Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста

Работа №97417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 6
1.2. Экологическое образование детей дошкольного возраста 13
1.3. Экологизация предметно -пространственной среды в образовательном
учреждении, как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у дошкольников на
начальном этапе исследования 29
2.2. Управление экологизацией предметно-пространственной среды в
МАДОУ №2, как эффективное условие формирования знаний о природе у старших дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у детей на
заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Актуальность. В настоящее время проблема экологического образования становится на первый план во всех образовательных учреждениях. Отношение человека к природе на грани потребительского, а часто безграмотного, расточительного вызывает опасения в экологическом равновесии.
Исследователи в области экологического образования считают, что экологическое образование должно включать единство взаимосвязанных компонентов, включающего в себя экологическое сознание, нравственное и ценностное отношение к природе, развитие опыта работы в природе и с природой. Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, В.И. Ситаровой, В.А. Левина, С.Н. Глазачевой, и др. Вместе с тем, они отмечают недостаточную эффективность современного образования в части экологического, все это находит отражение в противоречии между нарастающим экологическим кризисом и низкой экологической культуры общества.
Одним из важных компонентов образования детей дошкольного возраста является организация предметно-пространственной среды. РППС это целая система, включающая в себя единство социальных, предметных и природных средств, которые работают на необходимые полноценные компоненты психического и физического развития ребенка дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она способствует активизации познавательной деятельности детей, эстетического развития, обогащению опыта экологической грамотности и представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.
Таким образом, формируется проблема исследования, которая заключается в выяснении возможности эффективного управления экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить, что, управляя процессом экологизацией предметно-пространственной среды в ДОО мы обеспечим эффективные форма знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является экологическое образование в ДОО.
Предмет исследования - экологизация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении как эффективное условия формирование знаний о природе у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования знаний о природе детей дошкольного возраста .
2. Охарактеризовать особенности экологического образования детей.
3. Выявить возможности экологизации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
4. Провести эмпирическое исследование эффективности экологизации предметно-пространственной среды как условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Методологической основой исследования явились:
теория возрастной психологии и педагогики (А.С. Белкин; И.Ю. Калугина; Р.С. Немов и др.); теория и методика экологического образования детей (О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова и др.); теория экологического образования дошкольников (А.И. Херцен, В.Г. Белинскйй, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 2 г.Сысерть.
Индивидуальность и новизна работы заключаются в том, что процесс управления экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации наиболее актуально влияет на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги можно сделать вывод, что в системе экологического образования в отношении методов и приемов существуют проблемные ситуации. Становление же экологического образования в России претерпевало несколько изменений, но во все времена считалось наиболее актуальной в работе с детьми. В России же, уже в 80-е годы ученые выработали основные принципы экологического образования, в которые входили интеграция, изучение традиций, систематичность и т.д.
При организации экологического обучения необходимо действовать на ведущий вид деятельности - игру. С раннего возраста обучение можно проводить через сенсорное манипулирование предметами, рассматривая объекты природы, здесь важность имеет организация заинтересованности. В среднем дошкольном возрасте можно включать элементы сюжетно-ролевой игры, вводить в занятия игрушки для заинтересованности детей, для рассматривания картин. А вот в старшем дошкольном возрасте наиболее важной, на ряду с игрой, становится литературная составляющая. Чтение рассказов, рассматривание картин. Наблюдение становится осмысленным, планомерным и вызывает интерес дошкольника.
Предметно-пространственная среда включает в себя экологизацию для организации экологического образования - это особая развивающая предметная среда, которая используется взрослыми для развития познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков трудовой деятельности, общения с природой.
На начальном этапе нами были подобраны методические материалы и разработаны параметры диагностики. По результатам диагностики в основном, у дошкольников средний уровень. Дети, отвечая на вопросы затрудняли сразу приступить к ответу, то есть в большей степени дети ждали подсказки. Многие дети не справились с последним заданием. Все дети сразу начинали поливать цветы, не потрогав землю рукой. И если некоторые протирали листья, в особенности девочки, то всего трое потрогали землю и сказали, что поливать цветок не надо. Дело в том, что это может стать показателем пренебрежительного отношения к природе. Дети просто выполняют задание, а не относятся к природе на уровне чувств.
Экологизация предметно-пространственной среды включала в себя организация уголка для опытов и разработка и внедрение в систему непрерывной образовательной деятельности опытов. При проведении опытов необходимо ознакомить детей с техникой безопасности. А для проведения опытов познавательный интерес. Такая организация поможет решить поставленные задачи экологизация предметно-пространственной среды в предметном пространстве МАДОУ №2.
По результатам повторной диагностики уровень экологических знаний детей достаточно повысился. Таким образом, все задачи экологизации предметно-пространственной среды с помощью организации уголка для опытов и разработки проведения самих опытов в непрерывной образовательной деятельности были решены.



1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
2. Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. // Дошкольное воспитание - 2005. N 7. - С. 2-5; N 11.- С. 100.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому
воспитанию детей [Текст] / Л. Балаценко. - М.: ГИТИС, 2002. - 151 с.
4. Болоцких, В. Н. Наука и образование в становлении и развитии человечества: (к постановке проблемы) [Текст] / В. Н. Болоцких // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы перспективы: сб. ст.: в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Наливайко. - Новосибирск, 2005. - Ч. 1. - С. 21-38.
5. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева. - Начальная школа - 2003. № 5. - С. 64-75.
6. Бобылева, Л.Д. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст] / Л.Д. Бобылева - Дошкольное воспитание - 2004. - N 7. - С. 38-46
7. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание - Москва, 2005. - N 7. - С. 12-20.
8. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А.П. Букин.
-М.: Просвещение, 2004. - 178 с.
9. Ворошилова, В.М. Педагогические инновации в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Ворошилова В.М. // Региональный подход в экологическом образовании периода детства - Тезисы докладов региональной научно-практической конференции: Екатеринбург, 1998. - С. 27-29.
10. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / Васильева А.И. - М.: 2002. - С. 56.
11. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / под ред. Ладенко И.С. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
12. Ворошилова, В.М. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В.М. Ворошилова, О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова // Учебное пособие: Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 279 с.
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - С. 45-49.
14. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В.А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2798/(дата обращения: 21.11.2018).
15. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание - 2003. - N 7. - С. 31-34.
16. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 3-9
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
18. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст]: Иванова Г. // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.
19. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина // Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
20. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. [Текст] / В.Н. Кузнецов - М.: Просвещение, 2006 - 176 с.
21. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова, В.М. Ворошилова - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 279 с.
22. Левитман, М. Х. Экология - предмет: интересно или нет? [Текст] / М.Х. Левитман - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
23. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество [Текст] / Р. Левина // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - С. 49-53.
24. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] // С.Н. Николаева. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 119 с.
25. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
26. Рыжова, Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н.О. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - С. 26-34.
27. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев, 2005. - 254 с.
28. Целищева, И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений [Текст] / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 11. - С. 53-64.
29. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А.Х. Хушбахтов. - Молодой ученый, 2015. — №23. — 1022 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ