Условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологической культуры дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Сформированность экологической культуры детей дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 30
2.2. Внедрение условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в образовательный процесс ДОУ 37
2.3. Уровень сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура» 13
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования экологической культуры дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Сформированность экологической культуры детей дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 30
2.2. Внедрение условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в образовательный процесс ДОУ 37
2.3. Уровень сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В современном мире глобальный масштаб приобрели экологические проблемы. Причины проблем видятся, в том числе, в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски. Понимание серьезных экологических проблем планеты, ценности природы и жизни на Земле, привело к осознанию потребности в изменении мировоззрения человека, в необходимости интенсивного экологического образования людей, начиная с детского дошкольного возраста.
Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.
Следовательно, в складывающихся обстоятельствах, большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий - «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Проблема развития экологической культуры в Российской Федерации, занимает существенное положение в педагогике и требует многостороннего рассмотрения и полного исследования не только лишь на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры в своих исследованиях рассматривали Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие работали над разработкой принципов экологического воспитания.
Ощутимое влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.
А. А. Парахин (2001) определил экологическую культуру личности как «совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество - природа», и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действие в ее защиту, а, следовательно, формирование экологического сознания». В то же время еще четко не выделены условия, при которых формирование экологической культуры происходит наиболее эффективно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между реальной необходимостью формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих успешности осуществления данного процесса в ДОУ.
Объект исследования- процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет- педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Выявить, теоретически экспериментально проверить условия, влияющие на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Раскрыть особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Описать сущностную характеристику понятия «экологическая культура».
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность выделенных и внедренных педагогических условий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования явились: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, анализ диагностических данных.
Исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Красная шапочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п. Междуреченский, ул. Ленина, 17А). В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы «Елочка» в возрасте от 4 лет 10 месяцев до 5 лет 8 месяцев.
Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования и разработанных материалов в дошкольных образовательных учреждениях для повышения эффективности процесса экологического образования детей.
Работа изложена на 64 страницах машинописного текста, включает введение, основную часть, заключение. Библиографический список включает 38 наименований источников. В работе имеется 7 таблиц, 3 рисунка и 3 приложения.
Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.
Следовательно, в складывающихся обстоятельствах, большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий - «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Проблема развития экологической культуры в Российской Федерации, занимает существенное положение в педагогике и требует многостороннего рассмотрения и полного исследования не только лишь на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры в своих исследованиях рассматривали Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие работали над разработкой принципов экологического воспитания.
Ощутимое влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.
А. А. Парахин (2001) определил экологическую культуру личности как «совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество - природа», и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действие в ее защиту, а, следовательно, формирование экологического сознания». В то же время еще четко не выделены условия, при которых формирование экологической культуры происходит наиболее эффективно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между реальной необходимостью формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих успешности осуществления данного процесса в ДОУ.
Объект исследования- процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет- педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Выявить, теоретически экспериментально проверить условия, влияющие на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Раскрыть особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Описать сущностную характеристику понятия «экологическая культура».
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность выделенных и внедренных педагогических условий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования явились: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, анализ диагностических данных.
Исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Красная шапочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п. Междуреченский, ул. Ленина, 17А). В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы «Елочка» в возрасте от 4 лет 10 месяцев до 5 лет 8 месяцев.
Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования и разработанных материалов в дошкольных образовательных учреждениях для повышения эффективности процесса экологического образования детей.
Работа изложена на 64 страницах машинописного текста, включает введение, основную часть, заключение. Библиографический список включает 38 наименований источников. В работе имеется 7 таблиц, 3 рисунка и 3 приложения.
Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость в повышении качества и эффективности экологического образования детей, начиная с детского дошкольного возраста. Ведь спасти окружающую среду от гибели можно только в том случае, если каждый человек осознает личную ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
Проблема экологического образования дошкольников достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, и содержание экологического образования.
Изучив литературу по проблеме исследования, мы выявили, что особенностями экологического образования является:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- применение разнообразных программ дошкольного образования;
- создание и использование разнообразной среды;
- применение различных форм и методов экологического образования дошкольников.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности.
Экологическая культура - это одна из составляющих общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а также взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющая отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в системе непрерывного экологического образования, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей.
В связи с этим, целью нашей работы стало выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, влияющих на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста нами были выделены, теоретически описаны следующие педагогические условия:
1. Руководство экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективность выделенных педагогических условий проверялась опытно-поисковым путем.
Базой исследования стали воспитанники старшей группы МБДОУ «Красная шапочка» п. Междуреченский Ханты-Мансийского автономного округа в количестве 21 человек.
Анализ результатов входной диагностики показал недостаточный уровень сформированности экологической культуры, что подтверждает необходимость в совершенствовании учебно-образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выделенных нами педагогических условий, была проведена работа по экологизации предметно-пространственной среды и совершенствования учебно-образовательного процесса:
1. Создан уголок природы в помещении средней группы.
2. Создан огород на территории детского сада.
3. Разработан план природоведческих экскурсий.
После внедрения педагогических условий и анализа повторной диагностики был выявлен рост уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, который повысился на 14%.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили эффективность выделенных педагогических условий, которые могут быть использованы при организации экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблема экологического образования дошкольников достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, и содержание экологического образования.
Изучив литературу по проблеме исследования, мы выявили, что особенностями экологического образования является:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- применение разнообразных программ дошкольного образования;
- создание и использование разнообразной среды;
- применение различных форм и методов экологического образования дошкольников.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности.
Экологическая культура - это одна из составляющих общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а также взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющая отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в системе непрерывного экологического образования, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей.
В связи с этим, целью нашей работы стало выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, влияющих на процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста нами были выделены, теоретически описаны следующие педагогические условия:
1. Руководство экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективность выделенных педагогических условий проверялась опытно-поисковым путем.
Базой исследования стали воспитанники старшей группы МБДОУ «Красная шапочка» п. Междуреченский Ханты-Мансийского автономного округа в количестве 21 человек.
Анализ результатов входной диагностики показал недостаточный уровень сформированности экологической культуры, что подтверждает необходимость в совершенствовании учебно-образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выделенных нами педагогических условий, была проведена работа по экологизации предметно-пространственной среды и совершенствования учебно-образовательного процесса:
1. Создан уголок природы в помещении средней группы.
2. Создан огород на территории детского сада.
3. Разработан план природоведческих экскурсий.
После внедрения педагогических условий и анализа повторной диагностики был выявлен рост уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, который повысился на 14%.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили эффективность выделенных педагогических условий, которые могут быть использованы при организации экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2018 - Становление экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019



