Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста

Работа №97416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологической культуры дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Сформированность экологической культуры детей дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 30
2.2. Внедрение условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в образовательный процесс ДОУ 37
2.3. Уровень сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В современном мире глобальный масштаб приобрели экологические проблемы. Причины проблем видятся, в том числе, в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски. Понимание серьезных экологических проблем планеты, ценности природы и жизни на Земле, привело к осознанию потребности в изменении мировоззрения человека, в необходимости интенсивного экологического образования людей, начиная с детского дошкольного возраста.
Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.
Следовательно, в складывающихся обстоятельствах, большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий - «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Проблема развития экологической культуры в Российской Федерации, занимает существенное положение в педагогике и требует многостороннего рассмотрения и полного исследования не только лишь на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры в своих исследованиях рассматривали Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие работали над разработкой принципов экологического воспитания.
Ощутимое влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.
А. А. Парахин (2001) определил экологическую культуру личности как «совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество - природа», и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действие в ее защиту, а, следовательно, формирование экологического сознания». В то же время еще четко не выделены условия, при которых формирование экологической культуры происходит наиболее эффективно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между реальной необходимостью формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих успешности осуществления данного процесса в ДОУ.
Объект исследования- процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет- педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Выявить, теоретически экспериментально проверить условия, влияющие на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Раскрыть особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Описать сущностную характеристику понятия «экологическая культура».
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность выделенных и внедренных педагогических условий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования явились: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, анализ диагностических данных.
Исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Красная шапочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п. Междуреченский, ул. Ленина, 17А). В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы «Елочка» в возрасте от 4 лет 10 месяцев до 5 лет 8 месяцев.
Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования и разработанных материалов в дошкольных образовательных учреждениях для повышения эффективности процесса экологического образования детей.
Работа изложена на 64 страницах машинописного текста, включает введение, основную часть, заключение. Библиографический список включает 38 наименований источников. В работе имеется 7 таблиц, 3 рисунка и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость в повышении качества и эффективности экологического образования детей, начиная с детского дошкольного возраста. Ведь спасти окружающую среду от гибели можно только в том случае, если каждый человек осознает личную ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
Проблема экологического образования дошкольников достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, и содержание экологического образования.
Изучив литературу по проблеме исследования, мы выявили, что особенностями экологического образования является:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- применение разнообразных программ дошкольного образования;
- создание и использование разнообразной среды;
- применение различных форм и методов экологического образования дошкольников.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности.
Экологическая культура - это одна из составляющих общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а также взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющая отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в системе непрерывного экологического образования, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей.
В связи с этим, целью нашей работы стало выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, влияющих на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста нами были выделены, теоретически описаны следующие педагогические условия:
1. Руководство экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективность выделенных педагогических условий проверялась опытно-поисковым путем.
Базой исследования стали воспитанники старшей группы МБДОУ «Красная шапочка» п. Междуреченский Ханты-Мансийского автономного округа в количестве 21 человек.
Анализ результатов входной диагностики показал недостаточный уровень сформированности экологической культуры, что подтверждает необходимость в совершенствовании учебно-образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выделенных нами педагогических условий, была проведена работа по экологизации предметно-пространственной среды и совершенствования учебно-образовательного процесса:
1. Создан уголок природы в помещении средней группы.
2. Создан огород на территории детского сада.
3. Разработан план природоведческих экскурсий.
После внедрения педагогических условий и анализа повторной диагностики был выявлен рост уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, который повысился на 14%.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили эффективность выделенных педагогических условий, которые могут быть использованы при организации экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.



1. Артамонова, О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О.А. Артамонова// Длшкольное воспитание. - 1995. - №4.-С.37-42
2. Ашиков,В.И. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст]/ В.И.Ашиков. - М.: Педагогическое общество России.-1998.- 172 с.
3. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующего детским садом [Текст]/- М.: АСТ. - 1997.-394 с.
4. Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст]/ Л.А. Бобылева// Дошкольное воспитание.-2016.- №7.—С.76-78
5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детми 5-6 лет [Текст]/ Т.М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2002.-159 С.
6. Бочарова, Н.И. Организация прогулок - походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.И. Бочарова. - Орел, 1998. - 200 с.
7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст]/ А.И. Васильева. - Минск, 2014. - 297 с.
8. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]/В.Н. Волчкова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 216.-131 с.
9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]/ О.А.Воронкевич. - СПб.: Детство-пресс, 2016.-335 с.
10. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства [Текст]/ Е.В.Гончарова. - Ростов- на-Дону: РГПУ, - 2016.-288 с.
11. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, утренники, викторины, игры [Текст]/ О.Ф. Горбатенко. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 332 с.
12. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры [Текст]/ Э.В. Гирусов. - М.: ИНФРА, 2016. - 374 с.
13. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения [Текст]/ С.Н. Глазачев. - Волгоград, 2016. - 235 с.
14. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе [Текст]/ С.Д. Дерябо. - М.: ЦКФЛ, 2016. - 227 с.
15. Дик, Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников [Текст]/ Н.Ф. Дик. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013. - 137 с.
16. Зайнуллина, Г.Ф.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] Г.Ф. Зайнуллина// Актуальные вопросы современной педагогики. - 2016. - № 9. - С.62-66
17. Зверев, И.Д. Экологическое воспитание [Текст]/ И.Д.Зверев. - М.: Просвещение, - 2016. - 220 с.
18. Коломина, Н.В. Воспитание основ эколгической культуры в детском саду: сценарии занятий [Текст]/ Н.В. Коломина.-М.:ТЦСфера,- 2015. -119 с.
19. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]/ Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, - 1991. - 220 с.
20. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования [Т екст]/Л.В. Моисеева. -Екатеринбург,-2004-168 с
21. Миронов, А.В. Актуальные вопросы экологического образования [Текст]/ А.В. Миронов. -М.: Просвещение, - 2017. - 642 с.
22. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст]/ С.Н. Николаева - М.:Новая школа, - 1993. - 124 с.
23. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст]/ С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1996.- № 7.- С. 36-40
24. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка [Текст]/ С.Н. Николаева// Начальнач школа. - 2014. - № 9. - С. 6-11
25. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]/ С.Н. Николаева, - М.: Просвещение. - 2016. - 208 с.
26. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей [Текст]/ С.Н. Николаева, - М.:Академия. - 2016. - 336 с.
27. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении [Текст]/ В.А. Петровский, - М.: Научно- методическое
объеинение «Творческая педагогика», - 1993. - 102 с.
28. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа [Текст]/Н.А Рыжова, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. - 1996. - 156 с.
29. Рыжова, Н.А. Педагогическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст]/Н.А Рыжова// Дошкольное образование — 2001. - № 7. - С. 61-69
30. Рыжова, Н.А. Педагогическая модель организации экологического воспитания в ДОУ [Текст]/Н.А Рыжова// Дошкольное образование -- 2000. - № 9. - С. 40-46
31. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды
[Текст]/Н.А Рыжова// Дошкольное образование -- 1999. - № 3. - С. 50-6
32. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка [Текст]/Н.А Рыжова//
Дошкольное воспитание .- 2000. - № 4. - С. 25-36
33. Серебрякова, Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему
ценностей и их роль в развитии современной личности [Текст]/Т.А.
Серебрякова// Наука и школа. - 2016. - №3. - С.15-18
34. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]/ В.А. Сластенин, - М.: Академия, 2016.- 230 с.
35. Сластенин, В.А. Общая педагогика [Текст]/ В.А. Сластенин, - М.: Владос, 2016.- 167 с.
36. Симонова, Л.П. Экологическое развитие детей на экскурсии [Текст]/ Л.П. Симонова// Молодой ученый. - 2016.- №6. - С. 112-120.
37. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание [Текст]/ И.В. Цветкова, - М.: Педагогическое общество России, - 2016.- 298 с.
38. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры [Текст]/ В.А. Ясвин, - М.: Наука, - 2010.- 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ