, уже в 80-е годы ученые выработали основные принципы экологического образования, в которые входили интеграция, изучение традиций, систематичность и т.д.
При организации экологического обучения необходимо действовать на ведущий вид деятельности - игру. С раннего возраста обучение можно проводить через сенсорное манипулирование предметами, рассматривая объекты природы, здесь важность имеет организация заинтересованности. В среднем дошкольном возрасте можно включать элементы сюжетно-ролевой игры, вводить в занятия игрушки для заинтересованности детей, для рассматривания картин. А вот в старшем дошкольном возрасте наиболее важной, на ряду с игрой, становится литературная составляющая. Чтение рассказов, рассматривание картин. Наблюдение становится осмысленным, планомерным и вызывает интерес дошкольника.
Предметно-пространственная среда включает в себя экологизацию для организации экологического образования - это особая развивающая предметная среда, которая используется взрослыми для развития познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков трудовой деятельности, общения с природой.
На начальном этапе нами были подобраны методические материалы и разработаны параметры диагностики. По результатам диагностики в основном, у дошкольников средний уровень. Дети, отвечая на вопросы затрудняли сразу приступить к ответу, то есть в большей степени дети ждали подсказки. Многие дети не справились с последним заданием. Все дети сразу начинали поливать цветы, не потрогав землю рукой. И если некоторые протирали листья, в особенности девочки, то всего трое потрогали землю и сказали, что поливать цветок не надо. Дело в том, что это может стать показателем пренебрежительного отношения к природе. Дети просто выполняют задание, а не относятся к природе на уровне чувств.
Экологизация предметно-пространственной среды включала в себя организация уголка для опытов и разработка и внедрение в систему непрерывной образовательной деятельности опытов. При проведении опытов необходимо ознакомить детей с техникой безопасности. А для проведения опытов познавательный интерес. Такая организация поможет решить поставленные задачи экологизация предметно-пространственной среды в предметном пространстве МАДОУ №2.
По результатам повторной диагностики уровень экологических знаний детей достаточно повысился. Таким образом, все задачи экологизации предметно-пространственной среды с помощью организации уголка для опытов и разработки проведения самих опытов в непрерывной образовательной деятельности были решены.
При организации экологического обучения необходимо действовать на ведущий вид деятельности - игру. С раннего возраста обучение можно проводить через сенсорное манипулирование предметами, рассматривая объекты природы, здесь важность имеет организация заинтересованности. В среднем дошкольном возрасте можно включать элементы сюжетно-ролевой игры, вводить в занятия игрушки для заинтересованности детей, для рассматривания картин. А вот в старшем дошкольном возрасте наиболее важной, на ряду с игрой, становится литературная составляющая. Чтение рассказов, рассматривание картин. Наблюдение становится осмысленным, планомерным и вызывает интерес дошкольника.
Предметно-пространственная среда включает в себя экологизацию для организации экологического образования - это особая развивающая предметная среда, которая используется взрослыми для развития познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков трудовой деятельности, общения с природой.
На начальном этапе нами были подобраны методические материалы и разработаны параметры диагностики. По результатам диагностики в основном, у дошкольников средний уровень. Дети, отвечая на вопросы затрудняли сразу приступить к ответу, то есть в большей степени дети ждали подсказки. Многие дети не справились с последним заданием. Все дети сразу начинали поливать цветы, не потрогав землю рукой. И если некоторые протирали листья, в особенности девочки, то всего трое потрогали землю и сказали, что поливать цветок не надо. Дело в том, что это может стать показателем пренебрежительного отношения к природе. Дети просто выполняют задание, а не относятся к природе на уровне чувств.
Экологизация предметно-пространственной среды включала в себя организация уголка для опытов и разработка и внедрение в систему непрерывной образовательной деятельности опытов. При проведении опытов необходимо ознакомить детей с техникой безопасности. А для проведения опытов познавательный интерес. Такая организация поможет решить поставленные задачи экологизация предметно-пространственной среды в предметном пространстве МАДОУ №2.
По результатам повторной диагностики уровень экологических знаний детей достаточно повысился. Таким образом, все задачи экологизации предметно-пространственной среды с помощью организации уголка для опытов и разработки проведения самих опытов в непрерывной образовательной деятельности были решены.
Подобные работы
- Организационно-методическое обеспечение качества экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



